Картотека опытов по экспериментальной деятельности в ДОУ
Оценка 4.7

Картотека опытов по экспериментальной деятельности в ДОУ

Оценка 4.7
Занимательные материалы
docx
экология
Детсад
03.04.2017
Картотека опытов по экспериментальной деятельности в ДОУ
В картотеке представлены опыты по поисково-исследовательской деятельности в детском саду по разным возрастным группам на тему "Воздух".Опыты просты по проведению, доступны для понимания детям, интересны по сдержанию.Опыты подобраны по возрастным группам с последующим усложнением. Развивают у детей активность, любознательность, формируя интегративное качество" активный, любзнательный"
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ.docx

                   Примерная картотека опытов на тему «Воздух»

 

                           Составила воспитатель 1 категории  Гостева Н.Н.

                      РМБДОУ «Знаменский детский сад «Ромашка»

                                                         Тамбовская область

Интеграция образовательных областей: Познавательное , социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.

                                      Вторая младшая группа

1.«Что в пакете?»

Цель.

- познакомить детей с воздухом и его свойствами (прозрачный, невидимый, легкий)

Оборудование:

Полиэтиленовые пакеты по количеству детей.

Ход.

Дети рассматривают пустые полиэтиленовые пакеты. Педагог спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, педагог набирает в один из пакетов воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем показывает наполненный воздухом закрытый пакет и вновь спрашивает, что в пакете. Открывает пакет и показывает, что ничего в нем нет. Взрослый обращает внимание на то, что, когда открывали пакет, тот перестал быть упругим, и объясняет, что в нем был воздух. Спрашивает, почему кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий).

Дети наполняют воздухом свои пакеты, закручивают их, развивая мелкую моторику.

 Вывод (совместно с воспитателем) о том, что везде вокруг нас находится воздух. Он прозрачный, невидимый, легкий.

 

2.«Надувание мыльных пузырей».

Цель.

- познакомить детей с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь;

 

Материалы и оборудование:

Тарелка (поднос, стеклянная воронка, соломинка, палочки с колечками на конце. Мыльный раствор в емкости (не использовать туалетное мыло) объемом 0,5 стакана, предмет(например, цветок).

Ход.

Педагог наливает в тарелку или на поднос мыльный раствор, кладет в середину тарелки предмет и накрывает его стеклянной воронкой. Затем дует в трубочку воронки и, после того как образуется мыльный пузырь, наклоняет воронку и освобождает из-под нее пузырь. На тарелке должен остаться предмет под мыльным колпаком (можно при помощи соломинки вдуть в большой пузырь несколько маленьких пузырьков). Педагог объясняет, как получается мыльный пузырь, предлагает детям надуть мыльные пузыри. Все вместе рассматривают и обсуждают: почему увеличился пузырь, откуда взялся воздух, почему одни пузыри маленькие, а другие большие.

 

Вывод о том, что мыльные пузыри получаются из мыльного раствора и воздуха путем надувания. Пузырь увеличивается в размере, когда туда проникает воздух. При надувании мыльных пузырей мы выдыхаем воздух из себя. Пузыри получаются разного размера из-за разного количества воздуха в них.

 

3. «Игры с соломинкой»

Цель.

- познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его;

Материалы и оборудование.

Трубочки для коктейля,  емкость с водой.

Ход.

Дети рассматривают трубочки, отверстия в них и выясняют, для чего нужны отверстия (сквозь них что-нибудь вдувают и выдувают). Взрослый предлагает детям подуть в трубочку, подставив ладошку под струю воздуха, а затем спрашивает, что они почувствовали, когда дули, откуда появился ветерок (выдохнули воздух, который перед этим вдохнули). Взрослый рассказывает, что воздух нужен человеку для дыхания, что он попадает внутрь человека при вдохе через нос или рот, что его можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого нужно подуть в трубочку, конец которой опущен в воду. Спрашивает, что увидели дети, откуда появились пузырьки и куда исчезли ?

Вывод:  Дуем, из трубочки выходит воздух; он легкий, поднимается через трубочку вверх; когда весь выйдет, пузырьки тоже перестанут выходить

 

4.«Игры с воздушным шариком и соломинкой»

Цель.

- продолжать знакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его;

Материалы и оборудование.

