Как правильно писать сочинение ЕГЭ

  • pptx
  • 05.12.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала phpJL9pS3_uchimsya_pisat_sochinenie_ege.pptx

Учимся писать сочинение в ЕГЭ

Формулировка задания 27

Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения — не менее 150 слов.




Максимальное количество баллов за всю письменную работу - 24

К1

Формулировка проблем исходного текста

 

 

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет.

 
1

Экзаменуемый  не   смог   верно   сформулировать   ни   одну из проблем исходного текста.
* Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов.

 
0

К-1 Формулировка проблемы исходного текста

Предложенный текст вызвал у меня неподдельный интерес. В нем (Ф.И.О. автора текста, кто он) поднимает важную, на мой взгляд, проблему: (формулируется проблема).

К2

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

 

 

Сформулированная экзаменуемым  проблема  прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы.
Дано пояснение к 2 приведённым примерам. Выявлена смысловая связь между ними.
Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет.

 
5

Сформулированная экзаменуемым  проблема  прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы.
Дано пояснение к 2 приведённым примерам, но не выявлена смысловая связь между ними,
или
выявлена смысловая связь между примерами, но дано пояснение только к одному примеру. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет.

 
4

Сформулированная экзаменуемым  проблема  прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы, но дано пояснение только к одному примеру, смысловая связь между примерами не выявлена,
или
экзаменуемый привёл 1 пример-иллюстрацию из прочитанного текста, важный для понимания проблемы, и дал пояснение к нему.
Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет.

 
3

Экзаменуемый привел 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важных для понимания проблемы, но не пояснил их значение.

 
2

Экзаменуемый привел 1 пример-иллюстрацию из прочитанного текста, важный для понимания проблемы, но не пояснил его значение.

 1

К2

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

 

 

Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания проблемы, не приведены,
или
проблема прокомментирована без опоры на исходный текст,
или
в комментарии допущены фактические ошибки (одна  и  более), связанные с пониманием исходного текста,
или
прокомментирована        другая,        не        сформулированная экзаменуемым проблема,
или
вместо комментария дан простой пересказ текста,
или
вместо     комментария      цитируется     большой     фрагмент исходного текста.

 
 
0

К3

Отражение позиции автора исходного текста

 

 

Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет.

 
1

Позиция       автора       исходного       текста       экзаменуемым сформулирована неверно,
или
позиция автора исходного текста не сформулирована.

 
0

К-2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста К-3 Отражение позиции автора исходного текста

Писатель говорит…
Автор текста называет…
Автор текста обращает внимание на …
Писатель особо подчёркивает …
Рассуждая об этом, автор считает, что …

К4

Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста

 

 

Экзаменуемый выразил своё отношение к позиции автора текста по проблеме (согласившись или не согласившись с автором) и обосновал его.

 
1
 

 

Экзаменуемый не выразил своего отношения  к  позиции автора текста,
или
размышления   экзаменуемого  не  соответствуют сформулированной проблеме,
или
мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например, «Я согласен / не согласен с автором»).

 
0

Я полностью согласен с позицией автора. Действительно, проблема, затронутая писателем, актуальна во все времена и поэтому не может оставить равнодушным. …

К ней обращались многие писатели и поэты. …

Заключение


Таким образом, можно сказать, что ...

К5

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

 

 

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: 
– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста

 
2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
но  допущена одна логическая ошибка,
и/или  в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

 
1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, 
но  допущено более одной логической ошибки,
и/или  имеется два случая нарушения абзацного членения текста

 
0

К6

Точность и выразительность речи

 

 

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи. 
*Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10

 
2

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, 
но  прослеживается однообразие грамматического строя речи,
или  работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи,
но  есть нарушения точности выражения мысли

 
1

Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи

 
0

К7

Соблюдение орфографических норм

 

 

орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка)

 3

допущено не более двух ошибок

 2

допущено три-четыре ошибки

 1

допущено более четырёх ошибок

 0

К8

Соблюдение пунктуационных норм

 

 

пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка)

 3

допущено одна–три ошибки

 2

допущено четыре-пять ошибок

 1

допущено более пяти ошибок

 0

К9

Соблюдение языковых норм

 

 

грамматических ошибок нет

 2

допущено одна-две ошибки

 1

допущено более двух ошибок

 0

Виды грамматических ошибок

Ошибочное словообразование — Трудолюбимый, надсмехаться.
Ошибочное образование формы существительного — Многие чуда техники, не хватает время.
Ошибочное образование формы прилагательного —  Более интереснее, красивше.
Ошибочное образование формы числительного — С пятистами рублями.
Ошибочное образование формы местоимения — Ихнего пафоса, ихи дети.
Ошибочное образование формы глагола — Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы.
Нарушение согласования — Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.
Нарушение управления — Нужно сделать свою природу более красивую. Повествует читателей.
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым — Большинство возражали против такой оценки его творчества.
Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях — Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые.
Ошибки в построении предложения с однородными членами — Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.
 Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом — Читая текст, возникает такое чувство…
Ошибки в построении предложения с причастным оборотом — Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.
Ошибки в построении сложного предложения — Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то, что это сон.
Смешение прямой и косвенной речи — Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.
Нарушение границ предложения — Когда герой опомнился. Было уже поздно.
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм — Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

Типичные грамматические ошибки (К9)

Это ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц:
Ошибки в образовании личных форм глаголовИм двигает чувство сострадания (следует: движет).
Неправильное употребление видовременных форм глаголовЭта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно (следует: ...даст.., научит... или  ...дает.., учит...).
Ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий: Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует: стекавшие).
Ошибки в образовании деепричастийВышев на сцену, певцы поклонились (норма: выйдя).
Неправильное образование наречийАвтор тута был не прав (норма: тут).
Эти ошибки связаны обычно с нарушением закономерностей и правил грамматики и возникают под влия­нием просторечия и диалектов.
 
К типичным можно отнести и грамматико-синтаксические ошибки:
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художе­ственной стороне произведения (норма: … это художественная сторона произведения); Чтобы прино­сить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (норма: ... нужны смелость, знания, честность).
Ошибки, связанные с употреблением частиц, например, неоправданный повтор: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника; отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, кото­рые они должны выделять, но эта законо­мерность часто нарушается в сочинениях): В тексте всего раскрываются две проблемы» (ограничи­тельная частица «всего» должна стоять пе­ред подлежащим: «... всего две проблемы»).
Неоправданный пропуск подлежащего (эллипсис): Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста.
Неправильное построение сложносочиненного предложения: Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «ум­ный» связывалось представление о вольноду­мстве.

К10

Соблюдение речевых норм

 

 

допущено не более одной речевой ошибки

 2

допущено две-три ошибки

 1

допущено более трёх ошибок

 0

К11

Соблюдение этических норм

 

 

этические ошибки в работе отсутствуют

 1

допущены этические ошибки (одна и более)

 0

К12

Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

 

 

фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют

 1

допущены фактические ошибки (одна и более) в фоновом материале

 0

Максимальное количество баллов за всю письменную работу  (К1–К12)

 24

Виды речевых ошибок

Употребление слова в несвойственном ему значении — Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста.
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом — Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры.
Неразличение синонимичных слов — В конечном предложении автор применяет градацию.
Употребление слов иной стилевой окраски — Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.
Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов — Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
Неоправданное употребление просторечных слов — Таким людям всегда удается объегорить других.
Нарушение лексической сочетаемости —  ​​​​​​Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности (вместо средства).
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм — Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. Молодой юноша, очень прекрасный.
Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) — В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
Неоправданное повторение слова — Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.
Бедность и однообразие синтаксических конструкций — Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.
Неудачное употребление местоимений — Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю. У меня сразу же возникла картина в своем воображении.

Типичные речевые ошибки (К10)

Это нарушения, связанные с неразвитостью речи: плеоназм, тавтология, речевые штам­пы; немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; неудачное использо­вание экспрессивных средств, канцелярит, неразличение (смеше­ние) паронимов; ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов; не устраненная контекстом многозначность.
 
К наиболее частотным речевым ошибкам относятся:
Неразличение (смешение) паронимов: В таких случаях я взглядываю   в «Философский словарь» (глагол взглянуть обычно требует управления существительным или местоимением с предлогом «на» («взглянуть на кого-нибудь или на что-нибудь»), а глагол заглянуть («быстро или украдкой посмот­реть куда-нибудь, взглянуть с целью узнать, выяснить что-нибудь»), который необходи­мо употребить в приведённом предложе­нии, управляет существительным или местоимением с предлогом «в»);
Ошибки в выборе синонима: Имя этого поэта знако­мо во многих странах (вместо слова изве­стно в предложении ошибочно употреб­лен его синоним знакомо); Теперь в нашей печати отводится значительное пространство для рекламы, и это нам не импонирует (в дан­ном случае вместо слова пространство лучше употребить его синоним – место; иноязычное слово импонирует также требует синонимиче­ской замены);
Ошибки в подборе антонимов при построении антитезы: В третьей части текста ве­селый, а не мажорный мотив застав­ляет нас задуматься (антитеза требует  точ­ности при выборе слов с противоположными значениями, а слова«веселый» и «мажорный» антонимами не являются;
Разрушение образной структуры фразеологизмов, что случается в неудачно организованном кон­тексте: Этому, безусловно, талантливому писателю Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.