КИМЫ Русский язык. Е.А.Быстрова. 8 класс. ФГОС
Оценка 4.7

КИМЫ Русский язык. Е.А.Быстрова. 8 класс. ФГОС

Оценка 4.7
Контроль знаний
doc
русский язык
8 кл
26.05.2017
КИМЫ Русский язык. Е.А.Быстрова. 8 класс. ФГОС
Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 8 класса по программе под редакцией Е. А. Быстровой. ФГОС. КИМы содержат кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся 8 класса. Контрольно-измерительные материалы представлены в виде контрольных работ, диктантов, а также тестовые задания.
КИМы Русский язык 8класс Быстрова Е.А..doc
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки восьмиклассников для составления  контрольных измерительных 8класс материалов по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 1  Фонетика  1.1 Звуки и буквы  1.2 Фонетический анализ слова   2 Лексика и фразеология  2.1 Лексическое значение слова  2.2 Синонимы. Антонимы. Омонимы  2.3 Фразеологические обороты  2.4 Группы слов по происхождению и употреблению  2.5 Лексический анализ   3. Морфемика и словообразование  3.1 Значимые части слова (морфемы)  3.2 Морфемный анализ слова  3.3 Основные способы словообразования  3.4 Словообразовательный анализ слова   4 Грамматика. Морфология  4.1 Самостоятельные части речи  4.2 Служебные части речи  4.3 Морфологический анализ слова  Грамматика. 5 Синтаксис  5.1 Словосочетание  5.2 Предложение. Грамматическая (предикативная) основа пред ложения. Подлежащее и  сказуемое как главные члены предложения  5.3 Второстепенные члены предложения  5.4 Двусоставные и односоставные предложения  5.5 Распространенные и нераспространенные предложения  5.6 Полные и неполные предложения  5.7 Осложненное простое предложение  5.8 Синтаксический анализ простого предложения  6 Орфография  6.1 Орфограмма  6.2 Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц  6.3 Употребление гласных букв О/Е (Е) после шипящих и Ц  6.4 Употребление Ь и Ъ  6.5 Правописание корней  6.6 Правописание приставок  6.7 Правописание суффиксов различных частей речи  (кроме ­Н­/­НН­)  6.8 Правописание ­Н­ и ­НН­ в различных частях речи  6.9 Правописание падежных и родовых окончаний  6.10 Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий 6.11 Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи  6.12 Правописание отрицательных местоимений и наречий  6.13 Правописание НЕ и НИ  6.14 Правописание служебных слов  6.15 Правописание словарных слов  6.16 Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи  6.17 Орфографический анализ   7 Пунктуация  7.1 Знаки препинания между подлежащим и сказуемым  7.2 Знаки препинания в простом осложненном предложении  7.3 Знаки препинания при обособленных определениях  7.4 Знаки препинания при обособленных обстоятельствах  7.5 Знаки препинания при сравнительных оборотах  7.6 Знаки препинания при уточняющих членах предложения  7.7 Знаки препинания при обособленных членах предложения (обобщение)  7.8 Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не  связанными с членами предложения  7.9 Знаки препинания в осложненном предложении (обобщение) 7.10 Тире в простом  предложении 7.11 Двоеточие в простом предложениях  7.12 Пунктуация в простом предложениях  7.13 Пунктуационный анализ  простого предложения. 8 Речь  8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста  8.2 Средства связи предложений в тексте  8.3 Стили и функционально­смысловые типы речи  8.4 Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации  общения 8.5 Анализ текста  8.6 Создание текстов различных стилей и функционально­смысловых типов речи   9 Языковые нормы  9.1 Орфоэпические нормы  9.2 Лексические нормы  9.3 Грамматические нормы (морфологические нормы)  9.4 Грамматические нормы (синтаксические нормы)   10 Выразительность русской речи   10.1 Анализ средств выразительности  11  Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. Раздел 2 . Перечень требований к уровню подготовки обучающихся,  освоивших общеобразовательную программу основного общего образования  за 7 класс по РУССКОМУ ЯЗЫКУ.    