Два воздушных шара (один надут слабо — мягкий, другой надут сильно — упругий, воздушные шарики, емкости с водой — для каждого ребенка.

Ход.

Педагог вместе с детьми рассматривает два воздушных шара. Дети играют с обоими шарами и выясняют, с каким удобнее играть и почему (с тем, который больше надут, так как он легко отбивается, летает, плавно опускается и т. д). обсуждают причину различия в свойствах: один упругий, потому что сильно надут, а другой — мягкий, потому что надут слабо. Педагог предлагает детям подумать, что нужно сделать с мягким шариком, чтобы с ним тоже хорошо было играть (побольше надуть); что находится внутри шарика (воздух); откуда берется воздух (его выдыхают).

Педагог показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух, подставив руку под струю воздуха. Выясняет, откуда берется воздух внутри человека (его выдыхают).

Мягкий шарик надувают, чтобы он стал упругим, опускают отверстием в воду, чтобы увидеть, как сдувается шарик и выходит через пузырьки воздух. Дети повторяют опыт самостоятельно.

 

 Вывод о том, что внутри человека есть воздух, который он вдыхает извне и постепенно выдыхает. Внутри надутого воздушного шарика тоже есть воздух, который туда попал при выдохе человека. Чем больше воздуха в шарике, тем он более упругий.

 

                                   Средняя группа

 ОПЫТ № 1

«Свойства воздуха»

Цель. Познакомить детей со свойствами воздуха.

Материал. Ароматизированные салфетки, корки апельсин и т. д.

Ход опыта

 Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсин и т. д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.

Вывод:  Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха.

 

ОПЫТ №2

«Воздух сжимается»

Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.

Материал и оборудование: Пластмассовая бутылка, не надутый шарик, холодильник, миска с горячей водой.

Поставьте открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, наденьте на ее горлышко не надутый шарик. Затем поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем, как шарик сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодильник. Шарик при этом спустится, так как воздух при охлаждении сжимается.

Вывод: При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.

 

 ОПЫТ № 3

«Воздух расширяется»

Цель: Продемонстрировать, как воздух расширяется при нагревании и выталкивает воду из сосуда (самодельный термометр).

Ход: Рассмотреть "термометр", как он работает, его устройство (бутылочка, трубочка и пробка). Изготовить модель термометра с помощью взрослого. Проделать шилом отверстие в пробке, вставить ее в бутылочку. Затем набрать каплю подкрашенной воды в трубочку и воткнуть трубку в пробку так, чтобы капля воды не выскочила. Затем нагреть бутылочку в руках, капля воды поднимется вверх.

Вывод: При нагревании воздух расширяется.

 

 ОПЫТ №4

«Как обнаружить воздух»

Цель: Установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить. Определить поток воздуха в помещении.

Ход:

1) Предложить заполнить полиэтиленовые мешочки: один мелкими предметами, другой воздухом. Сравнить мешочки. Мешочек с предметами тяжелее, предметы ощущаются на ощупь. Мешочек с воздухом легкий, выпуклый, гладкий.

2) Зажечь свечу и подуть на нее. Пламя отклоняется, на него действует поток воздуха.

Подержать змейку (вырезать из круга по спирали) над свечой. Воздух над свечой теплый, он идет к змейке и змейка

вращается, но не опускается вниз, так как ее поднимает теплый воздух.

3) Определить движение воздуха сверху вниз от дверного проема (фрамуги). Теплый воздух поднимается и идет снизу вверх (так как он теплый, а холодный тяжелее – он входит в помещение снизу. Затем воздух согревается и опять поднимается вверх, так получается ветер в природе.

Вывод: Воздух окружает нас.

 

 

                                         Старшая  группа

 

Опыт 1. Где находится воздух?

Оборудование:

Прозрачная стеклянная банка, мячик для пинг-понга, лист кальки, прозрачная емкость, наполненная водой до уровня выше банки

Ход опыта

1. Положить лист кальки на дно банки

2. Положить шарик на поверхность воды

3. Опрокинуть банку, накрыв шарик, опустить банку на дно емкости.

Вода не проникла в банку, и шарик лежит на дне емкости почти на сухом месте.

Вывод:    Воздух, находящийся в банке, не позволяет воде проникнуть внутрь и намочить кальку.

