Какие структурные компоненты должен содержать УМК

  • doc
  • 06.06.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Какие структурные компоненты должен содержать УМК.doc

 Какие структурные компоненты должен содержать УМК?

Учебно-методические комплексы (УМК) должны содержать рабочие программы, учебники для обучающихся, методические пособия для учителей, электронные формы учебника.

В Ставропольском крае сложилась практика использования в образовательной деятельности линииУМК по физической культуре под редакцией В.И. Лях.

Однако, при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования образовательные организации имеют право выбрать и другие учебники.

Рассмотрим более подробно состав и особенности УМК.

1. Линия учебно-методических комплексов по физической культуре А. П. Матвеева 5-9 классы предназначена для изучения физической культуры в 5-9 классах на общеобразовательном уровне. Данный УМК входит в систему «Перспектива» и в серию линий УМК «Академический школьный учебник».

Состав УМК:

·       рабочие программы, 5–9 классы;

·       учебники для 5, 6–7, 8–9 классов;

·       методические рекомендации, 5–7 классы;

·       методические рекомендации, 8–9 классы.

Отличительные особенности УМК:

·       формирование у школьников умений, навыков и компетенций для самостоятельной организации различных форм занятий, то есть перехода от выполнения освоенных упражнений к самостоятельному выполнению учебных заданий и последующей самостоятельной деятельности

·       активизация включения школьников в процесс совершенствования своей физической природы, развития творческого мышления, потребности в занятиях физическими упражнениями, ведении здорового образа жизни.

Аннотация учебников УМК А. П. Матвеева.

Учебник для 5 разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и программой А. П. Матвеева «Физическая культура. 5 – 9 классы». 

В учебнике приводятся сведения об Олимпийских играх в древности, раскрываются понятия «физическое развитие», «физическая культура» и др. Большое внимание уделяется формированию у учащихся навыков и умений в организации самостоятельных занятий физическими упражнениями.

В учебнике также даётся материал, касающийся укрепления здоровья учащихся, их физической и технической подготовки в базовых видах спорта (гимнастике, лёгкой атлетике, лыжных гонках, спортивных играх).

Учебник для 6–7 классов продолжает знакомить учащихся с историей Олимпийских игр, с видами спорта, входящими в школьную программу.

В учебнике также дается материал, касающийся укрепления здоровья учащихся, их физической и технической подготовки в базовых видах спорта (гимнастике, легкой атлетике, лыжных гонках, спортивных играх).

Материал учебника направлен на обеспечение самостоятельной работы учащихся по организации и проведению занятий с физическими упражнениями в оздоровительных целях.

Учебник для 8–9 классов рассчитан на два года обучения. Для каждого класса представлены темы двух частей программы: «Знания о физической культуре» и «Организация и проведение самостоятельных занятий спортивной подготовкой». Материал третьей части, «Виды двигательной деятельности», интегрирован для двух классов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Какие учебники по предмету «Физическая культура» можно использовать в образовательной деятельности образовательных организаций Ставропольского края?

 

 

Авторы, название учебника

Класс

Издательство

Лях В.И. Физическая культура  

1 - 4

Издательство

«Просвещение»

Матвеев А.П. Физическая культура 

1

Издательство

«Просвещение»

Матвеев А.П. Физическая культура 

2

Издательство

«Просвещение»

Матвеев А.П. Физическая культура 

3 - 4

Издательство

«Просвещение»

Винер И.А., Горбулина Н.М., Цыганкова О.Д./Под ред. Винер И.А. Физическая культура. Гимнастика 

1 - 4

Издательство

«Просвещение»

Петрова Т.В., Копылов Ю.А., Полянская Н.В. и др. Физическая культура       

1 - 2

ВЕНТАНА-ГРАФ

Петрова Т.В., Копылов Ю.А., Полянская Н.В. и др. Физическая культура       

3 - 4

ВЕНТАНА-ГРАФ

Погадаев Г.И. Физическая культура

1 - 2

ДРОФА

Погадаев Г.И. Физическая культура

3 - 4

ДРОФА

Пономарев Г.Н., Федоров В.Г., Венедиктов И.Н.и др. Физическая культура

1

ДРОФА

Пономарев Г.Н., Федоров В.Г., Венедиктов И.Н.и др. Физическая культура

2

ДРОФА

Пономарев Г.Н., Федоров В.Г., Венедиктов И.Н.и др. Физическая культура

3

ДРОФА

Федоров В.Г. Физическая культура

4

ДРОФА

Шишкина А.В.,Алимпиева О.П. Физическая культура

1-2

Издательство «Академкнига/учебник»

Шишкина А.В., Алимпиева О.П., Бисеров В.В. Физическая культура

3-4

Издательство «Академкнига/учебник»

Виленский М.Я., Туревский И.М., Торочкова Т.Ю. и др.  Под ред. Виленского М.Я. Физическая культура

5 - 7

Издательство

«Просвещение»

Лях В.И., Физическая культура       

8 - 9

Издательство

«Просвещение»

Матвеев А.П. Физическая культура 

5

Издательство

«Просвещение»

Матвеев А.П. Физическая культура 

6 - 7

Издательство

«Просвещение»

Матвеев А.П. Физическая культура 

8 - 9

Издательство

«Просвещение»

Петрова Т.В., Копылов Ю.А., Полянская Н.В., Петров С.С. Физическая культура       

5 - 7

Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ

Петрова Т.В., Копылов Ю.А., Полянская Н.В., Петров С.С. Физическая культура       

8 - 9

Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ

Погадаев Г.И. Физическая культура

5 - 6

ДРОФА

Погадаев Г.И. Физическая культура

7 - 9

ДРОФА

Лях В.И., Физическая культура (базовый уровень)  

10-11

Издательство

«Просвещение»

Матвеев А.П., Палехова Е.С. Физическая культура (базовый уровень)  

10-11

Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ

Погадаев Г.И. Физическая культура (базовый уровень)  

10-11

ДРОФА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  Укажите, какими учебниками пользуетесь Вы, и проанализируйте, направлен или нет материал этих учебников на достижение обучающимися метапредметных результатов освоения основной образовательной программы (по аналогии с УМК «Алгоритм успеха»)? 

