Урок № 14
Тема: Карлукское государство.
Тип урока: Комбинированный.
Цель
урока: Рассказать
учащимся о государстве Карлуков об их развитии, хозяйстве,
культуре.
Материальное оснащение урока: Карта мира и Кыргызстана, схемы, рисунки, плакаты,
Содержание и ход урока
I. Организационная часть:
1. Проверка готовности кабинета.
2. Отметить отсутствующих на уроке.
II. Повторение пройденного материала:
1. Что вы узнали о тюргешском каганате?
2. Когда был основан Тюргешский каганат?
3. Талаское сражение 756г?
4. Международное отношение Тюргешей?
III. Сообщение новых знаний:
1. Основание Карлукского государство.
2. Развитие Карлукского государство.
3. Распад Карлукского государство.
IV. Задание на дом: Прочитать и
конспектировать по книге Дж. Осмонова История
Кыргызстана с древнейших времен до
наших дней. Б., 2014 г.
V. Закрепление знаний:
1. Когда было образовано государство Карлуков?
2. Столица Карлукского государство?
3. Когда распалось Карлукское государство?
VI. Итог и
оценивание: Провести итог занятия и оценивать ответы студентов и
ставить оценки.
Карлукское государство. Первые сведения о карлуках известных под именем булак относятся к V в. Название «уч карлук» (три племени карлуков) древнетюркские рунические памятники распространяли на сильный союз кочевых племен, занимавших территорию между Алтаем и Восточным побережьем озера Балхаш. В середине VII в. в состав карлукского объединения входили три крупных племени ― булак, чигиль (себек) и ташлык. Вожди карлукских племен носили титул эльтебер. В 742 г. политическая гегемония в степях Монголии перешла к союзу трех племен ― карлуков, уйгуров и басмылов, сокрушивших власть восточных тюрков. На короткое время возвысились басмылы ― их вождь стал каганом. Глава карлуков и предводитель уйгуров получили звание ябгу. Однако в 744 г. басмылы были разгромлены объединенными силами уйгуров и карлуков. В Центральной Азии возникло новое государство ― уйгурский каганат (744―840). Глава уйгурских племен стал верховным каганом, а вождь карлуков получил титул правого (западного) ябгу. Стремление к самостоятельности привело карлуков к тому, что они откололись от Уйгурского каганата. В середине VIII в.развернулась борьба за тюргешское наследство между карлуками и огузами, чьи значительные группировки расселялись в области Иссык-Куля и Таласа. В результате этого противоборства основная часть огузов покинула пределы Жетысу и ушла к Сырдарье. В 766 г. в руки карлукского джабгу перешло все Жетысу с двумя ставками тюргешских каганов ― Таразом и Суябом. Под эгидой карлуков образовалось раннефеодальное государство. Карлуки продолжали расширять границы. В 766―775 гт. одна ветвь карлуков захватила Кашгарию, а в конце VIIIв. другая их группировка распространила свое влияние на Фергану. На территории Жетысу сформировалось политическое объединение карлукских племен. Согласно арабским и персидским источникам, карлукское объединение в IX―X вв. состояло из многочисленных родоплеменных групп. Так, арабский географ ал-Марвази (XII в.) отмечает в составе карлуков девять племен. В карлукскую конфедерацию вошли кочевые и полукочевые тюркоязычные племена Тянь- Шаня и Южного Кыргызстана: тухси, чигили, азкиши, тюркеши, халаджи, чаруки, барсханы. Население, подвластное карлукам, не было этнически однородным, оно включало ираноязычных согдийцев, мигрантов из стран Ближнего Востока и Центральной Азии. В VIII―X вв. в карлукском государстве шел интенсивный процесс тюркизации оседло-земледельческих жителей. В VIII―X вв. карлукские племена расселились на обширной территории Казахстана ― от Джунгарского Ала-Тоо до среднего течения Сырдарьи, обитали между озерами Балхаш и Иссык-Куль, в долинах р. Или, Чу, Талас, в отрогах Тянь-Шаня, в Исфиджабс-кой области вплоть до средневекового города Отрара. По данным арабского географа Ибн Хаукаля (X в.), «требовалось 30 дней пути, чтобы пройти земли карлуков с запада на восток». Соперничество на востоке в конце VIII ― начале IX