ГБОУ «Лицей №1 г. Назрань»
Календарно – тематическое планирование по технологии в 4 классах
34 часа
Учитель: Мержоева Марем Мусаевна
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
· положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека в городской среде;
· ценностное и бережное отношение к окружающему миру и результату профессиональной деятельности человека;
· представление о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической деятельности;
· интерес к поисково-исследовательской деятельности, предлагаемой в заданиях учебника и с учётом собственных интересов;
· основные критерии оценивания собственной деятельности и деятельности других учеников (самостоятельно или при помощи ответов на вопросы рубрики «Вопросы юного технолога»);
· этические нормы (сотрудничества, взаимопомощи, ответственности) при выполнении проекта;
· потребность соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия;
· представления о значении проектной деятельности;
· интерес к конструктивной деятельности;
· простейшие навыки самообслуживания;
· понимание чувств других людей.
Обучающийся получит возможность для формирования:
· внутренней позиции на уровне положительного отношения к трудовой деятельности;
· этических норм (долга, сопереживания, сочувствия) на основе анализа взаимодействия людей в профессиональной деятельности;
· ценности коллективного труда в процессе реализации проекта;
· способности оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям её успешность или не успешность и способы её корректировки;
· представления о себе как о гражданине России и жителе города, посёлка, деревни;
· бережного и уважительного отношения к окружающей среде;
· уважительного отношения к людям и результатам их трудовой деятельности;
· эстетических чувств (прекрасного и безобразного);
· потребности в творческой деятельности;
· учёта при выполнении изделия интересов, склонностей и способностей других учеников.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
У обучающегося будут сформированы умения:
· следовать определённым правилам при выполнении изделия;
· дополнять слайдовый и или текстовый план выполнения изделия, предложенный в учебнике, недостающими или промежуточными этапами под руководством учителя и или самостоятельно;
· выбирать средства для выполнения изделия и проекта под руководством учителя;
· корректировать план выполнения работы при изменении конструкции или материалов;
· проводить рефлексию своих действий по выполнению изделия при помощи других учеников;
· вносить необходимые изменения в свои действия на основе принятых правил;
· действовать в соответствии с определённой ролью;
· прогнозировать оценку выполнения изделия на основе заданных в учебнике критериев и рубрики «Вопросы юного технолога» под руководством учителя.
Обучающийся получит возможность для формирования умений:
· работать над проектом с помощью рубрики «Вопросы юного технолога»: ставить цель, составлять план, определяя задачи каждого этапа работы над изделием, распределять роли; проводить самооценку; обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий;
· ставить новые задачи при изменении условий деятельности под руководством учителя;
· выбирать из предложенных вариантов наиболее рациональный способ выполнения изделия;
· прогнозировать сложности, которые могут возникнуть при выполнении проекта;
· оценивать качество своей работы.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
У обучающегося будут сформированы умения:
· выделять из текстов информацию, заданную в явной форме;
· высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты, основанные на тексте и иллюстрациях учебника;
· проводить защиту проекта по заданному плану с использованием материалов учебника;
· использовать знаки, символы, схемы для заполнения технологической карты и при работе с материалами учебника;
· проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их выполнения под руководством учителя и или самостоятельно;
· выделять признаки изучаемых объектов на основе сравнения;
· находить закономерности, устанавливать причинно- следственные связи между реальными объектами и явлениями под руководством учителя и или самостоятельно;
· проводить сравнение и классификацию по самостоятельно выбранным критериям;
· проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность для формирования умений:
· осуществлять поиск информации в соответствии с поставленной учителем задачей, используя различные ресурсы информационной среды образовательного учреждения;
· высказывать суждения о свойствах объектов, их строении и т. д.;
· осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач разного характера с учётом конкретных условий;
· устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями;
· проводить сравнение предметов, явлений и изделий по самостоятельно предложенным критериям;
· находить информацию по заданным основаниям и в соответствии с собственными интересами и потребностями.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
· У обучающегося будут сформированы умения:
· слушать собеседника, понимать и или принимать его точку зрения;
· находить точки соприкосновения различных мнений;
· приводить аргументы за и против под руководством учителя при совместных обсуждениях;
· осуществлять попытку решения конфликтных ситуаций (конфликтов интересов) при выполнении изделия, предлагать разные способы решения конфликтных ситуаций;
· оценивать высказывания и действия партнёра, сравнивать их со своими высказываниями и поступками;
· формулировать высказывания, задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче;
· проявлять инициативу в ситуации общения.
