ПЕРСПЕКТИВНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН
по дисциплине «Астрономия»
№ занятия |
Наименование разделов, тем дисциплины |
Количество часов |
Вид занятий |
Материально-техническое обеспечение занятия, Интернет-ресурсы |
Задания для обучающегося |
||||
Аудиторных занятий |
внеаудиторной (самостоятельной) работы |
Виды внеаудиторной (самостоятельной работы) |
Основы и дополнительная литература |
||||||
1 курс |
|
|
|
||||||
Раздел I. |
|
|
|
|
|
|
|
||
1. |
Введение в астрономию Астрономия – наука о космосе. Понятие Вселенной. Структуры и масштабы Вселенной. Далёкие глубины Вселенной
|
1 |
|
Усвоение новых знаний |
Маркер, интерактивная доска Учебник |
|
Ресурсы урока: Учебник Астрономия, Б.А.Воронцов-Вельяминов § 1, 2 стр. 3-6 |
||
|
Астрометрия |
(5 ч) |
|
|
|
|
|
||
2. |
Звёздное небо Звездное небо. Что такое созвездие. Основные созвездия Северного полушария |
1 |
|
|
Маркер, интерактивная доска Учебник |
|
Ресурсы урока: Учебник, § 3 стр. 20 |
||
3. |
Небесные координаты Небесный экватор и небесный меридиан; горизонтальные, экваториальные координаты; кульминации светил. Горизонтальная система координат. Экваториальная система координат |
1 |
|
Комбинированный |
Маркер, интерактивная доска Учебник |
|
Ресурсы урока: Учебник, § 4 стр. 23 |
||
4. |
Видимое движение планет и Солнца Эклиптика, точка весеннего равноденствия, неравномерное движение Солнца по эклиптике |
1 |
|
Комбинированный |
Маркер, интерактивная доска Учебник |
|
Ресурсы урока: Учебник, § 5 стр. 28 |
||
5. |
Движение Луны и затмения Синодический месяц, узлы лунной орбиты, почему происходят затмения, Сарос и предсказания затмений |
1 |
|
Учебно-обобщающий урок |
Маркер, интерактивная доска Учебник |
|
Ресурсы урока: Учебник, § 6, 7 стр. 34-38 |
||
6. |
Время и календарь Солнечное и звёздное время, лунный и солнечный календарь, юлианский и григорианский календарь. |
|
1 |
Урок закрепления изученного |
|
|
Ресурсы урока: Учебник, § 9 стр. 41-45 |
||
|
Небесная механика |
(3 ч) |
|
|
|
|
|
||
7. |
Система мира Геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира; объяснение петлеобразного движения планет; доказательства движения Земли вокруг Солнца; годичный параллакс звёзд |
1 |
|
Учебно-обобщающий урок |
Маркер, интерактивная доска Учебник |
|
Ресурсы урока: Учебник, § 10 стр. 48 |
||
8. |
Законы Кеплера движения планет Обобщённые законы Кеплера и определение масс небесных тел. |
1 |
|
Комбинированный |
Маркер, интерактивная доска Учебник |
|
Ресурсы урока: Учебник, § 12 стр. 58 |
||
9. |
Космические скорости и межпланетные перелёты Первая и вторая космические скорости; оптимальная полуэллиптическая орбита КА к планетам, время полёта к планете |
|
|
Урок закрепления изученного |
Презентация |
|
Ресурсы урока: Учебник, § 13, стр. 64
|
||
|
Строение Солнечной системы |
(7 ч) |
|
|
|
|
|
||
10. |
Современные представления о строении и составе Солнечной системы Об отличиях планет земной группы и планет-гигантов; о планетах-карликах; малых телах; о поясе Койпера и облаке комет Оорта |
1 |
|
Усвоение новых знаний |
Маркер, интерактивная доска Учебник |
|
Ресурсы урока: Учебник, § 14 стр.72 |
||
11. |
Планета Земля Форма Земли, внутреннее строение, атмосфера и влияние парникового эффекта на климат Земли |
|
|
Учебно-обобщающий урок |
Маркер, интерактивная доска Учебник |
|
Ресурсы урока: Учебник, § 17 стр. 85 |
||
12. |
Луна и её влияние на Землю. Формирование поверхности Луны; природа приливов и отливов на Земле и их влияние на движение Земли и Луны; процессия земной оси и движение точки весеннего равноденствия
