Какие структурные компоненты должен содержать УМК?
Учебно-методические комплексы (УМК) должны содержать рабочие программы, учебники для обучающихся, методические пособия для учителей, электронные формы учебника.
В Ставропольском крае сложилась практика использования в образовательной деятельности линииУМК по физической культуре под редакцией В.И. Лях.
Однако, при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования образовательные организации имеют право выбрать и другие учебники.
Рассмотрим более подробно состав и особенности УМК.
1. Линия учебно-методических комплексов по физической культуре А. П. Матвеева 5-9 классы предназначена для изучения физической культуры в 5-9 классах на общеобразовательном уровне. Данный УМК входит в систему «Перспектива» и в серию линий УМК «Академический школьный учебник».
Состав УМК:
· рабочие программы, 5–9 классы;
· учебники для 5, 6–7, 8–9 классов;
· методические рекомендации, 5–7 классы;
· методические рекомендации, 8–9 классы.
Отличительные особенности УМК:
· формирование у школьников умений, навыков и компетенций для самостоятельной организации различных форм занятий, то есть перехода от выполнения освоенных упражнений к самостоятельному выполнению учебных заданий и последующей самостоятельной деятельности
· активизация включения школьников в процесс совершенствования своей физической природы, развития творческого мышления, потребности в занятиях физическими упражнениями, ведении здорового образа жизни.
Аннотация учебников УМК А. П. Матвеева.
Учебник для 5 разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и программой А. П. Матвеева «Физическая культура. 5 – 9 классы».
В учебнике приводятся сведения об Олимпийских играх в древности, раскрываются понятия «физическое развитие», «физическая культура» и др. Большое внимание уделяется формированию у учащихся навыков и умений в организации самостоятельных занятий физическими упражнениями.
В учебнике также даётся материал, касающийся укрепления здоровья учащихся, их физической и технической подготовки в базовых видах спорта (гимнастике, лёгкой атлетике, лыжных гонках, спортивных играх).
Учебник для 6–7 классов продолжает знакомить учащихся с историей Олимпийских игр, с видами спорта, входящими в школьную программу.
В учебнике также дается материал, касающийся укрепления здоровья учащихся, их физической и технической подготовки в базовых видах спорта (гимнастике, легкой атлетике, лыжных гонках, спортивных играх).
Материал учебника направлен на обеспечение самостоятельной работы учащихся по организации и проведению занятий с физическими упражнениями в оздоровительных целях.
Учебник для 8–9 классов рассчитан на два года обучения. Для каждого класса представлены темы двух частей программы: «Знания о физической культуре» и «Организация и проведение самостоятельных занятий спортивной подготовкой». Материал третьей части, «Виды двигательной деятельности», интегрирован для двух классов.
2. Какие учебники по предмету «Физическая культура» можно использовать в образовательной деятельности образовательных организаций Ставропольского края?
Авторы, название учебника |
Класс |
Издательство |
Лях В.И. Физическая культура |
1 - 4 |
Издательство «Просвещение» |
Матвеев А.П. Физическая культура |
1 |
Издательство «Просвещение» |
Матвеев А.П. Физическая культура |
2 |
Издательство «Просвещение» |
Матвеев А.П. Физическая культура |
3 - 4 |
Издательство «Просвещение» |
Винер И.А., Горбулина Н.М., Цыганкова О.Д./Под ред. Винер И.А. Физическая культура. Гимнастика |
1 - 4 |
Издательство «Просвещение» |
Петрова Т.В., Копылов Ю.А., Полянская Н.В. и др. Физическая культура |
1 - 2 |
ВЕНТАНА-ГРАФ |
Петрова Т.В., Копылов Ю.А., Полянская Н.В. и др. Физическая культура |
3 - 4 |
ВЕНТАНА-ГРАФ |
Погадаев Г.И. Физическая культура |
1 - 2 |
ДРОФА |
Погадаев Г.И. Физическая культура |
3 - 4 |
ДРОФА |
Пономарев Г.Н., Федоров В.Г., Венедиктов И.Н.и др. Физическая культура |
1 |
ДРОФА |
Пономарев Г.Н., Федоров В.Г., Венедиктов И.Н.и др. Физическая культура |
2 |
ДРОФА |
Пономарев Г.Н., Федоров В.Г., Венедиктов И.Н.и др. Физическая культура |
3 |
ДРОФА |
Федоров В.Г. Физическая культура |
4 |
ДРОФА |
Шишкина А.В.,Алимпиева О.П. Физическая культура |
1-2 |
Издательство «Академкнига/учебник» |
Шишкина А.В., Алимпиева О.П., Бисеров В.В. Физическая культура |
3-4 |
Издательство «Академкнига/учебник» |
Виленский М.Я., Туревский И.М., Торочкова Т.Ю. и др. Под ред. Виленского М.Я. Физическая культура |
5 - 7 |
Издательство «Просвещение» |
Лях В.И., Физическая культура |
8 - 9 |
Издательство «Просвещение» |
Матвеев А.П. Физическая культура |
5 |
Издательство «Просвещение» |
Матвеев А.П. Физическая культура |
6 - 7 |
Издательство «Просвещение» |
Матвеев А.П. Физическая культура |
8 - 9 |
Издательство «Просвещение» |
Петрова Т.В., Копылов Ю.А., Полянская Н.В., Петров С.С. Физическая культура |
5 - 7 |
Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ |
Петрова Т.В., Копылов Ю.А., Полянская Н.В., Петров С.С. Физическая культура |
8 - 9 |
Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ |
Погадаев Г.И. Физическая культура |
5 - 6 |
ДРОФА |
Погадаев Г.И. Физическая культура |
7 - 9 |
ДРОФА |
Лях В.И., Физическая культура (базовый уровень) |
10-11 |
Издательство «Просвещение» |
Матвеев А.П., Палехова Е.С. Физическая культура (базовый уровень) |
10-11 |
Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ |
Погадаев Г.И. Физическая культура (базовый уровень) |
10-11 |
ДРОФА |
3. Укажите, какими учебниками пользуетесь Вы, и проанализируйте, направлен или нет материал этих учебников на достижение обучающимися метапредметных результатов освоения основной образовательной программы (по аналогии с УМК «Алгоритм успеха»)?
