Казахский орнамент
Оценка 4.9

Казахский орнамент

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
воспитательная работа
Детсад
31.03.2019
Казахский орнамент
Конспект занятия в классе предшкольной подготовки Аппликация Дата: 19.03.2019 Тема: Казахский орнамент Цель: расширение знаний и умений по обработке бумаги и тонкого картона, знакомство с казахским орнаментом, развитие творческой фантазии детей. конспект занятия в классе разработан для детей 5 - 6 лет . (старшая группа)
казахский орнамент.docx
Конспект занятия в классе предшкольной подготовки Аппликация Дата: 19.03.2019 Тема: Казахский орнамент Цель:  расширение знаний и умений по обработке бумаги и тонкого картона, знакомство с казахским орнаментом, развитие творческой фантазии детей.  Ход занятия: 1. Организационный момент. ­ Здравствуйте, ребята! Посмотрите, все ли готово у вас к занятию: тюбетейка, цветная бумага, клей, карандаш, кисти, ножницы, клеенка? 2. Сообщение  новой темы, постановка цели. ­ На прошлом занятии вы изготовили из бумаги тюбетейки. Предметы быта, одежда должны быть не только удобными и практичными, но и должны способствовать воспитанию эстетического вкуса.  ­ С помощью каких видов декоративно­прикладного искусства мы можем украсить предметы быта или одежду? (Макраме, вышивка, бисероплетение, ткачество, вязание, батик и, безусловно, аппликация). Сегодня     мы   будем     декорировать   тюбетейку     казахскским   орнаментом.   Вы   уже   знаете,   что аппликация­это вид изобразительной техники, который основан на  наложении, приклеивании различных деталей на материал, принятом за фон.  3. Объяснение нового материала. Каждому народу присущ свой орнамент. Так как люди  живут в разных условиях, то их окружает различный   удивительный   мир   природы.     Увиденное   в   природе   помогает   человеку   в   создании   своих национальных орнаментов для украшения всевозможных изделий. Орнамент традиционен в быту казахов. Его элементы издавна стали составными частями юрты и мебели, ювелирных изделии   и инструментов труда, одежды и хозяйственных принадлежности, оружия и т. д. Орнамент" по ­ казахски называется "ою­орнек", от слов "ою" ­ выкройка и "орнек"  ­узор. Мастер орнаментального искусства (оюшы) очень уважаемый в народе человек. ­ Ребята, как вы думаете, что повлияло на создание орнамента у казахского народа?  ­ Где жили казахи?  ­ В степях, верно. И в бескрайних казахстанских степях паслись огромные стада животных. ­ А кто знает, какие животные  пасутся в степях? ( Бараны, лошади, верблюды.) ­ Правильно! И мотивом для составления узоров послужили ветвистые рога баранов. Рогообразный орнамент является главным в казахском орнаментальном искусстве.    Многочисленные стада верблюдов оставляли на земле свои следы, и казахский народ воплотил их в национальный орнамент ­ туш­ табан (верблюжий след). Им украшались различные изделия народных ремесел:  его использовали в резьбе по дереву, вышивке, в художественной обработке войлочных изделий. Испытывая   потребность   в   водопоях,   ведя   скотоводческое   хозяйство,     казахский   народ   создал орнамент  «родничок» – кайнар. ­   Большое   значение   в   орнаментах   имеет   цвет:   яркие   цвета   передают   радостное   настроение, благополучие, бледные говорят о грустной поре, тоске, тревоге. Но чаще всего в казахском орнаменте преобладает белый цвет ­ символ истины, радости, счастья.   Используя   их   и   элементы   казахского   орнамента,   мы   будем   составлять   свой   орнамент.   Основу казахского     орнамента   составляет   строгое   соблюдение   принципов   симметрии   и   композиции   ритма, отражающее культуру восприятия красоты природы. ­ Посмотрите, на доске продемонстрированы некоторые казахские орнаменты (Приложение №1) Выступления воспитанников о названиях представленных казахских орнаментах   и их смысловой нагрузке. 