· Обучающийся получит возможность для формирования умений:
· строить монологические высказывания в соответствии с реальной ситуацией, вести диалог на заданную тему, используя различные средства общения, в том числе и средства ИКТ;
· учиться договариваться, учитывая интересы партнёра и свои;
· задавать вопросы на уточнение или углубление получаемой информации;
· осуществлять взаимопомощь при взаимодействии в паре, группе.
Предметные результаты
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ И ОБЩЕТРУДОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ.
ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ ТРУДА
Обучающийся научится:
· воспринимать современную городскую среду как продукт преобразующей и творческой деятельности человека — созидателя в различных сферах на земле, в воздухе, на воде, в информационном пространстве;
· называть основные виды профессиональной деятельности человека в городе: экскурсовод, архитектор, инженер-строитель, прораб, модельер, закройщик, портной, швея, садовник, дворник и др.;
· бережно относиться к предметам окружающего мира;
· организовывать самостоятельно рабочее место в зависимости от используемых инструментов и материалов;
· соблюдать правила безопасной работы с инструментами при выполнении изделия;
· отбирать материалы и инструменты, необходимые для выполнения изделия, в зависимости от вида работы, с помощью учителя заменять их;
· проводить самостоятельный анализ простейших предметов быта по используемому материалу;
· проводить анализ конструктивных особенностей простейших предметов быта под руководством учителя и самостоятельно;
· выполнять доступные действия по самообслуживанию и осваивать доступные виды домашнего труда;
· определять самостоятельно этапы изготовления изделия на основе анализа готового изделия, текстового и/или слайдового плана, работы с технологической картой.
Обучающийся получит возможность научиться:
· осмыслять понятие «городская инфраструктура»;
· уважительно относиться к профессиональной деятельности человека;
· осмыслять значимость профессий сферы обслуживания для обеспечения комфортной жизни человека;
· осуществлять под руководством учителя коллективную проектную деятельность.
ТЕХНОЛОГИЯ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ МАТЕРИАЛОВ.
ЭЛЕМЕНТЫ ГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТЫ
Обучающийся научится:
· узнавать и называть основные материалы и их свойства, происхождение, применение в жизни;
· экономно расходовать используемые материалы при выполнении изделия;
· выбирать материалы в соответствии с заданными критериями;
· выполнять простейшие чертежи, эскизы и наброски;
· изготавливать изделия (плоские и объёмные) по слайдовому плану, эскизам, техническим рисункам и простым чертежам;
· выполнять разметку материала с помощью циркуля, по линейке, через копировальную, калькированную бумагу, с помощью шаблонов, на глаз;
· выполнять разметку на ткани мягким карандашом, кусочком мыла или мела, при помощи шаблона;
· выполнять разметку симметричных деталей;
· оформлять изделия по собственному замыслу на основе предложенного образца;
· готовить по рецептам пищу, не требующую термической обработки;
· заполнять простейшую техническую документацию в технологической карте;
· выполнять и выбирать технологические приёмы ручной обработки материалов в зависимости от их свойств обработки;
· заполнять простейшую техническую документацию в технологической карте;
· выполнять и выбирать технологические приёмы ручной обработки материалов в зависимости от их свойств;
· использовать инструменты, необходимые при вычерчивании, рисовании заготовок (карандаш, резинка, линейка, циркуль);
· чертить прямые линии по линейке и намеченным точкам;
· вычерчивать окружность при помощи циркуля по заданному радиусу;
· выполнять эскиз и технический рисунок;
· применять масштабирование при выполнении чертежа;
· уметь читать простейшие чертежи;
· анализировать и использовать обозначения линий чертежа;
· применять приёмы безопасной работы с инструментами;
· использовать правила и способы работы с шилом, швейной иглой, булавками, напёрстком, ножницами, пяльцами (вышивание), ножом (разрезание), циркулем, гаечным и накидным ключами; осмыслить понятие «универсальность инструмента»;
· использовать правила безопасной работы при работе с материалами: яичной скорлупой, металлизированной бумагой;
· осуществлять раскрой ножницами по криволинейному и прямолинейному контуру, разрыванием пальцами;
· осваивать правила работы с новыми инструментами: контргайкой, острогубцами, плоскогубцами;
· осваивать способы работы с кухонными инструментами и приспособлениями;
· использовать правила безопасности и гигиены при приготовлении пищи;
· при сборке изделий использовать приёмы:
· окантовка картоном;
· крепление кнопками;
· склеивание объёмных фигур из развёрток (понимать значение клапанов при склеивании развёртки);
· соединение с помощью острогубцев и плоскогубцев;
· скручивание мягкой проволоки;
· соединение с помощью ниток, клея, скотча.
