ПАМЯТКА
«Как подготовить с обучающимися текст проекта или исследования»
1. ОБЪЯСНИТЕ УЧЕНИКАМ ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТА ИЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Расскажите, что учебное исследование - это процесс, который сформирует адекватное представление об изучаемом объекте.
Условия:
выявить и решить реальную познавательную проблему;
выполнить работу в соответствии с основными требованиями научного исследования;
обсудить с научным руководителем промежуточные результаты и выполнить его рекомендации;
научиться добывать, перерабатывать и применять информацию.
2.Разъясните, что до подготовки учебного проекта руководитель и автор проекта заранее составляют описание конечного продукта деятельности, этапов
проектирования и реализации проекта, в т. ч. рефлексию результатов
деятельности.
Самое главное в проекте - создать полезный продукт, когда ученик и руководитель решают личностно-значимые и социально-актуальные проблемы.
Внешний результат (продукт) - это средство решения той проблемы, которая и стала причиной реализации проекта.
Внутренний результат проекта - это успешный опыт деятельности, опыт решения проблемы проекта, приобретенные и использованные знания и умения, принятые учеником ценности.
2.ПОМОГИТЕ СТРУКТУРИРОВАТЬ ПРОЕКТНУЮ ИЛИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ РАБОТУ
В структуру входят:
1.Титульный лист (название образовательной организации, фамилия, имя автора(ов), фамилия, имя и отчество руководителя).
2.Оглавление.
3.Введение: краткий анализ актуальности, проблема исследования, объект и предмет (вариативно), цель, гипотеза по решению проблемы и реализации цели, задачи по проверке гипотезы, методы исследования, экспериментальная база
(при необходимости), практическая значимость».
4.Глава 1, которая обычно содержит итоги анализа литературы по теме исследования, ее теоретическое обоснование.
Выводы по первой главе.
5.Глава 2, в которой автор описывает практические этапы работы, анализирует
результаты в ходе эксперимента или исследования.
Выводы по второй главе.
6.Заключение, в котором автор подтверждает или опровергает гипотезу, краткая характеристика результатов, практическая значимость проекта или исследования.
7.Библиографическое описание источников.
8.Приложения.
В зависимости от глубины исследования основная часть может состоять из одной главы, а может - из трех.
3.ОЗНАКОМЬТЕ УЧАЩИХСЯ С ТРЕБОВАНИЯМИ К ОФОРМЛЕНИЮ ТЕКСТА РАБОТЫ
1.Обязательно необходимо напечатать текст работы - это главное условие участия в научно-практической конференции в школе.
2.Руководитель проекта или исследования передает его экспертам перед началом конференции.
3.Текст должен быть набран 14 кеглем, через 1,5 интервала.
Иллюстрации, графики вставляют в окна с обтеканием вокруг рамки. Объем основной части работы - не более 10-12 страниц. Основная часть работы должна иметь структуру и подзаголовки в соответствии с требованиями к структуре работы (см. выше).
4.Типичные ошибки в текстах работ, которые следует устранить. Ученик: сильно превысил установленный объем, не определил цели и задачи, методы, результаты и выводы — структура работы отсутствует; сформулировал слишком широкую тему и поэтому не сумел ее раскрыть; не определил практическую ценность работы (реферативный характер); необоснованно или некорректно использовал социологические опросы.
Структура оглавления.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Введение - все основные, фундаментальные положения, обоснованию и проверке которых автор посвятил исследование.
Введение включает:
- актуальность исследования,
- проблему исследования,
- объект (вариативно);
- предмет (вариативно);
- цель;
- гипотезу;
- задачи;
- методы исследования;
- практическую значимость.
Объем введения по отношению ко всей работе - 2 страницы.
Глава 1.
1.1. ...
1.2. ...
Выводы по первой главе.
Глава 2.
2.1. ...
2.2. ...
Выводы по второй главе.
Заключение
Написать заключение помогут фразы:
«Данная работа посвящена…» (раскрытие проблемы - 2-5 предложений). Далее ученик комментирует выводы, которые сделал в главе 1 по актуальности и степени изученности проблемы;
«Результаты нашего исследования (проекта) показали... ». На основе выводов главы 2 ученик комментирует степень достижения цели, подтверждает, опровергает или корректирует гипотезу;
«Таким образом, ...». Ученик формулирует утверждение, которое сделал в
результате подтверждения или опровержения гипотезы;
«Полученные результаты исследования дают возможность утверждать, что продукт исследовательской работы является актуальным и востребованным...». Ученик анализирует практическую значимость продукта исследования.
