К.Д. Ушинский "Четыре желания"
Оценка 4.6

К.Д. Ушинский "Четыре желания"

Оценка 4.6
docx
28.06.2023
К.Д. Ушинский "Четыре желания"
Технологическая карта урока Четыре желания.docx

Технологическая карта

Учитель: Смирнова Светлана Олеговна, Мильто Светлана Геннадьевна

Класс: 1 «Д»

Предмет: внеурочная деятельность «Функциональная грамотность»

Тема: К.Д. Ушинский «Четыре желания»

Предпочтительное время проведения активности: 13:00-13:40

 

Планируемые образовательные результаты и цель урока

 

Личностные результаты:

1.      Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества.

2.      Формирование наличия мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

3.      Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

 

 

Метапредметные результаты

Познавательные:  

1.      Умение находить нужную информацию в учебнике (название раздела, произведение, номер страницы); в словаре учебника, пользоваться системой условных обозначений; в тексте для пересказа по заданным критериям, информацию для характеристики героя, для выразительного чтения, для ответа на задание.

2.      Умение работать со словами и терминами: уточнять значение непонятных слов, обращаясь к учителю, взрослому, словарю.

3.      Умение соотносить прямое и переносное значение слов, находить информацию в энциклопедии.

Регулятивные:  

1.      Умение определять границы известного и неизвестного под руководством учителя: выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме под руководством учителя.

2.      Умение оценивать чтение по ролям, пересказ текста, выполнение проекта по предложенной учителем системе (шкале).

3.      Умение планировать свои действия на отдельных этапах урока с помощью учителя (например, составить план пересказа по образцу или восстановить последовательность событий сказки по серии рисунков), понимать важность планирования действий.

Коммуникативные:  

1.      Умение создавать связанное высказывание из 3-4 простых предложений на заданную тему с помощью учителя на основе заданного образца.

2.      Умение участвовать в диалоге с учителем и одноклассником.

3.      Умение участвовать в парной работе, пользуясь определёнными правилами (работать дружно, вместе обсуждать прочитанное, находить общую точку зрения, учиться отстаивать свою точку зрения).

Предметные:  

1.      Умение воспринимать на слух рассказ К.Д. Ушинского «Четыре желания».

2.      Умение определять основную мысль прочитанного произведения К.Д. Ушинского «Четыре желания» с помощью учителя.

3.      Умение определять последовательность событий и находить смысловые части произведения К.Д. Ушинского «Четыре желания» (начало, основная часть, конец) под руководством учителя.

Цель: создание условий для формирования представлений о рассказе К.Д. Ушинского «Четыре желания».

 

 

 

 

Ресурсы

Перечислить материалы и оборудование, необходимые для проведения активности

Веб материалы:

1.      Мультимедийная презентация:

https://docviewer.yandex.ru/view/726890759/?page=2&*=Z7KKnvYTJtF6%2BvlYeCr6GWSmNX97InVybCI6InlhLWRpc2s6Ly8vZGlzay%2FQvtGC0LrRgNGL0YLRi9C5INGD0YDQvtC6LnBwdG0iLCJ0aXRsZSI6ItC%2B0YLQutGA0YvRgtGL0Lkg0YPRgNC%2B0LoucHB0bSIsIm5vaWZyYW1lIjpmYWxzZSwidWlkIjoiNzI2ODkwNzU5IiwidHMiOjE2ODc4Njc4MzQzMTMsInl1IjoiOTAyMzUwNDk2MTYwMDg4Nzk0NyJ9

2.      Видеоролик «Один год за 40 секунд» https://www.youtube.com/watch?v=D9uHkJVTtQQ

3.      Видео о биографии К.Д. Ушинского https://www.youtube.com/watch?v=ivA2eCUXIvg

4.      Интерактивное упражнение на платформе learningapps: https://learningapps.org/watch?v=pj3a5ozdn23

5.      Композиция П.И. Чайковского «Времена года: май» https://bambuzika.pro/search/чайковский%20май%20времена%20года

6.      Звуки времён года: зима (хруст снега), весна (журчание ручья), лето (гроза), осень (шелест листвы).

 

Печатные материалы и проч. 

1.      Маршрутный лист по теме урока: К.Д. Ушинский «Четыре желания».

