Изучение иностранного языка как средство развития коммуникативных способностей обучающихся
Оценка 4.6

Изучение иностранного языка как средство развития коммуникативных способностей обучающихся

Оценка 4.6
Культурные мероприятия
doc
английский язык
8 кл
05.02.2022
Изучение иностранного языка как средство развития коммуникативных способностей обучающихся
Моя статья дает рекомендации как развить коммуникативные способности учащихся
статья !.doc

Седымова Ольга Васильевна,

учитель английского языка МБОУ п.Тучково «СОШ №1»

 

Изучение иностранного языка как средство развития коммуникативных способностей обучающихся

 

   Одной из ключевых компетентностей, которой должен овладеть обучающийся в    условиях ФГОС  является коммуникативная, включающая в себя:

·  определение цели коммуникации;

·  оценка ситуации;

·  учет намерений и способов коммуникации партнера;

·  выбор адекватной стратегии коммуникации.

 

 Проблема

Неготовность обучающихся вступить в контакт, раскрыть свой потенциал в различных ситуациях общения на иностранном языке;

Недостаточно разработанная база методов, приемов и упражнений, направленных на развитие способностей к общению обучающихся на иностранном языке.

 

 

           Психологические средства – это изначальные и прижизненно формирующиеся психические функции и образования, служащие организации оптимального поведения по осуществлению потребностей, желаний и целей личности живого существа.   Психологические средства включают в себя сознание;  познавательные процессы и образования; психомоторные процессы и схемы действий; речь – процессы ее восприятия и артикуляции.

          Сквозь призму названных психических процессов покажем взаимосвязь этих понятий с процессом изучения иностранного языка и определим роль этих понятий как психологических средств развития коммуникативных способностей в процессе изучения иностранного языка.

          Коммуникация (общение) – это процесс установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга. Вне коммуникации невозможна человеческая деятельность.

          Согласно одной из точек зрения, коммуникация имеет структуру, где находятся компоненты:  коммуникативный (обмен информацией между общающимися индивидами); интерактивный (организация взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями); перцептивный (процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания). 

           Согласно второй точке зрения, в структуре коммуникации (общения) выделяют: информационно-коммуникативный (приём и передача информации); регуляционно-коммуникативный (взаимокорректировка действий в совместной деятельности); аффективно-коммуникативный блоки.

         В нашем исследовании мы придерживаемся  первой  точки зрения.

Обратимся к познавательным процессам как к средствам развития коммуникации. Познавательные  процессы – это процессы, условно выделенные в целостной структуре психики. Познавательные процессы (ощущение; восприятие; мышление; внимание; память; воображение; речь) как психологические средства для развития коммуникации очень важны в том смысле, что данные процессы находятся во взаимосвязи с развитием речи и,  прежде всего, речи на иностранном языке.

         Рассматривая каждый познавательный процесс отдельно и в совокупности с выделенной нами  структурой коммуникации (общения), можно сказать, что каждый из них играет важную роль в развитии коммуникации посредством речи на иностранном языке.

          Так, к коммуникативной стороне общения можно отнести мышление, внимание, память, речь и воображение. Именно развитие этих познавательных процессов направлено на то, чтобы четко излагать мысли, анализировать высказывания собеседника и аргументировать свою точку зрения.

          К перцептивной стороне общения можно отнести такие познавательные процессы, как ощущение, восприятие, внимание, память. Именно эти процессы  развивают умение человека осознанно сопереживать текущему эмоциональному состоянию другого человека, понять его чувства и переживания.

         К интерактивной стороне общения, то есть к умению взаимодействовать с другими людьми в процессе коммуникации, относятся все познавательные процессы, так как к интерактивной аспекту коммуникации относятся такие умения как соотношение  рационального и эмоционального факторов в общении, самоорганизация общения, умение проводить беседу, собрание, увлечь за собой, сформулировать требование, умение поощрять, наказывать, общаться в конфликтных ситуациях.  

         Таким образом,  все отмеченное нами по поводу познавательных процессов как психологического средства развития коммуникации может относиться и к коммуникации на иностранном языке.

          Можно прийти к выводу, что познавательные процессы, являясь психологическим средством развития коммуникации, влияют и на развитие коммуникации на иностранном языке.

          Ещё одним из видов психологических средств является речь. Речь на иностранном языке предполагает формирование новой языковой картины мира, нешаблонное восприятие иных речевых моделей и  образцов поведения. Можно прийти к выводу, что в данном аспекте речь на иностранном языке развивает не только познавательные процессы, но и навыки коммуникации.

         Речь на иностранном языке, являясь психологическим средством, развивает навыки выражения своих чувств, мыслей и переживаний вербальными средствами. В данном аспекте задействуется  группа механизмов, связанных с построением грамматической структуры высказывания, поиском нужных слов по семантическим признакам, выбором определённой звуковой (при устной речи) или графической системы (при письменной речи).

       Таким образом, задействуется и развивается коммуникативная сторона общения, которая предполагает  не только общение между людьми, но и умения четко излагать мысли, аргументировать, анализировать высказывания.    

