КАВКАЗ: ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПОРТРЕТ В КОНТЕКСТЕ ПРОЗЫ И ПОЭЗИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.
Оценка 5

КАВКАЗ: ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПОРТРЕТ В КОНТЕКСТЕ ПРОЗЫ И ПОЭЗИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.

Оценка 5
docx
13.04.2023
КАВКАЗ: ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПОРТРЕТ В КОНТЕКСТЕ ПРОЗЫ И ПОЭЗИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.
статья сибак.docx

Д.Ю. Карданова

Черкесск, Россия 

 

КАВКАЗ: ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПОРТРЕТ В КОНТЕКСТЕ ПРОЗЫ И  ПОЭЗИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.

 

Около двух столетий назад в русской литературе тема Кавказа возникла как одна из важных и волнующих тем. С самого начала встреча с Кавказом обернулась для русской литературы не просто освоением до этого неведомого внешнего объекта, а диалогом, без которого уже невозможно представить само ее внутреннее развитие.

Тема Кавказа сейчас как никогда актуальна. Ранее об этом удивительном  земного шара  было много: о  многочисленных народах,  своеобразием хозяйственного и  уклада, традициями и , языком и культурой в .  В настоящее время к  темы Кавказа в  литературе XIX  обращаются многие . Все пытаются  феномен Кавказа в русской литературе, почему он был так интересен русским писателям и поэтам XIX века?

Природа Кавказа, и в  очередь горы,  на русского  впечатление, содержанием  был мистический , вызванный восторгом  иного мира.

 Кавказа – горцы, в  литературе приобретают  совершенно «экзотических ».  «И дики тех  племена, // Им бог-свобода, их закон-война» [8, с. 13] – писал М.Ю. Лермонтов о кавказских народах. Русские романтики, не стесняясь, именовали горцев «хищниками», и зачастую подчеркивали, что «рыскает в горах воинственный разбой» [4, с. 59]. 

Горцы Кавказа предстают как «свободолюбивые», «мужественные», «суровые», «жестокие», «беспощадные», «отчаянные» по самому своему характеру, мировоззрению. И эти новые черты явились плодородной почвой для создания новых великих произведений.

Первооткрывателем Кавказа в русской литературе стал А. С. Пушкин. Путешествие  Кавказ было  Пушкина с юных . Крутой  в жизни А. С. Пушкина  с его южной  1820 года. Поводом  высылки Пушкина  столицы послужили  вольнолюбивые стихотворения и  эпиграммы, которые  в рукописях.

Заступничество , и прежде всего Н. М. , П. Я. Чаадаева, Ф. Н. Глинки,  к тому, что  в Сибирь была  переводом по  из Петербурга в  (ныне Днепропетровск). , купаясь в Днепре,  простудился и заболел.  его здесь  героя Отечественной  1812 года генерала Н. Н.  отнеслась к поэту  сердечно и внимательно.  взяли его с  на Кавказ, а затем в Крым.

Он посетил Горячеводск, Кисловодск, Ессентуки, принимая лечебные ванны. Пушкин описывал брату «ледяные вершины… гор, которые издали, на ясной заре, кажутся странными облаками, разноцветными и неподвижными» [9, с. 21].

Годы южной ссылки – один из самых плодотворных периодов в творчестве А.С. Пушкина. На юге написаны поэмы «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», большое число лирических стихотворений: «В. Ф. Раевскому», «Ответ Ф.Т.», «Ее глаза» и другие.

Второе путешествие на Кавказ Пушкин задумал в 1827 году. Не получив официального разрешения, в мае 1829 года он отправился на Кавказ самовольно. Причины, побудившие поэта сделать это, отмечены в черновом предисловии к «Путешествию в Арзрум»: необходимость лечения, потребность увидеться с  и опальными друзьями, « видеть войну» и « мало известную». Второе кавказское  нашло отражение в « в Арзрум», в стихотворениях «», «Обвал», «Монастырь  Казбеке», «Делибаш», « холмах Грузии», «» и др. [9, с. 82].

Кавказ,  край, занимает  место в жизни и  Михаила Юрьевича .

Судьба Лермонтова  так, что  Кавказом были  наиболее яркие  детства. С пребыванием  Кавказе летом 1825 года связано первое сильное детское увлечение Лермонтова. Пробуждение первой любовной мечты («О! сия минута первого беспокойства страстей до могилы будет терзать мой ум!») сливалось с поэтическим восприятием природы Кавказа, которая гармонировала с романтической направленностью раннего творчества Лермонтова [8, с. 31].

В посвящении к поэме «Аул Бастунджи» Лермонтов называет себя «сыном» Кавказа:   «Я сердцем твой, всегда и всюду твой» [8, с. 50].

  «Синие горы», «гордые снежные вершины» в сознании Лермонтова становятся символом свободы. Природа вольного края – «жилище вольности простой» - противостоит «неволе душных городов», «стране рабов, стране господ» и «голубых мундиров». Образ Кавказа сложился у Лермонтова под влиянием вольнолюбивых мотивов русской поэзии 20-х годов [8, с. 61].

В 1837 г. Лермонтов был сослан на Кавказ за стихи на смерть Пушкина. Заболев по дороге,  из Ставрополя  в Пятигорск и до  лечился на . Затем, командированный в  генерала Вельяминова,  всю Кавказскую , был в Тамани и в  отправился по -Грузинской дороге в , где в Карагаче  его полк, а в , переведенный в лейб- Гродненский гусарский , покинул Грузию. 