в. карлуков с уйгурами закончилось поражением карлуков и признанием верховной власти уйгурского кагана в Монголии. На западе карлуки повели борьбу с арабскими завоевателями Мавераннахра; активно поддерживали различные антиарабские выступления в начале IX в. В 810 г. арабы предприняли наступление на карлуков и дошли до г. Кулана (ныне ст. Луговая). В 812 г. они организовали поход на Отрар, где разбили войска карлуков, вынудив их джабгу бежать в страну кимеков. С 20 гг. IX в. в Мавераннахре стала править местная династия Саманидов, находившаяся в номинальной зависимости от арабского халифа в Багдаде. В 840 г. в центральноазиатских степях произошло важное событие: енисейские киргизы положили конец Уйгурскому каганату, вынудив уйгуров переселиться в Турфанский оазис и в район Ганьчжоу. Создавшейся ситуацией воспользовался карлукский джабгу Бильге Кюль Кадыр-хан, правитель Исфиджаба, который открыто заявил о своих правах на верховную власть, приняв новый титул кагана. В том же году карлукскому кагану пришлось вести войну против Саманидов. Наместник Самарканда, объявив священную войну неверным тюркам, захватил Исфиджаб. В 893 г. саманид Исмаил ион Ахмед предпринял поход на Тараз. Карлукский каган Огулчак Кадыр-хан выдержал длительную осаду, однако город пал, а население приняло ислам. Огулчак перенес свою ставку из Тараза в Кашгар и продолжал военные действия против Саманидов. Вместе с тем тюрки Семиречья не только сдерживали натиск Саманидов, но и сами предпринимали походы на их государство. В 904 г. Мавераннахр подвергся вторжению большого тюркского войска, но вскоре оно было вытеснено. Арабское господство коснулось лишь части территории Южного Казахстана, входившей в пределы Карлукского каганата. Города Фараб, Исфиджаб, Тараз, несмотря на все перипетии политической борьбы, оставались, как отмечают раннесредневековые арабские источники, наиболее неспокойными для арабов владениями. Арабское завоевание наложило печать на социально-экономическую,политическую и культурную жизнь подвластных халифату территорий, на этнические и языковые процессы в ней. Государственное устройство карлуков характеризовалось,наличием развитых форм удельно-племенной системы, что не способствовало централизованной форме правления. Власть карлукских джабгу была номинальной. Удельные правители, стоявшие во главе крупных племен, стремились упрочить свои полусамостоятельные и фактически независимые владения. Племенная знать была наделена привилегиями, которые имели наследственный характер. Военно-административная система управления в карлукском государстве отражала специфику их кочевого и полукочевого быта. Карлукское общество пронизывало социальное и сословное неравенство. Наряду с богатыми были бедные, самую бесправную группу составляли рабы. Однако основную массу населения составляли рядовые общинники, которые нередко подпадали во внеэкономическую зависимость от имущих скотоводов-покровителей. Рельефно выражалась не только строгая иерархическая система господствующей аристократической верхушки, но и разделялись по своей социальной значимости роды и племена карлукской конфедерации. Правящая знать кочевых племен владела не только пастбищами, угодьями, но и городскими центрами. Согласно «Худуд аль-алам», в стране карлуков насчитывалось 25 городов и поселений, среди них: Тараз, Кулан, Мерки, Атлалиг, Тузун, Балиг, Барсхан, Сикуль, Талгар, Тонг, Пенчуль и др. Столица карлуков и многие их города находились на Великом шелковом пути, который имел большое значение для жителей юга Кыргызстана и Ферганы , не только как дипломатический и торговый тракт, но и как путь культурных и духовных связей. Карлукский каганат однако не обладал прочными экономическими связями. Его раздирали усобицы, борьба за власть, за пастбища. В этих условиях реальная угроза Карлукскому каганату пришла со стороны Кашгара. В 940 г. ими был взят Баласагун, и государство карлуков пало.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.