К ВОПРОСУ ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЧЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ С ПРИЗНАКАМИ ГРАФИЧЕСКОЙ ОДАРЁННОСТИ
Оценка 4.6

К ВОПРОСУ ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЧЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ С ПРИЗНАКАМИ ГРАФИЧЕСКОЙ ОДАРЁННОСТИ

Оценка 4.6
docx
25.11.2019
К ВОПРОСУ ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЧЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ С ПРИЗНАКАМИ ГРАФИЧЕСКОЙ ОДАРЁННОСТИ
чер.docx

К ВОПРОСУ ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЧЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ С ПРИЗНАКАМИ ГРАФИЧЕСКОЙ ОДАРЁННОСТИ

 

Абдуллаева Саодат Бахриддиновна- Узбекистан, Туракурганский район школа № 3

Статья посвящена проблеме развития графических способностей одарённых школьников на уроках черчения. Рассмотрена инновационная педагогическая технология проектного обучения как компонент методической системы развития графических способностей школьников. Автор представляет методическую разработку учебно-исследовательского проекта обеспечивающего развитие всех компонентов графических способностей одарённых школьников. Представленное исследование является актуальным и значимым в практической деятельности учителя черчения общеобразовательной школы.

Ключевые слова: одарённые дети, уроки черчения, графические способности, графическая деятельность, пространственное воображение, инновационные педагогические, технологии, технология проектного об/учения.

Одной из актуальных задач современного образования является работа с одаренными учащимися, так как раннее выявление, обучение и воспитание одаренных школьников способствует формированию творческого потенциала общества, дальнейшему развитию науки и производства.

Повышенное внимание к проблеме обучения одарённых детей и накопления большого опыта работы с ними в педагогике, требует создания методических систем в рамках школьных дисциплин. Наше исследование посвящено проблеме развития графических способностей школьников, у которых обнаружены на уроках черчения признаки графической одарённости.

Определить графическую одарённость как совокупность индивидуальных графических способностей, по нашему мнению, можно посредством изучения сферы её проявления, т.е. в графической деятельности. Графическая деятельность осуществляется при оперировании графическими моделями и является самостоятельным видом учебной деятельности, считает И.С. Якиманская [9, с. 13].

Катханова Ю.Ф. определила учебную графическую деятельность как дидактически целесообразное (обоснованное) сочетание специфических для графических дисциплин графических знаний, умений и познавательной деятельности по их приобретению [3, с. 119].

Проведенный анализ научных работ и исследований по вопросам развития способностей в графической деятельности ученых и педагогов -практиков Л.Н. Анисимовой, А.Д. Ботвинникова, Е.А. Василенко, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского, В.А. Гервера, Е.Н. Кабановой-Меллер,

Б.Ф. Ломова, Ю.Ф. Катхановой, В.Ю. Щербаковой, О.П. Шабановой, И.С. Якиманской и др. и собственное исследование графической деятельности учащихся в школе позволили нам выделить структурные компоненты и уровни развития графических способностей учащихся.

Наблюдение за учебным процессом показало, что существует категория детей, чьи достижения в графической деятельности более высокие, чем у их сверстников. Школьники с высоким уровнем развития графических способностей владеют высоким уровнем:

- пространственного мышления, т.е. ученики используют третий тип оперирования [9, с. 96]; преобразуют исходный образ объекта длительно и неоднократно; свободно манипулируют образом с учетом графической основы; легко и переходят от одного изображения к другому; умеют вычленять пространственные соотношения и оперировать ими;

- логического мышления, т.е. школьники обладают высоким уровнем сформированное™ элементарных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, выделения существенного и др. высоким уровнем активности, раскованности и плюралистичности мышления, которые проявляются в продуцировании большого количества различных гипотез, установке на множественность вариантов решения; высоким уровнем организованности и целенаправленности мышления;

- творческого мышления, т.е. учащиеся в соответствии с собственным замыслом самостоятельно создают новые образы, отличающиеся оригинальностью и новизной; они имеют высокую вариативность путей выполнения поставленных задач; одарённый ребёнок свободен в выд-

вижении нестандартных идей, гибок в переходе от одной идее к другой, его отличает высокая скорость протекания мыслительных процессов, он способен самостоятельно увидеть и поставить новую задачу и решить её самостоятельно;

- воображения, т.е. у них хорошо развита способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им; легко преобразовывают графические объекты, без труда дополняют, изменяют сам объект и его положение в пространстве.

