Формулировка задания 27
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Максимальное количество баллов за всю письменную работу - 24
К1 | Формулировка проблем исходного текста |
|
| Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет. | |
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. | |
К2 | Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста |
|
| Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. | |
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. | | |
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы, но дано пояснение только к одному примеру, смысловая связь между примерами не выявлена, | | |
Экзаменуемый привел 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важных для понимания проблемы, но не пояснил их значение. | | |
Экзаменуемый привел 1 пример-иллюстрацию из прочитанного текста, важный для понимания проблемы, но не пояснил его значение. | 1 |
К2 | Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста |
|
| Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания проблемы, не приведены, | |
К3 | Отражение позиции автора исходного текста |
|
| Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет. | |
Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, | |
К-2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста К-3 Отражение позиции автора исходного текста
Писатель говорит…
Автор текста называет…
Автор текста обращает внимание на …
Писатель особо подчёркивает …
Рассуждая об этом, автор считает, что …
К4 | Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста |
|
| Экзаменуемый выразил своё отношение к позиции автора текста по проблеме (согласившись или не согласившись с автором) и обосновал его. | |
Экзаменуемый не выразил своего отношения к позиции автора текста, | |
Я полностью согласен с позицией автора. Действительно, проблема, затронутая писателем, актуальна во все времена и поэтому не может оставить равнодушным. …
К ней обращались многие писатели и поэты. …
К5 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения |
|
| Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, | | |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, | |
К6 | Точность и выразительность речи |
|
| Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражениямысли, разнообразием грамматического строя речи. | |
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, | | |
Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи | |
К7 | Соблюдение орфографических норм |
|
| орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубаяошибка) | 3 |
допущено не более двух ошибок | 2 | |
допущено три-четыре ошибки | 1 | |
допущено более четырёх ошибок | 0 | |
К8 | Соблюдение пунктуационных норм |
|
| пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубаяошибка) | 3 |
допущено одна–три ошибки | 2 | |
допущено четыре-пять ошибок | 1 | |
допущено более пяти ошибок | 0 | |
К9 | Соблюдение языковых норм |
|
| грамматических ошибок нет | 2 |
допущено одна-две ошибки | 1 | |
допущено более двух ошибок | 0 |
Виды грамматических ошибок
Ошибочное словообразование — Трудолюбимый, надсмехаться.
Ошибочное образование формы существительного — Многие чуда техники, не хватает время.
Ошибочное образование формы прилагательного — Более интереснее, красивше.
Ошибочное образование формы числительного — С пятистами рублями.
Ошибочное образование формы местоимения — Ихнего пафоса, ихи дети.
Ошибочное образование формы глагола — Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы.
Нарушение согласования — Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.
Нарушение управления — Нужно сделать свою природу более красивую.Повествует читателей.
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым — Большинство возражали против такой оценки его творчества.
Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях — Он написал книгу, которая эпопея.Все были рады, счастливы и веселые.
Ошибки в построении предложения с однородными членами — Страна любила и гордилась поэтом.В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.
Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом — Читая текст, возникает такое чувство…
Ошибки в построении предложения с причастным оборотом — Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.
Ошибки в построении сложного предложения — Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то, что это сон.
Смешение прямой и косвенной речи — Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.
Нарушение границ предложения — Когда герой опомнился. Было уже поздно.
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм — Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
Типичные грамматические ошибки (К9)
Это ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц:
Ошибки в образовании личных форм глаголов: Им двигает чувство сострадания (следует: движет).
Неправильное употребление видовременных форм глаголов: Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно (следует: ...даст.., научит... или ...дает.., учит...).
Ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий: Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует: стекавшие).
Ошибки в образовании деепричастий: Вышев на сцену, певцы поклонились (норма: выйдя).
Неправильное образование наречий: Автор тута был не прав (норма: тут).
Эти ошибки связаны обычно с нарушением закономерностей и правил грамматики и возникают под влиянием просторечия и диалектов.
К типичным можно отнести и грамматико-синтаксические ошибки:
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения (норма: … это художественная сторона произведения); Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (норма: ... нужны смелость, знания, честность).
Ошибки, связанные с употреблением частиц, например, неоправданный повтор: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника; отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушается в сочинениях): В тексте всего раскрываются две проблемы» (ограничительная частица «всего» должна стоять перед подлежащим: «... всего две проблемы»).
Неоправданный пропуск подлежащего (эллипсис): Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста.
Неправильное построение сложносочиненного предложения: Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве.
К10 | Соблюдение речевых норм |
|
| допущено не более одной речевой ошибки | 2 |
допущено две-три ошибки | 1 | |
допущено более трёх ошибок | 0 | |
К11 | Соблюдение этических норм |
|
| этические ошибки в работе отсутствуют | 1 |
допущены этические ошибки (одна и более) | 0 | |
К12 | Соблюдение фактологической точности в фоновом материале |
|
| фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют | 1 |
допущены фактические ошибки (одна и более) в фоновомматериале | 0 | |
Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1–К12) | 24 |
Виды речевых ошибок
Употребление слова в несвойственном ему значении — Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.Мысль развивается на продолжении всего текста.
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом — Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры.
Неразличение синонимичных слов — В конечном предложении автор применяет градацию.
Употребление слов иной стилевой окраски — Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.
Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов — Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
Неоправданное употребление просторечных слов — Таким людям всегда удается объегорить других.
Нарушение лексической сочетаемости — Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности (вместо средства).
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм — Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. Молодой юноша, очень прекрасный.
Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) — В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
Неоправданное повторение слова — Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.
Бедность и однообразие синтаксических конструкций — Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.
Неудачное употребление местоимений — Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю. У меня сразу же возникла картина в своем воображении.
Типичные речевые ошибки (К10)
Это нарушения, связанные с неразвитостью речи: плеоназм, тавтология, речевые штампы; немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; неудачное использование экспрессивных средств, канцелярит, неразличение (смешение) паронимов; ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов; не устраненная контекстом многозначность.
К наиболее частотным речевым ошибкам относятся:
Неразличение (смешение) паронимов: В таких случаях я взглядываю в «Философский словарь» (глагол взглянуть обычно требует управления существительным или местоимением с предлогом «на» («взглянуть на кого-нибудь или на что-нибудь»), а глагол заглянуть («быстро или украдкой посмотреть куда-нибудь, взглянуть с целью узнать, выяснить что-нибудь»), который необходимо употребить в приведённом предложении, управляет существительным или местоимением с предлогом «в»);
Ошибки в выборе синонима: Имя этого поэта знакомо во многих странах (вместо слова известно в предложении ошибочно употреблен его синоним знакомо); Теперь в нашей печати отводится значительное пространство для рекламы, и это нам не импонирует (в данном случае вместо слова пространство лучше употребить его синоним – место; иноязычное слово импонирует также требует синонимической замены);
Ошибки в подборе антонимов при построении антитезы: В третьей части текста веселый, а не мажорный мотив заставляет нас задуматься (антитеза требует точности при выборе слов с противоположными значениями, а слова«веселый» и «мажорный» антонимами не являются;
Разрушение образной структуры фразеологизмов, что случается в неудачно организованном контексте: Этому, безусловно, талантливому писателю Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.