Изъявительное наклонение глагола

  • doc
  • 26.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Изъявительное наклонение глагола.doc

Тема. Наклонение глагола. Изъявительное  наклонение            

            глагола.

 Цели урока.

Образовательные:  дать понятие о наклонениях глагола; отработка умения находить глаголы в изъявительном наклонении.

Воспитательные: продолжить прививать любовь к русскому языку,  чувство патриотизма, воспитывать сознательную дисциплину, формировать навыки контроля и самоконтроля.

Развивающие: развивать умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык и научную терминологию, умения выделять главное, обобщать.

                                              Ход урока

I. Слово учителя.

12 апреля 1961 года произошло грандиозное событие. В этот день наша страна успешно осуществила полёт человека в космос. Это был Юрий Алексеевич Гагарин – наш соотечественник. О полёте Юрия Гагарина мы сегодня и поговорим на уроке. Запишите в тетрадях число, классная работа. Начнём со словарной работы. Поставьте три восклицательных знака.

Космос

- Подберите синоним к слову космос? (вселенная) Вселенная

Космонавт-«специалист (человек), совершающий полёт в космическом пространстве».

Скафандр-«герметический костюм, обеспечивающий жизнедеятельность человека во время пребывания под водой, в космосе».

- Назовите однокоренные слова. Подчеркните их

- Объясните лексическое значение слов: космонавт, космодром, скафандр.

-Подберите к этим словам глаголы и запишите получившиеся словосочетания.

(полететь в космос,  облететь  вселенную,  слушать космонавта, надеть скафандр)

- Отметьте в словосочетаниях главное слово. Какой частью речи оно является?

-Что такое глагол?

- Определите вид и переходность глаголов в словосочетаниях.

 Работа с текстом (№1). (Текст на интерактивной доске и на партах у учащихся)

- Прочитайте текст.

12 апреля 1961 года Советский Союз вывел на орбиту Земли космический корабль – спутник с человеком на борту. Пилотом космического корабля являлся гражданин СССР лётчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.

После полёта в своём первом интервью Юрий Гагарин сказал: «… я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, храните и приумножайте эту красоту, а не разрушайте её».

Знал бы Гагарин, как его полёт повлияет на развитие космоса!

- Определите тему текста. (Полёт Юрия Гагарина в космос)

- Определите основную мысль текста. (  Первый человек в космосе – наш соотечественник)

- Как можно озаглавить этот текст?

-Объясните знаки препинания в предложении:

Люди, храните и приумножайте эту красоту, а не разрушайте её. (Первая запятая выделяет обращение Люди; вторая запятая стоит перед союзом а, который связывает однородные члены предложения.

- Назовите однородные члены предложения, чем они выражены? (храните, приумножайте, не разрушайте – это однородные сказуемые, выражены глаголом.

-Отступите одну строчку и запишите эти глаголы в первый столбик.

- Найдите глагол с частицей бы. Запишите его во второй столбик.

- Какие ещё глаголы вам встретились в этом предложении? Запишите их в третий столбик.

храните                      знал бы                                 вывел

приумножайте                                                        являлся

не разрушайте                                                       сказал

увидел

повлияет

- Сколько групп глаголов у вас получилось?

- Запишите тему урока.  Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.

- Объясните правописание разделительного мягкого знака в слове изъявительное?

(можно подобрать однокоренные слова и разобрать их по составу: изъявительное, изъявить, явный, явь)

 Чтение параграфа 83 (первый абзац)

Работа со схемой

Наклонения глагола

- Глаголы какого наклонения выражают побуждение к действию? (повелительное наклонение)

- В каком столбике у нас записаны глаголы повелительного наклонения? Прочитайте их. Подпишите этот столбик.

- Глаголы, в каком наклонении указывают на действие, которое может совершаться при каком-то условии? (в условном наклонении)

- В каком столбике записаны глаголы условного наклонения? Подпишите этот столбик.

- Глаголы, в каком наклонении рассказывают о действии, которое происходило, происходит или произойдёт? (в изъявительное наклонении)

- В каком  столбике записаны глаголы изъявительного наклонения?

Чтение параграфа 83 дальше

-Определите время глаголов 3 столбика.

 Работа с учебником.

Упражнение №…

- Прочитайте стихотворение Агнии Барто.

- Назовите глаголы, обозначающие Танюшины дела. (помогала, ела, пила, села, посидела, встала, пошла, сказала, устала, не могу, помогу)

- Выпишите два первых глагола, определите их вид и время.

Помогала – несов., прош. вр., помогает, будет помогать

Ела – несов., прош вр., ест, будет есть

- Запишите эти глаголы в форме других времён.

- В каком наклонении употреблены эти глаголы? (в изъвительном)

 Работа с текстом (№2).

Задание: списать текст, вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки.

Сказал «п..ехали» Гагарин,

Ракета в космос пон..слась.

Вот это был рисковый парень!

С тех пор эпоха началась….

… Вот буд..т жизнь! Но всё же вспомн..м,

Что кто(то) первым пол..тел…

Майор Гагарин, парень скромный,

Открыть эпоху он сумел.

- Объясните правописание вставленных букв.

- Проверка при помощи интерактивной доски.

Сказал «поехали» Гагарин,

Ракета в космос понеслась.

Вот это был рисковый парень!

С тех пор эпоха началась….

… Вот будет жизнь! Но всё же вспомним,

Что кто-то первым полетел…

Майор Гагарин, парень скромный,

Открыть эпоху он сумел.

Найдите и подчеркните глаголы.

Глаголы какого наклонения употреблены в стихотворении?

Укажите время этих глаголов.

Тест 

1. К какому наклонению относятся глаголы, которые изменяются во временам?

а) к изъявительному       б) к условному       в) к повелительному

2. Глагол, обозначающий действие, которое просят или приказывают выполнить

а) условного наклонения

б) изъявительного наклонения

в) повелительного наклонения

3. Укажите наклонение глагола, который обозначает действие возможное при каком- либо условии.

а)  условное            б) повелительное         в)изъявительное

4. Укажите глагол повелительного наклонения.

а) беги

б) напишу

в) прочитал бы

5. Укажите ряд, в котором все глаголы изъявительного наклонения.

А) сходили бы

б) спешишь

в) не уходи

- Подсчитайте количество баллов. И поставьте себе за урок оценку.

Если  у вас 5 правильных ответов – 5 баллов – оценка 5

4 балла – оценка 4

3 балла – оценка 3

Итог урока

- С какими наклонениями глагола вы познакомились сегодня на уроке?

- Что обозначают глаголы в изъявительном наклонении?

- Как изменяются глаголы в изъявительном наклонении?

 Домашнее задание: