Картотека игр
с водой и песком для дошкольников
Составила: воспитатель
высшей квалификационной категории
Пушкарева И.А.
Игры с водой.
Игра « Что как плавает?»
Цель: Знакомство детей со свойствами материалов.
Содержание.
Для игры – экспериментирование нужен набор предметов из разных материалов. Пластмассовый кораблик, резиновая уточка, металлическая ложечка, камешек, бумажная лодочка, скорлупка ореха, лоскуток ткани, фигурка из пенопласта, деревянная палочка и т.д. Воспитатель предлагает ребенку постепенно опускать все предметы в воду: « Какой красивый кораблик! Он готов отправиться в путешествие, в плавание. Отпусти его в воду, пусть плывет. Как много у нас предметов давай их тоже отпустим, они хотят плавать». Во время игры воспитатель просит малыша называть предметы, опускаемые в воду. Комментировать действия предметов (тонет, плывет, мокнет).
Игра « Капитаны».
Цель: активизация мышц губ, формирование умения чередовать
длительный, плавный, сильный выдохи.
Содержание.
Воспитатель наполняет ёмкость водой, пускает в неё бумажный кораблик. Ребенок садиться
на стульчик рядом. Взрослый предлагает малышу прокатиться на кораблике от одного до
другого берега. Показывает, что берега обозначены полосками разного цвета. Объясняет, что, для
того чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него. Можно дуть просто, вытягивая губы трубочкой,
не надувая щеки. Показывает, как это делать. Обращает внимание ребенка на звук, который при
этом получается: «Ф». « Но вот налетел ветер, он дует не ровно. Вот так!»- взрослый дует на
кораблик отрывисто, не ровно: « П-П-П». Обращает внимание малыша на то, какой звук
слышится теперь – « П.». Предлагает попробовать подуть также и пригнать кораблик к
другому берегу. Игра повторяется несколько раз. Воспитатель следит за тем, чтобы ребенок
не надувал щёки, не дул очень сильно. Во время игр, педагог обязательно должен похвалить
ребенка за правильное выполнение задания, поддержать и помочь, ни в коем случае
не укорять ребенка за то, что он пролил воду, рассыпал песок, намочил одежду. Игру с песком и
водой должны приносить детям радость.
Игра « Поймай льдинку».
Цель: развитие координации движений, знакомство со свойствами воды.
Содержание.
Воспитатель опускает в ёмкость с водой 5 – 10 небольших льдинок и говорит ребенку: «Смотри, смотри, что происходит. Льдинки были большими, а становятся маленькими. Давай их спасать!» Малыш сачком или черпачком достаёт, из воды льдинки покрупней, и складывает их в отдельную посуду. После того как все льдинки будут извлечены, воспитатель спрашивает: « Куда делись остальные льдинки? Что с ними стало? – Они растаяли, превратились в воду».
Игра « Достань ракушку»
Цель: развитие внимания
координации движений.
Содержание.
На дно емкости с водой взрослый выкладывает несколько камешков, ракушек. Затем предлагает ребенку найти «клад». Для этого он выбирает очень красивый камень или ракушку, разглядывает их вместе с малышом. Затем камешек или ракушка опускаются на дно (глубину не больше 15-20 см), ребенок должен попытаться достать его, отыскав нужный предмет среди других камней и ракушек. Водный слой обычно затрудняет процесс доставания, поэтому взрослый может немного помочь малышу. Такое занятие можно рекомендовать родителям для игр с ребенком на берегу моря, реки.
Игра « Найди шарик».
Цель: знакомство с качеством предметов – размером, формой.
Содержание.
Воспитатель закапывает в песок небольшой шарик и просит малыша найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах малыша, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого. Постепенно усложняя задачу, воспитатель закапывает два предмета, например шарик и кубик, затем просит найти один из них. Можно закапывать предметы одной формы, но разной величины.
Игра « Печем печенье»
Цель: знакомство со свойствами песка,
развитие моторики, координации движений.
Содержание.
В центре « Песок – вода» в одной ёмкости находится сухой песок, в
другой влажный. Воспитатель показывает малышу красивые формочки разного фасона и предлагает испечь печенье. Ребенок пробует исполнить действия с сухим песком и влажным. Постепенно, в результате игры ребенок понимает, что из сухого песка нельзя построить ничего, а влажного можно. При необходимости воспитатель оказывает помощь малышу или руководит его действиями
словесно.