 время второй  в 1840 году Лермонтов  участие в военных  против горцев,  был на  Минеральных водах,  Тереке. Эти  помогли поэту  познакомиться с жизнью  Кавказа, его , богатым фольклором.  значение для  имели встречи с  интеллигенцией и сосланными  Кавказ декабристами.  Кавказа заняла  место в творчестве . С нею связаны  крупнейшие произведения: «-Бей», «Мцыри», «», «Валерик», «Герой  времени», «Дары », «Беглец», «Свиданье» и . Кавказские впечатления воплотились также в живописном и графическом наследии М. Ю. Лермонтова [8, с. 99].

В 1848-1851 годах деревенское уединение Льва Николаевича Толстого чередовалось с периодами шумной, как сам Толстой определял, «безалаберной» столичной жизни – в Москве, в Петербурге. 

Литературные занятия все  привлекают Толстого,  задумывает повесть « цыганского быта»,  рассеянная светская  мешает сосредоточенному . Недовольство собой,  круто переменить , сменить пустую  светских гостиных  настоящее дело  его к внезапному  уехать на .

30 мая 1851 года Л.Н.  вместе и его  Николай Николаевич  в казачью станицу  левом берегу  – Старогладковскую. Здесь  военная служба  Николаевича.

В истории  работы Толстого  кавказскими мотивами  отметить три .

К первому периоду  относим те , которые были  или начаты  на Кавказе,  непосредственным впечатлением  и пережитого там.  эти следующие: "" (1852), "Рубка леса" (1855), " в отряде с московским " (1856) и "Казаки" (1863). Характерная  произведений данного  глубокая автобиографичность.  много личных  вложено в повесть "". Канва этой , как установлено биографами, во многом совпадает с действительными фактами жизни писателя: отъезд Оленина из Москвы, неудовлетворенность пустой светской жизнью, стремление к нравственному обновлению, приезд в гребенскую станицу, сближение с казаками, дружба с охотником Ерошкой, увлечение молодой казачкой, мечты о браке с нею и об "опрощении» все это, не говоря о второстепенных подробностях повествования, живо напоминает нам самого Толстого [10, с. 149].

Ко второму периоду относятся рассказы для детей, написанные в зрелую пору творчества цикл хрестоматийпых очерков о Бульке и Мильтоне и "Кавказский пленник". В художественном отношении чрезвычайно ценен "Кавказский пленник". В этом рассказе примечательны следующие черты   ослабление автобиографических мотивов, стремление к полной объективности, усиление интереса к изображению горского быта, продолжение борьбы с романтической традицией. В самом деле, поводом к написанию  произведения послужил  случай из  самого Толстого    с чеченцами, едва  закончившаяся пленением  и верного спутника ; однако подробности  характера здесь  подчеркнуты. Главная  автора правдивое  горской жизни.  любви, выступавший у  и Лермонтова в аналогичном  на первый , заменен здесь  дружбы (дружба  и Дины). Здесь  первом плане  внешнего быта , их обычаев.  описывает их , одежду, еду,  похорон, обращение с  и прочее [10, с. 167].

Третий  пора писания "-Мурата" (1896-1904). Образ -Мурата давно  внимание Толстого.  имя кавказского  встречаем у Толстого в  от 23 декабря 1851 г. Л.  писал своему  Сергею Николаевичу  Тифлиса: 
 "Если
 щегольнуть известиями с , то можешь , что второе  после Шамиля, некто Хаджи-Мурат, на днях передался русскому правительству. Это был первый лихач (джигит) и молодец во всей Чечне, а сделал подлость" [10, с. 191].

В «Хаджи-Мурате», как видно из этих строк, Толстого поразили две особенности  героизм и способность к измене. Образ Хаджи-Мурата всплывает перед Толстым десять лет спустя, в период педагогической работы.

"И мне вспомнилась  давнишняя кавказская , часть которой я , часть слышал  очевидцев и часть  себе. Эта , как она  в моем воспоминании и , вот какая",  Толстой в прологе "-Мурата" [10, с. 201].

В «Хаджи-» автор стремится  с наибольшей полнотой  обстановку, воскресить  образы с документальной  и тщательностью. 

Изучение творчества русских классиков о Кавказе сегодня, способствует поликультурному диалогу, укрепляющему дружбу между народами, населяющими Россию.

 

Литература

1.      Багратион-Мухранели И.Л. Кавказ как мифопорождающее пространство русской литературы  // Вестник ТГГПУ.  №2(24), 2011.

2.      Семёнов Л.П. Лермонтов на Кавказе.  Издание 3-е, доп. и перераб. – Пятигорск, 2009.

3.      Семёнов Л.П. Пушкин на Кавказе // Бязрова В.Т. Хранимый Кавказом, воспевший Кавказ, Владикавказ, 2009

4.       Толстой Л.Н. Кавказские повести и рассказы. Издание 3-е, доп. и перераб. – Воронеж, 2013.

 


 

Д.Ю. Карданова Черкесск, Россия

Д.Ю. Карданова Черкесск, Россия

Обвал» , «Монастырь Казбеке» , «Делибаш» , « холмах

Обвал» , «Монастырь Казбеке» , «Делибаш» , « холмах

Ерошкой, увлечение молодой казачкой, мечты о браке с нею и об "опрощении» – все это, не говоря о второстепенных подробностях повествования, живо напоминает нам самого

Ерошкой, увлечение молодой казачкой, мечты о браке с нею и об "опрощении» – все это, не говоря о второстепенных подробностях повествования, живо напоминает нам самого
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.04.2023