1­й воспитанник:  ­     Кошкар   муйиз   (бараньи   рога)   и   аша   туяк   (раздвоенное   копытце)   обозначают   материальное благополучие скотовода.  Туйетабан. Одежда,  украшенная узором туйетабан (верблюжья ступня), сшита для дальней дороги.  2 воспитанник: ­ Когда человек желает кому­то счастья, свободы, независимости, то дарит вещь с орнаментами кус мурын (птичий клюв), кус канат (птичьи крылья).  Кемпир косак (радуга) состоит из разных цветов, расположенных в том же порядке, как и цвета радуги: Синий цвет ­ символ неба, поклонение Тенгри, красный ­ огня, солнца, желтый ­ разума, зеленый ­ весны, молодости и т.д.  3­й воспитанник: ­   Оркеш   (верблюжий   горб).   Изображение   двух   рогов   животных,   парных   кобыльих   сосков, верблюжьих горбов, используется как пожелание достатка и размножения.  Тумарша ­ орнамент треугольной формы, похожий на амулет. По поверью предохраняет от дурного сглаза. Его изображают не только на одежде, но и на юрте, предметах быта.  4. Практическая работа ­ Выберите себе один из понравившихся орнаментов. Выбрали? Так как тюбетейка у нас белого цвета, вы можете использовать разные цвета.   Перед тем,  как начнете работать, давайте вспомним технику безопасности работы с ножницами и клеем ПВА (ребята называют правила работы с ножницами и клеем)  ­ Хорошо, молодцы, вы все помните. А теперь можем начать работу. Будьте внимательны и аккуратно обращайтесь с клеем. Педагог   раздает   нужные   шаблоны   орнамента.   Проводит   текущий   инструктаж   по     определению правильности перевода орнамента. Объясняет, что нужно делать легкой линией разметку для орнамента снизу и сверху. Воспитанники приступают к  работе, негромко звучит музыка ­ кюй  Курмангазы  «Адай».  Ребята вырезают один из понравившихся  шаблонов, затем примеряют, сколько раз можно поместить этот узор на тюбетейке и вырезают нужное количество. Педагог   в   процессе   работы   индивидуально   занимается   с   каждым   воспитанником,   объясняет, советует, помогает.  Педагог ходит  по классу и следит  за работой. После работы с ножницами – физминутка  Котята уснули (закрывают глаза) Котята проснулись, подтянулись, Лапки помыли (потерли руки) Красиво сложили. Воспитанники вспоминают  этапы приклеивания и приклеивают орнамент к изделию. 5. Подведение итогов. Анализ ошибок. Организация выставки детских работ. ­ Я вижу, что почти все закончили. Молодцы, ребята! У всех получились красивые орнаменты.  Производится отбор лучших работ на выставку ­  на столах расставляются все работы учащихся, воспитанники отмечают особенно понравившиеся работы студийцев. Педагог  просит  проанализировать, объяснить, почему выбор был сделан в пользу той или иной работы.  Студийцы высказывают свои мнения. Затем педагог отмечает недостатки и достоинства детских  работ, оцениваются аккуратность исполнения, симметрия   и   цвет.   Педагог   говорит   о   том,   что   можно   было   добавить   или   изменить   для   большей выразительности композиции, что нового можно привнести в смысле формы и пластики. Дети предлагают варианты. ­ Ребята,  какой орнамент мы сегодня выполнили? (Казахского народа) ­ Назовите особенности казахского орнамента. ­ Какой орнамент является родоначальником казахского орнамента? 6. Уборка рабочего места.  Каждый воспитанник приводит в порядок рабочее место, свой внешний вид. ­ Сегодня все отлично поработали. Занятие окончено.

Казахский орнамент

Казахский орнамент

Казахский орнамент

Казахский орнамент

Казахский орнамент

Казахский орнамент
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2019