 

Учебники «Физическая культура. 1 -4 классы, 5–7 классы» и «Физическая культура. 8–9 классы, 10- 11 классы» автор Лях В.И.  

Содержание учебников соответствует требованиям ФГОС ООО.

Линия учебников логически продолжает завершённую предметную линию учебников по физической культуре для начальной школы рекомендованную Министерством образования и науки.

Материал изложен в структурированной и систематичной форме, единообразной для обоих учебников и учитывает климатические и национальные особенности страны.

Авторы исходили из идеи интегрированного обучения физическому воспитанию, поэтому каждый из учебников содержит и теоретическиесведения (об истории физической культуры и спорта, необходимые предметные термины и понятия), и вместе с тем содержит материал, позволяющий школьникусамостоятельно овладевать основами двигательной деятельности с оздоровительной направленностью в школе и вне её.

Таким образом, в содержании учебников представлены ключевые теории, идеи, понятия и факты о физической культуре, о современном развитии и состоянии физической культуры и спорта с учетом возрастных, национальных и гендерных особенностей обучающихся, отражены методы научного познания, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательных организациях на основной ступени обучения.

Содержание учебников способствует созданию условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; способствует формированию патриотизма, любви и уважения к своему Отечеству, своему народу, родному краю.

Стиль изложения материала нацелен на мотивацию изучения предмета обучающимися. В связи с этим в содержание учебника включены задания, обеспечивающие развитие навыков смыслового чтения и критического мышления, а также самоконтроля усвоения учебного материала.

Содержание и методический аппарат учебников подобраны и разработаны в соответствии с предметными, метапредметными и личностными требованиями к результатам обучения школьников основной школы, указанными в ФГОС ООО.

Материал учебников направлен на достижение обучающимися личностных результатов обучения, например:

 - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству… воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной (в учебнике 5–7 классов, в гл. 1, даны сведения о появлении и развитии олимпийскогодвижения в России и о достижениях отечественных спортсменов, о значении Олимпийских игр Москва-1980 и Сочи-2014 для признания авторитета России в мировом сообществе);

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию… на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов…  (в учебнике 8–9 классов в гл.1 представлен материал о различных олимпийских видах спорта как сфере профессиональной деятельности спортсменов); 

  - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира (в учебнике 5–7 классов, в гл. 5, рубрика «Спортивные игры», даны сведения из истории возникновения игр с мячом с упоминанием космополитического, объединяющего характера этих игр в настоящее время);

-  готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания (в учебнике 8–9 классов, в гл. 3, рубрика «Физическая культура и качества личности», обосновывается необходимость развития таких качеств личности, как толерантность и умение сотрудничать для достижения успеха в командных видах спорта);   

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (в учебнике 8–9 классов, в гл. 2, рубрика «Физическая культура и качества личности», обосновывается необходимость следования морально-этическим нормам в отношениях между полами ради сохранения здоровья индивида); 

 -  формирование ценности здорового и безопасного образа жизни… (в учебнике 5–7 классов, в гл. 2, рубрика «Правильный режим дня», расширяются знания обучающихся о необходимости соблюдения правильного режима дня; в учебнике 8–9 классов, в гл. 2, рубрика «Физическая культура и качества личности», даётся этическая оценка употребления допинга в профессиональном спорте и обосновывается вред употребления наркогенных веществ; в учебнике 8–9 классов, в гл. 4, рубрика «Пешие туристические походы», объясняются правила безопасного поведения в природе).

Материал учебников направлен на достижение обучающимися метапредметныхрезультатов обучения, в том числе:

 -  умение самостоятельно определять цели своего обучения… самостоятельно планировать пути достижения целей… соотносить свои действия с планируемыми результатами… осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата (в учебниках 5–7 классов и 8–9 классов гл. 3 посвящена самостоятельному планированию индивидуальных занятий физическими упражнениями и формированию навыков контроля за состоянием своего организма); 

 -  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственныевозможности её решения (в учебнике 8–9 классов, в гл. 3, рубрика «Выявление и устранение технических ошибок», объясняютсяпринципы оценки своей техники выполнения базовых физических упражнений);

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии… устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение… и делать выводы (в учебниках 5–7 и 8–9 классов, в гл. 1–3, рубрика «Вопросы и задания к главе…», даны задания на формулирование понятий, вводимых в тексте и на высказывание мнения о явлениях и событиях из области физической культуры и спорта, описанных в тексте);

-  формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий…  (в учебниках  5–7  и 8–9 классов  в главах 1–3, рубрика «Вопросы и задания к главе…»,  представлены задания, для выполнения которых требуется обратиться к интерактивным источникам информации).