Обучающийся получит возможность научиться:
· изготавливать простейшие изделия (плоские и объёмные) по готовому образцу;
· комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия;
· осмыслять возможности использования одной технологии для изготовления разных изделий;
· осмыслять значение инструментов и приспособлений в практической работе, быту и профессиональной деятельности;
· оформлять изделия по собственному замыслу;
· выбирать и заменять материалы и инструменты при выполнении изделий;
· подбирать наиболее подходящий материал для выполнения изделия.
КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ
Обучающийся научится:
· выделять детали конструкции, называть их форму, расположение и определять способ соединения;
· анализировать конструкцию изделия по рисунку, простому чертежу, схеме, готовому образцу;
· частично изменять свойства конструкции изделия;
· выполнять изделие, используя разные материалы;
· повторять в конструкции изделия конструктивные особенности реальных предметов и объектов;
· анализировать текстовый и слайдовый планы изготовления изделия; составлять на основе слайдового плана текстовый и наоборот.
Обучающийся получит возможность научиться:
· сравнивать конструкции реальных объектов и конструкции изделия;
· соотносить объёмную конструкцию из правильных геометрических фигур с изображением развёртки;
· создавать собственную конструкцию изделия по заданному образцу.
ПРАКТИКА РАБОТЫ НА КОМПЬЮТЕРЕ
Обучающийся научится:
· использовать информацию, представленную в учебнике в разных формах, при защите проекта;
· воспринимать книгу как источник информации;
· наблюдать и соотносить разные информационные объекты в учебнике (текст, иллюстративный материал, текстовый план, слайдовый план) и делать выводы и умозаключения;
· выполнять преобразования информации; переводить текстовую информацию в табличную форму;
· самостоятельно заполнять технологическую карту по заданному образцу;
· использовать компьютер для поиска, хранения и воспроизведения информации;
· различать устройства компьютера и соблюдать правила безопасной работы;
· находить, сохранять и использовать рисунки для оформления афиши.
· Обучающийся получит возможность научиться:
· переводить информацию из одного вида в другой;
· создавать простейшие информационные объекты;
· использовать возможности Интернета по поиску информации.
·
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Обучающийся научится:
· составлять план последовательности выполнения изделия по заданному слайдовому или текстовому плану;
· определять этапы проектной деятельности;
· определять задачи каждого этапа проектной деятельности под руководством учителя и самостоятельно;
· распределять роли при выполнении изделия под руководством учителя и/или выбирать роли в зависимости от своих интересов и возможностей;
· проводить оценку качества выполнения изделия по заданным критериям;
· проектировать деятельность по выполнению изделия на основе технологической карты как одного из средств реализации проекта.
Обучающийся получит возможность научиться:
· осмыслять понятие «стоимость изделия» и его значение в практической и производственной деятельности;
· выделять задачи каждого этапа проектной деятельности;
· распределять роли при выполнении изделия в зависимости от умения качественно выполнять отдельные виды обработки материалов;
· проводить оценку качества выполнения изделия на каждом этапе проекта и корректировать выполнение изделия;
· развивать навыки работы в коллективе, умение работать в паре; применять на практике правила сотрудничества.
·
Содержание учебного предмета
Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д. разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия разных народов.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность, гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для праздников, в учебной и внеучебной деятельности и т. п. Освоение навыков самообслуживания, по уходу за домом, комнатными растениями.
