Выполнили : Оразбекова А. (ученица 4 кл)
Ишамбек Б. (ученица 2 кл)
Руководитель : Ишамбекова Ф. Р
Содержание :
1. Введение.
2. Основная часть:
- Что такое энергосбережение?
-Как сэкономить электричество в быту?
3. Исследование детей.
4.Список литературы.
5. Заключение.
… « Я и раньше знал о том, что экология на Земле ухудшается, но не думал что в таких катастрофических масштабах. Меня всегда удивлял парадокс: с одной стороны люди разумны – изобретают машины, самолёты и многое прочее, а с другой стороны люди не разумны – разрушают окружающую среду, делая её непригодной для жизни. »…
Станислав Иванов - Приморски.
Введение
Энергосбережение с каждым годом становится всё более актуальной проблемой. Ограниченность энергетических ресурсов, высокая стоимость энергии, негативное влияние на окружающую среду, связанное с её производством, - все эти факторы приводят к альтернативе: разумнее снижать потребление энергии, нежели постоянно увеличивать её производство. При производстве и потреблении энергии наносится значительный ущерб природе, например, загрязнение атмосферы. Масштабы ущерба, наносимого природе, зависят не только от использования энергоресурсов, но и в не меньшей степени от экологической культуры и культуры энергопотребления населения.
Энергию, которую мы используем сегодня, получают в основном из ископаемых топлива. Уголь, нефть и природный газ – создавались в течение миллионов лет в процессе распада растений и животных. Все находится в недрах Земли. Хотя сейчас тоже продолжается образование ископаемых видов топлива, но очень медленно- по сравнению с тем, как мы расходуем это топливо. Человек использует все виды топлива для производства энергии, человек оказывая негативное влияние на окружающую среду. При добыче разливается нефть нарушается почва, гибнут животные и растения. При сжигании топлива воздух попадают - углекислый газ, азот, оксиды, серы. А дальше – смог, кислотные дожди и изменение климата. Смог вызывает раздражение глаз, ухудшение здоровья людей, обострение болезней органов дыхания. Иногда даже смертельные случаи. Так, например, в Лондоне в 1952 году от смога погибло более 4000 человек! Рассеять смог может только ветер. Но бороться с ним и можно, и нужно чем меньше мы загрязняем атмосферу, тем меньше вероятность образования смога. Когда оксиды серы и оксиды азота попадают в атмосферу они смешиваются с водяным паром и превращаются в кислоты. Эти кислоты выпадают в виде дождя тем самым обжигают листья деревьев и другую растительность.
Основная часть
Уже более 10 лет мы слышим о глобальном изменении климата. Увеличилось количество стихийных бедствий : ураганов, засух или наводнений. Где раньше было тепло, сейчас похолодало. Где обычно было прохладно сейчас стало ещё холодней. Причины изменения климата. Опыт №1. (см. Приложение)
Как остановить изменение климата? Что нужно знать, чтобы остановить изменение климата? Свет и тепло. Опыт №2. (см. Приложение) Остановить уже не удастся, но можно поспособствовать её замедлению. Как? Ведь современному человеку не обойтись без энергии? Основное решение кроется в изменении подходов к тому, как мы производим и потребляем энергию. И здесь стоит запомнить 1 правило : «Самый чистый и дешёвый источник энергии – это энергосбережение!»
Энергосбережение –это деятельность, которая направлена на экономию и рациональное использование энергии и природных энергетических ресурсов.
Многие часто не выключают свет в комнатах, оставляют электроприборы в режиме ожидания- а это «съедает» до 20 % всего электричества. Только за счет правильного поведения можно сэкономить большой объем энергии. Опыт № 3. Экономим с лампочкой.
К современным способам сбережения электроэнергии относятся использование энергосберегающих ламп, а так же установка в местах общего пользования датчиков движения, которые включают свет только в том случае, если кто-то проходит мимо. Если в квартире используется электрический титан для нагрева воды, то энергии используется в 2-3 раза больше.
Поэтому нельзя допускать ненужных трат воды- все это приведет к тому, что гораздо меньше энергии будет просто сброшено в канализацию с тёплой водой. Опыт № 4. Умываться со стаканом.