|
1 |
|
Комбинированный |
Маркер, интерактивная доска Учебник |
|
Ресурсы урока: Учебник, § 17 стр. 89 |
||
13. |
Планеты земной группы Физические свойства Меркурия, Марса и Венеры; исследования планет земной группы космическими аппаратами
|
1 |
|
Комбинированный |
Маркер, интерактивная доска Учебник |
|
Ресурсы урока: Учебник, § 18 стр. 98 |
||
14. |
Планеты-гиганты. Планеты-карлики. Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна; вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио; природа колец вокруг планет-гигантов; планеты-карлики. |
1 |
|
Комбинированный |
Маркер, интерактивная доска Учебник |
|
Ресурсы урока: Учебник, § 19 стр. 107-108 |
||
15. |
Малые тела Солнечной системы. Физическая природа астероидов и комет; пояс Койпера и облако комет Оорта; природа метеоров и метеоритов |
|
1 |
Контрольно-учетный урок |
Маркер, интерактивная доска Учебник |
Реферат |
Ресурсы урока: Учебник, § 17 |
||
16. |
Современные представления о происхождении Солнечной системы Современные представления о происхождении Солнечной системы |
1 |
|
Учебно-обобщающий урок |
Маркер, интерактивная доска Учебник |
|
Ресурсы урока: Учебник, § 20 стр. 114 |
||
|
Астрофизика и звёздная астрономия |
(7 ч) |
|
|
|
|
|
||
17. |
Методы астрофизических исследований Принцип действия и устройство телескопов, рефракторов и рефлекторов; радиотелескопы и радиоинтерферометры |
1 |
|
Изучение нового учебного материала |
Маркер, интерактивная доска Учебник |
|
Ресурсы урока: Учебник, § 20 стр. 123 |
||
18. |
Солнце Определение основных характеристик Солнца; строение солнечной атмосферы; законы излучения абсолютно твёрдого тела и температура фотосферы и пятен; проявление солнечной активности и её влияние на климат и биосферу Земли
|
1 |
|
Комбинированный |
Маркер, интерактивная доска Учебник |
|
Ресурсы урока: Учебник, § 21 стр. 129-131 |
||
19. |
Внутреннее строение и источник энергии Солнца Расчёт температуры внутри Солнца; термоядерный источник энергии Солнца и перенос энергии внутри Солнца; наблюдения солнечных нейтрино |
|
|
|
|
|
Ресурсы урока: Учебник, § 22 стр.144 |
||
20. |
Основные характеристики звёзд Определение основных характеристик звёзд; спектральная классификация звёзд; диаграмма «спектр– светимость» и распределение звёзд на ней; связь массы со светимостью звёзд главной последовательности; звёзды, красные гиганты, сверхгиганты и белые карлики |
1 |
|
Учебно-обобщающий урок |
Маркер, интерактивная доска Учебник |
|
Ресурсы урока: Учебник, § 22 стр. 146 |
||
21. |
Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды Особенности строения белых карликов и предел Чандрасекара на их массу; пульсары и нейтронные звёзды; понятие чёрной дыры; наблюдения двойных звёзд и определение их масс; пульсирующие переменные звёзды; цефеиды и связь периода пульсаций со светимостью у них |
1 |
|
Комбинированный |
Маркер, интерактивная доска Учебник |
|
Ресурсы урока: Учебник, § 24 стр.163 |
||
22. |
Новые и сверхновые звёзды Наблюдаемые проявления взрывов новых и сверхновых звёзд; свойства остатков взрывов сверхновых звёзд |
1 |
|
Комбинированный |
Маркер, интерактивная доска Учебник |
|
Ресурсы урока: Учебник, § 25 стр. 165 |
||
23. |
Эволюция звёзд Жизнь звёзд различной массы и её отражение на диаграмме «спектр–светимость»; гравитационный коллапс и взрыв белого карлика в двойной системе из-за перетекания на него вещества звезды компаньона; гравитационный коллапс ядра массивной звезды в конце её жизни. Оценка возраста звёздных скоплений. |
