J,otcndj
Оценка 4.9

J,otcndj

Оценка 4.9
docx
19.07.2020
J,otcndj
Религия и общественная жизнь.docx

 

Религия и общественная жизнь

 

Предмет

История мировой религии  11 КЛАСС

Цели урока:

Образовательные: научить сведения об Религия и общественная жизнь (ПК1)

Воспитательные: создать условия для воспитания в учащихся взаимоуважения, умения вести беседу, задавать соответственные теме вопросы (КК1); способствовать развитию внимания,  культуры поведения, этики общения (КК5);

Развивающие: воспитывать у учащихся интерес к история как к науке; активизировать познавательную деятельность учащихся через изучение непривычных для них явлений (КК5); способствовать развитию  логического мышления и формированию навыков грамотной

Тип урока: формирующий новые понятия, знания.

Используемые на уроке методы:  эвристический, работа в мини-группах

Используемые учебные материалы и электронные ресурсы: мел, доска, учебник.

Вводимые компетенции: КК1(коммуникативная),  КК5 (общекультурная), ПК1 (предметная) 

По завершению урока учащиеся должны:

- Ознакомление с Религия и общественная жизнь

1.

Организационный момент. (2 мин)

Проверить количество учащихся.

2.

Проверка и разбор дом.задания.(3 мин)

3.

Объяснение нового материала (20 мин)

РОЛЬ РЕЛИГИИ В ОБЩЕСТВЕ

Из истории человечества хорошо известно, что ни один народ ни в одной области земли не мог и помыслить свою личную и общественную жизнь без религии и системы верований. В ходе исто­рического развития люди опирались на принципы того или иного религиозного верования для осу­ществления деятельности основных звеньев обще­ства. Данное положение свойственно всем народам и нациям.

Изменение формы и содержания общественной жизни влияет и на постепенное изменение отноше­ния членов общества к религии.

Религия и ее положения в первую очередь слу­жили людям, нуждающимся в социальной защите. Поэтому из истории мы знаем, что правящие кру­ги не сразу принимали новые религии.

В последующем правящие круги старались ис­пользовать религию в целях укрепления своего со­циально-экономического и политического положе­ния. При этом они не гнушались использовать и противозаконные методы. В частности, на Западе пришли к выводу, что ученые, совершающие вели­кие научные открытия, могут угрожать церковной власти. Ученые обвинялись в колдовстве и подвер­гались массовым гонениям.

Если сравнивать эту ситуацию с Мавераннахром средних веков, особенно периода Темуридов, то история свидетельствует, что мудрые деятели ре­лигии не обвиняли труды великих ученых и мыс­лителей того времени в несовместимости с рели­гиозными догмами.

В период тоталитарного строя было принято изображать многих наших великих предков, оста­вивших нам бесценное духовно-культурное насле­дие, противником науки. Например, в художественном фильме, снятом в 70-х годах прошлого века, виновником смерти Улугбека называется Ходжа Ахрор Вали. В фильме есть эпизод, в котором Ходжа Ахрор Вали, чтобы дать фетву шахзаде Аб- дулатифу на убийство отца, говорит совету улемов: «Тот, кто надругался над верой, нарушал священ­ные законы шариата, должен быть наказан», «Без­божник Улугбек заслужил смерть». Согласно исто­рической правде Ходжи Ахрора Вали в момент казни Улугбека не было в Самарканде. Напротив, он всеми силами старался предотвратить междо­усобицы между Темуридами. Деструктивные и агрессивные силы, когда хотят завоевать, по­корить какой-либо народ или страну, овладеть ее богатствами, в первую очередь стараются обезоружить ее, то есть лишить ее са­мого большого богатства — национальных ценностей, истории и культуры. Забвение знаний, относящихся к ис­ламу наряду с другими религиями, в бывшем Советском Союзе в ХХ веке послужило одной из причин бездухов­ности. Идеям атеизма старались придать главенствующее значение. Но в учении исламской религии сформирована тра­диция «наставник-ученик», религиозные знания передавались от наставника уче­никам, что и позволило сохранить до се­годняшнего дня религиозные ценности.