2.      Картинки «Времена года».

3.      Карточки с названиями месяцев года.

4.      Текст произведения К.Д. Ушинского «Четыре желания».

Видео урока 

ССЫЛКА на ресурс

 

 

 

Содержание деятельности

Этап урока

Продолжительность

Учебные задачи

Способы организации деятельности

Дидактические средства

Методы, приемы, техники 4К

Мотивирование к учебной деятельности.

 

2-3 мин.

создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

 

Высказывание К.Д. Ушинского (слайд).

«Читать - это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое - вот в чём главное дело».

 

Мультимедийная презентация

Фронтальная работа.

Актуализация опорных знаний. Пробное действие.

 

5 мин.

повторение ранее изученного материала (уточнить в соответствии с темой). Выполнение обучающимися пробного действия. Фиксирование обучающимися индивидуального затруднения.

 

-Посмотрите видеозарисовку и скажите, о чем пойдет речь на занятии. (Ролик «Год за 40 секунд»). Как вы думаете, о чем пойдет речь на занятии? (о временах года). Правильно, мы будем говорить и читать о временах года.

Повторение пройденного (работа в парах)

1. Сколько всего времен года? Назовите. В парах расставьте последовательно картинки. Какое время года первое? Одна пара поработает у доски. Правила работы. (ленинг апс)

2. Возьмите конверт. Откройте, достаньте карточки, прочитайте слова.

(читает каждая пара)

- Как вы считаете, есть ли у вас слово, которое не связано с другими и почему?

-Расставьте карточки  с названиями месяцев в  нужной последовательности.

1.Какой месяц  первый?

2.Прочитайте названия месяцев. Какое это время года?

3. Все времена года отличаются друг от друга.  

4.Вспомним отличительные черты каждого времени года?

5. Что характерно для зимы?

6.Как опишете весну?

7.Чем отличается лето от других времен года?

8. Какие изменения происходят осенью?

 

Мультимедийная презентация.

 

Видеоролик «Один год за 40 секунд» https://www.youtube.com/watch?v=D9uHkJVTtQQ

 

 

 

 

Интерактивное упражнение на платформе learningapps: https://learningapps.org/watch?v=pj3a5ozdn23

 

 

 

 

Картинки «Времена года».

 

 

 

 

Карточки с названиями месяцев года.

 

 

 

 

 

Работа в парах с использованием раздаточного материала.

 

Интерактивное задание на платформе ленинг.апс.

Постановка учебной задачи.

 

5 мин.

выявление места затруднения, создание проблемной ситуации Фиксирование во внешней речи причины затруднения. Формулирование темы урока и цели деятельности учащихся, составление совместного плана действий.

 

Открытие нового знания.

 

15-20 мин.

реализация выбранного плана по разрешению затруднения (построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять.

 

«Времена года» в творчестве писателей

1. Знакомство с творчеством К.Д. Ушинского

- Красота природы, те изменения, которые происходят в разные времена года, не могут оставить равнодушными композиторов, художников, поэтов, писателей.

- Сегодня мы познакомимся с творчеством Константина Дмитриевича Ушинского Предлагаю вам посмотреть биографию. Внимание на экран.

 

- Константин Дмитриевич Ушинский родился в городе Туле. Детство прошло на берегу красивой реки Десны. Окончив школу на отлично, Ушинский уезжает в Москву и поступает учиться в Московский университет. Окончив университет, он начинает работать учителем. Ушинский был не только прекрасным учителем, но ещё и писателем. Им написано много интересных рассказов для детей.

 

Скажите, что вы запомнили из биографии Ушинского?

К.Д. Ушинский – великий педагог и детский писать. Он вошел в историю как «учитель русских учителей». Ребята, в честь К.Д. Ушинского в нашем городе названо образовательное учреждение, которое называется Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского.

 

- Обратите внимание на выставку книг, посвященную творчеству Ушинского. «Четыре желания».

- Что такое желание? (Желание - стремление к осуществлению чего-нибудь, обладанию чем-нибудь)

- Как вы думаете, о чём может быть этот рассказ?

- Проверим, совпадут ли ваши предположения с содержанием текста.

 

2. Работа над текстом

а) Чтение текста учителем.

