Этиология дисграфии
Внутренние факторы: длительные соматические заболевания
Внешние факторы: неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов, двуязычие в семье, недостаточное внимание к речевому развитию ребенка со стороны взрослых
Игры и упражнения для преодоления дисграфии
"Дешифровщики"
Каждую букву обозначаем какой-нибудь цифрой. Записываем слово цифрами, а ребенок должен расшифровать и записать слово.
"Словесный мяч"Один игрок говорит слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова: автобус - слово - окно и т. д. Называем слова не только на последнюю, но и на предпоследнюю букву, на вторую, на третью с конца и т. п.
"Магазин"Подбираем картинки определенных предметов или животных, например, ЯБЛОКО, а затем "продаем" их, "рекламируя" по каждой букве:я - яркое; б - большое;
л – любимое; о - огромное!; к – круглое;
о – очень вкусное!
Словесные цепочкиВ процессе игры составляются цепочки слов так, чтобы первый слог последующего слова повторял последний слог предыдущего, например: арбуз - бузина - народ -родник - никель и т. д
«Буквы перепутались»
В словах меняем буквы местами. Предлагаем ребенку восстановить правильный порядок букв.
«Найди букву»
Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы.
«Древнерусское письмо»Диктуем слова, которые ребенок записывает только согласными, обозначая гласные черточкой. При такой записи предложение "Отважный Миша бежит от мыши." будет выглядеть следующим образом:_тв_жн_й М_ш_ б_ж_т _т м_ш_.Сразу же предлагаем записать это же предложение только гласными, ставя черточку на месте согласных: о_ _а_ _ы _и_а _е_и_ о_ _ ы_и.
Упражнение «Орфографическое письмо». Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых позиций, называнием орфограмм. Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно.
"Пропущенные буквы".Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма.Например: Бр.т С.ргей шел с о..оты и н.ткн.лся на ёж..к.. Брат Сергей шел с охоты и наткнулся на ёжика.
Лабиринты.Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.
Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:
На всем протяжении занятий ребенку необходим режим благоприятствования.
2. Не заставляйте ребенка переписывать много раз
домашние задания.
3. Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).
4. Подход «больше читать и писать» успеха не
принесет. Лучше меньше, но качественнее.
5. Не ругайте ребенка и не огорчайтесь, когда у него что-то не получается.
Очень важно не показывать ребенку свою
эмоциональную вовлеченность: не злиться,
не раздражаться и не радоваться слишком бурно.
Лучше гармоничное состояние спокойствия и
уверенности в успехе – оно гораздо более будет
способствовать устойчивым хорошим результатам.
Создавайте у ребенка установку на успех. Предупреждение: "Не делай ошибок!" - неэффективно. Правильная установка звучит так: "Я запомню эти слова! Я буду писать правильно!"
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.