Выполнение элементарных расчётов стоимости изготавливаемого изделия.
Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при выполнении практических работ. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов в соответствии с их декоративно-художественными и конструктивными свойствами, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), соблюдение правил их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертёж и др.); анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), раскрой деталей, сборка изделия (клеевая, ниточная, проволочная, винтовая и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Умение заполнять технологическую карту. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и др.).
Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕХНОЛОГИИ 4 КЛАСС (34 часа)
№ п/п |
Тема урока |
кол-во часов |
Планируемые результаты |
Элементы содержания Планируемые результаты (предметные) |
Дата проведения |
|
||||||||||||||||||
метапредметные |
личностные |
|
||||||||||||||||||||||
Познавательные |
Коммуникативные |
Регулятивные |
|
|||||||||||||||||||||
план |
факт |
|
||||||||||||||||||||||
1 |
Техника безопасности на уроках технологии. Как работать с учебником |
1 час |
Формирование умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи с использованием учебной литературы.
|
Умение формулировать собственное мнение и позицию.
|
Умение давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке |
Формирование умения оценивать жизненные ситуации с точки зрения своих ощущений. |
Обобщить знания о материалах и их свойствах; инструментах и правилах работы с ними, пройденными в предыдущих классах. Планировать деятельность по выполнению изделия на основе «Вопросов юного технолога» и технологической карты. Создавать условные обозначения производств (пиктограммы), наносить их на контурную карту России в рабочей тетради. Ориентирование по разделам учебника. Систематизация знаний о материалах и инструментах. Знакомство с технологическими картами и критериями оценивания выполнения работы |
|
|
|
||||||||||||||
Человек и земля (21 ч)
|
|
|||||||||||||||||||||||
2-3 |
Вагоностроительный завод. Изделия: «Ходовая часть (тележка)», «Кузов вагона», «Пассажирский вагон» |
2 часа |
Формирование умения осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения практических задач в зависимости от конкретных условий.
|
Учёт разных мнений и умение обосновывать своё.
|
Умение давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке |
Формирование адекватной и позитивной самооценки. |
Находить и отбирать информацию, об истории развития железнодорожного транспорта в России, о видах и особенностях конструкции вагонов и последовательности их сборки из текстов учебника и других источников. Выбирать информацию, необходимую для выполнения изделия, объяснять новые понятия. Овладевать основами черчения, анализировать конструкцию изделия, выполнять разметку деталей при помощи линейки и циркуля, раскрой деталей при помощи ножниц, соблюдать правила безопасного использования этих инструментов. Создавать разные виды вагонов, используя объёмные геометрические тела (параллелепипед, цилиндр, конус). Выбирать и заменять материалы и инструменты при выполнении изделия. Применять на практике алгоритм построения деятельности в проекте, определять этапы проектной деятельности. С помощью учителя заполнять технологическую карту, анализировать её структуру, сопоставлять технологическую карту с планом изготовления изделия, алгоритмом построения деятельности в проекте и соотносить её с «Вопросами юного технолога» дать оценку этапов работы и на её основе контролировать свою деятельность. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. Объяснять новые понятия: машиностроение. локомотив, конструкция вагона, цистерна, ходовая часть. Работать с информацией об истории развития железнодорожного транспорта в России. |
|
|
|
||||||||||||||
4 |
Полезные ископаемые. Изделие: «Буровая вышка» |
1 час |
Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического
|
Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
|
Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу
|
Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, формирование чувства прекрасного |
Знакомство с полезными ископаемыми, способами их добычи и расположения месторождений на территории России.