На приготовление пищи тоже затрачивается большое количество энергии. Существует множество способов сократить это энергопотребление. Например, самые простые : наливать в чайник ровно столько воды, сколько необходимо в данный момент . Не использовать кастрюли большего объёма, чем нужно ; накрывать кастрюли крышкой при варке пищи. Опыт № 5.
Очень важно утеплить свой дом . До 40 % тепловой энергии «уходит» через окна, поэтому важно в первую очередь отремонтировать и утеплить именно их . Опыт №6. Из чего построить свой дом?
Исследования детей.
Итак, мы уже сказали, что климат на нашей планете меняется: где-то тают ледники происходят наводнения, а где-то засуха, ураганы, сильные морозы.
Одной из причин такого изменения климата является парниковый эффект. Что это такое и как он возникает? Для того, чтобы в этом разобраться, мы решили провести :
Опыт №1. Модель парникового эффекта.
Что нам потребовалось:
- два одинаковых кубика льда;
- два блюдца;
- мерные стаканчики или два стакана из прозрачного стекла;
- пластиковая бутылка;
Как возникает парниковый эффект?
1. Мы положили на блюдца кубики льда.
2. Разрезали пластиковую бутылку.
3. Верхней частью бутылки(с отверстием) накрыли ледяной кубик на первом блюдце, а нижней – кубик на втором блюдце.
4. Поставили блюдца на освещенную солнцем поверхность на 5 мин.
5. Слили талую воду в мерные стаканчики.
Мы пришли к выводу, что солнечные лучи, проходя через атмосферу, нагревают поверхность Земли. Тепло, отражаясь от поверхности, нагревает воздух и частично уходит в космическое пространство.
Парниковые газы и пылевидные частицы в атмосфере создают своеобразный «экран», который не пропускает тепловое излучение в космос. Таким образом, происходит повышение температуры вблизи поверхности Земли.
Опыт № 2. Греет ли шуба?
Однажды мы услышали такое утверждение, что шуба нисколько не греет. Мы решили провести свой опыт и сделать собственный вывод.
Что нам потребовалось:
- термометр;
- шуба;
- две пластиковые бутылки со льдом;
1. Мы посмотрели, сколько показывает термометр, и закутали его в шубу. Через час посмотрели на термометр. Мы убедились, что он не нагрелся ни на один градус: сколько показывал раньше, столько показывал и теперь. Вот и доказали, что шуба не греет.
2. Затем мы взяли бутылки со льдом: одну закутали в шубу, другую оставили на столе. Когда лед во второй бутылке растаял, мы развернули шубу и увидели, что здесь лед и не начал таять. Значит, шуба не только не согрела льда, но как будто даже холодила его, замедляя таяние.
Мы пришли к выводу, что шуба не греет, она своего тепла не дает, а только препятствует теплу нашего тела уходить от него. Лед, обернутый в шубу дольше сохраняет свою низкую температуру, потому что шуба плохо проводит тепло. Поэтому можно не спешить включать обогреватель, если в комнате стало прохладнее, а просто надеть вещи потеплее.
Опыт № 3. Свет и тепло.
Как сберечь энергию и уменьшить воздействие на климат? Мы уверены в том, что нужно использовать энергосберегающие лампы. Потому что эти лампы всю энергию преобразуют в свет, а наши привычные лампы накаливания большую часть (до 80%) потребляемой энергии превращают в тепло. Так ли это? В доказательство мы провели следующий опыт:
Что нам потребовалось:
- энергосберегающая лампа 20(21-22)Вт;
-лампа накаливания, 100 Вт;
- настольная лампа со стандартным цоколем;
- комнатный термометр;
Итак,
1. мы вкрутили энергосберегающую лампочку в настольную лампу и включи ее на 10 минут.
2. поднесли термометр на расстояние 1-2 см от лампы и замерили температуру в течение 1 минуты. Показания записали.
3. аккуратно выкрутили лампочку. Повторили тоже самое , используя лампу накаливания.