Код  требования  Проверяемые умения 1 1.1 1.2 1.3 2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 3 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 3.10  Различные виды анализа Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа  Определять тему, основную мысль текста, функционально­ смысловой тип  текста или его фрагмента  Различать разговорную речь, научный стиль, официально­деловой стиль,  публицистический стиль, язык художественной литературы  Аудирование и чтение Адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию)  Читать тексты разных стилей и жанров   Владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным,  просмотровым) Извлекать информацию из различных источников  Свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной  литературой     Письмо Воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ,  изложение) Создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация,   выступление, письмо, расписка, заявление Осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с  темой, целями, сферой и ситуацией общения Владеть различными видами монолога и диалога  Свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной формах,  соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность,  связность, соответствие теме и др.) Адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей  действительности: к прочитанному, услышанному, увиденному Соблюдать в практике речевого общения основные произноситель­ ные,  лексические, грамматические нормы современного русского  литературного языка Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации Соблюдать нормы русского речевого этикета, уместно использовать  паралингвистические (внеязыковые) средства общения  Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения  ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты,  исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты Контрольная работа № 1 по теме «Повторение изученного в 5 ­7 классах».  Прочитайте текст. (Не)далеко   от   Москвы   находилась   когда(то)   маленькая   деревенька   Фили.   В   простой, крестьянской   избе   (ни)чем   (не)отличающ..йся   от   других   в   далёком   1812   году   собрались русские генералы на вое(н,нн)ый совет во главе с Кутузовым. Именно ..десь решался один из главнейших вопросов — оставить Москву (без)боя или дать новую битву. Под Бородином французы (не)победили русских, но ведь и русские (не)од..ржали верх над французской   армией.   Словом,   битва   закон..чилась   (в)ничью.   Наполеон   (в)первые   потерпел поражение до сих пор его армия считалась (не)победимой. Вот   поэтому(то)   для   русских   это   была   победа   —   для   французов   и   Наполеона   победы (не)было. Все присутствующие г..нералы рвались в бой, солдаты тоже за новый бой. Что(же) делать Кутузову? Умудрё(н,нн)ый в вое(н,нн)ых делах, он (не)сп..шит с ответом прекрасно зная что (на)помощ(?) Наполеону идут войска из(под) Витебска, из(под) Смоленска. Хоть и изране(н,нн)ы французы да (не)убиты. (По)прежнему у французов больше сил, чем у русских. В   новом   окончательном   бо..   для   русских   слишком   много   риска.   В   арми..   главная це(н,нн)ость это солдаты (по)этому Кутузов твёрдо знал что (не)обходимо (с,з)береч(?) войско. Будет армия цела ­ будет время ра..бить врага. Все зам..рли  в ожидани..  что скажет Кутузов. Фельдмаршал  (не)торопл..во  поднялся с дубового   кресла,   (не)пр..язне(н,нн)о   посмотрел   на   генералов,   которые   т..рпеливо   ждали пр..каза. Голос Кутузова зазвуч..л твёрдо, когда он произнёс: «Властью, да(н,нн)ой мне государем и отечеством, пов..леваю отступление». 1) Озаглавьте  текст.________________________________________________________________________ ___ 2) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. 3) Сформулируйте тему текста.  ____________________________________________________________________ Какова главная мысль  текста? _________________________________________________________________________________ _______ 4)*  (По выбору)  Как автор относится к Кутузову? Какими лексическими средствами он  выражает своё отношение к нему? Ответьте  двумя­тремя предложениями)_______________________________________________________________ ___ 5) Выпишите из текста все наречия, которые пишутся через  дефис._________________________________________________ 6) Выпишите наречия и местоимения с частицами НЕ и НИ, объясните их слитное или  раздельное  написание.