Выбирать информацию, необходимую для изготовления изделия. Создавать модель буровой вышки из металлического конструктора. Проводить презентацию работы |
|
|
|
||||||||||||||
5 |
Полезные ископаемые. Изделие: «Малахитовая шкатулка» |
1 час |
Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического
|
Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
|
Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу |
Формирование адекватной и позитивной самооценки. |
Знакомство с полезными ископаемыми, используемыми для изготовления предметов искусства, с новой техникой работы с пластилином (технология лепки слоями). Изготовление изделия, имитирующего технику русской мозаики. Коллективная работа: изготовление отдельных элементов («малахитовых плашек») учащимися Выбирать информацию, необходимую для изготовления изделия. Определять способ создания при помощи техники « русская мозаика». Называть профессию «мастер по камню». |
|
|
|
||||||||||||||
6-7 |
Автомобильный завод. Изделие: «КамАЗ», «Кузов грузовика». Работа с конструктором |
2 часа |
Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера.
|
Формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах.
|
Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. |
Формирование умения оценивать жизненные ситуации с точки зрения своих ощущений. |
Знакомство с производственным циклом создания автомобиля «КамАЗ». Имитация бригадной работы (рекомендуется разделить класс на группы, состоящие как из слабых, так и из сильных учащихся, последние будут помогать первым при сборке изделия). Работа с металлическим и пластмассовым конструкторами. Самостоятельное составление плана изготовления изделия. Совершенствование навыков работы с различными видами конструкторов. Анализировать структуру технологической карты. Изготавливать модель автомобиля. Применять при работе правила безопасного использования отвёртки и гаечного ключа. Работать с конструктором. Сопоставлять технологическую карту с алгоритмом построения деятельности в проекте.
|
|
|
|
||||||||||||||
8-9 |
Монетный двор. Изделие: «Стороны медали», «Медаль» |
2 часа |
Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий.
|
Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
|
Умение вносить коррективы, необходимые дополнения в план и способ действия в случае расхождения с заданным эталоном, реального действия и его продукта. |
Формирование адекватной и позитивной самооценки. |
Знакомство с основами чеканки медалей, особенностями формы медали. Овладевать новым приемом — тиснение по фольге. Совершенствовать умение заполнять технологическую карту. Работа с металлизированной бумагой — фольгой. Объяснять новые понятия: знак отличия, рельефный рисунок, аверс, реверс, штамповка, литьё, теснение. Работать с металлизированной бумагой. Осваивать правила тиснения фольги. Соединять детали изделия при помощи пластилина. Сопоставлять технологическую карту с алгоритмом построения деятельности в проекте. |
|
|
|
||||||||||||||
10
11 |
Фаянсовый завод. Изделие: «Основа для вазы».
Фаянсовый завод. Изделие: «Ваза». Тест: «Как создается фаянс»
|
1 час
1 час
|
Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
|
Учёт разных мнений и умение обосновывать своё.
|
Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. |
Формирование умения оценивать жизненные ситуации с точки зрения своих ощущений. |
Знакомство с особенностями изготовления фаянсовой посуды. Изготовление изделия с соблюдением отдельных этапов технологии создания изделий из фаянса. Совершенствование умений работать пластилином. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности людей, работающих на фабриках по производству фаянса. Объяснять новые понятия, называть профессии. Выполнять эскиз декора вазы, используя приёмы работы с пластичными материалами. Сопоставлять технологическую карту с алгоритмом построения деятельности в проекте. Изготавливать изделие с соблюдением этапов технологии создания изделий из фаянса.
|
|
|
|
||||||||||||||
12 |
Швейная фабрика. Изделие: «Прихватка»
|
1час |
Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера.
|
Формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах.
|
Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу |
Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
Знакомство с технологией производственного процесса на швейной фабрике и профессиональной деятельностью людей. Определение размера одежды при помощи сантиметра. Создание лекала и изготовление изделия с повторением элементов технологического процесса швейного производства. Работа с текстильными материалами. Соблюдение правил работы с иглой, ножницами, циркулем. Профессии: изготовитель лекал, раскройщик, оператор швейного производства, утюжильщик.
