Данная разработка по математике 5 класса , тема " Проценты" Кейс технологии позволят на этом уроке ребятам прийти к понятию "процента", узнать историю возникновения этого понятия , решать задачи в группе, попробовать себя в разных ролях в группе. Проанализировать ситуацию, обсудить и принять коллективное решение.
Кейсы для уроков изучения нового в курсе математике 5 класса.doc
Кейсы для уроков изучения нового в курсе математике 5 класса.
Тема «Проценты»
Ученики класса делятся на 4 группы методом мозаики. Учитель раздаёт детям части
конвертов синего, жёлтого, зелёного и красного цветов ( на каждом из фрагментов
указана роль ученика при работе в группе: таймкипер – следит за временем, чтец –
читает задания кейса вслух, фиксаторзаполняет поля для ответов, аналитик –
осуществляет поиск «ловушек» в тексте кейса, мыслитель – анализирует содержание
кейса, организует поиск решения заданий), их задача – не разговаривая друг с другом
собрать конверты и, тем самым оказаться в командах. Здесь учитель обращает
внимание детей на их роли, разъясняет функции. Объявляет, что на выполнение кейса
отводится 25 минут и через 12,5 минут работы дети внутри группы обменяются ролями
по схеме, которая появится на интерактивной доске ( схема составляется учителем с
учётом индивидуальных особенностей детей так, чтобы пассивные роли каждого из
детей (таймкипер, чтец, фиксатор) сменились активными) . После этого учитель
выдаёт группам конверты с содержанием кейса.
Кейс «Как из индийских процентов получить английские центы?»
Кто придумал проценты?
Процент – это сотая часть числа. Используется для обозначения доли по отношению к
целому. Обозначается знаком %.
Как называют 1 процент от:
Метра забора_______________________ Дециметра линейки____________________
Ста тонн шоколада_________ Центнера
металла_________________________
Тысячи деревьев_____________ Пятисот рублей_____________
Процент – как часть числа использовался ещё в древнем Вавилоне, но они считали
процентом не сотую часть числа, а шестидесятую. Потому что использовали не
десятичную систему счисления. Первыми в своих расчетах использовать проценты в
десятичной системе счисления стали жители Древней Индии, именно благодаря им, мы
понимаем процент как сотую часть.
Однажды древнеиндийский математик, который очень любил вычисления,
заглянул в палатку с фруктами и сказал «дайте мне столько килограмм фруктов,
что 10% от их веса будет равно 0,14 кг». Он думал, что продавцы запутаются и
сосчитают неверно. И действительно , между ними возник спор: один говорил, что
нужно 14 кг фруктов, а другой, что 140. Кто из продавцов оказался прав? __________________________________________________________________________
________
Латинский язык стал отцом многих научных терминов, не исключение и слово
«Процент», которое ты слышишь, не только изучая математику, но и в обычной,
повседневной жизни. В латинском языке есть выражение «рrо сеntum». В Древнем Риме
было много слов, похожих на это выражение, например,
Центурия – отряд из ста легионеров
Центурион – младший офицер римской армии, командир центурии
Так что же могло означать выражение «pro centum» у древних римлян?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
______________________
Рассмотри картинки и попробуй объяснить в какой ситуации применялось выражение
«pro centum» в древнем Риме и как слово «проценты» может быть использовано в 21
веке.
Справиться с этой загадкой тебе поможет текст. Когда древнеримский ростовщик объяснял заёмщику условия сделки, он говорил: «»,
что означает «с каждых ста сестерциев долга тебе платить 16 сестерциев лихвы». Один
бедняк взял у ростовщика в долг 1000 сестерциев, а отдавать пришлось 1160
сестерциев.
*Сестерций древнеримская серебряная монета
Так какой же вывод мы можем сделать на основе всего, что узнали?
Слово «процент» пришло в русский и другие языки из ______. Оно означает ________
или «сотая часть». А появилось оно потому, что римляне
_________________________________________________________, в повседневной
жизни проценты используются для_________, а в математике для нахождения
___________.
Евро – денежная единица Англии состоит из ста центов, как и наш рубль состоит из ста
копеек. Построй логическую цепочку и выясни, как индийские проценты превращаются
в английские центы на основе знаний, полученных на уроке. Подготовьтесь к
выступлениюпрезентации вашей цепочки с разъяснениями звеньев в классе. (они никак
не связаны и правильного ответа нет, это просто игра слов, поэтому каждое решение
детей будет считаться).
Кейс по математике тема " Проценты"( 5 класс)
Кейс по математике тема " Проценты"( 5 класс)
Кейс по математике тема " Проценты"( 5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.