«Как родители мешают школьной адаптации ребенка»
После первых дней в
школе, когда ощущение праздника уже осталось позади, вы могли заметить, что ваш
ребенок начинает собираться в школу без особого желания. При расспросах, как
дела в школе, проявляет мало положительных эмоций. Не стоит пугаться таких
неожиданных перемен, у ребенка наступил процесс адаптации.
Процесс адаптации может длиться до трех месяцев, иногда до полугода. При этом
жизненный уклад полностью меняется. Рассмотрим основные проблемы, с которыми
сталкивается ребенок при поступлении в школу:
1. Изменение режима дня и сна.
2. Увеличение времени, которое ребенок проводит без двигательной активности,
сидя за партой.
3. Изменение стиля общения со взрослыми.
4. Необходимость самообслуживания в школьной столовой, в туалете, в гардеробе.
5. Требование к ребенку самому организовать свое рабочее место, доставать
учебные принадлежности из портфеля, аккуратно складывать их обратно, при этом
следить, чтобы ничего не забыть и не потерять.
6. Требование вовремя и правильно реагировать на такие условные сигналы, как
звонок на перемену или урок, и подчиняться общим правилам поведения на уроке.
7. Неизбежное увеличение объема умственной нагрузки.
Основные ошибки, которые совершают родители, и тем самым тормозят процесс
адаптации к школе.
Самой частой ошибкой взрослых являются изменения требований, которые
предъявляются ребенку с началом обучения: «Ты уже взрослый – теперь у тебя есть
домашние обязанности!», «Ты теперь большой – ты уже можешь оставаться один
дома»… В результате ребенок сразу же оказывается в центре социальных перемен;
неожиданно то, к чему он привык, меняется.
Еще одной ошибкой родителей являются мысли о том, что ребенок с началом
обучения уже обретает алгоритм того, как ему учиться. К сожалению, вчерашний
детсадовец еще не умеет организовывать и настраивать себя на обучение. И это
вполне нормальная ситуация.
Ребенку важно чувствовать интерес и положительные эмоции среди
одноклассников, ему необходима оценка сверстников, их отношение, ведь все дети
стремятся заполучить уважение и доверие среди ребят. Старайтесь поддержать
ребенка в его стремлении общаться с одноклассниками.
В процессе обучения в начальных классах статус учителя достаточно высок для
всех детей. Конечно, ведь это необходимое условие для развития доверия к
педагогу, укрепляется желание учиться. Поэтому со стороны родителей недопустимы
отрицательные отзывы в адрес учителя.
От терпения, сдержанности, внимания родителей зависит успешность адаптации
ребенка к школе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.