Карточки-задания по теме "Употребление фразеологизмов в речи".
Оценка 4.8

Карточки-задания по теме "Употребление фразеологизмов в речи".

Оценка 4.8
Карточки-задания
docx
русский язык
6 кл—10 кл
16.07.2023
Карточки-задания по теме "Употребление фразеологизмов в речи".
Материал может быть использован при закреплении материала по теме, а также при обобщающем повторении на уроках русского языка в старшей школе или в качестве олимпиадных заданий.
карточки-задания по теме фразеология.docx

                   Карточка №  2. 

Прочитайте предложения. Найдите в них фразеологизмы.

 

1) Евсей СтахеевичЛиров, благовидный, хотя и не слишком ловкий молодой человек, а по чину и званию своему птица невысокого полета, отсто­яв в пятиглавом соборе обедню, пустился по не­изменному местному обычаю в объезд по всем лакейским и передним.

2) Лиров стоял у косяка дверей в переднюю, глядел во все глаза на зани­мательную беседу прокурора с полковником о здра­вии его превосходительствагосподина губернато­ра и ее превосходительства супруги его.

3) Прого­ворив это, Лиров встал как вкопанный и не ре­шался даже поднять шляпу, которую в испуге выронил.

4) Лиров подошел, не помня себя, к треугольному столику, прикрытому синею изма­ранною ярославской салфеткой.

5) Из Стахея вы­шел бойкий, разбитной детина, который семнад­цати годов уже по грамотной части заткнул за пояс весь Воронеж.

6) И бедный Евсей, вздохнув и прикусив язык, замолчал. (В. Даль)
















Карточка №3.

Из данного текста выпишите  все фразеологизмы. Найдите в тексте фразеологизмы, которые имеют одинаковое значение.

 

         Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другоевылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гусявода, все ему что об стенку горох. – Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки. И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и, в конце концов, показать где раки зимуют...

(По Э.А. Вартаньяну)

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     Проверочная карточка №3.

В данном тексте отметьте все фразеологизмы. Найдите в тексте фразеологизмы, которые имеют одинаковое значение.

 

         Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать воронбить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох. – Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки. И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое числозадать банюснять с него стружку и, в конце концов, показать где раки зимуют...

(По Э.А. Вартаньяну)

 

 

 

 

 



 

Карточка-информатор

Знаменитый древнегреческий баснонисец Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф позвал гостей и велел Эзопу приготовить для них самое лучшее, что есть на свете. Когда Эзоп подал гостям языки, все удивились, а Эзоп объяснил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».Против такого объяснения никто не смог возразить.

В другой раз Ксанф приказал Эзопу купить к обеду самое худшее. Когда Эзоп подал гостям языки и в этот раз, все удивились еще больше и потребовали объяснений. Эзоп обратился к Ксанфу. «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!»
Гости Ксанфа и сам философ не нашлись, что ответить рабу Эзопу, имя которого до сих пор известно всему миру. Имена же тех, кто считал себя выше, безвозвратно канули в Лету.
                                                                                                                                                                                                                                                                             Происхождение  и значение  фразеологизма:                                                                                                                   В греческой мифологии Лета — река забвения в Аиде, подземном царстве; души умерших по прибытии в подземное царство пили из нее воду и забывали всю свою прошлую жизнь (Г е с и о д, Теогония; Вергилий, Энеида, 6). Название реки стало символом забвения; возникшее отсюда выражение «кануть в Лету» употребляется в значении: навсегда исчезнуть, быть забытым.
  













Карточка № 1

 Вопросы-шутки:

1.     Из каких фразеологизмов можно заключить, что у человека не пара ног, рук, ушей, глаз, а много?

2.     В каком фразеологизме упоминается таблица умножения?

3.     Может ли вопрос заболеть?

4.     Говорят: «Искать по горячим следам». А может ли след быть холодным?

5.     Может ли горе быть в жидком состоянии?

6.     Есть ли глаза у правды?

7.     Какое кушанье бывает в голове у некоторых людей?

8.     Известно, что собственный локоть укусить невозможно. А какой фразеологизм утверждает обратное? Что он обозначает?

9.     Может ли правда иметь неприятный вкус?

10. Какого цвета бывает тоска?

 

 

 

 

 

 

 

 




Проверочнаякарточка № 1

 Вопросы-шутки:

1.     Из каких фразеологизмов можно заключить, что у человека не пара ног, рук, ушей, глаз, а много?
Со всех ног, без задних ног, на все руки, во все глаза, все уши прожужжать.

2.     В каком фразеологизме упоминается таблица умножения?
Как дважды два (знать).

3.     Может ли вопрос заболеть?
Да, во фразеологизме «больной вопрос».

4.     Говорят: «Искать по горячим следам». А может ли след быть холодным?
Да, во фразеологизме «И след простыл».