 

Опыт 2.   Где находится воздух? (продолжение)

Оборудование:

прозрачная стеклянная банка, мячик для пинг-понга, лист кальки,

прозрачная емкость, наполненная водой до уровня выше банки

Ход опыта

1. Опусти банку в воду.

2. Когда банка коснется дна, наклони ее.

Из банки выходят пузыри, поднимаются на поверхность. Вода проникает в банку, шарик поднимается, калька намокает.

Вывод:      Воздух, наполнявший банку, выходит из нее, а вода занимает его место

 

Опыт 3.   «Есть ли вес у воздуха

Оборудование:

линейка,

Надо взвесить его в шарах.

Размещаем импровизированные весы (уравновешенная линейка 50см, на ее края вешаем за ниточки шары. Весы расположены ровно.

Воспитатель: Теперь надо выпустить из одного из шаров воздух. Для этого придется пожертвовать им (с разрешения детей, прокалываем шар).

Резинка, оставшаяся от шара, поднимается вверх, шар с воздухом внутри опускается вниз.

Вывод (вместе с детьми): Воздух имеет вес!

 

Опыт 5. «Воздух давит на воду»

Оборудование: шприц, вода

 

Воспитатель: Возьмём шприц без иглы наберите в него немного воздуха, а затем сделайте забор воды.

Надавим на поршень (не забудьте подставить ёмкость). Поршень начинает давить на воздух, который в свою очередь оказывает давление на воду в шприце и вода вытекает из шприца.

Вывод: Воздух стремиться сохранить своё первоначальное положение, поэтому вытесняет воду из шприца.

 

Опыт 6. Давит ли воздух только сверху вниз?

Оборудование:  тонкий стакан с гладким бортиком, глянцевая открытка,

раковина, над которой проводится опыт

Ход опыта

1. Наполните стакан водой

2. Плотно накройте стакан глянцевой стороной открытки

3. Придерживая рукой открытку, опрокиньте стакан

4. Теперь отнимите руку

Открытка крепко держится на стакане, и вода из стакана не выливается

Вывод:

Давление воздуха, оказываемое снизу на открытку больше, чем воды внутри стакана. Поэтому открытка плотно прижата к стакану и не позволяет воде вылиться.

 

Опыт 7. Можно ли сжать воздух?

Оборудование: Шприц без иглы

Ход опыта

1. Возьмите шприц и наполните его воздухом

2. Закройте пальцем отверстие и сильно надавите на поршень. Потом, не открывая отверстия, отпустите поршень.

Сначала поршень будет опускаться с трудом, потом совсем остановится. Палец, которым закрыто отверстие,  почувствует сильное давление. Когда отпустите поршень, он вернется в прежнее положение.

Вывод:

Воздух можно сжимать. Поршень заставляет воздух сжаться. Сжатие усиливает давление воздуха, то есть давление на палец и на поршень. Поршень возвращается в прежнее положение, потому что сжатый воздух стремится расшириться.

 

Опыт 8. Реактивный воздушный шарик.

Оборудование:  воздушные шары

 

Воспитатель: Надуем воздушные шары и отпустить их. Обратите внимание на траекторию и длительность полета шариков. Помочь детям сделать вывод, что для того, чтобы шарик летел дольше, надо его больше надуть.

Вывод: Воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону, такой же принцип используется в реактивных двигателях.

 

 

                            Подготовительная  к школе группа

Опыт 1. «Воздух существует

Оборудование:

 бумага, пластмассовый  стакан, емкость с водой.

 

Воспитатель: Сомните лист бумаги и затолкайте его в пластмассовый стакан так, чтоб он не падал при переворачивании стакана. Погрузите стакан полностью под воду, держа его вниз отверстием. Достаньте стакан. Проверьте, намокла ли в нем бумага? Бумага в стакане остается сухой.

Вода не может заполнить перевернутый стакан, потому что он уже заполнен воздухом. «Пустой» стакан полон воздуха. Воздух – газ. Он не имеет размера и формы, но может заполнить любое пространство.

Вывод: Воздух существует!

Опыт 2. «Есть ли воздух внутри нас

Оборудование:

султанчики, трубочки, вода.

Воспитатель: Как это узнать, есть ли воздух внутри нас?

Дети: Надо выдохнуть.

Воспитатель: Правильно, надо выдохнуть. Но, при этом, хочется увидеть воздух.

Дети: Надо взять султанчики и подуть. Султанчики шевелятся.

Воспитатель: А еще как можно определить, есть ли воздух в нас? Возьмем соломку для коктейля, подуем через нее в воду в прозрачной баночке.

Наблюдаем: Стали выходить пузырьки воздуха.

Вывод (совместно с детьми): Воздух внутри нас. Мы воздух и вдыхаем и выдыхаем.

 

Опыт 3. «Как же нам увидеть воздух

Оборудование:

 бутылочка с гелем для душа

 

Рассматриваем воздух, перемещающийся вверх в виде перевернутой капли прозрачном флаконе (гель для душа)

Вывод (совместно с детьми): мы увидели движение воздуха в другой среде (гель). Сам он прозрачный, он невидим.

 

 

Опыт 4 . «Воздух не имеет вкуса»

Предложите детям вдохнуть ртом воздух. Вы чувствуете вкус воздуха?

Вывод: Воздух – безвкусный.

 

Опыт 5. «Воздух не имеет запаха»

Оборудование:

лимон, одеколон.

 

Предложите детям вдохнуть носом воздух. Затем возьмите лимон, чеснок, одеколон и предложите ребятам поочерёдно попробовать почувствовать запахи, которые распространяются по помещению.

Вывод: Чистый воздух не имеет собственного запаха, но может запахи передавать.

 

Опыт 6. «Весёлые пузырьки»

Оборудование:

пластиковая бутылка, таз с водой

Воспитатель: Возьмите пустую пластиковую бутылку, и попросите опустить её в таз с водой. Из горлышка бутылки начинают выходить и подниматься вверх воздушные пузырьки.

Вывод: Бутылка не пустая – в ней воздух. Воздушные пузырьки поднимаются к поверхности, потому что воздух легче воды.

 

Опыт 7. «Дрессированные изюминки»

Оборудование:

изюм, газированная вода, стакан

 

Воспитатель: Налейте в стакан газированной воды или лимонада и положите в него несколько изюминок – пусть это будут рыбки. Рыбки упадут на дно. Теперь сделайте пассы руками: «Крибле, крабле, бумс! Изюминки, – вы рыбки плывите!».

И на глазах изумлённых детей изюминки начнут всплывать. Что, неужели и правда, изюминки стали рыбками? Да, конечно же нет.

В начале изюминки тонут, т. к. он тяжелее воды, затем пузырьки воздуха из лимонада (они напоминают маленькие воздушные шары) облепляют изюминки и они всплывают на поверхность.

Вывод: Воздух легче воды, поэтому воздушные пузырьки и поднимают изюминки на поверхность.

 

Опыт 8. «Звучит ли воздух

Оборудование:

Воздушный шарик,

 

Воспитатель:  Что мы слышим, когда шар лопается?

Дети: Взрыв!

Воспитатель: Да, это еще одно из свойств воздуха – он передает звуки на расстоянии. И он сам издает звук.

Проверим?

Слегка надутый шар, если держать его за края входа, выпускает воздух, издавая звук.

Вывод (совместно с детьми): воздух передает звук.

 

Опыт 9.  «Может ли предмет летать с помощью воздуха

Оборудование: воздушные  шарики

Отпустим надутый шарик – он летит и сдувается. Это свойство человек использовал в изобретении реактивного двигателя.

Вывод (совместно с детьми): Воздух выходит в одну сторону, а шарик летит в другую!

 

Опыт 10. «Воздух движется»

Оборудование:

Бумага, сделать веер

Воспитатель: Давайте сделаем веер из бумаги и помашем веером около лица. Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться, и мы ощущаем лёгкий ветерок.

Вывод: Ветер – это движение воздуха.

 

Опыт 11. «Свеча в стакане»

Оборудование:

свеча, банка

Воспитатель: Как можно погасить свечу (пламя, не прикасаясь ни к свече, ни к пламени и не задувая ее. )Вместе с детьми проделаем следующее: зажгите свечу, накроем ее банкой и понаблюдаем до тех пор, пока свеча не погаснет.

Подведём детей к выводу о том, что для горения нужен кислород.

