К. Чуковский «Федотка», О. Дриз «Привет»
Цели: – совершенствовать навыки выразительного чтения и целыми словами;
– развивать речевые умения, творческие способности;
– воспитывать доброжелательность, внимательность, отзывчивость по отношению друг к другу.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Учащиеся пересказывают рассказ Н. Артюховой «Саша-дразнилка».
– Разложите карточки парами:
III. Постановка цели урока.
– Послушайте отрывок из произведения. Вспомните название стихотворения.
…Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться.
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане,
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде
Вечная слава воде!
(«Мойдодыр».)К. Чуковский «Федотка», О. Дриз «Привет»
К. Чуковский «Федотка», О. Дриз «Привет»
Ц е л и: – совершенствовать навыки выразительного чтения и целыми словами;
– развивать речевые умения, творческие способности;
– воспитывать доброжелательность, внимательность, отзывчивость по отношению друг к другу.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Учащиеся пересказывают рассказ Н. Артюховой «Сашадразнилка».
– Разложите карточки парами:
III. Постановка цели урока.
– Послушайте отрывок из произведения. Вспомните название стихотворения.
…Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться.
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане,
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде
Вечная слава воде!
(«Мойдодыр».)
– Кто автор стихотворения «Мойдодыр»?
– Сегодня на уроке мы познакомимся с двумя стихотворениями – К. Чуковского
«Федотка» и О. Дриз «Привет».
IV. Изучение нового материала.
1. Р е ч е в а я м и н у т к а.
– Прочтите выразительно шуточное стихотворение:
3. З н а к о м с т в о с о с т и х о т в о р е н и е м К . Ч у к о в с к о г о «Федотка».
– Как называется стихотворение?
– Кто автор?
– Как вы думаете, о ком это произведение?
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:
сиротка – сиротка
несчастный – несчастный
счастливый – счастливый
Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение «Федотка».
4. А н а л и з с т и х о т в о р е н и я.
– Почему плачет Федотка?
– Можно ли действительно назвать его несчастным?
– Как можно назвать это произведение?
– Для чего придумывают дразнилки?
– Какие отрицательные черты мальчика высмеивает автор?
– Чему учит нас это стихотворение?
– Прочтите это стихотворение сначала с сочувствием, а затем высмеивая поведение мальчика.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
V. Продолжение изучения нового материала.
1. З н а к о м с т в о с о с т и х о т в о р е н и е м О . Д р и з «Привет».
– Прочтите словосочетания:
золотое сердце – золотое кольцо;
тяжелые облака – тяжелый груз;
румяные яблоки – румяные щеки.
– Объясните значение этих словосочетаний.
– Кто автор стихотворения?
– Как оно называется?
– Рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, о чем это стихотворение?
Учитель читает стихотворение2. А н а л и з п р о и з в е д е н и я.
– Какие подарки получил ребёнок?
– Что его удивило?
– Что бы вы ответили на вопрос: «Где же привет?»
– В чем разница между горячим приветом и горячим пирогом?
3. Р а б о т а в п а р а х.
– Прочтите друг другу это стихотворение, передавая интонацией чувства малыша.
4. Ч т е н и е с т и х о т в о р е н и я О . Г р и г о р ь е в а «Стук».
– Прочтите название стихотворения.
– Кто его автор?
– Прочтите стихотворение выразительно.
– В какой момент чтения у вас возникло чувство удивления? Почему?
– Что помогло поэту создать это стихотворение?
– Что в нем необычного?
– В какой момент у вас появилось чувство удивления? Зачитайте эти строки.
VI. Итог урока.
– С какими произведениями мы познакомились на уроке?
– Что объединяет стихотворения «Федотка» и «Привет»?
– Какое стихотворение понравилось больше всего?
– Почему?
– Что необычного в стихотворении «Стук» О. Григорьева?
– Рассмотрите иллюстрации (рукавицы, печенье, шарф, конфеты, пирог) и расположите их в
таком порядке, в котором эти подарки для малыша перечисляются автором в стихотворении
О. Дриз «Привет».
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть (по выбору).
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ 18
В русской литературе лишь два писателя получили в народе неофициальное, но почетное звание
«дедушка»: Иван Андреевич Крылов и Корней Иванович Чуковский (1882–1969). Причем Корнея
Ивановича называли «дедушкой Чуковским» еще при жизни. Однако Корней Иванович не любил,
когда его называли «дедушкой Чуковским»: ведь в понятие это укладывалась лишь небольшая
часть того, что им сделано в литературе: сказки, песенки, загадки, потешки, переводы и пересказы
для самых маленьких. И, однако, сколь ни существенна остальная, бóльшая часть его творчества –
для детей постарше и особенно для взрослых, все же наиболее оригинален Чуковскийсказочник,
Чуковский – детский поэт. Его стихотворные сказки с неменьшим основанием могут быть названы
поэмами для малышей, а писатель и филолог Ю. Тынянов – тоже не без оснований – назвал их
«детским комическим эпосом».
Стихотворные сказки Чуковского – точно введение в курс великой русской поэзии. Они
доступны даже самым маленьким детям, и все же это настоящие стихи, созданные по тем же
законам, что и стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова. А главное – они завораживают маленького
читателя своей музыкой, удовлетворяют его огромнейшую тягу к поэзии, которая у малышей
развита особенно сильно.
У К.
Чуковского
активный,
любознательный и всегда побеждающий. Даже там, где такого героя формально нет (например,
в «МухеЦокотухе» или «Тараканище»), даже там герой, выручающий всех, напоминает озорного
мальчишку – правда, не просто озорного, но и бесстрашного (Комарик, Воробей или, позднее,
Бибигон).
ребёнок
сюжета
–
центре
в
Маленький сын Чуковского, для которого поэт начал сочинять «Крокодила», с первого раза
запомнил почти весь прочитанный ему текст наизусть. Поистине поэма обладала какимито
магическими свойствами, помогавшими такому мгновенному усвоению.
Что же это за свойства?
В поэме этой очень много рифм – не только внешних, но и внутренних. Рифмы тут резонируют,
отражаются друг от друга, друг с другом перекликаются, и, конечно же, это способствует
быстрейшему запоминанию стихов: одна строка тянет за собой другую:
Гимназисты за ним,
Трубочисты за ним,
И толкают его,
Обижают его…