5.     Может ли горе быть в жидком состоянии?
Да, во фразеологизме «Хлебнуть горя».

6.     Есть ли глаза у правды?
Да, во фразеологизме «Смотреть правде в глаза».

7.     Какое кушанье бывает в голове у некоторых людей?
Каша.

8.     Известно, что собственный локоть укусить невозможно. А какой фразеологизм утверждает обратное? Что он обозначает?
«Кусать локти» (сожалеть о чем-то не сделанном).

9.     Может ли правда иметь неприятный вкус?
Да, «горькая правда».

10. Какого цвета бывает тоска?
Зеленого; «тоска зеленая».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Карточка-информатор


       1. Фразеологизм –  это устойчивое неделимое сочетание слов, которое можно заменить синонимом, одним словом. Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом. Фразеологизм –  это средство выразительности языка, они делают нашу речь эмоциональной, выразительной и яркой.

 В отличие от свободного словосочетания у фразеологизма лексическое значение имеет не каждое слово в отдельности, а всё словосочетание в целом, поэтому основные признаки фразеологизмов: устойчивость, воспроизводимость, целостность значения. Фразеологизм начинается там, где заканчивается смысловая самостоятельность его составных частей.

В предложении фразеологизм является одним членом предложения.

     2. Лексическое значение фразеологизма близко лексическому значению одного слова, поэтому часто его можно заменить одним словом, например:

зарубить на носу – запомнить;

 как в воду глядеть – предвидеть,

 тьма кромешная – очень темно.

Как и слово, фразеологизм может иметь синонимы и антонимы, иногда – омонимы, например, у фразеологизма тертый калач (в значении «опытный человек») есть фразеологизм-синоним стреляный воробей; у фразеологизма непочатый край (в значении «много») есть фразеологизм-антоним раз-два и обчелся (в значении «мало»).Омонимы: пустить петуха – поджечь и пустить петуха – фальшиво  спеть ноту.

3.Являясь синонимами, фразеологизмы могут отличаться стилистической окраской. Фразеологизмы с точки зрения их стилистической окраски, могут быть разграничены на нейтральные, высокие и разговорные или просторечные.

Стилистически нейтральные: во что бы то ни стало, время от времени, находить общий язык, от мала до велика.

Возвышенные фразеологизмы: придают речи торжественность, приподнятость. К ним относятся такие фразеологизмы: хлеб насущный, внести свою лепту, краеугольный камень.

Разговорные, просторечные –– им присуща эмоционально-экспрессивная окраска, эти фразеологизмы придают речи непринужденный характер, они наделены оценочным значением и яркой эмоционально-экспрессивной окраской.

Фразеологизмы могут выражать самые разные отношения: шутливое, ироничное, одобрительное, неодобрительное, унижительное, презрительное, ласкательное. Например: мастер золотые руки – одобрительное, небо коптить – неодобрительное, филькина грамота – ироничное, содрать три шкуры – грубое, воротить нос- просторечное, семь пятниц на неделе –разговорное,  шутливое.

Как и слова фразеологизмы могут быть употребительными и устаревшими, следовательно  будут относиться к активному или пассивному запасу языка. Например, от младых ногтей, ничтоже сумняшеся.

Значение таких фразеологизмов нам непонятно, потому что в их состав входят устаревшие слова или устаревшая форма слова.

4. Происхождение фразеологизмов.

А) Большинство фразеологических оборотов имеют исконно русское происхождение, возникли в результате метафорического переосмысления свободных словосочетаний. Сматывать удочки, в мутной воде рыбу ловить, месить грязь, тертый калач.

Б) Фразеологизмы, заимствованные из старославянского языка: Ничтоже сумняшеся, как зеницу ока, не от мира сего, притча во языцех, на сон грядущий.

В) обороты разговорно-бытовой речи: из огня да в полымя, от дождя да в воду, с гулькин нос, в сорочке родился.

Г) пословицы, поговорки, крылатые слова, устойчивые сочетания из русского фольклора: в ногах правды нет, отложить в долгий ящик.

Крылатые слова и выражения, относящиеся к Греко-римской мифологии: ахиллесова пята, дамоклов меч, авгиевы конюшни.

Д) Почти каждое ремесло, профессия оставили свой след во фразеологии: тянуть лямку (надолго затягивать какое-то дело из речи бурлаков)

Играть первую скрипку (быть главным, ведущим из речи музыкантов)

через час по чайной ложке (очень долго – из речи медиков)

без сучка и задоринки (из речи плотников).

Е) Выражения из книжного языка:

Свежо предание, а верится с трудом;

Счастливые часов не наблюдают;

И дым отечества нам сладок и приятен;

А судьи кто? ( Грибоедов «Горе от ума»)

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    Проверочная  карточка № 4
В русском языке есть множество  фразеологизмов, где фигурируют разные значения существительного «язык». Определите значения данных фразеологизмов.