Вывод: Когда доступ кислорода к огню затруднен, огонь гаснет. Люди используют это для тушения огня при пожарах.

 

 Опыт 12.  «Всегда ли воздух чистый

Оборудование:

Комнатное растение, салфетки

 

Воспитатель: Что может переносить воздух? Мы наблюдали пар, туман, дым – разные частицы, попадающие в воздух, он может переносить.

В нем может содержаться пыль.

Протираем листья  хлорофитума.

Пыль на листьях комнатных растений «садится», если она была в воздухе.

Вывод (совместно с детьми): воздух переносит пыль, другие частицы.

 

Опыт 13.  «Переносит ли воздух запахи

Оборудование:

апельсин

Предлагает детям закрыть глаза. Проносит перед ними раскрытый апельсин.

Вспоминаем, как иногда аромат пищи из кухни долетает – пахнет вкусно!

Вывод (совместно с детьми): воздух переносит запахи

 

Опыт14. «Может ли растение дышать?»

Цель: Выявит потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как

происходит процесс дыхания у растений.

Материалы: Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.

Опыт: Взрослый спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат.

Дети определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, сто при

дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него.

Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают

вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что

вазелин не пропускают воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в

листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить

это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение

недели наблюдают за листьями

Вывод: Листочки «дышат» своей нижней стороной, потому что те листочки,

которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли.

 

 Опыт 15. «Есть ли у растений органы дыхания?»

Цель: Определить, что все части растения участвуют в дыхании.

Материалы: Прозрачная емкость с водой, лист на длинном черешке или

стебельке, трубочка для коктейля, лупа.

Опыт: Взрослый предлагает узнать, проходит ли воздух через листья

внутрь растения. Высказываются предположения о том, как обнаружить

воздух: дети рассматривают срез стебля через лупу (есть отверстия),

погружают стебель в воду (наблюдают выделение пузырьков из стебля).

Взрослый с детьми проводит опыт «Сквозь лист» в следующей

последовательности:

 а) наливают в бутылку воды, оставив ее не заполненной на 2-3 см;

б) вставляют лист в бутылку так, чтобы кончик стебля погрузился в воду;

плотно замазывают пластилином отверстие бутылки, как пробкой; в) здесь же проделывают отверстия для соломинки и вставляют ее так, чтобы кончик не достал до воды, закрепляют соломинку пластилином; г) встав перед

зеркалом, отсасывают из бутылки воздух. Из погруженного в воду конца

стебля начинают выходить пузырьки воздуха.

Вывод: Воздух через лист проходит в стебель, так как видно выделение

пузырьков воздуха в воду

 

Опыт 16. «Апельсин- подводник».

Цель: Доказать, что в кожуре апельсина есть воздух.

Оборудование:

 2 апельсина, большая миска с водой.

Опыт: Один апельсин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если очень постараться, утопить его не удастся. Очистим второй апельсин и положим его в воду. Апельсин утонул! Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему?

Вывод: Апельсин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды.


 

Примерная картотека опытов на тему «Воздух»

Примерная картотека опытов на тему «Воздух»

Педагог наливает в тарелку или на поднос мыльный раствор, кладет в середину тарелки предмет и накрывает его стеклянной воронкой

Педагог наливает в тарелку или на поднос мыльный раствор, кладет в середину тарелки предмет и накрывает его стеклянной воронкой

Педагог вместе с детьми рассматривает два воздушных шара

Педагог вместе с детьми рассматривает два воздушных шара

Вывод : При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается

Вывод : При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается

Опрокинуть банку, накрыв шарик, опустить банку на дно емкости

Опрокинуть банку, накрыв шарик, опустить банку на дно емкости

Наполните стакан водой 2. Плотно накройте стакан глянцевой стороной открытки 3

Наполните стакан водой 2. Плотно накройте стакан глянцевой стороной открытки 3

Достаньте стакан. Проверьте, намокла ли в нем бумага?

Достаньте стакан. Проверьте, намокла ли в нем бумага?

Оборудование: пластиковая бутылка, таз с водой

Оборудование: пластиковая бутылка, таз с водой

Оборудование: Бумага, сделать веер

Оборудование: Бумага, сделать веер

Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат

Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2017