"Как семья и родители могут повлиять на профессиональный выбор ребенка?"
Оценка 4.8
Работа с родителями
docx
родителям +1
Взрослым
10.05.2017
Огромную роль в выборе будущей профессии играет семья, хотя сами дети этого могут и не осознавать. Родитель может выступить как эксперт и советчик, и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно найти работу, какие ограничения она накладывает.
Как семья и родители могут повлиять на профессиональный выбор ребенка.docx
Как семья и родители могут повлиять на профессиональный выбор ребенка?
Огромную роль в выборе будущей профессии играет семья, хотя сами дети этого могут и не
осознавать. Родитель может выступить как эксперт и советчик, и поделиться той информацией,
которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно найти
работу, какие ограничения она накладывает.
Рекомендации родителям по профориентации:
1. Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной
беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом
старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность.
2. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это
связанно.
3. Полезно предложить ребенку поработать на осенних или зимних каникулах, выбрав какоето
конкретное занятие.
4. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что
то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.
5. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный
план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.
6. Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути.
7 шагов к решению.
Итак, задача родителей не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему
определиться самому. Как это сделать?
ШАГ 1. Составьте таблицу профессиональных предпочтений. Выбирая профессию, человек выбирает
не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать
над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа. Составьте
максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия
труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.). Впишите эти пункты в столбцы, а в
строки названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными. Заполняя таблицу,
сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет
минус. Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой
специальности ребенку и стоит искать свое призвание.
Разумеется, такой способ профориентации не самый точный. Но его преимущество в том, что он
предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной системой
ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.
ШАГ 2. Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать.
Между тем очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой
деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны. Например, многие старшеклассники утверждают,
что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут.
Другие смешивают понятия «профессия» и «должность», например заявляют: «Хочу быть
начальником!» Ктото говорит, что любит играть в компьютерные игры, получать информацию из
Интернета, поэтому хочет стать программистом. А ведь программист отнюдь не просто пользователь
компьютера. Задача родителя выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он
владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она
накладывает.
К профориентационной работе можно привлечь друзей и знакомых. Например, если ваше чадо
подумывает, не стать ли ему юристом и среди ваших знакомых как раз таковые имеются, стоит
попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного
1 общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной
специальности соответствуют действительности.
ШАГ 3. Больше информации! Активно (и вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о
новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники,
профессиональные журналы, а также интернетсайты. Иногда в подобных изданиях ребенок находит
профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не догадывались его родители!).
ШАГ 4. От слов к делу. Но не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем,
что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо
важнее непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какаято профессия, предложите ему
«порепетировать» ее в профильном кружке, секции, классе.
ШАГ 5. Предложите ребенку пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию,
необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего познать себя
свои личностные качества, способности, стремления. Ведь очевидно, что карьерных высот человек
скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой соответствует его
способностям. Например, дизайнеру важно иметь зрительную логику и образное мышление, журналисту
умение замечать детали и связно излагать мысли, инструктору по фитнесу физическую подготовку и
организаторские способности и т. д. В Интернете есть много толковых тестов (например, на сайтах
www.proforientator.ru; www.reccons.ru; www.kop.ru), которые позволяют «нащупать» профессиональные
интересы, личностные особенности, способности старшеклассника и соотнести эти параметры друг с
другом. Однако надо иметь в виду, что цель таких тестов не выдать готовый ответ на вопрос «кем
быть», а «запустить» процесс самопознания, помочь ребенку разобраться в том, какой он по складу
характера, к чему у него есть склонности, а к чему нет. И ни в коем случае нельзя считать полученные
результаты и выводы однозначно верными.
ШАГ 6. В институт на экскурсию. Неплохо сводить ребенка на «день открытых дверей» в вуз и
желательно не в один. Не придавайте таким походам чрезмерное значение ведь совсем не обязательно,
что именно здесь ваш отрок захочет провести свои студенческие годы. Идите в вуз просто как в музей
посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое не мое».
ШАГ 7. Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на
одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для
родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать
намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно
спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать экономистом?» А
можно обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь
мечтал стать футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти.
Теперь он думает, кем быть».
Ошибка тоже опыт
Выбор профессии дело, без сомнения, важное и ответственное, но не стоит относиться к нему
как к процессу необратимому. Тот выбор, который делают наши дети сегодня, отражает лишь их
нынешние интересы и потребности. Замечательно, если выбранная специальность всегда будет им
интересна, ну а если их предпочтения изменятся в этом нет никакой трагедии. Специалисты отмечают,
что выбор профессии один раз и на всю жизнь уходит в прошлое. Мы живем в мире, который
стремительно меняется. Невозможно предсказать, какова будет ситуация на рынке труда, скажем, лет
через десять.
Но в любом случае у каждого остается возможность чтото переиграть или начать заново.
2
"Как семья и родители могут повлиять на профессиональный выбор ребенка?"
"Как семья и родители могут повлиять на профессиональный выбор ребенка?"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.