«Через стекло»
Цель: Развитие умения передавать мысли и чувства с помощью мимики лица и выразительных движений.
Возраст: 5-6 лет.
Детям предлагается сказать что-нибудь друг другу жестами, представив, что они отдалены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Тему для разговора ребенку можно предложить, например: «Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно», или «Принеси мне стакан воды, я хочу пить» и т.п., или ребенок сам придумывает свое сообщение. После игры надо выяснить, насколько точно и правильно дети поняли друг друга и обсудить, что чувствовали дети при передаче сообщений, легко ли им было.
«Расскажи стихи без слов»
Цель: Развитие умений передавать содержание стихотворения с помощью мимики и пантомимики.
Возраст: 5-6 лет.
Взрослый читает детям любое стихотворение, например, такое:
Ждет гостей сегодня кошка,
И волнуется немножко:
«Что ж так долго не идут?»
Ну а гости тут как тут.
Друг за дружкой по дорожке,
Все спешат поздравить кошку.
Белка в тележке,
Везет орешки.
Кудрявый барашек,
С букетом ромашек.
Катит медвежонок,
Меду бочонок.
Тащит петушок,
Проса мешок.
«Зеркало»
Цель: Формирование умений распознавать различные эмоциональные состояния, подражать им с помощью жестов и мимики.
Возраст: 5-6 лет.
Ход игры: Участники игры разбиваются на пары (по желанию), становятся или садятся лицом друг к другу. Один ребенок с помощью мимики и пантомимики (замедленных движений головой, руками, туловищем, ногами) передает разное настроение. Задача другого ребенка «зеркала» быть его отражением, точно копировать его состояние, настроение. Затем дети меняются ролями.
«Колдун»
Цель: Развитие невербальных средств общения при помощи мимики и жестов. Возраст: 5-6 лет.
Дети выбирают «колдуна» (ведущего). «Колдун» заколдовывает ребенка и лишает его способности говорить. «Заколдованный» должен с помощью жестов и мимики рассказать, как его поймал в плен «колдун», свои ощущения в момент пленения. Все его движения и выражение лица другие дети описывают словами. Заколдованный ребенок должен жестами выразить - правильно поняли его или нет.
Комментарий: все дети должны побывать в роли заколдованного и в роли «колдуна». Чтобы разнообразить мимические этюды, можно задавать детям вопросы, касающиеся их эмоционального состояния, самочувствия и т. д.
«Пиктограммы»
Цель: Развитие умения распознавать эмоциональное состояние по мимике.
Возраст: 5-6 лет.
Для этой игры необходимо изготовить набор карт - пиктограмм. Понадобится два набора карточек, один целый, другой нарезанный.
Детям дается набор шаблонов, они распознают настроение (эмоции) и дают имя каждой пиктограмме (определяют, какой человек: веселый или грустный, сердитый или добрый, счастливый или расстроенный). Затем предлагается второй такой же набор, только разрезанные шаблоны перемешиваются между собой. Детям предлагается найти и собрать эти фотографии.
«Оживлялки»
Цель: Развитие умения выражать свои эмоции невербально.
Возраст: 5-6 лет.
Материалы: рисунки детей или картинки.
Дети рассматривают рисунки друг друга, выбирают того, кто будет изображать любой из рисунков с помощью мимики и жестов, остальные дети должны угадать, какой рисунок он показывает.
Комментарий: интересно, если вариантов будет несколько и картинки или рисунки будут разными.
Игра – пантомима «Если бы…»
Цель: Развитие пантомимических навыков
Возраст: 5-6 лет
1. Подойти к столу и рассмотреть его, как:
- королевский трон,
- аквариум с экзотическими рыбками,
- костер,
- куст цветущих роз.
2. Передать книгу так, как будто это:
- кирпич,
- кусок торта,
- фарфоровая статуэтка и т. д.
3. Взять со стола карандаш так, будто это:
- червяк,
- горячая картошка,
- маленькая бусинка и т. д.
«Цвета эмоций»
Цель: Развитие умения распознавать эмоциональное состояние по мимике.
Развитие воображения, выразительности движений.
Возраст: 5-6 лет.
Выбирается водящий, по сигналу он закрывает глаза, а остальные участники задумывают между собой один из основных цветов. Когда водящий откроет глаза, все участники с помощью эмоций, мимики, пытаются изобразить этот цвет, не называя, а водящий должен его отгадать. Можно разделиться на две команды, при этом одна команда будет изображать цвет (поочередно или одновременно), а вторая - отгадывать.
«Игры-ситуации»
Цель: Развитие умения обмениваться чувствами, эмоционально выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.
Возраст: 5-6 лет
Детям предлагается разыграть ряд ситуаций:
1. Друзья поссорились - помири их.
2. Ты хочешь поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы - попроси его.
3. Ты обидел своего друга - попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.
4. Ты пришёл в новую группу - познакомься с детьми и расскажи о себе.
5. Ты потерял свою машинку - подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.
«Интонация»
Цель: Развитие у детей понимания и чувствования друг друга, дифференцировка слухового восприятия, развитие эмпатии.
Возраст: 5-6 лет.
Детям предлагается по очереди повторить с различными чувствами, с различной интонацией различные фразы (зло, радостно, задумчиво, с обидой). Как вариант, можно интонационно проиграть и обсудить диалог сказочных героев.
«Кинолента»
Цель: Развитие вербальных и невербальных средств общения, развитие памяти.
Возраст: 6 - 7 лет.
Дети садятся в круг и «создают кино» с любого слова. Первый ребенок придумывает слово, второй должен повторить его и добавить одно свое слово, третий - повторить первые два слова и сказать свое, четвертый - повторить первые три слова и сказать четвертое и т. д. Когда все дети проговорят желаемое, они должны показать фильм на заданные слова с помощью пластики и мимики.
«Пантомима»
Цель: Развитие произвольности, воображения, интонационной выразительности движения и речи.
Возраст: 6 - 7 лет. Водящий произносит фразу, а дети повторяют и изображают предполагаемое эмоциональное состояние говорящего.
- О горе мне, горе...
- Ах, какой счастливый день!
- Бедная я, несчастная!
Ура! Я еду на море!
ЭТЮДЫ
Цель: Развитие умений передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.
Возраст: 6-7 лет
Этюд «Баба Яга»
Баба Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтоб потом съесть Аленушку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет - сбежала. Рассердилась Баба Яга, что без ужина осталась, бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.
Этюд «Кот Васька»
Хозяйка испекла сметанный пирог к празднику и пошла наряжаться. Кот Васька прокрался в кухню и съел пирог. Хозяйка прибежала на шум и стала ругать Ваську. Ваське стало стыдно.
Этюд «Соленый чай»
Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил себе чай и, не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал себе в чашку две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало у него во рту!
Этюд «Новая девочка»
В группу пришла новая девочка. Она была в нарядном платье, в руках держала красивую куклу, на голове у нее был завязан большой бант. Она считала себя самой красивой, а остальных детей - недостойными ее внимания. Она смотрела на всех с высока, презрительно поджав губы...
Этюд «В лесу»
Друзья пошли прогуляться в лес. Один мальчик отстал, оглянулся - нет никого. Он стал прислушиваться: не слышно ли голосов? (ВНИМАНИЕ).
Вроде бы слышит он какой-то шорох, потрескивание веток, а вдруг это медведь? (СТРАХ). Но тут ветки раздвинулись, и он увидел своих друзей - они тоже искали его. Мальчик обрадовался: теперь можно возвращаться домой! (РАДОСТЬ).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.