________________________________________________________________________ _____________ 7) Из выделенного предложения выпишите грамматические основы ____________________________________________________________________________ _________________ 8) Укажите часть речи над словами с (не). Контрольная работа № 2 за 1 полугодие по теме «Словосочетание. Предложение». Комплексный анализ текста Прочитайте текст. Ночью я сидел в своей комн..те и пер..читывал «Войну и мир». Погода за день круто изменилась. Ноч(?) была холодная и бурная. Было уже поз(?)но весь дом   был   тих   и   тёмен.   У   меня   т..пилась   печ(?)ка   пылала   и   гудела   тем   жарче   чем   злей   и сумрачней налетал на сад на дом и потр..сал окна ветер. Я сидел читал и (в)месте с тем думал о себе с грус(?)ным наслаждением чу(?)ствуя этот поз(?)ний час ноч(?) печ(?)ку и бурю. Потом встал оделся выш..л через гости(н,нн)ую (на)ружу и стал (в)зад и (в)перёд ходить по поляне перед домом по её уже скудной мёрзлой траве.  Кругом чернел шумный сад над поляной стоял бледный свет. Ноч(?) была лун..ая но какая(то) мучительная. Ветер лед..ной северный свирепствовал верхушки старых деревьев мрачно и слитно ревели кусты шумели остро сухо и как(будто) бежали (в)перёд по небу замазан..ому чем(то) белёсым по (не)болыпому лун..ому п..тну в огромном радужном кольце быстро н..слись с севера, где было особенно зловещ., и угрюмо, тёмные и стран..ые, какие(то) не наши, а как(будто) морские обл..ка, (в)роде тех, что изображали старинные живописцы ноч..ных кораблекрушений. И я, то на ветер, од..левая его лед..ную   свежесть,   то   гонимый   им   в   спину,   стал   ходить   и   опять   думать   —   с   той беспорядочностью и наивностью, с которой всегда в молод..сти думают..ся думы (на)иболее сокровен..ые. Я думал приблизительно так: «Нет, лучше этого я ещё н..чего не читал!» 1) Озаглавьте текст. _______________________________________ 2) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. 3) Какой(­ие) тип(­ы) речи использует автор? _____________________________________________________________ 7) Выпишите из текста три эпитета и три  олицетворения.____________________________________________________________________ ____________________________________________________ 8) Из выделенного предложения выпишите словосочетания и определите в них вид  связи.____________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ ________________________________ 9) Из последнего предложения выпишите словосочетание, соответствующее схеме: глагол +  местоимение.______________________________________________________ 10) Из первого предложения выпишите словосочетание со связью согласование, сделайте его  схему.___________________________________________________________________________ ___________________________ 11) Выпишите из второго предложение словосочетания со связью примыкание и управление,  обозначьте главное  слово.___________________________________________________________________________ _________________ 12) В простых предложениях, подчеркните грамматические основы.  13) Подчеркните в тексте восклицательное, эмоционально окрашенное предложение Тест «Проверяем себя» № 1 по теме «Речь» 1 Опираясь на неё, составьте развёрнутое сообщение о разновидностях речи. Приведите  примеры. По характеру речевой деятельности участников общения: Прочитайте схему.  монологическая РЕЧЬ диалогичеся                 По способу высказывания:  < письменная  устная  2 1. Прочитайте текст. Каждому дереву своя цена! Нанесёт   ветерком,  и  за  версту   услышишь,   ­как  цветёт   липа!   Незримая  река   медового3 аромата   льётся   от   неё1  по   яркому   июльскому   разнотравью.   В   тихую   погоду   несметное количество пчёл слетается сюда на работу. Старое дерево, посветлев от цветения, гудит, шумит   пчёлами,  мелькающими,  мельтешащими  среди   цветов   и   листьев.   С   одной   липы больше собирается2 мёда, чем с гектара цветущей гречихи. От   черёмухового   цвету   нет   подобного   проку,   но   цветёт   она   рано,   в   пору   весеннего пробуждения и буйства всех земных сил и соков. Поэтому и связана с ней лирика тайных встреч, первых свиданий, горячей девичьей любви. Но отцветают черёмуха и сирень, жухнут травы, желтеют листья. Уж и пчёл уносит в тёплые душноватые2 омшаники. Краски увяданья господствуют в осенних окрестностях, и ни одно из деревьев, празднично украшавших нашу землю в летние дни, не в силах теперь3 быть украшением. Кто заметит в сентябре ту же черёмуху, кто обратит внимание на жасмин, кто не пройдёт равнодушно мимо зарослей3 шиповника! (Б. Солоухин) 2. К какому типу речи относится этот текст? 