"Календарно тематическое планирование"
Оценка 4.9

"Календарно тематическое планирование"

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
астрономия
13.10.2021
"Календарно тематическое планирование"
КТП дисциплина Астрономия"
астрономия тем пл..doc

ПЕРСПЕКТИВНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ

ПЛАН

по дисциплине «Астрономия»

 

№ занятия

 

Наименование разделов, тем дисциплины

Количество часов

Вид занятий

Материально-техническое обеспечение занятия, Интернет-ресурсы

Задания для обучающегося

Аудиторных занятий

внеаудиторной

(самостоятельной) работы

Виды внеаудиторной (самостоятельной работы)

Основы и дополнительная литература

                                         1 курс

 

 

 

Раздел I.

 

 

 

 

 

 

 

1.       

Введение в астрономию Астрономия – наука о космосе. Понятие Вселенной. Структуры и масштабы Вселенной. Далёкие глубины Вселенной

 

1

 

Усвоение новых знаний

Маркер, интерактивная доска  Учебник

 

Ресурсы урока: Учебник Астрономия, Б.А.Воронцов-Вельяминов

 § 1, 2 стр. 3-6

 

Астрометрия

(5 ч)

 

 

 

 

 

2.       

Звёздное небо Звездное небо. Что такое созвездие. Основные созвездия

Северного полушария

1

 

 

Маркер, интерактивная доска  Учебник

 

Ресурсы урока: Учебник, § 3 стр. 20

3.       

Небесные координаты Небесный экватор и небесный меридиан; горизонтальные, экваториальные координаты; кульминации светил. Горизонтальная система координат. Экваториальная система координат

1

 

Комбинированный

Маркер, интерактивная доска  Учебник

 

 

Ресурсы урока: Учебник, § 4 стр. 23

4.       

Видимое движение планет и Солнца 

Эклиптика, точка весеннего равноденствия, неравномерное движение Солнца по эклиптике

1

 

Комбинированный

Маркер, интерактивная доска  Учебник

 

Ресурсы урока: Учебник, § 5 стр. 28

5.       

Движение Луны и затмения

Синодический месяц, узлы лунной орбиты, почему происходят затмения, Сарос и предсказания затмений

1

 

Учебно-обобщающий урок

Маркер, интерактивная доска  Учебник

 

Ресурсы урока: Учебник, § 6, 7 стр. 34-38

6.       

Время и календарь Солнечное и звёздное время, лунный и солнечный календарь, юлианский и григорианский календарь.

 

          1

Урок закрепления изученного

 

 

Ресурсы урока: Учебник, § 9 стр. 41-45

 

Небесная механика

(3 ч)

 

 

 

 

 

7.       

Система мира Геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира; объяснение петлеобразного движения планет; доказательства движения Земли вокруг Солнца; годичный параллакс звёзд

1

 

Учебно-обобщающий урок

Маркер, интерактивная доска  Учебник

 

Ресурсы урока: Учебник, § 10 стр. 48

8.       

Законы Кеплера движения планет

Обобщённые законы Кеплера и

определение масс небесных тел.

1

 

Комбинированный

Маркер, интерактивная доска  Учебник

 

Ресурсы урока: Учебник, § 12 стр. 58

9.       

Космические скорости и межпланетные перелёты Первая и вторая космические скорости; оптимальная полуэллиптическая орбита КА к

планетам, время полёта к планете

 

 

Урок закрепления изученного

Презентация

 

Ресурсы урока: Учебник, § 13, стр. 64

 

 

Строение Солнечной системы

(7 ч)

 

 

 

 

 

10.   

Современные представления о строении и составе Солнечной системы Об отличиях планет земной группы и планет-гигантов; о планетах-карликах; малых телах; о поясе Койпера и облаке комет Оорта

1

 

Усвоение новых знаний

Маркер, интерактивная доска  Учебник

 

 

Ресурсы урока: Учебник, § 14 стр.72

11.   

Планета Земля Форма Земли, внутреннее строение, атмосфера и влияние парникового эффекта на климат Земли

 

 

Учебно-обобщающий урок

Маркер, интерактивная доска  Учебник

 

Ресурсы урока: Учебник, § 17 стр. 85

12.   

Луна и её влияние на Землю.

