Д.Ю. Карданова
Черкесск, Россия
КАВКАЗ: ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПОРТРЕТ В КОНТЕКСТЕ ПРОЗЫ И ПОЭЗИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.
Около двух столетий назад в русской литературе тема Кавказа возникла как одна из важных и волнующих тем. С самого начала встреча с Кавказом обернулась для русской литературы не просто освоением до этого неведомого внешнего объекта, а диалогом, без которого уже невозможно представить само ее внутреннее развитие.
Тема Кавказа сейчас как никогда актуальна. Ранее об этом удивительном земного шара было много: о многочисленных народах, своеобразием хозяйственного и уклада, традициями и , языком и культурой в . В настоящее время к темы Кавказа в литературе XIX обращаются многие . Все пытаются феномен Кавказа в русской литературе, почему он был так интересен русским писателям и поэтам XIX века?
Природа Кавказа, и в очередь горы, на русского впечатление, содержанием был мистический , вызванный восторгом иного мира.
Кавказа – горцы, в литературе приобретают совершенно «экзотических ». «И дики тех племена, // Им бог-свобода, их закон-война» [8, с. 13] – писал М.Ю. Лермонтов о кавказских народах. Русские романтики, не стесняясь, именовали горцев «хищниками», и зачастую подчеркивали, что «рыскает в горах воинственный разбой» [4, с. 59].
Горцы Кавказа предстают как «свободолюбивые», «мужественные», «суровые», «жестокие», «беспощадные», «отчаянные» по самому своему характеру, мировоззрению. И эти новые черты явились плодородной почвой для создания новых великих произведений.
Первооткрывателем Кавказа в русской литературе стал А. С. Пушкин. Путешествие Кавказ было Пушкина с юных . Крутой в жизни А. С. Пушкина с его южной 1820 года. Поводом высылки Пушкина столицы послужили вольнолюбивые стихотворения и эпиграммы, которые в рукописях.
Заступничество , и прежде всего Н. М. , П. Я. Чаадаева, Ф. Н. Глинки, к тому, что в Сибирь была переводом по из Петербурга в (ныне Днепропетровск). , купаясь в Днепре, простудился и заболел. его здесь героя Отечественной 1812 года генерала Н. Н. отнеслась к поэту сердечно и внимательно. взяли его с на Кавказ, а затем в Крым.
Он посетил Горячеводск, Кисловодск, Ессентуки, принимая лечебные ванны. Пушкин описывал брату «ледяные вершины… гор, которые издали, на ясной заре, кажутся странными облаками, разноцветными и неподвижными» [9, с. 21].
Годы южной ссылки – один из самых плодотворных периодов в творчестве А.С. Пушкина. На юге написаны поэмы «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», большое число лирических стихотворений: «В. Ф. Раевскому», «Ответ Ф.Т.», «Ее глаза» и другие.
Второе путешествие на Кавказ Пушкин задумал в 1827 году. Не получив официального разрешения, в мае 1829 года он отправился на Кавказ самовольно. Причины, побудившие поэта сделать это, отмечены в черновом предисловии к «Путешествию в Арзрум»: необходимость лечения, потребность увидеться с и опальными друзьями, « видеть войну» и « мало известную». Второе кавказское нашло отражение в « в Арзрум», в стихотворениях «», «Обвал», «Монастырь Казбеке», «Делибаш», « холмах Грузии», «» и др. [9, с. 82].
Кавказ, край, занимает место в жизни и Михаила Юрьевича .
Судьба Лермонтова так, что Кавказом были наиболее яркие детства. С пребыванием Кавказе летом 1825 года связано первое сильное детское увлечение Лермонтова. Пробуждение первой любовной мечты («О! сия минута первого беспокойства страстей до могилы будет терзать мой ум!») сливалось с поэтическим восприятием природы Кавказа, которая гармонировала с романтической направленностью раннего творчества Лермонтова [8, с. 31].
В посвящении к поэме «Аул Бастунджи» Лермонтов называет себя «сыном» Кавказа: «Я сердцем твой, всегда и всюду твой» [8, с. 50].
«Синие горы», «гордые снежные вершины» в сознании Лермонтова становятся символом свободы. Природа вольного края – «жилище вольности простой» - противостоит «неволе душных городов», «стране рабов, стране господ» и «голубых мундиров». Образ Кавказа сложился у Лермонтова под влиянием вольнолюбивых мотивов русской поэзии 20-х годов [8, с. 61].
В 1837 г. Лермонтов был сослан на Кавказ за стихи на смерть Пушкина. Заболев по дороге, из Ставрополя в Пятигорск и до лечился на . Затем, командированный в генерала Вельяминова, всю Кавказскую , был в Тамани и в отправился по -Грузинской дороге в , где в Карагаче его полк, а в , переведенный в лейб- Гродненский гусарский , покинул Грузию.