1) описание 2) повествование 3) рассуждение 3. Определите способ связи 2­го и 3­го предложений в тексте: 1) последовательный параллельный 4. Какие средства связи используются между 2, 3 и 4­м предложениями? Выпишите их,  2)  охарактеризуйте. 5. Укажите средство выразительности в предложении: Незримая река медового аромата льётся от неё по яркому июльскому разнотравью. 1) метафора 3) олицетворение 2) сравнение 6. В каком значении употребляется в тексте слово цвет (от черёмухового цвету )? 1) То же, что цветок. 2) Лучшая часть чего­л. 3) Период цветения у растений. 7. Укажите синоним к слову увянуть. 1) отцвести 2) жухнуть 3) желтеть 8. Найдите «лишнее» в каждой группе слов. Объясните свой выбор. Цветок, цвести, цветение, цветной, отцветать. Цветение, цвести, цветущий. 9. Укажите в каждом столбце третье «лишнее». Свой ответ обоснуйте. мелькающий мельтешащий украшавший услышать отцветать собирать верста лирика трава незримый ненастный несметный 10. Являются ли синонимами выделенные в тексте слова? липовый черёмуховый сиреневый окрестность разнотравье равнодушный Тест «Проверяем себя» № 2 по теме «Словосочетание. Предложение» 1 Найдите третье «лишнее» в каждой группе предложений. 1 . 1 )  Выйди в сад. (И. Северянин)            2)Полынью пахнет хлеб чужой. (А Ахматова) 3)Июнь черёмухой пропах. (С. Щипачёв) II. 1) Не забудь и ты эти летние подмосковные вечера. (М. Матусовский) 2)  Сквер величаво листья осыпал. (Е. Евтушенко) 3. Пусть струится над твоей избушкой тот вечерний несказанный свет. (С. Есенин) III. 1) Кленовый лист напоминает мне янтарь. (Н. Заболоцкий) 1) Что ищет он в стране далёкой? (М. Лермонтов) 2) Чей конь во весь опор по грозной площади несётся? (А. Пушкин) 3. 1. Прочитайте текст. Какие предложения по цели высказывания в нём используются?  Обоснуйте свой ответ. Посмотри в окно. Видишь деревья и траву? Какого они цвета? Да, зелёного — на первый, поверхностный, взгляд. А вот взгляд художника различит в э«ом зелёном цвете не менее сот­ ни3 оттенков. Да и ты приглядись внимательнее. Разве сравнить весеннюю, майскую, нежную зелень с этой — сентябрьской? А разве на одном и том же дереве все листья зелены одинаково сей­ час? И те, что в тени, и те, что сияют под лучами солнца? Мно­ о нужно разных слов, чтобы назвать все оттенки лишь3 одного цвета. А сколько их нужно,  чтобы нарисовать картину этого дня золотой осени да ещё передать при этом все чувства1, г которые ты испытываешь3, любуясь красотой и радуясь3 последнему теплу уходящего лета!  Попробуй! Трудно? Да, трудно. Но нам есть у кого учиться! У русского языка, богатство которого создано многими поколениями людей, живших до нас. Постигнуть и освоить это богатство помогают нам поэты и писатели — хранители русского Слова. (С. Иванова) 11. Установите соответствие между предложениями и их типами по цели высказывания. 1) Посмотри в окно. 2) А вот взгляд художника различит                                        Б) Вопросительное                                  А) Повествовательное           в этом зелёном цвете   не менее сотни оттенков.              В) Побудительное               3). Видишь деревья и траву? 12. Найдите в группах предложений третье «лишнее». I. 1) А вот взгляд художника различит в этом зелёном цвете не менее сотни оттенков. 2) Видишь деревья и траву? 3) Много нужно разных слов, чтобы назвать все оттенки лишь одного цвета. II. 1) Какого они цвета? 2) Да и ты приглядись внимательнее. 3) Разве сравнить весеннюю, майскую, нежную зелень с этой — сентябрьской? III. 1) Посмотри в окно. 2) Попробуй! 3) Постигнуть и освоить это богатство помогают нам поэты и писатели — хранители  русского Слова. IV. 1) А сколько их нужно, чтобы нарисовать  картину этого дня золотой осени да ещё передать при этом все чувства, которые ты испытываешь, любуясь красотой и радуясь последнему теплу уходящего лета! 2) Трудно? 