Мы пришли к выводу, что лампы накаливания, помимо света, вырабатывают и тепло. Чем больше мощность лампы, тем больше мощность лампы, тем больше температура нагрева. Энергосберегающие лампы в отличие от своих «родственников» , выделяют небольшое количество тепла, потому что не используют спираль, для накаливания которой требуется большее количество энергии.
Опыт № 4. Умываемся со стаканом.
Для чего мы должны использовать стакан во время умывания?
Для эксперимента нам потребовалось:
- счетчик воды.
- стакан.
1. Мы замерили показания счетчика.
2. Умылись, почистили зубы ( на это ушло : 3 мин)
3. Опять замерили показания счетчика.
4.Снова умылись, но при этом использовали стакан.
5. Замерили показания счетчика.
Тем самым мы доказали, что с использованием стакана мы экономим воду до 45 литров – именно столько уходит в канализацию через открытый кран за 3 минуты.
Опыт № 5. И вкусно, и тепло.
Зимой мы затрачиваем большое количество энергии, чтобы обогреть нашу квартиру. Между тем, чем выше температура радиаторов отопления, тем сильнее они нагревают стену. Драгоценное тепло уходит наружу! Как удержать тепло в доме? Для этого мы решили провести небольшой эксперимент:
Д ля этого нам понадобилось:
- алюминиевая фольга;
- термометр;
- клей ПВА;
- двусторонний скотч;
Итак:
1. мы замерили температуру воздуха в 15-20 см от батареи;
2. вырезали из коробки прямоугольник по размеру на 7-10см больше радиатора;
3. на одну сторону наклеили фольгу так, чтобы не было зазоров. У нас получился теплоотражающий экран.
4.Затем установили теплоотражающий экран за батареей блестящей стороной в комнату.
5. Через 5 минут замерили температуру в 15-20 см от батареи;
Мы убедились в том, что температура воздуха несколько повысилась. Это произошло потому, что фольга отражает не только лучи света, но и тепловое излучение. Тепло батареи, отражаясь от фольги возвращается обратно в комнату. А картон не позволяет стене за батареей нагреваться и отдавать тепло улице. Таким образом можно экономить расход угля.(энергию) .
Опыт №6. Из чего построить дом?
Какой материал выбрать для строительства дома, чтобы он был прочным и долго сохранял тепло? Деревянные дома очень сухие и теплые, но ни очень уязвимы к пожарам. Кирпичные дома тоже хорошо сохраняют тепло, но их строительство очень трудоемко. А что если построить дом из стали или серебра? Наверняка такой дом простоит не дин десяток лет. Но комфортно ли будет в таком доме? Мы решили проверить экспериментально.
Нам потребовалось :
- 2 стакана с горячей водой;
- деревянная и металлическая ложки;
- термометр для измерения температуры воды;
Итак:
1. Мы осторожно налили в стаканы горячую воду;
2. В 1 стакан поместили деревянную ложку, а во 2 стакан металлическую;
3. Через несколько минут измерили температуру в обоих стаканах;
4. Затем вынули ложки из стаканов.
5. Деревянная ложка почти совсем не нагрелась и температура воды осталась довольно высокой. Во втором стакане температура воды понизилась, а металлическая ложка стала горячей.
Таким образом, мы пришли к выводу, что металлы хорошие проводники тепла: они очень быстро нагреваются и очень быстро остывают. В доме из стали или серебра нам будет очень жарко летом и невозможно холодно зимой. Так, что выбирая для строительства и ремонта, очень важно руководствоваться не только ценой и простотой установки, но и такими характеристиками, как теплопроводность, долговечность и экологичность.
Среди учащихся 4 классов был проведен тест, цель которого – проверить навыки экономного энергопользования . Учащимся предлагалось ответить на вопросы и тем самым выяснить, берегут ли они и члены их семей энергию.
