Урок литературного чтения в 4 классе
М.М. Пришвин «Изобретатель»
Включить экран
Ход урока:
1.Прежде чем узнать тему нашего урока, я хочу, чтоб вы приняли участие в викторине.
1.Серое хищное животное, проживающее в лесах нашего региона? (Волк).включить
2.Какое животное ежегодно сбрасывает собственные рога? (Лось).включить
3.Какое животное самое первое смогли приручить первобытные люди? (Собака).включить
4. Какой мелкий зверек, когда спит, прячется под собственными ушами? (Заяц).включить
5.Небольшой грызун, забивающий едой собственные щеки? (Хомяк).включить
-Молодцы! Животный мир настолько разнообразен, за животными и их повадками очень интересно наблюдать!!!
-Как вы думаете, почему я начала урок с викторины о животных?
(будем читать произведение о животных)
- Скажите, пожалуйста, кто ещё радует наш
глаз в небе и наше ухо весной, своим пением (Птицы)
-А какие птицы есть в нашем родном крае? (дятел, синица, сорока…). нажать на
слайд (включить звук)
-Какие реки и озёра расположены на территории нашего края?(Ладожское и Онежское озёра-самые крупнейшие пресноводные озёра в Европе),Выгозеро,Сямозера, Через территорию города протекает несколько несудоходных рек: Лососинка, Неглинка.
-А вот какие птицы водятся на территории наших озёр и
рек (хохлатая чернеть, краснозобая гагара,белапя,куропатка).(включитькартинки).
2. Сегодня
мы прочитаем с вами один интересный рассказ.Откройте учебники на стр.93
- Скажите кто автор рассказа?
- Вам знаком этот писатель?
- Сейчас Соня нам об этот писателе.(подготовить слайд)
Михаил Михайлович Пришвин – знаменитый писатель-натуралист.. родился 4 февраля 1873 Детство прошло в доме его деда в Хрущево-Левшино Орловской области. Его отец, Михаил Дмитриевич, занимался селекцией лошадей . Мать будущего писателя, Мария Ивановна, была домохозяйкой и занималась воспитанием детей.Кроме Михаила, в семье Пришвиных родилось еще четверо детей.
В школе мальчик плохо учился. Заинтересованность учёбой появилась в Тюмени, куда Пришвина отправили к родственнику купцу. Большие изменения принес Пришвину 1906 год, став для него переломным - он отправился в путешествие по Карелии, где и обнаружил у себя интерес и талант к литературе. Уже в этом году он выпускает свой первый рассказ «Сашок»,а в 1907 году появляется и его первая книга под названием «В краю непуганых птиц», где собраны все путевые заметки и очерки о природе и жизни северян. Всё творчество писателя пронизано любовью к природе и восхищением ею. Самые известные произведения Пришвина – «Кладовая солнца», «Лисичкин хлеб», а также его достоянием стали дневники, которые он вел в своих многочисленных путешествиях. Помимо писательской деятельности некоторое время работал корреспондентом и агрономом. Жизнь писателя закончилась в 1954 году. В 2015 году в парке Скитские пруды в Сергиевом Посаде писателю был установлен памятник. Также именем писателя назван астероид.(показать слайд)
-Итак,что запомнили о писателе?
Давайте спрогнозируем задачи на урок(слайд). (выключить)
3)Посмотрите на заглавие.- Кто же такой изобретатель?
«Изобретатель - тот, кто изобрёл что-то новое, прежде неизвестное»).Даша,найди понятие слова Изобретатель в толковом словаре.А остальные попробуйте предположить почему автор назвал рассказ именно так?
-Давайте узнаем, верны ли наши предположения.
-Даша, начинай читать, когда я скажу, остановишься. Остальные следят за чтением. (Включить экран)
-Прочитайте первое предложение. Какие утята были? (Кряковые.) Как вы понимаете-кряковые утята? Утята утки –кряквы. Влада расскажет нам об утке-крякве.(Выключить)
- Как утята появились у рассказчика? (автор взял себе их на воспитание)
-Ск-ко их было всего? (19 утят).У вас на партах варианты ,как можно озаглавить данный пункт плана. Выберите подходящую полоску. (Дикие утята). (Я НА ДОСКЕ)
-Попробуйте предположить, что может произойти дальше.
Читаем 2 часть:
- Оправдались ваши предположения?
- Кто помог высиживать утиные яйца?
