Поступление в школу – не только важная ступенька в жизни ребенка, но и событие для всей семьи, к которому, как правило заранее готовят, думают, обсуждают, выбирают школу и тревожатся…..
Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошёл в школу подготовленным, с учётом его общего физического развития, моторики, состояния нервной системы. И это далеко не единственное условие. Одним из самых необходимых компонентов является психологическая готовность.
как подготовить ребенка к школе.docx
Психологическая готовность к
школе.
Что это такое?
Поступление в школу – не только важная ступенька в жизни ребенка, но и
событие для всей семьи, к которому, как правило заранее готовят, думают,
обсуждают, выбирают школу и тревожатся…..
Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он
пошёл в школу подготовленным, с учётом его общего физического развития,
моторики, состояния нервной системы. И это далеко не единственное
условие. Одним из самых необходимых компонентов является
психологическая готовность.
«Психологическая готовность» это необходимый и достаточный уровень
психического развития ребёнка для освоения школьной программы в
условиях обучения в коллективе сверстников».
Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»? Это,
прежде всего мотивационная готовность, волевая готовность,
интеллектуальная готовность.
Мотивационная готовность это наличие у детей желания учиться.
Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и,
следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем
так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно
отличаются друг от друга. Школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни портфель, учебники, тетради), а
возможность получить новые знания, что предполагает развитие
познавательных интересов.
Волевая готовность необходима для нормальной адаптации детей к
школьным условиям. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться,
сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит
взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание
учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения.
Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции,
которую получает от взрослого. Вы можете развивать такое умение и дома,
давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно
просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они всё
услышали и правильно поняли. В более сложных случаях можно попросить
ребёнка объяснить, зачем он будет это делать, можно ли выполнить
порученное задание разными способами. В том случае, если вы даёте
несколько заданий подряд или если ребёнок затрудняется в выполнении
сложного задания, вы можете прибегнуть к схемеподсказке, то есть к
рисунку. Для тренировки волевой готовности хороши и графические
диктанты, в которых дети рисуют в определённой последовательности
кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под вашу диктовку или по
заданному вами образцу.
Интеллектуальная готовность многие родители считают, что именно она
является главной составляющей психологической готовности к школе, а
основа её – это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта. Это
убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к
школе, а также причиной их разочарований при отборе детей в школу. На
самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребёнка
какихто определённых сформированных знаний и умений (например,
чтения), хотя, конечно, определённые навыки у ребёнка должны быть. Однако главное – это наличие у ребёнка более высокого психологического
развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти,
мышления, даёт возможность ребёнку читать, считать, решать задачи «про
себя», то есть во внутреннем плане.
Получается, что психологическая готовность к школе – это вся дошкольная
жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости
чтото скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и
радостно войти в новый мир.
Задание 1 Мотивационная готовность, стремление идти в школу, интерес к
школе, желание познавать новое выясняется вопросами типа:
1. Хочешь ли ты идти в школу?
2. Что в школе интересного?
3. Чем бы ты занимался, если не ходил бы в школу?
Ответы на эти вопросы помогут понять, что ребенок знает о школе, в чем она
его интересует, есть ли у него желание познавать новое.
Задание 2 Проведите тест "Мотивационная готовность", диагностирующий
внутреннюю позицию школьника (по Т.Д. Марцинковской).
Стимульный материал. Набор вопросов, предлагающих ребенку выбор одного
из вариантов поведения.
1. Если бы было две школы одна с уроками русского языка, математики,
чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая только с уроками пения,
рисования и физкультуры, то в какой из них ты бы хотел учиться? 2. Если бы было две школы одна с уроками и переменками, а другая только с
переменками и никаких уроков, то в какой из них ты бы хотел учиться?
3. Если бы было две школы в одной ставили бы за хорошие ответы пятерки и
четверки, а в другой давали бы сладости и игрушки, то в какой из них ты бы
хотел учиться?
4. Если бы было две школы в одной можно вставать только с разрешения
учительницы и поднимать руку, если ты хочешь чтото спросить, а в другой
можно делать на уроке все, что хочешь, то в какой из них ты бы хотел
учиться?
5. Если бы было две школы в одной задавали бы уроки на дом, а в другой
нет, то в какой из них ты бы хотел учиться?
6. Если бы у вас в классе заболела учительница и директор предложил ее
заменить другой учительницей или мамой, то кого бы ты выбрал?
7. Если бы мама сказала: "Ты у меня еще маленький, тебе трудно вставать,
делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущий год",
то согласился бы ты с таким предложением?
8. Если бы мама сказала: "Я договорилась с учительницей, что она будет
ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придется ходить по
утрам в школу", то согласился бы ты с таким предложением?
9. Если бы соседский мальчик спросил тебя: "Что тебе больше всего нравится
в школе?", то что бы ты ответил ему?
Инструкция. Ребенку говорят: "Послушай меня внимательно. Я тебе сейчас
буду задавать вопросы, а ты должен ответить, какой вариант ответа тебе
нравится больше".
Проведение теста. Ребенку читают вслух вопросы, причем время на ответ не
ограничивается. Каждый ответ фиксируют, так же как и все дополнительные
замечания ребенка.
Анализ результатов. За каждый правильный ответ дается 1 балл, за
неправильный 0 баллов. Внутренняя позиция считается сформированной, если ребенок набрал 5 баллов и больше.
Если в результате анализа результатов обнаружатся слабые, неточные
представления ребенка о школе, то необходимо провести работу по
формированию у ребенка мотивационной готовности к школе.
До начала учебы:
Познакомьте ребенка с его учителем еще до официального
начала занятий.
Посетите несколько раз его будущую классную комнату, дайте
ему посидеть за партой и все как следует рассмотреть, чтобы
обстановка не казалась ребенку незнакомой, прогуляйтесь
вместе по школе и школьному двору.
Постарайтесь познакомить ребенка с некоторыми из его
одноклассников. Хорошо, если ребенок будет ходить в школу
не один, а вместе с какимнибудь одноклассником, живущим
по соседству.
Расскажите ребенку о приблизительном расписании уроков и
времени, отведенному на уроки, перемены, обед, а также когда
начинаются и заканчиваются уроки.
Спросите ребенка, что он чувствует, идя в школу, о его
положительных и негативных впечатлениях. Старайтесь
акцентировать внимание ребенка на положительных моментах:
на интересных занятиях и возможности завести новых друзей.
Скажите ребенку, что чувствовать волнение несколько первых
дней – абсолютно нормально, и что это испытывают все дети
без исключения. Успокойте его, что при возникновении
возможных проблем вы поможете ему их разрешить.
Правильная подготовка ребенка к началу школьных занятий
может значительно облегчить его беспокойство. Не забудьте и о своих чувствах: если вы сами чувствуете
беспокойство и волнение, наверняка они передадутся и вашему
ребенку. Поэтому, будьте спокойны и уверенны в себе и в
своем ребенке, и не позволяйте страхам омрачать это
важное событие в жизни ребенка.
Психолог МБ ДОУ № 32 « Березка»
Васильева Галина Валерьевна
Как подготовить ребенка к школе
Как подготовить ребенка к школе
Как подготовить ребенка к школе
Как подготовить ребенка к школе
Как подготовить ребенка к школе
Как подготовить ребенка к школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.