История свидетельствует, что религия и общество были тесно связаны друг с другом. Правильная интерпретация рели­гии служила сохранению мира, форми­рованию толерантной среды, развитию науки. А использование ее в корыстных целях становилось причиной наруше­ния размеренности общественной жизни, возникновения конфликтов в обществе.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ И РЕЛИГИЯ. СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ В ОБЩЕСТВЕ

Следует различать такие понятия, как «функция» и «роль» религии. Эти поня­тия связаны, но не тождественны.

Функция - это способ действия ре­лигии в обществе. Роль - суммарный результат, последствия выполнения ею своих функций. Существует несколько функций ре­лигии в обществе.

Мировоззренческая функция религии. Во все времена религия пыталась дать ответы на вопросы о смысле жизни, жизненных трудностях человека и давала людям чувство понимания бытия.

Люди, верящие в бога, считают себя не слабым существом, сгибающимся под ударами судьбы, а представляют свою жизнь частицей единого боже­ственного целого.

Компенсаторная (утешительная) функция ре­лигии. Отвечая на вопросы о смысле жизни, ре­лигия утверждает что человек не зря испытывает страдания в этой жизни. И это дает верующим чув­ство душевного успокоения. Религиозные обряды помогают людям сохранять душевное равновесие в трудные дни. Человек ощущает сочувствие других к себе и испытывает душевное спокойствие от испол­нения четко установленных обрядов.

Функция социально-религиозной идентифи­кации. Религиозные вероучения объединяют ве­рующих вокруг общих ценностей и единых целей (мы — мусульмане, мы — христиане, мы — иудеи и т. д.). Например, согласно убеждениям, распро­страненным в Японии, каждый японец рождает­ся синтоистом. Чтобы принадлежать к иудаизму, нужно быть евреем. А в мусульманской религии принадлежность к исламу определяется выпол­нением условий верования.

Социально-регламентирующая функция ре­лигии. Во всех религиях социальные отношения

верующих регулируются определенными религиозными прави­лами. Например, регламентируются отношения к родителям, де­тям, соседям, родственникам и даже к исповедующим другие религии.

Функция социального контроля. Религия не ограничивается только определением норм для повседневной жизни, но и контро­лирует поведение людей. Большинство ограничений религиозных групп касается только их членов. Но некоторые нормы могут ка­саться и лиц, не состоящих в религиозном сообществе. Например, противодействие употреблению наркотических средств, насилию по отношению к исповедующим другие религии, стремлению ов­ладеть чужим имуществом и другим отрицательным действиям связаны с общими ограничениями и контролем.

Адаптационная функция религии. Религия помогает людям адаптироваться к новой социальной среде. Люди, по разным причинам переехавшие в другую страну, с трудом при­выкают к местным обычаям. В этом случае они путем сохранения своих религиозных обрядов и норм вероучения, а также родного языка передают культурные и национальные ценности следующим поколениям.

Религия, выполняя вышеперечисленные важные социальные функции, оказывает большое влияние на мировоззрение членов общества.

Принцип умеренности исламской религии в на­шей стране призывает разумно подходить к суще­ствующим проблемам в личной и общественной жизни людей на основе таких нравственных цен­ностей, как толерантность, щедрость, благодеяние, великодушие. С этой точки зрения данный принцип исламской религии служит одним из духовных фак­торов сегодняшнего стремительного социального прогресса в Узбекистане

 

 

 

 

4.

Закрепление знаний (15 мин):

1.      К каким социальным проблемам приводит использование ре­лигии в корыстных целях?

2.      Как называется отрасль науки, изучающая отношения рели­гии и общества?

3.      В чем основная цель социологии религии?

4.      О каких функциях религии в жизни общества вы знаете?

5.      В чем выражаются такие понятия, как «функция» и «роль» религии в обществе?

5.

Оценивание. Подведение итогов (3 мин)

6.

Домашнее задание (2 мин)

Ответ на вопросов

Подпись учителя:____________                      Подпись завуча:_____________

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Религия и общественная жизнь

Религия и общественная жизнь

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ И РЕЛИГИЯ

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ И РЕЛИГИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.07.2020