Карточки для групповой работы
Оценка 5

Карточки для групповой работы

Оценка 5
Карточки-задания
docx
русская литература
5 кл
21.01.2023
Карточки для групповой работы
Карточки по литературе
назывные предложения.docx

Открытый урок русского языка в 8 классе по теме

 "Назывные предложения"

Цели:

  • повторить знания учащихся об односоставных предложениях с главным членом сказуемым; знакомить с особенностями односоставных предложений с главным членом подлежащим; учить отличать виды односоставных предложений друг от друга.
  • развивать связную речь, воображение, мышление, память; учить самостоятельно делать выводы, формулировать вопросы по изученной теме, задачи, которые необходимо решить на уроке.
  • воспитывать любовь к слову, к прекрасному; прививать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: песни на тему “Зима”, иллюстрации и слайды “Зимний пейзаж”, учебник “Русский язык. 8” под редакцией С. Г. Бархударова, персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, меловое оформление классной доски, тесты, карточки.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Прeзентация   Слайд 1 (односоставные предложения)

 - Сегодня мы продолжим работу над односоставными предложениями. Сначала проверим домашнюю работу. Будете читать сгруппированные предложения.

II. Проверка домашнего задания.

Упражнение 236 (устно с.105). Учащиеся группируют предложения по типам (трое уч.).

-Определённо-личные: 2) Идёмте верхней тропой. 4) Выроет снегоочиститель траншею, вот и едешь в этой траншее, как в корыте. Там уж вправо-влево не свернёшь. (Последние два предл. - обобщённое значение.)

-Неопр.-личн.:II 1) Парк давно закрыли.

-Безличн.:I 1) Смеркается. Безлюдно. Звёздно. 2) В полях темнело. Пустынно. 3) Не бывать ему в гостиной. II 3) Темно. 4) Тут снега наметает метра на три.

III. Повторение.

Слайд 2

 Тестовая работа. 

- Ребята, у вас на партах есть карточки с тестом. В тетрадях пишем номер предложения, а

рядом цифровое обозначение вида односоставного предложения.

 

 Задание. Указать виды односоставных предложений, используя цифровое обозначение:

1 – безличное предложение,
2 – определённо-личное предложение,
3 – неопределённо-личное предложение.

  1. Всё больше заносит снегом окошко.
  2. Вхожу по узенькой тропинке в лес, осыпаемый снежными хлопьями.
  3. Весело катались на санках с высокой снежной горы.
  4. Снегу намело в деревне почти до крыш.
  5. Зимним ранним утром наблюдаешь за тихим падением порхающих в воздухе снежинок.
  6. Готовь сани летом, а телегу зимой.
  7. Зимний день.

Взаимопроверка. Ответ записан на доске.

Ключ:

1 – 1
2 – 2
3 – 3
4 - 1
5 – 2
6 – 2
7 - ? (назывное)

 

IV. Сообщение темы и цели урока.

1. Работа с предложениями.

-Прочитайте ещё такие предложения (написаны на доске):

Белая равнина. Ясная звездная ночь. И саней далеких одинокий бег. Блестящий снег.

 

-Найдите грамматическую основу этих предложений. –Какие это предложения? –С каким главным членом? –Чем выражено подлежащее? (существительным)

-Что обозначает, называет существительное? ( предмет или явление). -Как можно назвать эти предложения, каким термином? От глагола «называть» и образован термин для таких предложений – «назывные или номинативные» (называющие).

 

2. Обозначение темы урока. Целеполагание.

Слайд 3

- Прочитайте тему урока. Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке? Какие задачи решить?

- Итак, сегодня мы познакомимся с особенностями односоставных предложений с главным членом – подлежащим. И будем учиться отличать их от других односоставных предложений, уже хорошо известных вам. ( К концу урока мы должны знать: виды односоставных предложений, понятие «назывные предложения», признаки назывных предложений; уметь: находить в тексте односоставные предложения, характеризовать назывные предложения, употреблять в речи назывные предложения).

3. Работа со стихотворением А.Фета.

- Давайте прочитаем  еще вот такое стихотворение.

Слайд 4

Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени, тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

                                               И заря, заря!..                         А.Фет

Учитель: Появление этого стихотворения вызвало неоднозначную реакцию читателей. Они восхищались, удивлялись тому, как можно без глаголов так изобразить красоту мира.  Л.Толстой восторженно отмечал: « В нем нет ни одного  глагола. Каждое выражение – картина».

-В чём особенность этого стихотворения? ( Это стихотворение состоит из одного предложения, включающего несколько назывных предложений.)

-Давайте подчеркнем грамматическую основу предложений.

Слайд 5  (стихотворение с подчеркнутыми подлежащими)

-Какие это предложения?

V. Изучение новой темы.

1. Формулировка правила.

Попробуйте самостоятельно сформулировать правило. Какие предложения будем относить к назывным? Какое время выражается в этих предложениях?

- Проверим, правильно ли вы сделали вывод.

 

Слайд 6  Назывные предложения - это такие односоставные предложения, которые имеют один главный член - подлежащее. Эти предложения показывают, что события, явления, предметы, названные главным членом, существуют в настоящем.

 

Слайды 7  Нераспространенные назывные предложения.

Лес. Деревья. Сосны. Дубы. Берёзы. Город. Дома. Офисы. Люди.

 

Слайд 8  Распространенные назывные предложения.

Багровый закат. Заходящее солнце. Золотистые облака. Огненно-розовое небо. Последние лучи. Спокойная вода. Лёгкая рябь. Водяные лилии.