Объяснять новые понятия, называть профессии. Применять умения работать с ножницами, иглой, циркулем. Использовать для соединения строчку прямых, косых и петельных стежков. |
|
|
|
||||||||||||||
13 |
Швейная фабрика. Изделие «Новогодняя игрушка» |
1 час |
Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера.
|
Формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах.
|
Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу. |
Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
Освоение технологии создания мягкой игрушки. Использование умений самостоятельно определять размер деталей по слайдовому плану, создавать лекало и выполнять при помощи него разметку деталей. Соблюдать правила работы с иглой, ножницами, циркулем. Самостоятельно составлять план изготовления изделия. Изготавливать разные виды изделий с использованием одной технологии. Применять умения работать с ножницами, иглой, циркулем. Использовать для соединения строчку прямых, косых и петельных стежков |
|
|
|
||||||||||||||
14-15 |
Обувное производство. Изделие: «Модель детской летней обуви» |
2 часа |
Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий.
|
Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
|
Умение давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. |
Формирование познавательного мотива. |
Знакомство с историей создания обуви. Виды материалов, используемых для производства обуви. Виды обуви и её назначение. Знакомство с технологическим процессом производства обуви (конструкция, последовательность операций). Как снимать мерку с ноги и определять по таблице размер обуви. Создание модели обуви из бумаги (имитация производственного процесса). Закрепление знания о видах бумаги, приёмах и способах работы с ней. Профессия: обувщик. Объяснять новые понятия, называть профессии. Сопоставлять технологическую карту с алгоритмом построения деятельности в проекте. Создавать модель обуви из бумаги. Проводить оценку этапов работы и контролировать качество изготовления изделия. Проводить презентацию работы |
|
|
|
||||||||||||||
16
17 |
Деревообрабатывающее производство. Изделие: «Технический рисунок лесенки-опоры для растений»
Деревообрабатывающее производство. Изделие: «Лесенка-опора для растений» |
1 час
1 час |
Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера.
|
Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
|
Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. |
Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с культурой и традициями народов мира |
Знакомство с новым материалом — древесиной, правилами работы столярным ножом и последовательностью изготовления изделий из древесины. Различать виды пиломатериалов и способы их производства. Знакомство со свойствами древесины. Осмысление значения древесины для производства и жизни человека. Изготовление изделия из реек. Самостоятельное декорирование. Работа с древесиной. Конструирование. Профессия: столяр. Называть правила безопасности работы столярным ножом. Изготавливать изделие из реек. Декорировать изделие. Проводить оценку этапов работы и контролировать качество изготовления изделия. Проводить презентацию работы. |
|
|
|
||||||||||||||
18
19
|
Кондитерская фабрика. Изделие: «Пирожное «Картошка»,
Кондитерская фабрика. Практическая работа №1: «Тест «Кондитерские изделия». Изделие: «Пирожное «Картошка», «Шоколадное печенье» |
1 час
1 час |
Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
|
Формирование умения самостоятельно составлять план действий и применять его при решении задач творческого и практического характера.
|
Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу |
Формирование познавательного мотива. |
Знакомство с историей и технологией производства кондитерских изделий, технологией производства шоколада из какао-бобов. Знакомство с профессиями людей, работающих на кондитерских фабриках. Информация о производителе и составе продукта на этикетке. Приготовление пирожного «картошка» и шоколадного печенья. Правила поведения при приготовлении пищи. Правила пользования газовой плитой. Профессии: кондитер, технолог-кондитер. Объяснять новые понятия, называть профессии. Рассказывать о технологии производства шоколада из какао-бобов. Приготовлять пирожное «Картошка». Применять правила поведения при приготовлении пищи, правила пользования газовой плитой. |
|
|
|
||||||||||||||
20
21 |
Бытовая техника. Изделие: «Настольная лампа»
Бытовая техника. Практическая работа №2: «Тест „Правила эксплуатации электронагревательных приборов"». Изделие: «Абажур. Сборка настольной лампы» |
1 час
1 час |
Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий.
|
Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
|
Умение вносить коррективы, необходимые дополнения в план и способ действия в случае расхождения с заданным эталоном, реального действия и его продукта. |
Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
Знакомство с понятием «бытовая техника» и её значением в жизни людей. Правила эксплуатации бытовой техники, работы с электричеством, знакомство с действием простой электрической цепи, работа с батарейкой. Сборка простой электрической цепи. Практическое использование электрической цепи на примере сборки настольной лампы, правила утилизации батареек. Освоение приемов работы в технике «витраж». Абажур/плафон для настольной лампы. Профессии: слесарь-электрик, электрик, электромонтер.