- Что значит «пустая голова»?(нет никаких мыслей)
- Кого автор назвал «пустая голова»?(Мусю)
- Кто такая Пиковая Дама?(включить экран)
-Как озаглавим 2 часть? Подберите подходящее название (Как Пиковая Дама стала утиной мамой)
Я на доске.
-Давайте проведём физкультминутку.МОЛОДЦЫ!!!(выключить)
Что может произойти дальше?
Читем 3 часть
- Предположение подтвердилось?
- Почему Пиковая Дама была сердита?
Как озаглавим 3 часть? Подберите подходящее название (Почему ПД рассердилась).(Я НА ДОСКЕ
- Подумайте, как могут развернуться события дальше?
Читаем 4 часть
- Что значит «воин ростом с огурец»?
- Кого автор так называет?
-Почему автор назвал так утёнка?
- Какой вопрос задает сам себе и нам автор?
Как озаглавим 4 часть? Подберите вариант (Как он выбрался из корзинки?)(Я НА ДОСКЕ)
- Как вы думаете, что же будет дальше?
- Следующую часть я прочитаю сама, а вы подумайте, какие вопросы вы можете к ней задать.
Дети задают вопросы к отрывку.
- Зачем автор завязал ленточку на ноге утёнка?
- Как утёнок мог вылезти из корзины?
Как озаглавим 5 часть? (Эксперимент с ленточкой).(Я НА ДОСКЕ)
- Предположите, чем закончится эта история.
Самостоятельно прочитайте рассказ до конца .
- Можно ли назвать утёнка изобретателем?
- Прочитайте последнее предложение.
-Что заметили в написании слова Изобретатель? (слово Изобретатель написано с заглавной буквы.)
Как можно по другому назвать утёнка , подберите слова ,близкие по значению (смышленый, догадливый, умничка, сообразительный)
- Мы с вами убедились,
что птицы, животные изобретательны, похожи на людей. О них еще говорят «братья
наши меньшие».
-Можно ли сказать, что птицы у Пришвина совершают поступки, у них определенное
поведение, индивидуальный характер.
-Докажите.
Каким должен быть автор, который так интересно пишет о животных?
( добрым, наблюдательным, внимательным).
(демонстрация рисунков детей с сочинениями).
Сейчас проверим ,как вы внимательно читали и слушали рассказ.
1.Сколько утят взял к себе на воспитание автор рассказа?(1, 2 ,3)
2.Как назвали уточек?(Дуся и Муся, Дуся и Марфа, Муся и Люся)
3.Где весной устроили гнёзда уткам? (На болоте, В подвале, Во дворе)
4.Сколько яиц отложила в гнездо Дуся?(10 , 12 , 16)
5.Сколько яиц отложила в гнездо Муся?(14 , 12, 8)
6.Какая из уток отказалась высиживать птенцов?(Муся, Дуся)
7.Где встретились и стали одной семьёй утята Муси и Дуси?(На прогулке, во дворе, На пруду, В огороде)
8.Сколько утят первоначально обнаружили автор и дети вне корзины?(1, 2 ,3)
9.Как выбирался «на волю» утёнок?(Самостоятельно, С помощью мамы- утки)
10.Какое прозвище дали ребята утёнку, самостоятельно выбиравшемуся из корзинки?(«Догадливый» ,«Изобретатель», «Умничка»)
11. Кто автор произведения «Изобретатель»?(С. Маршак ,М. Пришвин, А. Толстой)(Включить экран)
3. Итог урока. Рефлексия.
- Как вы думаете,
чему мы должны научиться после чтения этого рассказа? (Мы должны научиться
бережно относиться к природе и животным, постараться замечать удивительные
явления в их жизни.) А вы любите животных? Почему?
Что вы должны помнить, когда заводите домашних питомцев?
Закончить хотелось бы словами Экзепюри «Мы в ответе за тех, кого приручили», не
забывайте эти слова и любите животных и птиц. Ведь они «братья наши меньшие».
-А теперь рефлексия.
6. Домашнее задание.
Откройте дневники, на завтра запишите дз-заполнить таблицу о героях рассказа
РЕЗЕРВ!
- Выберите пословицу, которая подходит к данному произведению:
Смекнешь да схитришь - врагов победишь.
Сметлив и хитер - пятерым нос утер.
Умному свистни, а он уже смыслит.
Дружба заботой да подмогой крепка.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.