Караханидский каганат на территории Кыргызстана

  • docx
  • 11.03.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок №18.docx

Урок № 18

 

Тема: Государство Караханидов.

 

Тип урока: Комбинированный.

 

Цель урока: Рассказать учащимся о Караханидском каганате о его развитом
                       цивилизации.

 

Материальное оснащение урока: Карта мира и Кыргызстана, схемы, рисунки, плакаты,

 

Содержание и ход урока

       I. Организационная часть:

                 1. Проверка готовности кабинета.

                 2. Отметить отсутствующих на уроке.

 

II. Повторение пройденного материала:

                 1. Что способствовало усилению мощи кыргызов?

                 2. Охарактеризуйте положение Уйгурского каганата к 840 г.

                 3. Расскажите об эпохе Кыргызского великодержавие.

 

III. Сообщение новых знаний:

                 1. Сатук Кара хан.
                 2. Территория государство Караханидов.
                 3. Хозяйство  государство Караханидов.

      IV. Задание на дом: Прочитать и конспектировать по книге Дж. Осмонова История
                                          Кыргызстана с древнейших времен до наших дней. Б., 2014 г.

       

      V. Закрепление знаний:

                 1. Что вы узнали о Сатуке Богра –хане?

                 2. Каким образом расширяли Караханиды свою территорию

                 3. Как развивалось хозяйство Караханидского государство?

                 4. Что вы можете рассказать о башне Бурана?

 

       VI. Итог и оценивание: Провести итог занятия и оценивать ответы студентов и    
                                                   ставить оценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государство Караханидов.

Сатук Кара-хан. В X веке в Центральном Тянь-Шане и Семиречье жили племена карлуков, ягма и чигилей. В образовании Караханидского каганата, просуществовавшего с X до начала XIII века, эти племени играли основную роль. Среди них чигили составляли подавляющую часть населения Центрального Тянь-Шаня и Семиречья. Выходец из племени чигиль Сатук Абд-ал-Керим Кара-хан был основателем государства Караханидов. О родословной Сатука Богра-хана Тянь- Шаньский историк Джамал Карим пишетследующее: «Деда Сатука Богра хана  звали Бильге Кадыр-ханом. У него было два сына, которых звали Базир Арслан-хан (отец Сатука) и Огулчак Кадыр-хан. Огулчак Кадыр-хан был известным правителем тюркских племен, ставка которого находилась в городе Кашгаре. Сатук рос и воспитывался у своего дяди Огулчака. В возрасте 25 лет Сатук тайно принимает ислам и вместе с полусотней сподвижников бежит из Кашгара на север. Спустя некоторое время, собрав силу, захватывает Кашгар и отбирает власть у  своего дяди. Понятие «караханиды» появилось связи с титулом Сатука — Абд- ал- Керима, первым из тюркских каганов принявшего ислам. Впоследствии титул «Кара- хан» носили правители этого государства.

            Термин «кара» в древнетюркском языке имел значение «народ», и слово «карахан» означало «народный хан». У Сатука -Богра хана было два сына  которых звали Муса (тюркское имя Байташ) и Сулейман. Умер Сатук в 955 году и был похоронен в селе Артуш. Власть в стране переходит к Мусе, который объявил в 960 году исламскую религию государственной религией. Во время правлений Сатука и его сыновей государству принадлежали земли Центральной Азии и северной части Кашгара. В 940 году войска Сатука Богра-хана вступили в Чуйскую долину и овладели городом Баласагун, провозгласив его столицей государства  Караханидов. Территория государства Караханидов, Первоначально Сатук Богра-хан занимал окрестности Кашгара, затем во второй половине X века его владения дополнились территориями Центральной Азии, далее он устремился на запад. Сначала Караханиды завоевывают Фергану. В то время в соседнем государстве Саманидов усиливалась борьба за власть среди феодалов и военачальников, что привело к постепенному ослабеванию государства. Воспользовавшись этим, Караханиды организовали первый поход, который завершился безрезультатно. Но Караханиды снова собрали силы, чтобы окончательно разгромить государство Саманидов. В 999 году правитель города Узген караханид Наср ибн Али занял Бухару и присоединил к каганату владения Саманидов до Аму-Дарьи. Таким образом, в состав территории Караханидского каганата вошли Восточный Туркестан, Южный Казахстан и земли Средней Азии, расположенные до реки Аму-Дарьи. Новое государство тюрков достигает своей политической мощи в первой половине XI века. Но в результате междоусобных войн караханидских правителей государство Караханидов распалось на два каганата - восточный и западный. Столицей восточного каганата был город Баласагун, а западного - город Самарканд.

Хозяйство государства Караханидов. В городах и деревнях было развито земледелие. Для выращивания растений использовались даже площади на склонах гор. По склонам гор протягивались каналы для орошения земель. Кроме этого значительное развитие получили горнорудное дело и металлообработка, осваивались ремесла и развивалась торговля. Внутренним торговля в основном велась между скотоводами-кочевниками и оседлым населением городов и сел. Караванные пути соединяли государство Караханидов с другими странами. Этому благоприятно способствовал торговый путь с Востока на Запад через Иссык-Куль и Чуйскую долину.

Широко распространилось денежное обращение. В X-XI веках на территории современного Кыргызстана в городах Узген, Ош, Баласагун, Барскан (Иссык-Куль) и Шельжи (Taлас) чеканились монеты.

