Картотека наблюдений
Оценка 4.6

Картотека наблюдений

Оценка 4.6
Занимательные материалы
docx
экология
Детсад
30.11.2017
Картотека наблюдений
Дети самостоятельно дают характеристику ветру: сильный, порывистый, слабый, кратковременный, ураганный. С помощью флюгера определить, откуда и куда дует ветер. Остается ли положение флюгера постоянным или оно меняется? Подвести детей к пониманию, что ветер может дуть с разных сторон. Загадка: Неизвестно, где живет. Налетит – деревья гнет. Засвистит – по речке дрожь. Озорник, а не уймешь! (ветер)
наблюдение ноябрь.docx
1. Наблюдение за ветром  Цель: расширение представления о явлениях неживой природы. Ход наблюдения: Дети   самостоятельно   дают   характеристику   ветру:   сильный,   порывистый, слабый,   кратковременный,   ураганный.   С   помощью   флюгера   определить, откуда и куда дует ветер. Остается ли положение флюгера постоянным или оно меняется? Подвести детей к пониманию, что ветер может дуть с разных сторон. Загадка: Неизвестно, где живет.                Налетит – деревья гнет.                Засвистит – по речке дрожь.               Озорник, а не уймешь!          (ветер)  Дидактическая   игра   «Ветер,   ветер,   ты   какой?»  (упражнять   в   подборе прилагательных). Ветер осенью какой? (сильный, слабый, легкий, приятный, ласковый, резкий, порывистый, ураганный, прохладный, свежий, холодный, ледяной,   теплый,   влажный,   встречный,   попутный,   северный,   южный, западный, восточный, утренний, осенний).  2. Наблюдение за воробьем Цель:  ­ углубление знаний об особенностях внешнего вида воробья, жизненных  проявлений;  Ход наблюдения  Воспитатель задает детям вопросы.  • Как выглядит воробей?  • Чем он питается?  • Как передвигается?  • Как поет?  Воробей ­ маленькая бойкая птичка. Спинка у воробья коричневая, с  широкими продольными черными полосками. Хвост и крылышки темно­ бурые, украшенные рыжеватой каймой, подбородок и горло ­ черные, а вот  голова серая. Воробей ­ 'проворная птица, не боясь, прыгает возле ног  человека, клюет из собачьей миски, подбирает крошки, семечки, зернышки.  Он везде хорошо приспосабливается к привычкам человека. Поют воробьи  «чик­чирик».  3.Наблюдение за березой Цель: ­ ознакомление с характерными особенностями березы, по которым ее можно  выделить среди других деревьев;  Ход наблюдения  Воспитатель задает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.  Стоит Алена ­ платок зеленый,  Тонкий стан, зеленый сарафан. (Береза.)  • О каком дереве говорится в загадке?  • Какой высоты береза?  • Где ствол у березы широкий, а где ­ узкий?  • Ветки у березы толстые или тонкие?  • А листья можно достать?  • А листья можно достать?  • Какого цвета ствол березы?  • Какой ствол у березы?  • Как можно сказать про березку?  • Какого цвета листья у березы?  Предложить детям полюбоваться красотой березы. Можно ее обнять,  погладить и сказать: «Расти, милая березонька, радуй добрых людей».  4. Наблюдение за листьями в сухую погоду.  Цель:  ­ закрепление умения различать листья по форме и величине;  Ход наблюдения  Воспитатель предлагает собрать осенние букетики из листьев и рассказать,  что за листики в букете. Предложить   походить   по   опавшим   листьям,   послушать   как   они   шуршат. Обсудить, почему листья шуршат (Новая вода в листья не поступает, а та, которую они получили от своего растения, постепенно испарилась. Листья высохли   и   стали   ломкими.   Если   пойдет   дождь,   они   опять   намокнут   и перестанут шуршать). Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?» Что можно сказать о листьях   осенью?   (желтеют,   увядают,   опадают,   кружатся,   засыхают, осыпаются, замерзают, можно собирать, шелестят, шуршат).  5. Наблюдение за насекомыми.  Цель: — расширение  представлений об особенностях внешнего вида насекомых, их жизни; Ход наблюдения Усиленно питаются и прячутся от холодов; некоторые из них засыпают до весны,   часть   насекомых   погибает,   завершив   жизненный   цикл;   бабочки­ крапивницы   залетают   осенью   в   дома   и   там   зимуют;   бабочки­   лимонницы забираются в щели коры деревьев и спят до весны; муравьи собираются в глубине муравейника и закрывают в него вход. Загадки:   Не птичка, а с крыльями.  (Бабочка)  Шли плотнички без топоров, Срубили избу без углов.   (Муравейник)  Голос тонок, нос долог, Кто его убьет, тот свою кровь прольет.  (Комар)  Вокруг носа вьется, А в руки не дается.        (Муха) 6. Наблюдение за небом.  Цели:  расширение знаний детей о внешних особенностях  осеннего неба. Ход наблюдения: Все чаще серое, кажется низким, сплошь покрыто тяжелыми тучами, быстро передвигающимися по небу. Выяснить причину быстрого движения туч.  Загадка: Это что за потолок?                То он низок, то высок,                То сер, то беловат,                То чуть­чуть голубоват.                А порой такой красивый –                Кружевной и синий­синий.   (небо) 7.Наблюдение за погодой Цели: закрепление умений сравнивать природные изменения;  развивать наблюдательность.  Ход наблюдения: Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает  ответить на вопросы.  Нахмурится, насупится, в слезы ударится Ничего не останется. (Туча.)  Блестит под солнцем после стужи  На асфальте сером... (лужа).        В октябре, в октябре Частый дождик во дворе. На лугах мертва трава, Замолчал кузнечик. Заготовлены дрова На зиму для печек. С. Маршак Продолжать наблюдение за признаками осени (октябрь). Обсудить народные приметы и пословицы:  Осенью птицы летят низко – к холодной, высоко – к теплой зиме.  Если осенью листья берез начнут желтеть с верхушки – весна будет ранняя, начнут желтеть снизу – поздняя.   Весна красна цветами, а осень – снопами.  В осеннее ненастье сеет погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет, снизу метет. Воспитатель предлагает ответить на вопросы.  • Какие произошли в природе изменения?  • Какое стало небо?  • Как часто светит солнце?  • Идет ли дождь?  8. Наблюдение за солнцем ( значение солнца в жизни  растений) Цель: формирование понятий о том, что для жизни на Земле нужно солнце;  помочь установить связь между летним световым днем и осенним световым  днем, развивать наблюдательность. Ход наблюдения:     Солнце греет ­  на улице тепло. Солнце реже появляется на небе; с каждым  днем становится все холоднее. Траве не хватает тепла, она начинает сохнуть.  Капельки воды блестят на солнце. Солнце улыбается – Золотые лучики. Солнышко качается на кудрявой тучке. Солнышко бросает золотые мячики. В лужицах ныряют солнечные зайчики. 9.Наблюдение за перелетными птицами Цель:  расширение представлений о перелетных птицах; Ход наблюдения Птицы на юг улетают: Гуси, грачи, журавли. Вот уж последняя стая Крыльями машет вдали.             М. Ивенсен Воспитатель проводит с детьми беседу, задает вопросы. ♦ Как   изменилась   жизнь   птиц   с   приходом   осени?  (Корма   для   птиц становится все меньше, начинает холодать — птицы собираются в стаи, пробуют свои силы и тренируют птенцов, готовят их к отлету.) ♦ Расскажите о своих наблюдениях за поведением  птиц летом и осенью. (Летом   для   птиц   достаточно   корма,   они   выводят   и   вскармливают птенцов. А осенью птицы ведут себя беспокойно, собираются в стаи и летят в теплые края.) ♦ Что   происходит   осенью   с   кормом   для   птиц?  (Корма   для   птиц становится все меньше и меньше; сначала пропадают насекомые, затем увядают растения, уменьшается количество плодов и семян.) ♦ Подумайте,   с   чем   связаны   сроки   отлета   насекомоядных   и   зерноядных птиц осенью?  (Насекомоядные птицы улетают раньше, чем зерноядные, так   как   исчезают   насекомые,   а   птицам   нечем   уже   питаться;   затем улетают те птицы, которые едят плоды, семена, зерно.) ♦ Почему   осенью   птиц   становится   мало?  (С   конца   августа   птицы начинают улетать на юг, так как холодает, и исчезают насекомые.) ♦ Как птицы готовятся к отлету? (Собравшись в стаи, они стремительно носятся в воздухе, упражняясь перед дальним полетом.) ♦ Назовите   первый   признак   приближения   осеннего   перелета   птиц. (Усиливается гомон птиц, они собираются в стаи.) Какие птицы позже всех улетают на юг? (Утки, гуси —  водоплавающие, улетают последними, так как пока водоемы не  замерзли, им есть чем питаться.) ♦ Знаете ли вы, как выстраиваются птицы при перелете на юг?  (Во время перелета птицы придерживаются определенного порядка. Так им удобней и   легче   лететь.   Журавли   летят   клином   —   углом.   Цапли   и   гуси   — шеренгой. Утки выстраиваются в линию (друг за другом), некоторые стаи уток летят в виде пологой дуги, а мелкие — насекомоядные птицы — летят скученной стаей.) Предложить  детям собраться вместе для «перелета»:  построиться клином, прямой линией и т.д. Видели   ли   вы   отлет   журавлей   осенью?  (Они   летят   углом,   двумя расходящимися назад рядами, с длинными вытянутыми шеями, громко курлыча. Иногда удается увидеть, как передовой журавль — вожак — меняется местами со своим соседом. Один из них подлетает под другого и занимает его место.) Журавли летят, курлычут. Шлют последнее «прощай». За собою лето кличут, Забирают в теплый край.  Что содержится в данном слое почвы?  (Перегнившие остатки  растений,   10.Наблюдение за почвой Цель:  формирование знаний о неживой природе; Ход наблюдения Воспитатель проводит с детьми опыты, задает вопросы. ♦ Сравнивают почву на участке и огороде. Опыт 1: сделать срез лопатой, чтобы были видны все слои почвы. ♦   Сколько   слоев  почвы?  Какие?   верхний плодородный слой почвы.) Полить водой. ♦ Как вода проникает через слои почвы? (Плодородный слой  почвы легко пропускает воду, глина с песком — плохо, так как  в глине нет воздуха.) ♦ Какая растительность преобладает на участке и огороде?  Опыт 2: рассмотреть верхний плодородный слой почвы. ♦ их корни, останки животных.) (Снизу   камни,   потом   песок   с  глиной   и 11. Наблюдение за вороной Цель: расширение знаний о вороне;  Ход наблюдения: Воспитатель задает детям вопросы.• Как выглядит ворона?  • Чем она питается?  • Зимующая или перелетная эта птица?  • Как ворона кричит?  Ворона ­ крупная птица. Голова, клюв, горло крылья хвост и лапы у вороны  черные, а все остальное серое. Ворона хитрая ловкая и находчивая птица.  Зимует и живет она рядом с человеком ворона обычно сидит на контейнерах  для мусора и свалках где всегда есть чем поживиться, ведь ворона ­ птица  всеядная. Кричит она «кар­кар».  Хромая старая ворона Давно живет в саду моем. В густых зеленых ветках клена Она построила свой дом. 12.Наблюдение за птицами Цель:  ­ уточнение представлений о наличии лап у птиц и их функции.  Ход наблюдения  Птичка, птичка, вот тебе водичка,  Вот тебе крошки на моей ладошке.  Воспитатель задает детям вопросы.  • Сколько лап у птиц?  • Чем они отличаются от лап животных?  • Для чего нужны птицам лапы?  • Чем заканчиваются лапы у птиц?  • Сколько пальцев на их лапах? С помощью лап птицы прыгают, ходят, сидят, добывают корм. Разные птицы  передвигаются по­разному: вороны и голуби ходят, воробьи и синички скачут. Вы заметили, что у птиц четыре пальца впереди, а один ­ сбоку, на концах  пальцев ­ когти (длинные, крючком). Когда птицы сидят на ветках деревьев,  они цепляются за них когтями. Когда ищут семечки, ЯГОДКИ, травинки,  птички коготками разгребают землю или придерживают травинки, а клювом  клюют.  13. Наблюделение  представления об осеннем тополе.  Ход наблюдения Под окошком вырос тополь вековой, Летом он зеленой шелестит листвой. По городу гуляя, встретишь его пух — Над улицей несутся сотни белых мух.    