Объяснять новые понятия, называть профессии. Называть правила эксплуатации бытовой техники, правила работы с электричеством. Объяснять действие простой электрической цепи. Осваивать приёмы работы в технике «винтаж». Собирать модель лампы. Называть правила работы ножницами, ножом и клеем. |
|
|
|
||||||||||||||
22 |
Тепличное хозяйство. Изделие: «Цветы для школьной клумбы» |
1 час |
Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера.
|
Учёт разных мнений и умение обосновывать своё.
|
Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. |
Формирование адекватной и позитивной самооценки. |
Знакомство с видами и конструкциями теплиц. Осмысление значения теплиц для жизнедеятельности человека. Выбор семян для выращивания рассады, использование информации на пакетике для определения условий выращивания растения. Уход за растениями. Создание мини-теплицы, посадка семян цветов. Выращивание рассады в домашних условиях, уход за рассадой. Профессии: агроном, овощевод. Объяснять новые понятия, называть профессии. Рассказывать о технологии выращивания растений в теплицах и профессиональной деятельности человека по уходу за растениями в теплице. Выращивать рассаду в домашних условиях. |
|
|
|||||||||||||||
23 |
Водоканал. Изделие: «Фильтр для очистки воды»
|
1 час |
Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
|
Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
|
Умение давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. |
Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. |
Знакомство с системой водоснабжения города. Значение воды в жизни человека и растений. Осмысление важности экономного расходования воды. Познакомить со способом фильтрации воды и способом экономного расходования воды, определение количества расходуемой воды при помощи струемера. Объяснять новые понятия. Рассказывать о значении воды в жизни человека и растений. Знакомиться со способами фильтрации воды и способами экономного расходования воды, определять количество расходуемой воды с помощью струемера. |
|
|
|||||||||||||||
24 |
Порт. Практическая работа №3: «Технический рисунок канатной лестницы». Изделие: «Канатная лестница» |
1 час |
Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
|
Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
|
Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу |
Формирование мотивации успеха и достижений младших школьников, творческой самореализации |
Знакомство с работой порта и профессиями людей, работающих в порту. Освоение способов крепления предметов при помощи морских узлов: простого, прямого, якорного узлов. Осмысление важности узлов для крепления грузов. Правильное крепление груза. Изготовление лестницы с использованием способа крепления морскими узлами. Профессии: лоцман, докер, швартовщик, такелажник, санитарный врач. Объяснять новые понятия. Называть профессии. Понимать важность узлов для крепления грузов. Изготавливать лестницу с использованием способов крепления морскими узлами. |
|
|
|||||||||||||||
25 |
Узелковое плетение. Изделие: «Браслет» |
1 час |
Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера.
|
Учёт разных мнений и умение обосновывать своё.
|
Умение давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. |
Формирование адекватной и позитивной самооценки. |
Знакомство с правилами работы и последовательностью создания изделий в технике «макраме», Освоение одинарного плоского узла, двойного плоского узла. Сравнение способов вязания морских узлов и узлов в технике «макраме». Понятие: макраме. Объяснять понятие «макраме». Осваивать приемы выполнения одинарного и двойного плоских узлов, приемы крепления нити в начале выполнения работы. |
|
|
|||||||||||||||
Человек и воздух (3ч) |
|
|||||||||||||||||||||||
26 |
Самолетострое- ние. Ракетостроение. Изделие: «Самолет» |
1 час |
Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий.
|
Формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах.
|
Умение вносить коррективы, необходимые дополнения в план и способ действия в случае расхождения с заданным эталоном, реального действия и его продукта. |
Формирование познавательного мотива |
Первоначальные сведения о самолётостроении, о функциях самолётов и космических ракет, конструкция самолёта и космической ракеты. Самостоятельное изготовление модели самолёта из конструктора. Закрепление умения работать с металлическим конструктором. Профессии: лётчик, космонавт. Объяснять новые понятия. Называть профессии. Называть профессии. Объяснять конструктивные особенности самолётов. Использовать приёмы и правила работы отвёрткой и гаечным ключом. |
|
|
|
||||||||||||||
27 |
Ракета-носитель. Изделие: «Ракета-носитель»
|
1 час |
Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий.
|
Формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах.