Ф.И |
|||
№ п\п |
В нашем доме
|
да |
нет |
1 |
Мы выключаем свет в комнате, когда выходим из неё. |
|
|
2 |
Мы выключаем свет, когда на улице светло. |
|
|
3 |
Холодильник стоит в прохладной комнате, далеко от обогревательных приборов. |
|
|
4 |
Мы часто протираем лампочки и плафоны. |
|
|
5 |
Мы начали использовать энергосберегающие лампочки. |
|
|
6 |
Мы всегда отключаем электроприборы на ночь. |
|
|
7 |
Мы используем местное освещение (бра, настольную лампу) вместо общего. |
|
|
8 |
Мы заклеиваем окна на ночь. (У нас стоят стеклопакеты). |
|
|
9 |
Мы используем счётчики для учёта расхода воды, электроэнергии, газа. |
|
|
Заключение:
Если вы систематически будете соблюдать правила экономии, то сможете тратить значительно меньший объем электроэнергии и денежных средств ежемесячно. За один год экономия составит 35-45%, а при использовании энергосберегающих лампочек вы сэкономите не менее 75% электроэнергии. Жить, по сегодняшним меркам, на широкую ногу - с горящими во всех комнатах лампочками, включенным на весь день телевизором и компьютером, распахнутой настежь форточкой и не заклеенными окнами мало-помалу уходит в прошлое. Потому, как за достижения цивилизации приходится платить. Много платить. Есть гораздо более эффективные способы закрыть черные дыры, в которые утекают киловатт-часы (энергетическое богатство нашей страны) и наши деньги из семейного бюджета.
Рекомендации.
Как сэкономить электричество в быту?
1 Когда Вы пользуетесь электродуховкой, старайтесь, чтобы весь ее объем был, по -возможности , заполнен. То есть, лучше готовить блюдо, рассчитанное на много порций или сразу несколько разных блюд.
2 Для нагрева небольшого количества воды пользуйтесь электрочайником. При этом кипятите в нем воды столько, сколько ее нужно в данный момент.
3. Накипь внутри электрочайника существенно увеличивает количество энергии, необходимой для того, чтобы вскипятить воду.
4 Для освещения используйте люминесцентные лампы - они потребляют в 4-5 раз электричества меньше, чем лампы накаливания.
5. Выключайте свет, когда вы уходите из дома и не оставляйте горящими осветительные приборы в помещениях, в которых никого нет.
6.Используйте телевизор, компьютер, по мере необходимости. Отключайте все приборы, если вы выходите по делам или спите
7.Пылесос с заполненным даже на треть мешком для пыли повышает потребление энергии на 40%. В результате 5 кВт/час или 50-55тг вы «платите» за каждую уборку квартиры;
8. При стирке: Загружайте всегда только полную машину
белья.
.Неполная или чрезмерная загрузка стиральной машины ведет к перерасходу
энергии, + лишних 5 кВт/час, или 50-55 тг за 1 час работы стиральной машины
9. При глажении:
1. Заранее выключайте утюг и доглаживайте остатки белья, пока он не остыл.
2. Используйте теплоотражающую гладильную доску
Пословицы и поговорки
Не доходом люди богатеют, а расходом.
Бережливость лучшее богатство.
Запасливый лучше богатого.
То добро, что до нас дошло.
Искру туши до пожара, напасть отводи до удара.
Красна птица перьями, а человек – знаниями.
Не досмотришь оком, а заплатишь боком.
Не деньги богатство – бережливость и разум.
Литература
1. Борисевич А.Р. Эколого-педагогический поиск: Пособие для учителей, кл. рук./ Под ред. Н.К.Катович. – Мн.: ИВЦ Минфина, 2005.
2. Дзевенская Р.И. И время новое пойдёт…: Метод.пособие. – Мн.: Изд. А.Ванин, 1996.
3. Дидактические и методические материалы по энергосбережению: Практический материал/ Составитель И.А.Ситникова. – Витебск, 2006.
4. Кашлев С.С. Игры-путешествия с экологическим содержанием:Пособие для учителя. – Мн.: НМЦентр, 1997.
5. Молодова Л.П. Беседы с детьми о нравственности и экологии: Методическое пособие для учителей и воспитателей младших школьников. – Мн.: ООО «Асар», 2002.
6. «Пачатковаенавучанне», журналы 2008г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.