3) Но нам есть у кого учиться! Тест «Проверяем себя» № 3 по теме «Главные члены предложения» 1 Продолжите определения. 3. называется... называется... Сказуемое, в котором лексическое и грамматическое значения заключены в одном слове, 4. Сказуемое, в котором лексическое и грамматическое значения заключены в двух словах, 5. Составное глагольное сказуемое включает ..., выража­ ющ.. грамматическое значение, и ..., выражающ.. лексическое значение. 4)   Составное   именное   сказуемое   включает   выражающ..   грамматическое   значение,   и выражающ.. лексическое значение. 2  Найдите третье «лишнее» в группе предложений. Почему оно «лишнее»? I. 1) Ещё я долго буду петь. (С. Есенин) 2) Долго будет моросить дождь. (К. Паустовский) 3) Гроза будет затяжная. (К. Паустовский) II. 1) Лес был большой, тёмный, глухой. (И. Соколов­Микитов) 2) Три года назад был я в Завидове. (М. Пришвин) 3) Букет был собран, должно быть, недавно. (К. Паустовский) III. 1) Я не могу вернуться домой. (Ю. Олеша) 2) После пяти часов стали^ъ^зжаться гости. (А. Куприн) 3) Ёлка стала похожа на дорогую куклу в розовых кружевах. (К. Паустовский) 3 Дополните схему и, опираясь на неё, расскажите о видах сказуемого. Свой ответ подкрепите  примерами. 4   1 .  Прочитайте текст. Определите его основную мысль. Подберите к нему заголовок,  используя слова из текста. К какому типу речи он относится? Почему? Язык слов и язык музыки. На первый3 взгляд они очень3 далеки3 друг от друга. Но, как и всякий3 язык, они помогают нам общаться между собой. Слова   прежде   всего   воздействуют   на   ум,   а   уж   потом   на   чувства1.   Речь   человека   — универсальный  язык общения. Разговаривая,  мы  отлично понимаем,  что хочет сказать  наш собеседник2,   какие   картины   он   рисует   нашему   воображению.   Но   не   всё   можно   передать словами.   Бывают   в   жизни   такие3  моменты,   когда  обычный   человеческий2  язык   не  в   силах раскрыть   чувства,   которые   владеют   нами.   И   тогда   мы   обращаемся   к   музыке.   Музыка,   не упоминая3  ни о чём, может рассказать всё1. Происходит общение чувств — разговор сердец. Искусством   поэтической3  мысли   назвал   музыку   композитор   Николай   Андреевич   Римский­ Корсаков. Однако язык музыки не обладает конкретностью, а слова проигрывают3 в соревновании со своим   другом­соперником   в   передаче   эмоций.   Именно   поэтому   между   словом   и   музыкой издавна3  существует   стремление   слиться   в   едином   произведении.   Музыка   окрыляет   слово, делает его3 более взволнованным2, а слово придаёт музыке большую определённость.  (Т Тарасов) разбор. 2. Составьте план текста и перескажите его по этому плану. 3. Как вы думаете, почему в тексте употреблены глаголы несовершенного вида? Можно ли их заменить глаголами совершенного вида? Если нет, то почему? 4. Выпишите   предложения   с   разными   видами   сказуемых.   Сделайте   их   синтаксический 5. Объясните постановку тире в предложениях. 6. Согласны ли вы с тем, что автор назвал язык слов и язык музыки друзьями­соперниками? Тест «Проверяем себя» № 4 по теме «Второстепенные члены  предложения»   1 . Прочитайте текст. Подберите к нему заголовок. Какова его основная мысль? Что отражает ваш заголовок — тему или основную мысль? К какому типу и стилю речи можно отнести этот текст? Докажите. Далеко на востоке, на самом краю нашей земли, от Камчатки до Японии вытянулась гигантская1  дуга   Курильских   островов.   Вершины   вулканов   высоко   поднимаются   над уровнем моря. В давние времена Курильская гряда была связана с материком. Былой связью с ним объясняют то, что северные пихты и ели стоят здесь, обвитые лианами, а бамбук   и   кедровый3  стланик   общими   усилиями   охраняют   свои   владения   от   других растений. На небольших клочках земли уживаются представители разных растительных поясов: степной ковыль, высокогорный лишайник, красавица магнолия.4 Подлинным   хозяином   на   островах   является   курильский2  бамбук.   