- Послушайте рассказ, и скажите, о чем говорится в произведении? Чтение учителя.

- О чем говорится в произведении?

- Верны ли ваши предположения?

- О каких четырех желаниях идет речь?

Предлагаю вам прочитать этот рассказ по цепочке. Каждый по одному предложению.

- В этом рассказе вы услышали такие слова, как сено, сенокос, восторг, записная книжка.

- Предлагаю обратиться к «Словарю урока». Для этого возьмите свои маршрутные листы и выполните самостоятельно задание №1 «Словарик урока». Вам необходимо соединить слово с его значением.

Проверка на слайде:

- Что такое сено? (картинка) (скошенная и высушенная трава для корма скота)

- Что такое сенокос? (картинка) (сенокос – косьба травы на сено)

- Как вы понимаете слово «восторг»?

- Покажите восторг.

-Значит восторг это что?  (подъем радостных чувств)

- Записная книжка, это книжка для чего? (для записей)

- Сегодня мы тоже будем вести свою записную книжку (м.л.)

 

а) Чтение первой части рассказа

- Что делал Митя зимой?   Найдите ответ на вопрос  в тексте и прочитайте. (Катался на саночках и на коньках)

- Каким он прибежал домой? Найдите в тексте и прочитайте. (Веселым и румяным)

- Какое первое желание высказал мальчик отцу? (Он хотел, чтобы всегда была   зима.)

- Куда записали его желание? (В записную  книжку)

- И мы запишем желание Мити в записную книжечку (в маршрутных листах).  Найдите первое желание и проставьте порядковый номер.

Я бы хотел, чтобы всегда была зима.

 

б) Чтение второй части рассказа.

- прочитает ту часть рассказа, в которой говорится о весне.
- Кто порхал над зеленым лугом? (Над лугом порхали бабочки.)

- За кем бегал Митя? (Митя бегал за бабочками.)

- Что мальчик рвал на лугу? (Мальчик рвал цветы.)

- Как мальчик говорил о весне? (Что за прелесть эта весна!)

- Какие весенние забавы детей вы еще знаете?

- Куда Митя записал свое желание? (Митя записал желание в записную книжку.)

-И мы запишем желание Мити в записную книжечку (в маршрутных листах).  Найдите второе желание и проставьте порядковый номер.

Я бы желал, чтобы всегда была весна.

 

в) Чтение третьей части рассказа.

-  прочитает ту часть рассказа, в которой говорится о лете.

- Куда отправился Митя с отцом летом? (На сенокос.)

- Как мальчик веселился весь день? (Ловил рыбу, собирал яго­ды, кувыркался в душистом сене.)

 - Что значит «душистое сено»? (ароматное, запашистое).  (Душистый - имеющий приятный сильный запах)

- Что сказал Митя отцу вечером? (Я бы желал, чтобы лето никогда не кончалось.)

 - Куда было записано желание мальчика? (В записную  книжку.)

-И мы запишем желание Мити в записную книжечку (в маршрутных листах).  Найдите третье желание и проставьте порядковый номер.  

Я бы желал, чтобы лето никогда не кончалось.

 

г) Четвертая часть рассказа.

- прочитает ту часть рассказа, в которой говорится об осени.

- Что делали люди в саду? (Собирали румяные яблоки и жел­тые груши)

- Какое было настроение у Мити? (Митя был в восторге!)

- Что мальчик говорил отцу? (Осень  лучше всех времен года!)

-И мы запишем желание Мити в записную книжечку (в маршрутных листах).  Найдите четвёртое желание и проставьте порядковый номер.

Осень  лучше всех времен года!

 

д) Пятая часть рассказа (обобщение)

- Что сделал отец? Прочитайте.  (Показал сыну записную книжку, где было записано, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.)

- Посмотрим в записную книжку.  

Прочитаем еще раз желания Мити:

Я бы хотел, чтобы всегда была зима.

Я бы желал, чтобы всегда была весна.

Я бы желал, чтобы лето никогда не кончалось.

Осень лучше всех времен года!

- Какое время года понравилось Мите больше всего? (Все)

-Почему? (У каждого времени года свои радости).