 

Слайд 9 Подлежащее может иметь при себе определение (согласованное и несогласованное)  Например: Старый дом с голубыми ставнями (С.Есенин)

В таком предложении не может быть дополнения и обстоятельства, потому что они должны относиться к сказуемому.

 

Слайд 10   Для сравнения:                          В предложениях есть второстепенные члены

Бриллианты в лунном свете,                      с обстоятельственным значением - где? Значит,

Бриллианты в небесах,                                это неполные двусоставные предложения с

Бриллианты на деревьях,                            опущенным сказуемым, а обстоятельства

Бриллианты на снегах.  (А. Фет.)               напоминают о его существовании.

 

Слайд 11  Повествовательные назывные предложения

Морозный день. Уличные фонари. Широкий проспект. Заснеженная улица. Весенние радости. Медовый аромат цветов.

 

Слайд 12  Восклицательные предложения

Божественная ночь!

Очаровательная ночь!

                                    Н.В.Гоголь

Что за чудная ночь!

Что за тени и блеск!

                                    И.Никитин 

 

Слайд 13  Назывные указательные предложения

Вот розовая башня

Страстного, вот и Пушкин.    А.Н.Толстой

Вот она сама...       К.Симонов

Вот она, Отчизна!     Щипачев

 

Слайд 14  Сфера употребления назывных предложений (разговорный, художественный и публицистический стили)  

2. Работа с учебником (Стр. 120).

-Прочитаем статью учебника.
- Что ещё узнали о назывных предложениях?

3. Составление плана.

- Составим план статьи учебника.

План.

  1. Определение назывных предложений.
  2. Назначение назывных предложений (указательное и настоящее время).
  3. Употребление назывных предложений.

4. Беседа по плану.

- Какие предложения называются назывными?
- Какое они имеют назначение?
- Где употребляются назывные предложения?

VI. Закрепление.

 1. Выборочное списывание.

1). Выполнить упражнение 243 на странице 121. (Вместе, ученик у доски.)

Задание. Выписать назывные предложения. Подумать, для чего они использованы автором.  Затем устно разобрать остальные предложения, расставляя знаки препинания, обозначая грамматическую основу.

Псковская земля. Мелколесье. Валуны. Голубые озёрца льна. Поля созревающей ржи. А вот и памятники воинской славы.

Вывод. Какие предложения называются назывными?

 

 2. Определение назывных предложений на слух.

Задание. Послушать песни. Найти в них назывные предложения.

Песни: "Эх,дороги..."; "Ночное рандеву" в исп.Криса Кельми, “Зима. Холода.” в исп.

А. Губина.

Вывод. С какой целью употребляются назывные предложения в нашей речи? (- Учитель  обращает внимание учащихся на выразительную емкость этих предложений, что  делает их незаменимым средством, когда надо лаконично,  немногословно обрисовать картину, создать впечатление стремительного действия.)

3.  Творческое задание.

- Послушайте текст. (Можно читать текст на фоне музыки, показывать слайды “Зимний пейзаж”.) Приложение 1

Зима. Пришла зима, настоящая, русская, со снегом, морозом и метелями. Она принесла много красок и картин. В солнечный не очень морозный день встанешь на лыжи и, легко скользя по скрипящему твёрдому снегу, побежишь на окраину города, где начинается лес. Идёшь вдоль накатанной санной дороги и любуешься красками снега, теми самыми, которые раньше видел в изображении художников и которым не верил: преувеличивают, мол, приукрашивают. Теперь удостоверился, будто открытие для себя сделал. Снега цветут множеством цветов, тонких и разных: от синего в углублениях теневой стороны колеи до розового вдали на косогорах, от ослепительно-палевого в солнечной стороне колеи до голубого с блёстками на близкой и ровной поверхности. Цветут снега, цветёт и небо, безоблачное, спокойное, цветут столбы перламутро-розового дыма, спущенные с неба на крыши домов. Цветёт морозное звонкое утро. Розовыми всполохами горит лес, весь лёгкий, наряженный в мягкое, белое, пушистое снежное одеяло. (По И. Шевцову.)

Задание. Красиво? Давайте тоже попробуем создать красивый текст. Написать сочинение-миниатюру по теме “Зима”, используя односоставные предложения. Можно включить в работы “зимние” предложения, которые звучали на уроке. (Самостоятельная работа.)

Зачитать работы. Мнение ребят.

Вывод. Какое время выражается в назывных предложениях?

VII. Обобщение.

Используя план, рассказать, что узнали на уроке о назывных предложениях.
Как вы думаете, нужны ли в нашей речи односоставные предложения? Зачем?

VIII. Итог урока.

Выставление оценок за урок.
Впечатления об уроке.

IX. Домашнее задание.

Параграф  24, упр. 245 - письменно.


 

Открытый урок русского языка в 8 классе по теме "Назывные предложения"

Открытый урок русского языка в 8 классе по теме "Назывные предложения"

Снегу намело в деревне почти до крыш

Снегу намело в деревне почти до крыш

Отблеск янтаря, И лобзания , и слезы ,

Отблеск янтаря, И лобзания , и слезы ,

Что за чудная ночь! Что за тени и блеск!

Что за чудная ночь! Что за тени и блеск!

Вывод. С какой целью употребляются назывные предложения в нашей речи? ( -

Вывод. С какой целью употребляются назывные предложения в нашей речи? ( -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.