Подвижные игры для детей младшего школьного возраста развивают ловкость, выносливость, быстроту реакции, внимание, логическое мышление, умение быстро переключаться. Задачи: восполнить дефицит двигательной деятельности детей; приобщить их к общедоступным физическим упражнениям и воспитывать работоспособность; прививать интерес к играм; развивать внимание, реакцию и ловкость.
Подвижные игры.doc
Подвижные игры
I . УПРАЖНЕНИЯ НА РЕЛАКСАЦИЮ
И ДЫХАНИЕ
«ДРАКА»
Цель: Расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.
«Вы с другом поссорились. Вотвот начнется драка. Глубоко вдохните, крепконакрепко
сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони.
Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и
расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!»
Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.
«ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК»
Цель: Снять напряжение, успокоить детей.
Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что
сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к
губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем,
как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем.
Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул.
А теперь покажите их друг другу».
Упражнение можно повторить 3 раза.
«КОРАБЛЬ И ВЕТЕР»
Цель: Настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали.
«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте
поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А
теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик.
Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!» Упражнение можно повторить 3
раза.
«ПОДАРОК ПОД ЕЛКОЙ»
Цель: Расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.
«Представьте себе, что скоро новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном
подарке. Вот вы подходите к елке, крепкокрепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох.
Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо!
Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь».
После выполнения упражнения можно обсудить (если дети захотят), кто о чем мечтает.
«ДУДОЧКА
Цель: Расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.
«Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам.
Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните
сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!»
Все перечисленные упражнения можно выполнять в классе, сидя или стоя за партами.
Этюды на расслабление мышц
Приведенные ниже этюды рекомендованы М. И. Чистяковой в книге «Психогимнастика» и наверняка знакомы многим из вас. Эти этюды полезны для разных категорий: тревожных, аутичных,
агрессивных. Все Упражнения в нашей модификации.
«ШТАНГА»
Вариант 1
Цель: Расслабить мышцы спины.
Сейчас мы с вами будем спортсменамитяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая
штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень
тяжело. Выдохните, штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз».
Вариант
2
Цель: Расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным.
«А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли
штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять,
бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям.
Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы». Упражнение можно выполнить несколько
раз.
«СОСУЛЬКА»
Цель: Расслабить мышцы рук.
«Ребята, я хочу загадать вам загадку:
У нас под крышей Белый гвоздь висит, Солнце взойдет, Гвоздь упадет.
(В. Селиверстов)
Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль
для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я
прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью,
четвертую — уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем... А теперь выступаем. Здорово
получилось!»
«ШАЛТАЙБОЛТАЙ»
Цель: Расслабить мышцы рук, спины и груди.
«Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется «ШалтайБолтай».
ШалтайБолтай Сидел на стене. ШалтайБолтай Свалился во сне.
(С. Маршак)
Сначала будем поворачивать туловище вправовлево, руки при этом свободно болтаются, как у
тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» — резко наклоняем корпус тела вниз».
«ВИНТ»
Цель: Снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.
«Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По
моей команде «Начали» будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим
руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали!.. Стоп!»
Этюд может сопровождаться музыкой Н. РимскогоКорсакова «Пляска скоморохов» из оперы
«Снегурочка». «НАСОС И МЯЧ»
Цель: Расслабить максимальное количество мышц тела.
«Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас — большой надувной мяч, другой насосом надувает
этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены.
Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ
начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой
подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию
воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после
третьего — у мяча поднимается голова, после четвертого — надулись щеки и даже руки отошли от
боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса... Из
мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное
положение». Затем играющие меняются ролями.
II . ИГРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ
РАССЛАБЛЕНИЮ
Следующие три игры позаимствованы из книги К. Фопеля «Как научить детей сотрудничать»
(1998). Они помогут создать в группе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия,
доброжелательного и открытого общения детей друг с другом.
«ВОДОПАД»
Цель: Эта игра на воображение поможет детям расслабиться.
«Сядьте поудобнее и закройте глаза. 2—3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе,
что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз
мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот пре
красный белый свет струится по вашей голове... Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот,
как расслабляются мышцы шеи... Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать
мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине
исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.
А свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами
собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя
очень расслабленно и приятно.
Пусть свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки
и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим
ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются И становятся мягкими. Этот удивительный
водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и
безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом
вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами... (30 секунд).
Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил...
Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза».
После этой игры стоит заняться чемнибудь спокойным.
«ТАНЦУЮЩИЕ РУКИ»
Цель: Если дети неспокойны или расстроены, эта игра даст детям (особенно огорченным,
неспокойным) возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться.
«Разложите большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите каждый по 2
мелка. Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета. Теперь ложитесь спиной на
разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. (Иными
словами, так, чтобы у детей был простор для рисования.) Закройте глаза, и, когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. Двигайте руками в такт музыке. Потом вы
можете посмотреть, что получилось» (23 минуты).