|
|
Учебно-обобщающий урок |
Маркер, интерактивная доска Учебник |
|
Ресурсы урока: Учебник, § 25 стр. 171 |
||
|
Млечный путь |
(3 ч) |
|
|
|
|
|
||
24. |
Газ и пыль в Галактике Наблюдаемые характеристики отражательных и диффузных туманностей; распределение их вблизи плоскости Галактики; спиральная структура Галактики |
1 |
|
Комбинированный |
Маркер, интерактивная доска Учебник |
|
Ресурсы урока: Учебник, § 25 стр. 176 |
||
25. |
Рассеянные и шаровые звёздные скопления Наблюдаемые свойства скоплений и их распределение в Галактике. |
1 |
|
Учебно-обобщающий урок |
Маркер, интерактивная доска Учебник |
|
Ресурсы урока: Учебник, § 25 стр. 177 |
||
26. |
Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного Пути Наблюдение за движением звёзд в центре Галактики в инфракрасный телескоп; оценка массы и размеров чёрной дыры по движению отдельных звёзд. |
|
1 |
Контрольно-учетный урок |
Презентация |
|
Ресурсы урока: Учебник, § 25 стр. 184 |
||
|
Галактики |
(3 ч) |
|
|
|
|
|
||
27. |
Классификация галактик Типы галактик и их свойства; красное смещение и определение расстояний до галактик; закон Хаббла; вращение галактик и содержание тёмной материи в них. |
1 |
|
Комбинированный |
Маркер, интерактивная доска Учебник |
|
Ресурсы урока: Учебник, § 26 стр. 187 |
||
28. |
Активные галактики и квазары Природа активности галактик; природа квазаров. |
1 |
|
Учебно-обобщающий урок |
Маркер, интерактивная доска Учебник |
|
Ресурсы урока: Учебник, § 27 стр. 197 |
||
29. |
Скопления галактик Природа скоплений и роль тёмной материи в них; межгалактический газ и рентгеновское излучение от него; ячеистая структура распределения Галактик и скоплений во Вселенной
|
1 |
|
Комбинированный |
Маркер, интерактивная доска Учебник |
|
Ресурсы урока: Учебник, § 27 стр.201 |
||
30. |
Конечность и бесконечность Вселенной Связь закона всемирного тяготения с представлениями о конечности и бесконечности Вселенной; фотометрический парадокс; необходимость общей теории относительности для построения модели Вселенной |
1 |
|
Учебно-обобщающий урок |
Маркер, интерактивная доска Учебник |
|
Ресурсы урока: Учебник, § 28 стр.207 |
||
31. |
Модель «горячей Вселенной» Связь средней плотности материи с законом расширения и геометрией Вселенной; радиус и возраст Вселенной |
1 |
|
Комбинированный |
Маркер, интерактивная доска Учебник |
|
Ресурсы урока: Учебник, § 28 стр. 208 |
||
|
Современные проблемы астрономии |
(3 ч) |
|
|
|
|
|
||
32. |
Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия. Вклад тёмной материи в массу Вселенной; наблюдение сверхновых звёзд в далёких галактиках и открытие ускоренного расширения Вселенной; природы силы всемирного отталкивания |
1 |
|
Комбинированный |
Маркер, интерактивная доска Учебник |
|
Ресурсы урока: Учебник, § 37 |
||
33. |
Обнаружение планет возле других звёзд. Невидимые спутники у звёзд; методы обнаружения экзопланет; экзопланеты с условиями благоприятными для жизни |
|
1 |
Контрольно-учетный урок |
Маркер, интерактивная доска Учебник |
|
Ресурсы урока: Учебник, § 38 |
||
34. |
Поиск жизни и разума во Вселенной Развитие представлений о существовании жизни во Вселенной; формула Дрейка и число цивилизаций в Галактике; поиск сигналов от внеземных цивилизаций и подача сигналов им
|
1 |
|
Урок проверки и коррекции знаний и умений |
Маркер, интерактивная доска Учебник |
|
Ресурсы урока: Учебник, § 39 |
||
35-36 |
Дифференцированный зачёт |
2 |
|
|
|
|
|
||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.