Формирование поверхности Луны; природа приливов и отливов на Земле и их влияние на движение Земли и Луны; процессия земной оси и движение точки весеннего равноденствия

 

 

1

 

Комбинированный

Маркер, интерактивная доска  Учебник

 

Ресурсы урока: Учебник, § 17 стр. 89

13.   

Планеты земной группы

Физические свойства Меркурия, Марса и Венеры; исследования планет земной группы космическими аппаратами

 

1

 

Комбинированный

Маркер, интерактивная доска  Учебник

 

 

Ресурсы урока: Учебник, § 18 стр. 98

14.   

Планеты-гиганты. Планеты-карлики. Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна; вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио; природа колец вокруг планет-гигантов;

планеты-карлики.

1

 

Комбинированный

Маркер, интерактивная доска  Учебник

 

Ресурсы урока: Учебник, § 19 стр. 107-108

15.   

Малые тела Солнечной системы. Физическая природа астероидов и комет; пояс Койпера и облако комет Оорта; природа метеоров и метеоритов

 

1

Контрольно-учетный урок

Маркер, интерактивная доска  Учебник

Реферат

Ресурсы урока: Учебник, § 17

16.   

Современные представления о происхождении Солнечной системы

Современные представления о происхождении Солнечной системы

1

 

Учебно-обобщающий урок

Маркер, интерактивная доска  Учебник

 

Ресурсы урока: Учебник, § 20 стр. 114

 

Астрофизика и звёздная астрономия

(7 ч)

 

 

 

 

 

17.   

Методы астрофизических исследований Принцип действия и устройство телескопов, рефракторов и рефлекторов; радиотелескопы и

радиоинтерферометры

1

 

Изучение нового учебного материала

Маркер, интерактивная доска  Учебник

 

 

Ресурсы урока: Учебник, § 20 стр. 123

18.   

Солнце Определение основных характеристик Солнца; строение солнечной атмосферы; законы излучения абсолютно твёрдого тела и температура фотосферы и пятен; проявление солнечной активности и её влияние на климат и биосферу Земли

 

1

 

Комбинированный

Маркер, интерактивная доска  Учебник

 

Ресурсы урока: Учебник, § 21 стр. 129-131

19.   

Внутреннее строение и источник энергии Солнца Расчёт температуры внутри Солнца; термоядерный источник энергии Солнца и перенос энергии внутри Солнца; наблюдения солнечных нейтрино

 

 

 

 

 

Ресурсы урока: Учебник, § 22 стр.144

20.   

Основные характеристики звёзд Определение основных характеристик звёзд; спектральная классификация звёзд; диаграмма «спектр– светимость» и распределение звёзд на ней; связь массы со светимостью звёзд главной последовательности; звёзды, красные гиганты, сверхгиганты и белые карлики

1

 

Учебно-обобщающий урок

Маркер, интерактивная доска  Учебник

 

Ресурсы урока: Учебник, § 22 стр. 146

21.   

Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды

Особенности строения белых карликов и предел Чандрасекара на их массу; пульсары и нейтронные звёзды; понятие чёрной дыры; наблюдения двойных звёзд и определение их масс; пульсирующие переменные звёзды; цефеиды и связь периода пульсаций со светимостью у них

1

 

Комбинированный

Маркер, интерактивная доска  Учебник

 

Ресурсы урока: Учебник, § 24 стр.163

22.   

Новые и сверхновые звёзды

Наблюдаемые проявления взрывов новых и сверхновых звёзд; свойства остатков взрывов сверхновых звёзд

1

 

Комбинированный

Маркер, интерактивная доска  Учебник

 

Ресурсы урока: Учебник, § 25 стр. 165

23.   

Эволюция звёзд Жизнь звёзд различной массы и её отражение на диаграмме «спектр–светимость»; гравитационный коллапс и взрыв белого карлика в двойной системе из-за перетекания на него вещества звезды компаньона; гравитационный коллапс ядра массивной звезды в конце её жизни. Оценка возраста звёздных скоплений.

 

 

Учебно-обобщающий урок

Маркер, интерактивная доска  Учебник

 

Ресурсы урока: Учебник, § 25 стр. 171

 

Млечный путь

(3 ч)

 

 

 

 

 

24.   

