Урок географии в 8 классе
Тема: Как ориентироваться по карте России
Цели:
1) образовательные:
-выявление особенностей природы крупных районов России;
-развитие умений самостоятельно добывать знания и применять полученные знания в новых условиях;
2) развивающие:
-развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать результаты исследований;
-развитие умение проявлять творческую активность;
3) воспитательные:
-воспитание ценности научного знания;
-воспитание интереса и любви к географии своей страны, целеустремленности, коммуникативности, объективности.
Ход урока
Оргмомент.
1. Этап мотивации к учебной деятельности.
-Что мы изучали в 1 разделе? (Географическое положение России, часовые пояса).
- Мы начинаем изучать природу России. Вспомните понятие «природный комплекс». В какой последовательности характеризовали природу? (Рельеф, климат, внутренние воды, почвы, растительный и животный мир).
-Важна ли эта последовательность? Почему? (Да, т.к. все компоненты природы тесно взаимосвязаны и взаимозависимы).
Этап актуализации и пробных учебных действий.
- Как вы думаете: С природой, каких государств сходна природа России? (США и Канада)
- Почему? (северное полушарие, высокие широты, большая удалённость от экватора, влияние 3-х океанов).
- Великий русский поэт М.Ю.Лермонтов написал такие проникновенные строки о России:
Но я люблю - за что, не знаю сам – её степей холодное молчанье,
Её лесов безбрежных колыханье, разливы рек её, подобные морям…
-Действительно, «веет холодком» от этих строк, но так ли однообразна природа России?
2. Просмотр фрагмента видеоурока.
- Можно ли утверждать, что природа России однообразна? ( Наоборот, очень разнообразна). -В стихотворении «Русь» Иван Никитин так писал об этом:
Под большим шатром голубых небес- вижу даль степей зеленеется.
И на грани их, выше тёмных туч, цепи гор стоят великанами. По степям в моря реки катятся, и лежат пути во все стороны. Посмотри на юг- нивы зрелые, что камыш густой, тихо движутся. Мурава лугов ковром стелется, виноград в садах наливается.
Огромная территория России размещена всего в трех климатических поясах, но что влияет на разнообразие ее природы? (Рельеф, близость океанов, движение воздушных масс, тектоника, геологическое время образования, процессы выветривания).
Для ориентирования по карте России нужно знать главные реки России.
Самая известная- Волга, в Сибири-Обь, Енисей, Лена, на Дальнем Востоке- Амур (найти и показать на карте).
Чтобы легче было ориентироваться по карте на нее наносят и крупные города. Крупнейшие города-миллионеры: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Воронеж, Казань, Самара, Волгоград, Ростов-на-Дону, Пермь, Уфа, Екатеринбург, Челябинск, Омск, Новосибирск, Красноярск (найти и показать на карте).
-Найдите на карте, самую длинную в мире железную дорогу-Транссибирскую магистраль, протянувшуюся через всю нашу страну от Москвы до Владивостока, на 9288 км.- это еще один объект, помогающий ориентироваться на карте.
Таким образом, учитывая разнообразие природно – климатических условий, большую вытянутость с запада на восток, а также огромные размеры государства, территорию России принято делить на 8 крупных природных районов.
Деление территории на части называют районированием, выделяют районирование природное и экономическое.
- Районирование в России было проведено на рубеже 19-20 в.в. выдающимися русскими учеными В.В. Докучаевым и Л.С. Бергом.
Работа с учебником стр. 15, рис. 7.
1- Русская равнина
2- Северный Кавказ, Крымские горы
3- Урал
4- Западная Сибирь
5- Средняя Сибирь
6- Северо-Восточная Сибирь
7- Горы Южной Сибири
8-Дальний Восток
-Каждый природный район индивидуален, неповторим, единственен и прекрасен по-своему. Нельзя спутать Русскую равнину с Западно-Сибирской, Урал с Кавказом, а люди, живущие в разных местах, как бы «впитывают в себя» все особенности своей местности.
Известный историк и географ Лев Николаевич Гумилев писал: «Даже изучение истории народов должно начинаться с описания природы и климата территорий, на которых они живут, так как в зависимости от природы у каждого народа создавался свой способ ведения хозяйства и поддержания жизни»
- Что бы вам хотелось узнать по данной теме? (Особенности, достопримечательности районов).
Любой природный район, т.е. ПТК состоит из взаимосвязанных и взаимозависимых составных частей- компонентов. Каждый компонент уникален, это как в музыке, нот всего 7, а произведений огромное множество, и музыкой наполнен весь мир! Изучением каждого из компонентов занимаются целые науки и люди соответствующих профессий.
Географический район-часть территории, отличающаяся особенностями исторического развития, природы, населения и хозяйства.
- Как вы думаете, встречаются ли случаи совпадений природных и экономических районов?
Давайте проанализируем карту экономические и географические районы России на стр.16, рис.8.
- Перечислите эти районы.
-Совпадает ли их территория? Чем это объясняется?
В Азиатской части России природных районов больше, чем экономических, а в европейской части, наоборот, один природный район, самый заселенный и хозяйственно освоенный -Восточно-Европейская равнина, делится на семь экономических.
- Как вы думаете, почему в азиатской части России больше природных, а в европейской- больше экономических районов? (благоприятные условия, освоенность территории, заселенность, уровень развития).
4. Итог урока.
-Какие природные районы России выделяют?
-Перечислите города миллионеры.
-Что такое географический район?
-Чем географический район отличается от природного и экономического?
5. Рефлексия.
6. Дом. Задание:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.