Изучение фонетики и графики на уроках русского языка в начальной школе
Фонетика – наука о звуках, графика – о буквах. С фонетики начинается обучение русскому языку.
Фонетика оперирует следующими понятиями: звук, фонема, гласный звук, согласный звук, твердый/мягкий, звонкий/глухой, слог, ударение, ударный/безударный слог
При изучении фонетики реализуются следующие цели и задачи:
1) развитие фонематического слуха. Дело в том, что в русском языке одна и та же фонема в разных позициях может быть представлена разными звуковыми вариантами. Сравните: зуб – зубы, берег – берега. И нам необходимо научить видеть взаимосвязь между фонемой и ее вариантами <б>||[п],[б] <э>||[и],[э]. В сильной позиции фонема реализуется в сильном варианте, то есть фонема, звук и буква совпадают, используется один и тот же графический значок, а в слабой позиции фонема и звук не совпадают.
2) различать варианты в сильной и слабой позиции;
3) легко переходить со звукового на графический код и обратно;
4) отчетливо воспринимать звуки и характеризовать их;
5) владеть фонетическим анализом слова;
6) воспринимать звучащую речь, понимать адекватно ее содержание;
7) отчетливо, орфоэпически правильно говорить.
Итак, по фонетике и графике ученики должны уметь (быть компетентными): воспринимать на слух и воспроизводить все звуки речи, отчетливо произносить слова, четко их артикулируя, воспринимать скороговорки, потешки, произносить их в разном темпе; проводить звуковой анализ, различать гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие, делить слова на слоги, ставить ударение, понимать двойную роль букв Е,Ё,Ю,Я, уметь обозначать звук [й] на письме.
Фонетико-графико-орфографической работе посвящен 1 и 2 класс начальной школы.
«Они должны совершенствовать умения слышать звуки русского языка в слове, правильно их произносить, устанавливать последовательность звуков в слове, различать особенности гласных и согласных, ударных и безударных, твердых и мягких, глухих и звонких, парных и непарных, соотносить звуки и буквы, правильно называть все буквы алфавита, записывать слова без пропусков, обозначать мягкость предыдущего согласного, употреблять Ь».
При изучении фонетики используются следующие приемы работы:
1) сопоставление звучащего/записанного слова;
2) фиксация различий между звуковой и графической оболочкой;
3) проговаривание, скандирование, интонирование;
4) аудирование;
5) использование образцов правильного письма и правильной речи;
6) звуковой анализ
|
Министерство образования, науки и молодежной Политики Краснодарского края Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
|
Изучение фонетики и графики на уроках русского языка в начальной школе
студентки III курса
отделения ШО и ПИ
Овчинниковой Виктории
Преподаватель: Голоскок Г.Н.
ЕЙСК, 2019 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.