Объем заключения - 1-2 страницы.
Список литературы (или список источников информации).
Приложения.
Приложение 1
Приложение 2 и т. д.
4. ПОДГОТОВЬТЕ СО ШКОЛЬНИКАМИ ТЕКСТ ДЛЯ ЗАЩИТЫ
ПРОЕКТА ИЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.Текст защиты учащийся пишет заранее. Кратко, в виде тезисов он формулирует положения проекта или исследования. Для каждого тезиса подбирает доказательства: факты, примеры, цифры.
2. В выступлении учащийся учитывает основной тезис, цели и задачи, которые ученик ставил в проекте.
3. Главное — заинтересовать аудиторию проблемами, которые решаются совместно со слушателями.
4.Текст выступления ученик связывает с жизненными ситуациями, проблемами,
интересами аудитории, перед которой будет выступать.
5.Пользуйтесь тезисами. В ходе выступления могут возникнуть различные ситуации. Важно не потерять основной ход мысли, логическую связь между тезисами, предложениями, иметь в запасе примеры, аргументы, логические переходы.
6.Предложите учащемуся воспользоваться рекомендациями к речи автора проекта:
на все выступление отводится не более 7 минут;
защита - это не пересказ всего содержания работы;
выступление не должно повторять текст слайдов компьютерной презентации
7.Рекомендуйте структуру защитной речи:
первая часть выступления кратко повторяет введение исследовательской работы, проекта,
во второй части необходимо представить содержание работы. Например: «Работа состоит из трех разделов: введение, основная часть, заключение. Основная часть включает в себя главу 1 и главу 2. В первой главе рассматривается проблема. Вторая глава посвящена исследовательской работе»;
в третьей части целесообразно кратко изложить основные выводы по результатам исследования, проекта.
Предложите набор фраз, которые помогут подготовиться к защите проекта « Уважаемые члены комиссии! Вашему вниманию предлагается исследовательская работа на тему... Работа состоит из трех разделов:
Введение...
Основная часть, которая включает в себя главу 1 и главу 2. В первой главе рассматривается проблема…
Вторая глава посвящена исследовательской работе.
Заключение...
Актуальность данной работы определяется тем, что... Проблема заключается в..
Объект исследования— это... (вариативно) Предметом нашего исследования
является... (вариативно)
Цель исследования.
Гипотеза...
В соответствии с поставленной целью и гипотезой нами были сформулированы следующие задачи:
1.Проанализировать литературу, посвященную ….с целью установления....
2.Выявить ... (перечисляются основные задачи).
Для решения поставленных задач нами был использован следующий комплекс
методов и методик...
Переходим к обсуждению наиболее значимых для нашего исследования результатов. Мы получили следующие результаты: ...
На основе полученных данных можно сделать следующие выводы... (указание на гипотезу. Далее основные доказательства, выводы).
Можно предположить, что... (утверждение).
Практическая значимость работы определяется возможностью использования...
Благодарю за внимание
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
КАРТА
ЗАЩИТЫ ПРОЕКТА НА
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
обучающихся «Мир моих открытий» (2018-2019 учебный год)
Критерий |
характеристика |
Уровни сформированности навыков проектной деятельности |
||
Отсутствует (Об) |
Базовый (1-3 б.) |
Повышенный ( 4-5 б.) |
||
Самостояте льное приобретени е знаний и решение проблем |
проявляется в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий. |
|
Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного |
Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы |
Знание предмета |
Проявляется в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с |
|
Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки |
Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют |
|
|
рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий |
|
|
|
Регуля тивные действия |
Проявляется в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях. |
|
Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося |
Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно |
Комму никативные действия |
Проявляется в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы |
|
Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы |
Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хороню структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы |
Качество оформления проекта |
||||
Дополнительные баллы за оригинальность решения проблемы, за использование современных технологий, научный подход, качество презентации и т.д. |
||||
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА (БАЛЛ) |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.