Учебники «Физическая культура. 1 -4 классы, 5–7 классы» и «Физическая культура. 8–9 классы, 10- 11 классы» автор Лях В.И.
Содержание учебников соответствует требованиям ФГОС ООО.
Линия учебников логически продолжает завершённую предметную линию учебников по физической культуре для начальной школы рекомендованную Министерством образования и науки.
Материал изложен в структурированной и систематичной форме, единообразной для обоих учебников и учитывает климатические и национальные особенности страны.
Авторы исходили из идеи интегрированного обучения физическому воспитанию, поэтому каждый из учебников содержит и теоретическиесведения (об истории физической культуры и спорта, необходимые предметные термины и понятия), и вместе с тем содержит материал, позволяющий школьникусамостоятельно овладевать основами двигательной деятельности с оздоровительной направленностью в школе и вне её.
Таким образом, в содержании учебников представлены ключевые теории, идеи, понятия и факты о физической культуре, о современном развитии и состоянии физической культуры и спорта с учетом возрастных, национальных и гендерных особенностей обучающихся, отражены методы научного познания, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательных организациях на основной ступени обучения.
Содержание учебников способствует созданию условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; способствует формированию патриотизма, любви и уважения к своему Отечеству, своему народу, родному краю.
Стиль изложения материала нацелен на мотивацию изучения предмета обучающимися. В связи с этим в содержание учебника включены задания, обеспечивающие развитие навыков смыслового чтения и критического мышления, а также самоконтроля усвоения учебного материала.
Содержание и методический аппарат учебников подобраны и разработаны в соответствии с предметными, метапредметными и личностными требованиями к результатам обучения школьников основной школы, указанными в ФГОС ООО.
Материал учебников направлен на достижение обучающимися личностных результатов обучения, например:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству… воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной (в учебнике 5–7 классов, в гл. 1, даны сведения о появлении и развитии олимпийскогодвижения в России и о достижениях отечественных спортсменов, о значении Олимпийских игр Москва-1980 и Сочи-2014 для признания авторитета России в мировом сообществе);
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию… на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов… (в учебнике 8–9 классов в гл.1 представлен материал о различных олимпийских видах спорта как сфере профессиональной деятельности спортсменов);
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира (в учебнике 5–7 классов, в гл. 5, рубрика «Спортивные игры», даны сведения из истории возникновения игр с мячом с упоминанием космополитического, объединяющего характера этих игр в настоящее время);
- готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания (в учебнике 8–9 классов, в гл. 3, рубрика «Физическая культура и качества личности», обосновывается необходимость развития таких качеств личности, как толерантность и умение сотрудничать для достижения успеха в командных видах спорта);
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (в учебнике 8–9 классов, в гл. 2, рубрика «Физическая культура и качества личности», обосновывается необходимость следования морально-этическим нормам в отношениях между полами ради сохранения здоровья индивида);
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни… (в учебнике 5–7 классов, в гл. 2, рубрика «Правильный режим дня», расширяются знания обучающихся о необходимости соблюдения правильного режима дня; в учебнике 8–9 классов, в гл. 2, рубрика «Физическая культура и качества личности», даётся этическая оценка употребления допинга в профессиональном спорте и обосновывается вред употребления наркогенных веществ; в учебнике 8–9 классов, в гл. 4, рубрика «Пешие туристические походы», объясняются правила безопасного поведения в природе).
Материал учебников направлен на достижение обучающимися метапредметныхрезультатов обучения, в том числе:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения… самостоятельно планировать пути достижения целей… соотносить свои действия с планируемыми результатами… осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата (в учебниках 5–7 классов и 8–9 классов гл. 3 посвящена самостоятельному планированию индивидуальных занятий физическими упражнениями и формированию навыков контроля за состоянием своего организма);
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственныевозможности её решения (в учебнике 8–9 классов, в гл. 3, рубрика «Выявление и устранение технических ошибок», объясняютсяпринципы оценки своей техники выполнения базовых физических упражнений);
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии… устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение… и делать выводы (в учебниках 5–7 и 8–9 классов, в гл. 1–3, рубрика «Вопросы и задания к главе…», даны задания на формулирование понятий, вводимых в тексте и на высказывание мнения о явлениях и событиях из области физической культуры и спорта, описанных в тексте);
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий… (в учебниках 5–7 и 8–9 классов в главах 1–3, рубрика «Вопросы и задания к главе…», представлены задания, для выполнения которых требуется обратиться к интерактивным источникам информации).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.