Рука, входящая в соприкосновение с песком, получает знания и опыт - основу мышления.
Мокрые отпечатки: оставить следы босых ног на песчаной влажной площадке; след ноги в обуви разного размера.
Забавные ладошки: сделать отпечатки ладошек, палочкой дорисовать изображения.
«Золотоискатели»: разбросать камешки по песчаной поверхности, спрятать, искать «золото», складывать с сито.
Брось камешек: в песке сделаны ямки, начерчена линия, у которой стоят игроки. У каждого ведёрко с камешками. Бросают по три камешка. Победителей угощают песчаным тортом.
Песочная черепаха: сделать из влажного песка большой овальный холм- это туловище, маленький холмик наверху- это голова, выпуклость по бокам- ноги.
Картины на песке: на ровной влажной поверхности палочкой, пальчиком рисуются различные изображения животных, людей и т.п.
Опыты с песком: Задание: насыпать сухой песок в ведёрочки, баночки,
воронки, формочки. Вопросы: Какой песок? (сухой, хорошо сыплется, шуршит и т.д.). Что можно вылепить из сухого песка? Попробуйте сделать домик. Задание: полить песок из леек, кружек, баночек. Вопросы: какой стал песок? (потемнел, не сыплется, хорошо накладывается в формочки, вёдра).
Сделаем большую горку. У кого больше? Какой песок вам больше нравится сухой или мокрый? Почему? Детям предлагается сделать «кашу», разложить в кастрюли, тарелки, кормить кукол, зверюшек (игрушки резиновые). Затем можно предложить приготовить угощения для членов своей семьи.
Можно проводить упражнения на развитие мелкой моторики рук:
пальцы «ходят гулять», прыгают, выполняют зигзагоообразные движения, «играют на пианино». Дети с интересом оставляют на влажном песке отпечатки ладоней, ступней или следов от ботинок. Нравится им делать руками отпечатки геометрических форм. При этом дет лучше запоминают их названия (круг, квадрат, треугольник) и величину (большой, маленький).
С удовольствием дошкольник играют в «сыщиков» (находят глубоко спрятанную в песок игрушку),
в строительство ходов, лабиринтов, колодцев.
Игра «Отгадай загадку»
Цель: развитие у ребенка мелкой моторики и мышления.
Для данной игры потребуются миниатюрные фигурки.
Содержание.
Взрослый закапывает в песочницу маленькую фигурку, а затем загадывает ребенку загадку. Задача ребенка заключается в том, чтобы отгадать эту загадку, а в подтверждении правильности ответа откопать в песке эту фигурку.
Игра «Угадай, что спрятано в песке»
Цель: развить у ребенка способность представлять предметы по их словесному описанию. Для данной игры потребуются разнообразные маленькие фигурки.
Содержание.
Взрослый предлагает ребенку, используя маленькие фигурки, построить песочную картину под названием «Чего на свете не бывает». А после того, как работа завершена, ребенку необходимо рассказать о том, что у него получилось.
Игра «Песочные узоры»
Цель: дать детям понять, какими свойствами обладает песок, а также развить координацию движений, воображение и мелкую моторику.
Для данной игры потребуется поднос, сухой песок, конус, сделанный их картона с небольшим отверстием в его вершине. Также для разнообразия игры к конусу можно привязать веревочки по кроям.
Содержание.
Взрослый сначала показывает ребенку, как можно заполнить конус песком, при этом заткнув пальцем отверстие. Далее предложить ребенку самому попробовать порисовать песком различные узоры, сделать дорожки или горки. Также в любой момент струйку песка можно остановить, поднесяк конусу заранее подготовленную чашечку или формочку.
Игра «Рисуем палочкой»
Данная игра особенно подходить для неспокойных, эмоциональных детей.
Цель: развитие усидчивости, внимания, фантазии.
Содержание.
Воспитатель предлагает ребенку порисовать на песке палочкой. Такое занятие способно заинтересовать ребенка, успокоить. А также он начнет проявлять усидчивость, фантазию и воображение.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.