Игра проводится под музыку.
«СЛЕПОЙ ТАНЕЦ»
Цель: Развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.
«Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет «слепой». Другой
останется «зрячим» и сможет водить «слепого». Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с
другом под легкую музыку (1—2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру
завязать повязку».
В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их
взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами
пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1— 2 минуты. Потом дети меняются
ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте.
Пусть танцует с открытыми глазами.
По мере избавления ребенка от тревожных состояний можно начинать проводить игру не сидя, а
двигаясь по помещению.
III
. ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ
ЧУВСТВА ДОВЕРИЯ И
УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ
«ГУСЕНИЦА» (Е. В. Коротаева, 1997)
Цель: Игра учит доверию. Почти всегда партнеров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения
всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников.
«Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по
этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между
животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться
руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит
свой шар на вытянутых руках.
Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному
маршруту».
Для наблюдающих: обратите внимание, где располагаются лидеры, кто регулирует движение
«живой гусеницы».
«СМЕНА РИТМОВ» (программа «Сообщество»)
Цель: Помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное
напряжение.
Если воспитатель хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в
такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре... Дети присоединяются и тоже, все вместе хлопая в
ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре... Постепенно воспитатель, а вслед за ним и дети, хлопает все реже, считает все тише и медленнее.
«ЗАЙКИ И СЛОНИКИ» (Е. К. Лютова, Г. Б. Монина)
Цель: Дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать
повышению самооценки.
«Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется «Зайки и слоники». Сначала мы с
вами будем зайкамитрусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает?
Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать
маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т. д. Дети показывают. «Покажите,
что делают зайки, если слышат шаги человека?» Дети разбегаются по группе, классу, прячутся и т.
д. «А что делают зайки, если видят волка?..» Педагог играет с детьми в течение нескольких ми
нут. «А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как
спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят
человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают
свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра...» Дети в течение
нескольких минут изображают бесстрашного слона.
После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось
быть и почему.
«ВОЛШЕБНЫЙ СТУЛ» (И. В. Шевцова)
Цель: Способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между
детьми.
В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно
взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка — его происхождение, что оно
означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул» — он должен быть
обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении
имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть
более 5—6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье
имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит
на троне в короне.
В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные,
ласкательные). Можно также по очереди рассказать чтото хорошее о короле.
«ПОХВАЛИЛКИ»
Цель:
коллективе.
Содержание: Все дети сидят в кругу (или за партами).
Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какоелибо одобряемое окружающими
действие ребенок должен «озвучить» карточку. Причем, начав словами «Однажды я...»
Например: «однажды я помог товарищу в школе», или «Однажды я очень быстро выполнил
домашнее задание» и т. д.
На обдумывание задания дается 2—3 минуты, после чего каждый ребенок по кругу (или по
очереди) делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил то действие
или совершил тот позитивный поступок, который указан в его карточке.
После того, как все дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если же дети готовы
к обобщению без помощи взрослого, пусть они сделают это сами. В заключении можно провести
беседу о том, что каждый ребенок обладает какимилибо талантами, но для того, чтобы это
заметить, необходимо очень внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к людям,
окружающим нас.
Игра способствует повышению самооценки ребенка, повышает его значимость в «ЗА ЧТО МЕНЯ ЛЮБИТ МАМА»
Цель: Повышение значимости каждого ребенка в глазах окружающих его детей.
Содержание: Все дети сидят в кругу (или за партами). Каждый ребенок по очереди говорит
всем, за что его любит мама.
Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил, за что любит мама
каждого присутствующего в группе ребенка. При затруднении другие дети могут ему помочь.
После этого целесообразно обсудить с детьми, приятно ли было им узнать, что все, что они
сказали, другие дети запомнили. Дети обычно сами делают вывод о том, что надо внимательно
относиться к окружающим и слушать их.
Примечание: на первых порах дети, чтобы показаться значимыми для других, рассказывают,
что мамы любят их за то, что они моют посуду, не мешают маме писать диссертацию, за то,
что любят маленькую сестренку... Только после многократного повторения этой игры дети
приходят к выводу, что их любят просто за то, что они есть.
«НЕДОТРОГИ»
Цель: Игра способствует повышению самооценки ребенка, развитию эмпатии.
Содержание: Взрослый вместе с детьми в течение нескольких занятий рисуют карточки с
пиктограммами. Необходимо обсудить с детьми, что означает каждая пиктограмма. Например,
картинка с изображением улыбающегося человечка может символизировать Веселье, с
изображением, например, двух одинаковых нарисованных конфет — Доброту или Честность.
Если дети умеют читать и писать, вместо пиктограмм можно записать на каждой карточке
какоелибо положительное качество ребенка (обязательно положительное!).
Каждому ребенку выдается 5—8 карточек. По сигналу ведущего дети стараются закрепить на
спинах товарищей (при помощи скотча, стикеров и т. д.) все карточки.