С. Васильева Воспитатель задает детям вопросы. ♦ Где тополя чаще всего растут? (В городе.) ♦ Какое это дерево? (Городское.) ♦ Какие еще растут деревья в городе? ♦ А для чего они вообще нужны в городе?  (Листья деревьев поглощают углекислый газ и вырабатывают кислород.) ♦ Когда облетают с тополей последние листья? (Поздней осенью.) ♦ Какого цвета тополиные листья? (Желто­золотистые.) ♦ Почему   осенью   листья   с   деревьев   опадают?  (Чтобы   дерево   зимой   не теряло много влаги.) Исследовательская деятельность Рассмотреть через лупу ветку, с которой только что упал  листок. ♦ Что мы увидели? (Еле заметные почки.) Что это значит?  (Деревья не погибли, они только сбросили     отмершие, ненужные листья.) 14. Наблюдение за хвойными и лиственными деревьями Цель: расширение знаний о деревьях (что у них общего и в чем отличия).  Ход наблюдения Воспитатель задает детям вопросы. * Какие   деревья   растут   на   нашем   участке?  (Береза,   осина     сосна,   ель, лиственница и др.) * А какие это деревья? (Хвойные и лиственные.) * Чем лиственные деревья отличаются от хвойных? * Что общего у них? (Ствол, ветки, корень.) * Какие условия необходимы для роста деревьев? * Какую   пользу   приносят   хвойные   и   лиственные   деревья     в     народном хозяйстве и медицине? 15. Наблюдение за водой (изменение состояния воды) Цель: расширение  представлений о свойствах воды; обозначить  зависимость состояния воды от температуры окружающей среды. Ход наблюдения:       Воду можно переливать из одного ведра в другое. Чистая вода  – прозрачная, грязная вода – непрозрачная. Стало холодно – вода  замерзла, на лужах образовался лед. Гонит капля дождевая Ручеёк за ручейком, Те бегут не унывая В реки быстрые. Потом… Мороз и холод поиграл И реки в лёд все заковал. 16. Наблюдение за травянистыми растениями Цель: уточнение знаний о приспособлении растений к зиме: отмирают стебли и корни, но сохраняются семена. Ход наблюдения: Стихотворение А.Плещеева: Осень наступила, Высохли цветы, И глядят уныло Голые кусты. Вянет и желтеет Травка на лугах, Только зеленеет Озимь на полях. Загадка: Она под осень умирает                 И вновь весною оживает.                 Иглой зеленой выйдет к свету,                 Растет, цветет она все лето.                 Коровам без неё – беда:                Она их главная беда.       (Трава). Рассмотреть   с   детьми   растения   на   участке,   огороде   выяснить,   какие изменения происходят с ними с приходом осени. 17. Круговорот листьев Цель: расширение  представлений о круговороте листьев в  природе. Ход наблюдения:  Отыскать   на   участке   разные   по   цвету   листья:   от   темных,   совсем   старых, прошлогодних, поверхность которых превратилась в паутинку из жилок, до совсем свежих, зеленых, молодых. Предложить рассортировать их по цвету и по степени «старости», разложив в определенном порядке. Почему листья такие   разные?   Что   с   ними   происходит?   Если   разложим   их   по   кругу,   то получим   своеобразный   «круговорот   листьев»   в   природе:   все   начинается зеленым   листом,   им   же   и   заканчивается.   (Листья,   в   конце   концов, превращаются в почву и дают жизнь новым растениям, новым листьям.)  Т.Макарова «Сказка о листьях»: … О, листьев праздничная груда! Мне все известно о тебе! Я плакать никогда не буду О горестной твоей судьбе. Покинув парки и бульвары, Назначив встречу где–нибудь, Становятся все листья в пары И в царство листьев держат путь…

Картотека наблюдений

Картотека наблюдений

Картотека наблюдений

Картотека наблюдений

Картотека наблюдений

Картотека наблюдений

Картотека наблюдений

Картотека наблюдений

Картотека наблюдений

Картотека наблюдений

Картотека наблюдений

Картотека наблюдений

Картотека наблюдений

Картотека наблюдений

Картотека наблюдений

Картотека наблюдений

Картотека наблюдений

Картотека наблюдений

Картотека наблюдений

Картотека наблюдений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2017