- зрительной памяти, т.е. с лёгкостью запоминают образы и графические объекты; они способны к длительному удерживанию образа в памяти, они обладают большим объёмом памяти; высокой способностью без искажения воспроизвести информацию; высокой прочностью запоминания; им требуется минимальное количество времени для полного запоминания материала.

- мотивации, т.е. проявляют яркий интерес к графической деятельности; при решении графических задач у таких детей наблюдается чёткое проявление внутренней мотивации; интересуются задачами повышенной сложности и творческими задачами, с удовольствием работают во внеурочное время, находят возможность применения графическим знаниям и умениям в практической деятельности, свободно проецируют усвоенное в профессиональное будущее.

На основе изучения психологической литературы и собственных исследований, мы пришли к выводу о том, что при соответствующей организации учебной работы школьников с признаками одарённости в графической деятельности [1] таятся огромные возможности для гармоничного развития всех структурных компонентов графических способностей и перехода их на новый более высокий уровень.

Все это дает право заключить, что в обучении черчению детей с признаками графической одарённости необходима методическая система развития графических способностей, которая будет включать в себя инновационные педагогические технологии [5, с. 109], а также педагогическую поддержку ребёнка с признаками графической одарённости со стороны учителя, администрации школы, школьного ученического коллектива.

В качестве инновационной педагогической технологии, входящую в нашу систему мы рассматриваем технологию проектного обучения [5,

с. 111]. Центральным звеном проектного обучения является проект - замысел решения проблемы, имеющей для учащегося жизненно важное значение. Характерную его особенность составляет отличие от уже существующих решений и проектов. Стремление найти лучшее решение определяет основную мотивацию обучения.

Включение в проектно-исследовательскую деятельность позволяет школьнику с признаками графической одарённости получить возможность реализовать свой творческий потенциал, получить надпредметные знания, а также приобрести необходимые основы научной деятельности, которые в заметной степени облегчают дальнейшую адаптацию к обучению в ВУЗе [7]. В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования. Продукт проектирования -учебный проект, в качестве которого могут выступать текст выступления, реферат, доклад, а также графические проекты прикладного назначения. Важно, что проектное обучение, по своей сути, является личностно ориентированным, а значит, позволяет школьникам учиться на собственном опыте и опыте других. Это стимулирует познавательные интересы учащихся с признаками графической одарённости, дает им возможность получить удовлетворение от результатов своего труда, осознать ситуацию успеха в обучении.

 

К ВОПРОСУ ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЧЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ С ПРИЗНАКАМИ ГРАФИЧЕСКОЙ ОДАРЁННОСТИ

К ВОПРОСУ ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЧЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ С ПРИЗНАКАМИ ГРАФИЧЕСКОЙ ОДАРЁННОСТИ

К ВОПРОСУ ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЧЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ С ПРИЗНАКАМИ ГРАФИЧЕСКОЙ ОДАРЁННОСТИ

К ВОПРОСУ ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЧЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ С ПРИЗНАКАМИ ГРАФИЧЕСКОЙ ОДАРЁННОСТИ

К ВОПРОСУ ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЧЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ С ПРИЗНАКАМИ ГРАФИЧЕСКОЙ ОДАРЁННОСТИ

К ВОПРОСУ ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЧЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ С ПРИЗНАКАМИ ГРАФИЧЕСКОЙ ОДАРЁННОСТИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.11.2019