- Можно ли решить, какое время года самое лучшее? (каждое время года по-своему хорошо)

- Недаром в народе говорят:

Весна красна цветами,

Лето – солнцем и грибами,

Осень - житом и снопами,

Зима - белыми снегами.

- Как понимаете смысл этой пословицы? В пословице нам встретились такие слова, как жито и сноп. Поработайте со словариком и найдите значения этих слов.

(Жито – всякий хлеб в зерне или на корню; сноп - связка срезанных стеблей с колосьями)

 

Мультимедийная презентация.

 

Видео о биографии К.Д. Ушинского https://www.youtube.com/watch?v=ivA2eCUXIvg

 

Маршрутный лист по теме урока: К.Д. Ушинский «Четыре желания».

 

 

Текст произведения К.Д. Ушинского «Четыре желания».

 

Фронтальная работа.

 

Работа в парах с использованием раздаточного материала.

Закрепление и систематизация знаний и способов действий.

 

10 мин.

усвоение обучающимися новых способов действий при решении типовых задач. обучение новому способу действий при выполнении заданий с включением ранее освоенных ЗУНов.

Задание 1.

1.      Прочитанное произведение – это…

·         Стихотворение

·         Сказка

·         Рассказ

-Почему вы так решили?

2. О чём говорится в этом рассказе?

·         О временах года

·         О желаниях мальчика

·         О природе

-Объясните свой ответ.

3. Кто является главным героем прочитанного произведения?

·         Автор

·         Митя

·         Отец

·         Времена года

 

Задание 2. Что обозначают слова:

Вволю (воспользуйтесь словариком урока) – сколь душе угодно.

Румяный – покрасневший от мороза.

-Найдите и прочитайте предложения, в которых эти слова встречаются.

 

Задание 3. Найдите и прочитайте, какие чувства, эмоции испытывал Митя, когда встречал каждое время года? (слайд)

Какой человечек испытывает те же эмоции (чувства), что и главный герой рассказа.

 

Задание 4.

Какой совет дал отец мальчику? (Записать желание). Зачем? (Отец знал, что каждое время года хорошо по-своему)

- Что вы можете сказать о Мите? Какой он? (Веселый, беззаботный, любит играть).

- А что делал в это время его отец? (Работал)

 

Задание 5.  Чем К. Ушинский хотел поделиться с читателем? Определите главную мысль произведения. (Главная мысль произведения К.Д. Ушинского «Четыре желания» заключается в том, что у каждого времени года есть свои положительные стороны и надо уметь их замечать и ценить. Рассказ учит позитивно относиться к жизни, ценить все хорошее, что есть в каждом времени года).

Задание 6. Какие пословицы соответствуют этому рассказу? Выбери из предложенных.

 

Старый друг лучше новых двух

У природы нет плохой погоды.

У каждого месяца свои порядки.

В здоровом теле - здоровый дух.

 

 

«Времена года» в творчестве композиторов

- Мы прочитали рассказ о временах года. Его написал писатель К.Д. Ушинский.

- Ребята, а композиторы сочиняют музыку и тоже посвящают ее временам года. 

- Вы на уроках музыки слушали известный фортепианный цикл «Времена года».

Кто автор этой музыки? (композитор Петр Ильич Чайковский)

- Сели поудобнее. Закрыли глазки. Прослушаем отрывок из произведения Чайковского.

- Подумайте, а потом скажите, какое время года вы представили, слушая эту музыку.

- Какое время года вы представили? (весна, май)

- У каждого времени года есть свои звуки.

-Послушайте некоторые из них и определите, что это за звук и к какому времени года он относится. 

·         Зимой – метель.

·         Весной – журчание ручья.

·         Весна, лето - дождь, гроза.

·         Сорока стрекочет (осень, зима, весна, лето)

 

Мультимедийная презентация.

 

Маршрутный лист по теме урока: К.Д. Ушинский «Четыре желания».

 

 

Текст произведения К.Д. Ушинского «Четыре желания».

 

Композиция П.И. Чайковского «Времена года: май» https://bambuzika.pro/search/чайковский%20май%20времена%20года

 

Звуки времён года: зима (хруст снега), весна (журчание ручья), лето (гроза), осень (шелест листвы).

 

 

Индивидуальная работа с использованием раздаточного материала.

 

Фронтальная работа.