Газ и пыль в Галактике

Наблюдаемые характеристики отражательных и диффузных туманностей; распределение их вблизи плоскости Галактики; спиральная структура Галактики

1

 

Комбинированный

Маркер, интерактивная доска  Учебник

 

 

Ресурсы урока: Учебник, § 25 стр. 176

25.   

Рассеянные и шаровые звёздные скопления Наблюдаемые свойства

скоплений и их распределение в Галактике.

1

 

Учебно-обобщающий урок

Маркер, интерактивная доска  Учебник

 

Ресурсы урока: Учебник, § 25 стр. 177

26.   

Сверхмассивная чёрная дыра в центре

Млечного Пути

Наблюдение за движением звёзд в центре Галактики в инфракрасный телескоп; оценка массы и размеров чёрной дыры по движению отдельных звёзд.

 

1

Контрольно-учетный урок

Презентация

 

Ресурсы урока: Учебник, § 25 стр. 184

 

Галактики

(3 ч)

 

 

 

 

 

27.   

Классификация галактик

Типы галактик и их свойства; красное смещение и определение расстояний до галактик; закон Хаббла; вращение галактик и содержание тёмной материи в них.

1

 

Комбинированный

Маркер, интерактивная доска  Учебник

 

Ресурсы урока: Учебник, § 26 стр. 187

28.   

Активные галактики и квазары

Природа активности галактик; природа квазаров.

1

 

Учебно-обобщающий урок

Маркер, интерактивная доска  Учебник

 

Ресурсы урока: Учебник, § 27 стр. 197

29.   

Скопления галактик Природа скоплений и роль тёмной материи в них; межгалактический газ и рентгеновское излучение от него; ячеистая структура распределения Галактик и скоплений во Вселенной

 

1

 

Комбинированный

Маркер, интерактивная доска  Учебник

 

 

Ресурсы урока: Учебник, § 27 стр.201

30.   

Конечность и бесконечность Вселенной Связь закона всемирного тяготения с представлениями о конечности и бесконечности Вселенной; фотометрический парадокс; необходимость общей теории относительности для построения модели Вселенной

1

 

Учебно-обобщающий урок

Маркер, интерактивная доска  Учебник

 

Ресурсы урока: Учебник, § 28 стр.207

31.   

Модель «горячей Вселенной»

Связь средней плотности материи с законом расширения и геометрией Вселенной; радиус и возраст Вселенной

1

 

Комбинированный

Маркер, интерактивная доска  Учебник

 

 

Ресурсы урока: Учебник, § 28 стр. 208

 

Современные проблемы астрономии

(3 ч)

 

 

 

 

 

32.   

Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия.

Вклад тёмной материи в массу Вселенной; наблюдение сверхновых звёзд в далёких галактиках и открытие ускоренного расширения Вселенной; природы силы всемирного отталкивания

1

 

Комбинированный

Маркер, интерактивная доска  Учебник

 

Ресурсы урока: Учебник, § 37

33.   

Обнаружение планет возле других звёзд. Невидимые спутники у звёзд; методы обнаружения экзопланет; экзопланеты с условиями

благоприятными для жизни

 

1

Контрольно-учетный урок

Маркер, интерактивная доска  Учебник

 

Ресурсы урока: Учебник, § 38

34.   

Поиск жизни и разума во Вселенной

Развитие представлений о существовании жизни во Вселенной; формула Дрейка и число цивилизаций в Галактике; поиск сигналов от внеземных цивилизаций и подача сигналов им

 

 

1

 

Урок проверки и коррекции знаний и умений

Маркер, интерактивная доска  Учебник

 

Ресурсы урока: Учебник, § 39

35-36

Дифференцированный зачёт

2

 

 

 

 

 

 


ПЕРСПЕКТИВНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ

ПЕРСПЕКТИВНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ

Урок закрепления изученного Ресурсы урока:

Урок закрепления изученного Ресурсы урока:

КомбинированныйМаркер, интерактивная доска

КомбинированныйМаркер, интерактивная доска

Солнца и перенос энергии внутри

Солнца и перенос энергии внутри

Наблюдаемые характеристики отражательных и диффузных туманностей; распределение их вблизи плоскости

Наблюдаемые характеристики отражательных и диффузных туманностей; распределение их вблизи плоскости

Вселенной; фотометрический парадокс; необходимость общей теории относительности для построения модели

Вселенной; фотометрический парадокс; необходимость общей теории относительности для построения модели
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.10.2021