Улучшилось и жилищное строительство: были в ходу жженый кирпич и штукатурка, применялось украшение строений орнаментом и красками. Города Баласагун, Узген и Кашгаp стали центрами архитектуры. Крупными архитектурными памятниками, дошедшими до нас, являются башня Бурана и Узгенский минарет. В городах с высочайшим мастерством были  построены бани, улицы, мостили булыжником, строили караван-сараи, мечети, дворцы для правителей.

Во владениях Караханидов наряду с оседлым населением жили и кочевые народы, занимающиеся в основном скотоводством. Внедрение ислама в среди кочевников и оседлого населения имело большое значение для развития науки и культуры.

Махмуд Кашгари и его наследие. В эпоху Караханидов дальнейшее развитие получила и культура населения Кыргызстана. Наряду с ростом материальной культуры произошли существенные сдвиги и в области духовной культуры. Распространение арабской письменности явилось одним из главных достижений. Замечательные произведения того времени принадлежат тюркскому ученому-энциклопедисту Махмуду Кашгари.

Махмуд Кашгари, представитель всех тюркских народов, родился в городе Барскоон на южном берегу Иссык-Куля. Его отец, Хусейн-ибн-Мухаммед был эмиром города Барскан. Дедом его был великий каган Мухаммед-ибн Жусуп Кадыр-хан. Сам Махмуд Кашгари упоминал, что его предки были правителями. Для Махмуда Кашгари, сына правителя Барскана,  были созданы все условия для получения образования. Он был хорошо знаком с трудами философов, лингвистов, историков, географов и других мыслителей своего времени. Махмуд Кашгари много путешествовал, изучая тюркские языки, В своих воспоминаниях он пишет:

« Я исследовал города и степи тюрков, турмен- огузов, чигилей, кыргызов, запоминал и изучал их языки и выражения». Итогом его работы являлось огромное произведение, дошедшее до нас, «Диван лугат ат- тюрк» (« Словарь тюркских языков»), которое было написано в промежутке между 1072-1077 годами.  Оригинал труда до нас не дошел. Его перевод, сделанный Мухаммедом ас-Сави ад-Дамашки 1 августа 1266 года, хранится сейчас в г. Стамбуле. Эта книга, переведенная на кыргызский язык Тынчтыкбеком Чоротегином, состоит из 638 страниц. Во вступительной части книги говорится о значимости изучения тюркских языков, называются народы и племена тюрков, а также места их проживания. Произведение составлено в виде словаря. Пословицы, поговорки, отрывки из стихов и песен написаны по порядку красивым, к а к бусы, почерком. В отличие от других исследователей тех времен, Махмуд Кашгари не обобщает слово «тюрки», а называет каждое племя в отдельности. Например, словаре упоминаются  название «кыргыз», «огуз», чигиль», «кыпчак» и другие. К  своему произведению Махмуд Кашгари приложил карту мира круглой формы.

На карте центром Земли указан не город Мекка со Священной Каабой, а Центральный Тянь-Шань и озеро Иссык-Куль с городом Барскоон. Карта, начерченная самим Махмудом Кашгари, является первым картографическим произведением, отражающим миропонимание тюркских народов.

Жусуп (Юсуф) Баласагуни и его произведение «Кутадгу билиг».  Огромна заслуга Жусупа Баласагуни в развитии культуры и науки нашего народа в средневековье. Он был поэтом, мыслителем и государственным деятелем, родившимся и выросшим в городе Баласагун. По месту рождения ему и дано имя «Баласагуни». Наследие Жусупа Баласагуни, дошедшее до нас — это поэма «Кутудгу билиг» («Благодатное знание»). Это великое произведение было написано в 1069-1070 годах. Работу автор начинает в Баласагуне и завершает в городе Кашгаре. Поэму «Благодатное знание» автор преподнес в дар кагану Караханидов, правителю Кашгара Товгачу Богра — Кара -хану. Он,  в свою очередь,   оценил его труд и с благодарностью присвоил поэту высшее придворное звание « «улуг хасс- хаджиб». В поэме «Благодатное знание»  повествуется о справедливости, счастье, мудрости, терпении и простоте. Баласагуни первым привнес в литературу, где господствующими языками были арабский и фарси, тюркский язык. Поэма имеет назидательный (поучающий) характер, является произведением высокого уровня восточного средневековья. Работу над своей поэмой автор завершил в 54 года. Он умер и похоронен в городе Кашгаре.

 

 

 

Жусуп Баласагун написал однажды:

                           Все смертны, и вечно лишь доброе имя,

                           Того, кто был славе делами своими.

               Он оставил нам бессмертное наследство,

                 и его слава будет жить веках.

Содержание поэмы. В поэме «Благодатное знание» особое внимание уделено советам и наставлениям о значении учения и образования, о стремлении к науке:

 

Ученье - светоч во мраке ночном,

  От светоча знанья ты светел челом.

       Ученьем и знаньем достигнешь высот,

И два этих блага приносят почет.

В поэме широко повествуется о том, что лишь тот достигнет задуманных целей, кто с малолетства будет старательным и прилежным:

 

    К тому, кто обучен в поре своей ранней,

С годами придет исполненье желаний.

Упорство в ученье дарит в воздаянье

Ученость и доблесть, благие деянья.

Ученым дано благородными быть,

Лишь знающий может правителем быть.

В понимании автора благословенен и счастлив тот, кто сберег человеческую доблесть и достоинство, достиг справедливости и  благородства.

Жусуп Баласагуни восславил благо и оставил его в наследство будущим поколениям. Следуя многим из этих наставлений отдельный человек и целый народ и сейчас могут обрести благополучие и процветание.