        Во взаимосвязи с коммуникацией (общением) это значит, что в процессе использования иностранной речи (в любом из её видов деятельности), развивается перцептивная сторона общения. Человек, который является субъектом коммуникативной деятельности, развивает свои эмпатические умения: сопереживание, умение выслушать, понять, оценить эмоциональное состояние собеседника и т.д.

          Третья  сторона общения – интерактивная развивается посредством речи на иностранном языке, так как субъект коммуникативной деятельности  часто нуждается в том, чтобы установить и наладить контакт с собеседником, взаимодействовать с ним в различных ситуациях общения. Результативность  общения в данном интерактивном аспекте коммуникации во многом определяется  вербальными и невербальными  способностями субъекта,  его активностью в процессе коммуникативной деятельности.  Успешность общения на иностранном языке в интерактивном  аспекте общения,  таким образом, связана с необходимым наличием словарного запаса, социокультурных знаний и общего кругозора человека.

          Иностранный язык, воздействуя на  перцептивный компонент структуры коммуникативных способностей, является средством развития коммуникативных способностей, а также  взаимопонимания посредством создания общего коммуникативного пространства с партнерами по коммуникации.       

            Затрагивая коммуникативный  и интерактивный  компоненты структуры коммуникативных способностей, иностранный язык развивает социокультурные знания обучающихся. При изучении иностранного языка учащиеся встречаются с необходимостью выражения своего отношения к фактам иной культуры так, чтобы  «диалог культур» не нарушался. При этом активизируется аксиологическая функция иностранного языка, обеспечивающая возможности для адекватной ценностной оценки иноязычной информации путем соотнесения ценностных норм родной и изучаемой культур. Готовность учащихся к реализации этой функции предполагает преодоление ими национальной языковой обусловленности образа мира. Формирование этой готовности требует одновременной активации в процессе обучения коммуникативной и аксиологической функций. При условии интегративного характера  проявления этих функций  возникают предпосылки для развития  личности учащихся через познание, обучение, общение посредством иностранного языка. У учащихся приводится в действие механизм формирования того образа мира, который соответствует социальным, политическим и культурным реалиям современной действительности и может служить ориентационной основой для эффективной целенаправленной деятельности человека в ней.

          В иностранном языке заложены потенциальные возможности развития личности учащихся. Следовательно, при конструировании учебного процесса важно учитывать, что иностранный язык выступает как инструмент развития и воспитания личности, как фактор обеспечения предпосылок для самовыражения человека в мире глобализации. Принимая во внимание тот факт, что  главная  цель обучения иностранному языку направлена на формирование поликультурной личности учащихся, актуализация личностно-формирующей функции чрезвычайно велика. Ее результат проявляется в возможности адаптации человека к жизни в условиях иной (неродной) культуры и языка через посредство актуализации знаний о коммуникативном поведении его носителей, информации о мире этого иного языка.

      Таким образом, основываясь на специфических особенностях данной учебной дисциплины, можно сделать вывод, что  изучение иностранного языка является средством развития коммуникативных способностей личности.

 

 

«Загадай слово» (один ученик загадывает английское слово, другие задают ему наводящие вопросы, отрабатывая необходимые грамматические структуры и лексические единицы);

«Закончи предложение» (один ученик начинает говорить предложение, другие должны его закончить);

 «Волшебный мячик» (один ученик называет слово или предложение, кидая другому, тот должен перевести его – отработка лексических единиц);

«Интервью» (ученики работают в парах; задают вопросы друг другу по какой-то определенной тематике, тренируя необходимые грамматические структуры);

 

Игра-беседа «Аргумент» (высказать свое мнение  на иностранном языке по какой-то проблеме. В игре победит тот, кто выскажет больше объективных и четких доводов) –может проводиться в паре, в группах и фронтально;

Игра «Аукцион» (ученики называют ведущему  все слова по той лексической теме, которую изучают; за каждый правильный ответ получают жетоны; победит тот, кто получит большее количество жетонов) и др.


Скачано с www.znanio.ru

Седымова Ольга Васильевна, учитель английского языка

Седымова Ольга Васильевна, учитель английского языка

Коммуникация (общение) – это процесс установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и…

Коммуникация (общение) – это процесс установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и…

К перцептивной стороне общения можно отнести такие познавательные процессы, как ощущение, восприятие, внимание, память

К перцептивной стороне общения можно отнести такие познавательные процессы, как ощущение, восприятие, внимание, память

Таким образом, задействуется и развивается коммуникативная сторона общения, которая предполагает не только общение между людьми, но и умения четко излагать мысли, аргументировать, анализировать высказывания

Таким образом, задействуется и развивается коммуникативная сторона общения, которая предполагает не только общение между людьми, но и умения четко излагать мысли, аргументировать, анализировать высказывания

Готовность учащихся к реализации этой функции предполагает преодоление ими национальной языковой обусловленности образа мира

Готовность учащихся к реализации этой функции предполагает преодоление ими национальной языковой обусловленности образа мира

Загадай слово» (один ученик загадывает английское слово, другие задают ему наводящие вопросы, отрабатывая необходимые грамматические структуры и лексические единицы); «Закончи предложение» (один ученик начинает говорить…

Загадай слово» (один ученик загадывает английское слово, другие задают ему наводящие вопросы, отрабатывая необходимые грамматические структуры и лексические единицы); «Закончи предложение» (один ученик начинает говорить…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2022