Рефлексия деятельности.

 

2 мин.

оценивание обучающимися учебной деятельности, самоанализ и рефлексия чувств и эмоций.

Обсуждение и запись дифференцированного домашнего задания (комментарии).

- Ребята, наверное, у вас у каждого есть любимое время года. Да? (Дети отвечают на вопрос)

- Закончите предложение, используя фразы:

- Мне нравится весна, потому что…….

- Мне нравится лето, потому что…….

- Мне нравится осень, потому что…….

- Мне нравится зима, потому что…….

 

- Одному нравится весна, другому осень и т. д.

- Нужно ли доказывать какое время года лучше? (Нет.)

-Не надо навязывать свое мнение другому.  Ведь о вкусах не спорят. У каждого есть любимое время года. И это очень хорошо.

- А можно ли осуждать Митю за его непостоянство? ( Нет.) 

- Ему нравились все времена года. Митя в любое время года чувствует себя хорошо, ему весело, у него хорошее настроение.

 

Мультимедийная презентация.

 

Фронтальная работа.

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Декабрь

Июнь

Март

Сентябрь

Январь

Июль

Апрель

Октябрь

Февраль

Август

Май

Ноябрь

Май

Октябрь

Ноябрь

Апрель

 

 

 

 

Декабрь

Июнь

Март

Сентябрь

Январь

Июль

Апрель

Октябрь

Февраль

Август

Май

Ноябрь

Май

Октябрь

Ноябрь

Апрель

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Приложение 2

«Четыре желания»
Автор рассказа: 
Константин Дмитриевич Ушинский

 

1.                Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:
— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была.
— Запиши твоё желание в мою карманную книжку, — сказал отец.
Митя записал.

2.                Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:
— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.
Отец опять вынул книжку и приказал Мите написать своё желание.

3.                Настало лето. Митя с отцом отправился на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:

— Вот уж сегодня я повеселился вволю. Я бы желал, чтобы лету конца не было.

И это желание Мити было записано в ту же книжку.

4.                Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:
— Осень лучше всех времён года! Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта Учитель:

Технологическая карта Учитель:

Метапредметные результаты Познавательные : 1

Метапредметные результаты Познавательные : 1

Ресурсы Перечислить материалы и оборудование, необходимые для проведения активности

Ресурсы Перечислить материалы и оборудование, необходимые для проведения активности

Содержание деятельности Этап урокаПродолжительностьУчебные задачиСпособы организации деятельностиДидактические средстваМетоды, приемы, техники 4К

Содержание деятельности Этап урокаПродолжительностьУчебные задачиСпособы организации деятельностиДидактические средстваМетоды, приемы, техники 4К

Как вы считаете, есть ли у вас слово, которое не связано с другими и почему? -Расставьте карточки с названиями месяцев в нужной последовательности

Как вы считаете, есть ли у вас слово, которое не связано с другими и почему? -Расставьте карточки с названиями месяцев в нужной последовательности

Московский университет. Окончив университет, он начинает работать учителем

Московский университет. Окончив университет, он начинает работать учителем

Предлагаю вам прочитать этот рассказ по цепочке

Предлагаю вам прочитать этот рассказ по цепочке

Куда записали его желание? (В записную книжку) -

Куда записали его желание? (В записную книжку) -

Что значит «душистое сено»? (ароматное, запашистое)

Что значит «душистое сено»? (ароматное, запашистое)

Я бы желал, чтобы всегда была весна

Я бы желал, чтобы всегда была весна

О природе -Объясните свой ответ

О природе -Объясните свой ответ

Рассказ учит позитивно относиться к жизни, ценить все хорошее, что есть в каждом времени года)

Рассказ учит позитивно относиться к жизни, ценить все хорошее, что есть в каждом времени года)

Закрепление и систематизация знаний и способов действий

Закрепление и систематизация знаний и способов действий

Приложение 1 Декабрь

Приложение 1 Декабрь

Декабрь Июнь Март

Декабрь Июнь Март

К.Д. Ушинский "Четыре желания"

К.Д. Ушинский "Четыре желания"

Приложение 2 «Четыре желания»

Приложение 2 «Четыре желания»

Осень лучше всех времён года! Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о…

Осень лучше всех времён года! Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.06.2023