Карточка 1. Подлежащее.
1. В указанных ниже предложениях найди подлежащее.
1) Вышли братья на широкий двор, натянули свои тугие луки.
2) Луг и сад покрывает первый снег.
3) Два товарища по улице брели.
4) Часовые козырнули генералу.
5) Никто не хотел умирать.
6) Учиться всегда пригодится.
2. Из данных предложений выпиши грамматические основы:
1) Память об этой встрече я сохраню навсегда.
2) Инженер завоевал уважение наших ребят.
3) Прохожие придерживали руками мокрые воротники.
4) Майора сопровождали несколько командиров.
5) Кто-то пел за рекой протяжную песню.
Карточка 2. Сказуемое.
1. Спиши предложения и подчеркни главные члены, укажи, какой частью речи выражено сказуемое.
1) Тускло светит луч лампады.
2) Летом воробьи – самые яростные защитники зелени.
3) Тиха украинская ночь.
4) Жители нашего села – хорошие охотники.
5) Шубка у лисы теплая, пушистая.
6) Люблю грозу в начале мая.
2. Самостоятельная работа.
Запиши текст, расставь недостающие знаки препинания. Подчеркни главные члены предложения.
Ученые считают что зима начинается 22 декабря. Солнце в этот день поднимается невысоко на небе. Тени длинные а день очень короток. А в природе зима наступает каждый год в разные сроки. Первые морозы – это еще не зима.
Карточка 3. Определение.
Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
Определения зависят от членов предложения, выраженных существительными. Определения чаще всего выражаются местоимениями, прилагательными, а также существительными с предлогом и без предлога.
Примеры:
Мы вошли в (какой?) сосновый бор. Сосновый – определение, так как:
1) зависит от существительного,
2) обозначает признак предмета,
3) отвечает на вопрос какой?
4) выражено прилагательным. На (какой?) высокой сосне мы увидели дупло (чье?) белки. (Можно заменить: беличье дупло.) В (чьей?) нашей школе работают кружки.
1) Мы пошли вдоль реки по красивой лесной дороге.
2) Середину двора занимал колодец из камня.
3) Я давно не писал своим друзьям.
4) В углу висела старая шинель отца.
* Докажи, что ты правильно подчеркнул определения.
Подчеркни главные члены предложения и определения:
1) Сухие листья тихо шуршат под ногами.
2) Луч солнца осветил вершины могучих дубов.
3) Рожок пастуха нарушил покой уснувшей реки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.