МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
Первомайского района Тамбовской области
КИМ для устного итогового собеседования
по русскому языку в 9 классе
(вариант №1 с использованием краеведческого материала)
Составитель: учитель русского языка и
литературы высшей категории
Честных Ольга Валерьевна
п. Первомайский
Тамбовская область
декабрь 2022
Вариант № 1
Часть 1
Внимание! Для выполнения заданий 1 и 2 используется один и тот же текст.
Задание 1. Чтение текста.
Выразительно прочитайте вслух текст о русском композиторе, пианисте, дирижёре Серге̒е Васи̒̒льевиче Рахма̒нинове (1873–1943).
Ø У Вас 2 минуты на подготовку.
Сергей Васильевич Рахма̒нинов – один из тех композиторов, которыми гордится Россия. Этот выдающийся человек родственными и творческими узами связан с Тамбовским краем. В начале XVIII века предки музыканта поселились в Козло̒вском уезде Тамбовской губернии.
Женитьба Сергея Рахманинова на своей двоюродной сестре, родители которой владели селом Ива̒новка в нынешнем Ува̒ровском районе Тамбовской области, ещё крепче связала великого музыканта с Тамбовским краем. Почти 30 лет весной и летом приезжал композитор в Ивановку, чтобы отдохнуть и хорошо поработать. Здесь родились или осуществились замыслы его самых значительных произведений. Начиная с 1890 года и до октября 1917 года, путь музыканта из Москвы в Ивановку и обратно лежал через станцию Тамбов. Ивановка — именно то место, где великий композитор Рахманинов жил и работал по нескольку месяцев в году. Именно оно связано с большей частью его творчества. Здесь было написано огромное количество его известных произведений, среди которых знаменитые «Островок», «Сирень», «Ночь печальна», «У моего окна», «Здесь хорошо», «Маргаритки», «Ночью в саду у меня» и многие другие.
Ивановка – очаг музыкальной культуры, который в настоящее время вдохновляет многих современных музыкантов. Это имение на сегодняшний день выступает в роли центра для собраний музыкальной элиты, здесь проводятся всевозможные творческие вечера и концерты.
(185 слов)
Задание 2. Пересказ текста.
Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова С.В.Рахманинова: «Ивановка — старинное имение… Именно здесь давно, когда я был ещё совсем молод, мне хорошо работалось».
Подумайте, где лучше использовать слова С.В.Рахманинова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.
Ø У Вас есть 2 минуты на подготовку.
Ø При необходимости Вы можете использовать «Поле для заметок».
ПОЛЕ ДЛЯ ЗАМЕТОК
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Часть 2
Внимание! Задания 3 и 4 не связаны с заданиями 1 и 2. Для выполнения заданий 3 и 4 Вам необходимо выбрать одну из предложенных тем беседы.
Выберите одну из предложенных тем беседы.
Тема 1. На пикнике (на основе описания фотографии).
Тема 2. Интересный концерт (повествование на основе жизненного опыта).
Тема 3. Талантливыми людьми рождаются или становятся? (рассуждение по поставленному вопросу)
Задание 3. Монологическое высказывание.
Используя карточку участника собеседования, выполните задания.
Ø У Вас есть 1 минута на подготовку.
Ø Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
Задание 4. Диалог.
Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные экзаменатором-собеседником.
Карточка участника собеседования
Задание 3. Тема 1. На пикнике (на основе описания фотографии).
Опишите фотографию.
Не забудьте описать:
1. кто изображён на фотографии;
2. где происходит действие и чем заняты герои;
3. общее настроение, которое передано на фотографии;
4. ваши впечатления от фотографии.
Ø У Вас есть 1 минута на подготовку.
Ø Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
Карточка участника собеседования
Задание 3. Тема 2. Интересный концерт (повествование на основе жизненного опыта). Расскажите о концерте, где Вы побывали.
Не забудьте рассказать:
· какой это был концерт?
· кто был инициатором его посещения?
· что Вам особенно понравилось?
· почему Вы могли бы порекомендовать Вашим друзьям сходить на этот концерт?
Ø У Вас есть 1 минута на подготовку.
Ø Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
Карточка участника собеседования
Задание 3. Тема 3. Талантливыми людьми рождаются или становятся? (рассуждение по поставленному вопросу)
Не забудьте дать ответы на вопросы:
1. Какого человека можно назвать талантливым?
2. В чём проявляется талантливость человека?
3. Как можно влиять на проявление и развитие талантов в человеке?
4. Чего можно добиться, будучи талантливым человеком?
Ø У Вас есть 1 минута на подготовку.
Ø Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Карточка экзаменатора-собеседника
Задание 4. Тема 1. На пикнике.
Опишите фотографию.
1. Любите ли Вы отдыхать на природе? Почему?
2. Приходилось ли Вам бывать на пикнике? Что было самым интересным?
3. Какие меры надо соблюдать, чтобы отдых был безопасным?
Карточка экзаменатора-собеседника
Задание 4. Тема 2. Интересный концерт.
1. Почему люди стремятся побывать на концертах?
2. Нужно ли приобщать детей к посещению концертов?
3. Что бы Вы порекомендовали своим друзьям, собирающимся на концерт?
4. Концерты каких исполнителей Вы бы посещать не стали? Почему?
Карточка экзаменатора-собеседника
Задание 4. Тема 3. Талантливыми людьми рождаются или становятся?
1. Считаете ли Вы себя талантливым человеком? В чём это проявляется?
2. Помогают ли занятия в творческих кружках или спортивных секциях открывать и развивать талант в человеке?
3. Согласны ли Вы с утверждением: «Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами»? Почему?
Информационные источники
1. https://compedu.ru/publication/kraevedcheskii-urok-gordost-zemli-tambovskoi.html
2. http://umoslovo.ru/index.php/kimy/239-teksty-dlya-vypolneniya-zadanij-1-i-2-na-itogovom-sobesedovanii
3. https://ruso-oge.sdamgia.ru/test?theme=3
4. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.