время второй в 1840 году Лермонтов участие в военных против горцев, был на Минеральных водах, Тереке. Эти помогли поэту познакомиться с жизнью Кавказа, его , богатым фольклором. значение для имели встречи с интеллигенцией и сосланными Кавказ декабристами. Кавказа заняла место в творчестве . С нею связаны крупнейшие произведения: «-Бей», «Мцыри», «», «Валерик», «Герой времени», «Дары », «Беглец», «Свиданье» и . Кавказские впечатления воплотились также в живописном и графическом наследии М. Ю. Лермонтова [8, с. 99].
В 1848-1851 годах деревенское уединение Льва Николаевича Толстого чередовалось с периодами шумной, как сам Толстой определял, «безалаберной» столичной жизни – в Москве, в Петербурге.
Литературные занятия все привлекают Толстого, задумывает повесть « цыганского быта», рассеянная светская мешает сосредоточенному . Недовольство собой, круто переменить , сменить пустую светских гостиных настоящее дело его к внезапному уехать на .
30 мая 1851 года Л.Н. вместе и его Николай Николаевич в казачью станицу левом берегу – Старогладковскую. Здесь военная служба Николаевича.
В истории работы Толстого кавказскими мотивами отметить три .
К первому периоду относим те , которые были или начаты на Кавказе, непосредственным впечатлением и пережитого там. эти следующие: "" (1852), "Рубка леса" (1855), " в отряде с московским " (1856) и "Казаки" (1863). Характерная произведений данного – глубокая автобиографичность. много личных вложено в повесть "". Канва этой , как установлено биографами, во многом совпадает с действительными фактами жизни писателя: отъезд Оленина из Москвы, неудовлетворенность пустой светской жизнью, стремление к нравственному обновлению, приезд в гребенскую станицу, сближение с казаками, дружба с охотником Ерошкой, увлечение молодой казачкой, мечты о браке с нею и об "опрощении» – все это, не говоря о второстепенных подробностях повествования, живо напоминает нам самого Толстого [10, с. 149].
Ко второму периоду относятся рассказы для детей, написанные в зрелую пору творчества – цикл хрестоматийпых очерков о Бульке и Мильтоне и "Кавказский пленник". В художественном отношении чрезвычайно ценен "Кавказский пленник". В этом рассказе примечательны следующие черты – ослабление автобиографических мотивов, стремление к полной объективности, усиление интереса к изображению горского быта, продолжение борьбы с романтической традицией. В самом деле, поводом к написанию произведения послужил случай из самого Толстого – с чеченцами, едва закончившаяся пленением и верного спутника – ; однако подробности характера здесь подчеркнуты. Главная автора – правдивое горской жизни. любви, выступавший у и Лермонтова в аналогичном на первый , заменен здесь дружбы (дружба и Дины). Здесь первом плане – внешнего быта , их обычаев. описывает их , одежду, еду, похорон, обращение с и прочее [10, с. 167].
Третий
– пора писания "-Мурата"
(1896-1904). Образ -Мурата
давно внимание
Толстого. имя
кавказского встречаем
у Толстого в от 23
декабря 1851 г. Л. писал
своему Сергею
Николаевичу Тифлиса:
"Если щегольнуть
известиями с , то
можешь , что
второе после
Шамиля, некто Хаджи-Мурат, на днях передался русскому правительству. Это был
первый лихач (джигит) и молодец во всей Чечне, а сделал подлость" [10, с.
191].
В «Хаджи-Мурате», как видно из этих строк, Толстого поразили две особенности – героизм и способность к измене. Образ Хаджи-Мурата всплывает перед Толстым десять лет спустя, в период педагогической работы.
"И мне вспомнилась давнишняя кавказская , часть которой я , часть слышал очевидцев и часть себе. Эта , как она в моем воспоминании и , вот какая", – Толстой в прологе "-Мурата" [10, с. 201].
В «Хаджи-» автор стремится с наибольшей полнотой обстановку, воскресить образы с документальной и тщательностью.
Изучение творчества русских классиков о Кавказе сегодня, способствует поликультурному диалогу, укрепляющему дружбу между народами, населяющими Россию.
Литература
1. Багратион-Мухранели И.Л. Кавказ как мифопорождающее пространство русской литературы // Вестник ТГГПУ. №2(24), 2011.
2. Семёнов Л.П. Лермонтов на Кавказе. Издание 3-е, доп. и перераб. – Пятигорск, 2009.
3. Семёнов Л.П. Пушкин на Кавказе // Бязрова В.Т. Хранимый Кавказом, воспевший Кавказ, Владикавказ, 2009
4. Толстой Л.Н. Кавказские повести и рассказы. Издание 3-е, доп. и перераб. – Воронеж, 2013.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.