По следующему сигналу взрослого дети прекращают игру и обычно с большим нетер
пением снимают со спины «добычу».
На первых порах, конечно, случается, что не у всех играющих оказывается много
карточек, но при многократном повторении игры и после проведения обсуждений ситуация
меняется. Во время обсуждения можно спросить у детей, приятно ли получать карточки. Затем
можно спросить, что приятнее: дарить хорошие слова другим или получать их самому. Как
правило, дети говорят, что нравится и дарить, и получать. Тогда ведущий может обратить их
внимание на тех детей, которые совсем не получили карточек или получили совсем мало. Обычно
эти дети признаются, что они с удовольствием дарили, но им бы тоже хотелось получить в
подарок карточку.
Чаще всего, при повторном проведении игры «отверженных» детей не остается.
«СКУЛЬПТУРА»
Цель: Развитие умения владеть мышцами лица, рук, ног и т. д., снижение мышечного напряжения.
Содержание: Дети разбиваются на пары. Один из них —скульптор, другой — скульптура. По
заданию взрослого (или ведущегоребенка) скульптор лепит из «глины» скульптуру:
Темы для скульптур может предлагать взрослый, а могут выбирать сами дети. Затем дети
могут поменяться ролями. Возможен вариант групповой скульптуры
После проведения игры целесообразно обсудить с детьми, что они чувствовали в роли
ребенка, который ничего не боится;
ребенка, который всем доволен;
ребенка, который выполнил сложное задание и т. д. скульптора, скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую — нет.
«ДРАКА»
Цель: Упражнение помогает расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.
Содержание: Представьте, что вы с другом поссорились. Вотвот начнется драка. Глубоко
вдохните, крепкопрекрепко стисните зубы. Сожмите как можно сильнее кулаки, до боли
вдавите пальцы в ладони. На несколько секунд затаите дыхание.
Задумайтесь: а, может, и не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности
позади! Встряхните кистями рук. Почувствовали облегчение?
Примечание: Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными
детьми.
«ПОКАТАЙ КУКЛУ»
Цель: Игра способствует снятию мышечных зажимов в области рук, повышению уверенности
ребенка.
Содержание: Ребенку дают в руки маленькую куклу или другую игрушку и говорят, что кукла
боится кататься на качелях. Наша задача состоит в том, чтобы научить ее быть смелой.
Сначала ребенок, имитируя движение качелей, слегка покачивает рукой, постепенно
увеличивая амплитуду движений (движения могут быть в различных направлениях), затем
взрослый спрашивает ребенка о том, стала ли кукла смелой, если нет, то можно сказать ей,
что она должна делать, чтобы преодолеть свой страх. Затем игру можно продолжить еще
раз.
«ДОБРЫЙ — ЗЛОЙ, ВЕСЕЛЫЙ — ГРУСТНЫЙ»
Цель: Игра помогает расслабить мышцы лица.
Содержание: Взрослый предлагает ребенку вспомнить различных героев любимых сказок.
Затем просит ребенка ответить на следующие вопросы: «Кто из этих героев самый добрый? А
кто самый злой? Кто самый веселый? А кто самый грустный? А каких ты еще знаешь героев
(удивленных, испуганных и т. д.)?» Затем все названные персонажи ребенок рисует на листе
бумаги. После этого взрослый говорит: «Я сейчас попробую загадать какоголибо из этих
героев и показать тебе, как он выглядит. А ты отгадай, кто это». Взрослый делает веселое
выражение лица. Ребенок отгадывает, какой из нарисованных персонажей бывает таким.
Затем ребенок изображает выражение лица любого героя, а взрослый отгадывает, кто это.
Данную игру можно порекомендовать тревожным детям и их тревожным родителям.
***
«Съедобное—несъедобное». Если слово обозначает съедобное ребенок ловит мяч и говорит
«Ням!», а если несъедобное – отталкивает мяч.
Сладкоежка.
Начинаю развлеченье!
Я принес вам угощенье:
Вот тебе пирожное,
А тебе – мороженое,
Вкусную ватрушку,
Мягкую подушку.
Вот молочный шоколад,
Разноцветный мармелад,
Абрикосовый пирог И малиновый сапог.
Яблоки румяные,
Ложки деревянные,
Круглый апельсин,
Книжный магазин,
Сладкое варенье,
Квадратное печенье.
Звонкий барабан,
Сахарный банан.
А теперь вы не зевайте
И скорее убегайте! Список литературы:
1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с
гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми». – СПб.: Издательство
«Речь»; «ТЦ Сфера», 2002г. – 70 стр.
2. Лютова Е.К., Монина Г.Б «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми». – СПб.:
Издательство «Речь», 2005г.
Картотека "Подвижные игры"
Картотека "Подвижные игры"
Картотека "Подвижные игры"
Картотека "Подвижные игры"
Картотека "Подвижные игры"
Картотека "Подвижные игры"
Картотека "Подвижные игры"
Картотека "Подвижные игры"
Картотека "Подвижные игры"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.