|
Умение вносить коррективы, необходимые дополнения в план и способ действия в случае расхождения с заданным эталоном, реального действия и его продукта. |
Формирование познавательного мотива |
Закрепление основных знаний о самолётостроении, о конструкции самолёта и ракеты. Закрепление основных знаний о бумаге: свойства, виды, история. Модель ракеты из картона, бумаги на основе самостоятельного чертежа. Использовать знания о бумаге: её свойствах, видах. Выполнять модель ракеты из картона, бумаги на основе самостоятельного чертежа. |
|
|
|
||||||||||||||
28 |
Летательный аппарат. Воздушный змей. Изделие: «Воздушный змей» |
1 час |
Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий.
|
Формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах.
|
Умение вносить коррективы, необходимые дополнения в план и способ действия в случае расхождения с заданным эталоном, реального действия и его продукта. |
Формирование познавательного мотива |
Знакомство с историей возникновения воздушного змея. Конструкция воздушного змея. Освоение правил разметки деталей из бумаги и картона сгибанием. Оформление изделия по собственному эскизу. Объяснять новые понятия. Объяснять конструктивные особенности воздушных змеев. Осваивать правила разметки деталей из бумаги и картона сгибанием.
|
|
|
|
||||||||||||||
Человек и информация (6 ч)
|
|
|||||||||||||||||||||||
29 |
Создание титульного листа |
1 час |
Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
|
Формирование умения самостоятельно составлять план действий и применять его при решении задач творческого и практического характера.
|
Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу |
Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
Осмысление места и значения информации в жизни человека. Виды и способы передачи информации. Знакомство с работой издательства, технологией создания книги, профессиями людей, участвующих в издании книги. Элементы книги и использование её особенностей при издании. Профессии: редактор, технический редактор корректор, художник. Объяснять новые понятия. Называть профессии. Называть виды и способы передачи информации. Применять правила работы на компьютере. Создавать титульный лист для книги «Дневник путешественника». |
|
|
|
||||||||||||||
30 |
Работа с таблицами. Изделие: работа с таблицами |
1 час |
Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера.
|
Формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах.
|
Умение вносить коррективы, необходимые дополнения в план и способ действия в случае расхождения с заданным эталоном, реального действия и его продукта. |
Формирование познавательного мотива. |
Повторение правил работы на компьютере. Создание таблицы в программе Microsoft Word. Понятия: таблица, строка, столбец. Объяснять новые понятия. Применять правила работы на компьютере. |
|
|
|
||||||||||||||
31 |
Создание содержания книги. Практическая работа №4: «Содержание» |
1час |
Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
|
Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
|
Умение давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. |
Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
ИКТ на службе человека, работа с компьютером. ИКТ в издательском деле. Процесс редакционно-издательской подготовки книги, элементы книги. Практическая работа на компьютере. Формирование содержания книги «Дневник путешественника» как итогового продукта годового проекта «Издаем книгу». Рассказывать о процессе редакционно-издательской подготовки книги. Использовать в практической деятельности знания программы Microsoft Word. |
|
|
|
||||||||||||||
32-33 |
Переплетные работы. Изделие: Книга «Дневник путешественника» |
2 часа |
Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий.
|
Формирование умения договариваться, находить общее решение
|
Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном |
Формирование познавательного мотива |
Знакомство с переплётными работами. Способ соединения листов, шитье блоков нитками втачку (в пять проколов). Закрепление правил работы шилом и иглой. Осмысление значения различных элементов в структуре переплёта (форзац, слизура). Изготовление переплёта дневника и оформление обложки по собственному эскизу. Объяснять новые понятия. Понимать значение разных элементов в структуре переплёта. Использовать правила работы шилом, ножницами и клеем. Называть правила работы шилом и иглой. Использовать правила работы шилом, ножницами и клеем.
|
|
|
|
||||||||||||||
34 |
Итоговый урок. Выставка и презентация работ учащихся |
1 час |
Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера.
|
Формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах.
|
Формирование умения самостоятельно составлять план действий и применять его при решении задач творческого и практического характера. Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу |
Формирование познавательного мотива. |
Анализ своей работы на уроках технологии за год, выделение существенного, оценивание своей работы с помощью учителя. Подведение итогов года. Презентация своих работ, выбор лучших. Выставка работ. Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. |
|
|
|
||||||||||||||
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.