1)Длинный язык, язык без костей (о болтливом человеке).

2)Суконный язык (казенный, канцелярский, шаблонный язык).

3)Язык на плече, высунув язык (об усталом человеке).

4)Язык не повернется (не осмелиться, не решиться сказать — подразумеваются негативные последствия для того, к кому обращена речь).

5)Найти общий язык (договориться).

6)Держать язык за зубами, придержать язык (молчать, не выдавать секретов, не говорить лишнего).

7)Проглотить язык (лишиться дара речи, онеметь от чего-либо: страха наказания, например).

8)Прикусить язык (пожалеть о сказанном, замолчать, не договорив фразы).

9)Язык развязался, язык распустил (человек заговорил после долгого молчания, запирательства).

10)Болтать языком, чесать языком (неудержимо говорить о пустяках или о том, что надо скрыть).

11)Язык чешется (о нестерпимом желании высказаться).

12)Черт за язык дернул, сорвалось с языка (пожалеть о невольно сказанном).

13)Ломать язык (коверкать, искажать речь, говорить неправильно.).

14)Язык сломаешь (о труднопроизносимых словах).

15)Языками зацепиться (долго разговаривать с кем-либо).

16)Укоротить язык (кому-либо) (поставить излишне болтливого человека на место).

17)Не сходить с языка (постоянно говорить о чем-либо).

18)Говорить русским языком (говорить, объяснять или приказывать что-либо понятно и просто с точки зрения того, кто говорит).

19)Говорить на разных языках (говорить, не понимая друг друга).

20)Тянуть за язык (заставлять говорить, заставлять высказаться).

21)Просится на язык (о желании поскорее высказаться).

22)Вертится на языке (о невозможности вспомнить и сформулировать что-либо).

23)Злой язык что стрела (словом можно ранить, обидеть, оскорбить человека).

24)Язык хорошо подвешен (о красноречивом человеке).

25)Язык мой — враг мой (обвинения себя в чрезмерной болтливости, невоздержанности речи).

26)Язык до Киева доведет (люди помогут найти дорогу).

27)Чтоб у тебя язык отсох! Типун тебе на язык! (обвинение в словесной невоздержанности, грубости).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Карточка № 4
В русском языке есть множество  фразеологизмов, где фигурируют разные значения существительного «язык». Определите значения данных фразеологизмов.

1) Длинный язык, язык без костей.2)Суконный язык.3)Язык на плече, высунув язык.4)Язык не повернется.5)Найти общий язык.6)Держать язык за зубами, придержать язык .7)Проглотить язык.8)Прикусить язык.9)Язык развязался, язык распустил .10)Болтать языком, чесать языком.11)Язык чешется.12)Черт за язык дернул, сорвалось с языка.13)Ломать язык.14)Язык сломаешь.15)Языками зацепиться.16)Укоротить язык.17)Не сходить с языка.18)Говорить русским языком.19)Говорить на разных языках.20)Тянуть за язык.21)Просится на язык.22)Вертится на языке.23)Злой язык что стрела.24)Язык хорошо подвешен.25)Язык мой — враг мой .26)Язык до Киева доведет.27)Чтоб у тебя язык отсох! Типун тебе на язык! 

 

 

 

 


 

Карточка № 2. Прочитайте предложения

Карточка № 2. Прочитайте предложения

Карточка №3. Из данного текста выпишите все фразеологизмы

Карточка №3. Из данного текста выпишите все фразеологизмы

Проверочная карточка №3. В данном тексте отметьте все фразеологизмы

Проверочная карточка №3. В данном тексте отметьте все фразеологизмы

Карточка-информатор Знаменитый древнегреческий баснонисец

Карточка-информатор Знаменитый древнегреческий баснонисец

Карточка № 1 Вопросы-шутки: 1

Карточка № 1 Вопросы-шутки: 1

Проверочнаякарточка № 1

Проверочнаякарточка № 1

Карточка-информатор 1

Карточка-информатор 1

Как и слова фразеологизмы могут быть употребительными и устаревшими , следовательно будут относиться к активному или пассивному запасу языка

Как и слова фразеологизмы могут быть употребительными и устаревшими , следовательно будут относиться к активному или пассивному запасу языка

Проверочная карточка № 4 В русском языке есть множество фразеологизмов, где фигурируют разные значения существительного «язык»

Проверочная карточка № 4 В русском языке есть множество фразеологизмов, где фигурируют разные значения существительного «язык»

Говорить на разных языках (говорить, не понимая друг друга)

Говорить на разных языках (говорить, не понимая друг друга)

Карточка № 4 В русском языке есть множество фразеологизмов, где фигурируют разные значения существительного «язык»

Карточка № 4 В русском языке есть множество фразеологизмов, где фигурируют разные значения существительного «язык»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.07.2023