Религия и общественная жизнь
Предмет |
История мировой религии 11 КЛАСС |
Цели урока:
Образовательные: научить сведения об Религия и общественная жизнь (ПК1)
Воспитательные: создать условия для воспитания в учащихся взаимоуважения, умения вести беседу, задавать соответственные теме вопросы (КК1); способствовать развитию внимания, культуры поведения, этики общения (КК5);
Развивающие: воспитывать у учащихся интерес к история как к науке; активизировать познавательную деятельность учащихся через изучение непривычных для них явлений (КК5); способствовать развитию логического мышления и формированию навыков грамотной
Тип урока: формирующий новые понятия, знания.
Используемые на уроке методы: эвристический, работа в мини-группах
Используемые учебные материалы и электронные ресурсы: мел, доска, учебник.
Вводимые компетенции: КК1(коммуникативная), КК5 (общекультурная), ПК1 (предметная)
По завершению урока учащиеся должны:
- Ознакомление с Религия и общественная жизнь
1. |
Организационный момент. (2 мин) Проверить количество учащихся. |
2. |
Проверка и разбор дом.задания.(3 мин) |
3. |
Объяснение нового материала (20 мин) РОЛЬ РЕЛИГИИ В ОБЩЕСТВЕ Из истории человечества хорошо известно, что ни один народ ни в одной области земли не мог и помыслить свою личную и общественную жизнь без религии и системы верований. В ходе исторического развития люди опирались на принципы того или иного религиозного верования для осуществления деятельности основных звеньев общества. Данное положение свойственно всем народам и нациям. Изменение формы и содержания общественной жизни влияет и на постепенное изменение отношения членов общества к религии. Религия и ее положения в первую очередь служили людям, нуждающимся в социальной защите. Поэтому из истории мы знаем, что правящие круги не сразу принимали новые религии. В последующем правящие круги старались использовать религию в целях укрепления своего социально-экономического и политического положения. При этом они не гнушались использовать и противозаконные методы. В частности, на Западе пришли к выводу, что ученые, совершающие великие научные открытия, могут угрожать церковной власти. Ученые обвинялись в колдовстве и подвергались массовым гонениям. Если сравнивать эту ситуацию с Мавераннахром средних веков, особенно периода Темуридов, то история свидетельствует, что мудрые деятели религии не обвиняли труды великих ученых и мыслителей того времени в несовместимости с религиозными догмами. В период тоталитарного строя было принято изображать многих наших великих предков, оставивших нам бесценное духовно-культурное наследие, противником науки. Например, в художественном фильме, снятом в 70-х годах прошлого века, виновником смерти Улугбека называется Ходжа Ахрор Вали. В фильме есть эпизод, в котором Ходжа Ахрор Вали, чтобы дать фетву шахзаде Аб- дулатифу на убийство отца, говорит совету улемов: «Тот, кто надругался над верой, нарушал священные законы шариата, должен быть наказан», «Безбожник Улугбек заслужил смерть». Согласно исторической правде Ходжи Ахрора Вали в момент казни Улугбека не было в Самарканде. Напротив, он всеми силами старался предотвратить междоусобицы между Темуридами. Деструктивные и агрессивные силы, когда хотят завоевать, покорить какой-либо народ или страну, овладеть ее богатствами, в первую очередь стараются обезоружить ее, то есть лишить ее самого большого богатства — национальных ценностей, истории и культуры. Забвение знаний, относящихся к исламу наряду с другими религиями, в бывшем Советском Союзе в ХХ веке послужило одной из причин бездуховности. Идеям атеизма старались придать главенствующее значение. Но в учении исламской религии сформирована традиция «наставник-ученик», религиозные знания передавались от наставника ученикам, что и позволило сохранить до сегодняшнего дня религиозные ценности. История свидетельствует, что религия и общество были тесно связаны друг с другом. Правильная интерпретация религии служила сохранению мира, формированию толерантной среды, развитию науки. А использование ее в корыстных целях становилось причиной нарушения размеренности общественной жизни, возникновения конфликтов в обществе. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ И РЕЛИГИЯ. СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ В ОБЩЕСТВЕ Следует различать такие понятия, как «функция» и «роль» религии. Эти понятия связаны, но не тождественны. Функция - это способ действия религии в обществе. Роль - суммарный результат, последствия выполнения ею своих функций. Существует несколько функций религии в обществе. Мировоззренческая функция религии. Во все времена религия пыталась дать ответы на вопросы о смысле жизни, жизненных трудностях человека и давала людям чувство понимания бытия. Люди, верящие в бога, считают себя не слабым существом, сгибающимся под ударами судьбы, а представляют свою жизнь частицей единого божественного целого. Компенсаторная (утешительная) функция религии. Отвечая на вопросы о смысле жизни, религия утверждает что человек не зря испытывает страдания в этой жизни. И это дает верующим чувство душевного успокоения. Религиозные обряды помогают людям сохранять душевное равновесие в трудные дни. Человек ощущает сочувствие других к себе и испытывает душевное спокойствие от исполнения четко установленных обрядов. Функция социально-религиозной идентификации. Религиозные вероучения объединяют верующих вокруг общих ценностей и единых целей (мы — мусульмане, мы — христиане, мы — иудеи и т. д.). Например, согласно убеждениям, распространенным в Японии, каждый японец рождается синтоистом. Чтобы принадлежать к иудаизму, нужно быть евреем. А в мусульманской религии принадлежность к исламу определяется выполнением условий верования. Социально-регламентирующая функция религии. Во всех религиях социальные отношения верующих регулируются определенными религиозными правилами. Например, регламентируются отношения к родителям, детям, соседям, родственникам и даже к исповедующим другие религии. Функция социального контроля. Религия не ограничивается только определением норм для повседневной жизни, но и контролирует поведение людей. Большинство ограничений религиозных групп касается только их членов. Но некоторые нормы могут касаться и лиц, не состоящих в религиозном сообществе. Например, противодействие употреблению наркотических средств, насилию по отношению к исповедующим другие религии, стремлению овладеть чужим имуществом и другим отрицательным действиям связаны с общими ограничениями и контролем. Адаптационная функция религии. Религия помогает людям адаптироваться к новой социальной среде. Люди, по разным причинам переехавшие в другую страну, с трудом привыкают к местным обычаям. В этом случае они путем сохранения своих религиозных обрядов и норм вероучения, а также родного языка передают культурные и национальные ценности следующим поколениям. Религия, выполняя вышеперечисленные важные социальные функции, оказывает большое влияние на мировоззрение членов общества. Принцип умеренности исламской религии в нашей стране призывает разумно подходить к существующим проблемам в личной и общественной жизни людей на основе таких нравственных ценностей, как толерантность, щедрость, благодеяние, великодушие. С этой точки зрения данный принцип исламской религии служит одним из духовных факторов сегодняшнего стремительного социального прогресса в Узбекистане
|
4. |
Закрепление знаний (15 мин): 1. К каким социальным проблемам приводит использование религии в корыстных целях? 2. Как называется отрасль науки, изучающая отношения религии и общества? 3. В чем основная цель социологии религии? 4. О каких функциях религии в жизни общества вы знаете? 5. В чем выражаются такие понятия, как «функция» и «роль» религии в обществе? |
5. |
Оценивание. Подведение итогов (3 мин) |
6. |
Домашнее задание (2 мин) Ответ на вопросов Подпись учителя:____________ Подпись завуча:_____________
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.