Кафедральный храм Российской Империи
Исаакиевский собор – выдающийся памятник русской архитектуры первой половины XIX столетия, построенный Огюстом Монферраном в стиле позднего классицизма.
Здесь находятся редчайшие собрания русской академической монументальной живописи, скульптуры, мозаики, цветного и поделочного камня.
Изначально храм Св. Исаакия Далматского был кафедральным храмом Санкт-Петербурга и считался главным православным собором Российской империи. Он не имеет аналогов в мировой и отечественной архитектуре и искусстве.
Первая деревянная Исаакиевская церковь 1710 год.(литография с рис. О. Монферрана)
Уже в первой Исаакиевской церкви 19 февраля 1712 года состоялось венчание Петра Алексеевича и Екатерины Алексеевны (будущей императрицы Екатерины I).
А с 1723 года царь подписал специальный указ, предписывающий чинам Адмиралтейства и морякам Балтийского флота принимать присягу только в этом храме.
Третья Исаакиевская церковь. Проект А.Ринальди. 1768 год. (рис. О. Монферрана)
Третий Исаакиевский храм был заложен 8 августа 1768 года по проекту Антонио Ринальди. Деньги на его возведение были отпущены, но строительство под руководством Ринальди и архитектора А.Виста шло очень медленно. Завершил затянувшуюся стройку архитектор Винченцо Бренна.
30 мая 1802 года митрополит Амвросий в Высочайшем присутствии императора Александра I освятил собор.
На следующие полтора десятилетия Исаакиевский собор становится главным столичным храмом, и остается им до тех пор, пока во время пасхального богослужения не произошло то, о чем сообщал в своем донесении протоиерей храма М.Соколов высокопреосвященному Амвросию:
«Сего 9-го апреля ... после херувимской песни, отсыревшая в сводах штукатурка упала на правый клирос, не причинив никому вреда, и падением своим сделала сильный удар и в народе содрогание, да притом нами еще усмотрено во внутренности церкви во многих местах от сырости повреждение штукатурки»
Строительство Исаакиевского собора продолжалось с 1818 по 1858 год. По своему размаху оно превосходило подобного рода работы не только в Петербурге, но и во всей России.
За 40 лет в нем приняли участие почти 500 000 человек: каменотесов, плотников, камнерезов, лепщиков, кузнецов, скульпторов и живописцев.
Металлический каркас главного купола
Строительство Исаакиевского собора стало своеобразной практической академией отечественной архитектуры, где испытывались новые материалы, новые конструктивные приемы, изучались и применялись проектировочные и строительные методы. Так, следуя примеру Монферрана, русские зодчие начали широко применять в строительстве металлические конструкции
Монферран Анри Луи Огюст Рикар де (1786–1858)
Пересекая летом 1816 года границы Российской империи, вряд ли надеялся тридцатилетний Анри Луи Огюст Рикар де Монферран, что впереди его ожидают слава, известность, награды, европейское признание как архитектора и главное творение его жизни – Исаакиевский собор.
Удачный случай для Монферрана – именно во время его службы в Комитете Александр I отдает распоряжение Бетанкуру поручить кому-либо разработку проект реконструкции Исаакиевского собора. Бетанкур предлагает это Монферрану.
Началось строительство 4-го Исаакиевского храма с устройства фундамента. Предполагая свести к минимуму последствия будущей неравномерной осадки грандиозного сооружения, Монферран спроектировал сплошной, заложенный под всем собором фундамент. Это был редкий случай даже для Петербурга с его зыбкой, болотистой почвой.
Николай I (1796-1855)
Сразу же после воцарения императору Николаю пришлось решать многочисленные проблемы, унаследованные им от своего венценосного брата. Не последнее место в их числе занимало возведение нового Исаакиевского кафедрального собора. Царь регулярно выслушивал отчеты о его строительстве, сам вносил дельные предложения, как в техническом, так и в художественном плане. Немалая заслуга императора и в том, что работы продвигались достаточно быстро. Они обошлись российской казне в немыслимую по тем временам сумму - в более чем 23 000 000 рублей серебром.
Александр II (1818 – 1881)
Огромные толпы верующих присутствовали на церемонии освящения храма, соседние улицы и даже крыши ближайших домов были переполнены людьми. В великолепном кортеже проследовали к собору император Александр II и весь Двор. Вокруг храма были выстроены войска в полной парадной форме. Городское духовенство в белых с золотом одеяниях участвовало в крестном ходе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.