От   зимних   ветров   и морозов он укрывается под снегом. В долинах рек и в кратерах потухших вулканов снега особенно много, заросли бамбука достигают трёхметровой3 высоты. У курильского бамбука полый, упругий ветвистый стебель. Бамбук вытесняет2  из своих владений все растения, кроме кедрового стланика. Он, как и бамбук, с наступлением зимы пригибается к земле и прячет свои ветви под снегом. Но самое интересное на Курилах — это вулканы. Чаще всего они шипят и свистят. С гулом и стоном вырываются из земли раскалённые газы. На острове Кунашир есть место, где   на   берег   набегает   морская   волна,   а   вверх   поднимается   облако   пара.   Берег   горяч настолько, что в песке можно приготовить обед., Много чудес на Курилах, и большинство3 из них связано с вулканами. (По В. Михину) 2. Назовите способ и средства связи в третьем и четвёртом абзацах. Покажите схематически их связь. Выпишите средства связи и охарактеризуйте их. 3. Выпишите из текста слова с орфограммами  раст­//рос­ и глаголы на  ­тся/­тъся. Объясните их правописание. 4. Объясните, почему в сочетании слов красавица магнолия не пишется дефис. 5. Выпишите из текста три-четыре предложения с разными членами предложения. Объясните, как вы определяли, каким именно членом предложения является то или иное слово. 6. Найдите в тексте определения. Какие определения преобладают? Как вы думаете, почему? 7. Выпишите из текста обстоятельства разных разрядов. Обстоятельства каких разрядов не встретились в тексте? Дополните их список, приведите примеры. 8. Установите соответствие между колонками: Сохраняют) владения  (вытесняет) растения 1. 2. (прячет) ветви (пригибается) к земле 3. 4. (связана) с материком (укрывается) под снегом А­ Прямое дополнение Б Косвенное дополнение Тест «Проверяем себя» № 5 по теме «Предложения с обращениями,  вводными словами и вставными конструкциями» 1. Найдите в каждом столбце четвёртое «лишнее». Объясните свой в бор. по­моему по­твоему по­вашему по­другому 2. В каком предложении использовано вводное слово? Выделите знаками препинания. a. Усевшись где­нибудь на кургане в степи, или на холме над рекой, или наконец на хорошо видимо итак значит ? например возможно кстати может наверное знакомом утёсе, слепой с шал шелест листьев да шёпот травы... (В. Короленко) b. Подняты наконец, шумят знамёна бранной чести. (А. Пушкин) c. Наконец мы выехали из крепостных ворот и навек оставили Белогорскую крепость. (А. Пушкин) 3. 1. Прочитайте рассказ А. Чехова «Толстый и тонкий». На вокзале Николаевской железной дороги встретились приятеля: один толстый, другой  тонкий. V. Порфирий! — воскликнул толстый, увидев тонкого. — ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет! Батюшки!   —   изумился   тонкий.   —   Миша!   Друг   детства!   Откуда   ты   взялся?   Приятели троекратно2  облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слёз. Оба были приятно ошеломлены. Ну, как живёшь, друг? — спросил толстый, восторженно глядя на друга. — Служишь где? Дослужился? ­ Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалованье плохое... ну, да Бог с ним! Жена уроки музыки даёт, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю. Если кто берёт десять штук и более, тому, понимаешь, уступка. Пробавляемся кое­как.^Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведём   столоначальником   по   тому   же   ведомству...   Здесь   буду   служить.   Ну,   а   ты   как? Небось, уже статский? А? ­ Нет, милый мой, поднимай повыше, — сказал толстый. — Я уже до тайного дослужился... Две звезды имею. Тонкий   вдруг   побледнел,   окаменел,   но   скоро   лицо   его   искривилось   во   все   стороны широчайшей3 улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съёжился, сгорбился,   сузился...   Его   чемоданы,   узлы   и   картонки   съёжились,   поморщились...   Длинный подбородок жены стал ещё длиннее; На­ фанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира... ­ Я, ваше превосходительство2... Очень приятно­с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи­с! Хи­ хи­с. ­ Ну, полно! — поморщился толстый. — Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства — и к чему тут это чинопочитание! ­   Помилуйте...   Что   вы­с...   —   захихикал   тонкий,   ещё   более   съёживаясь.   —   Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги... 2. Выпишите из текста предложения с обращениями. Укажите, какими частями речи они выражены. Составьте их схемы. Объясните пунктуацию. 3. Проследите, какие обращения используются в начале текста, а какие — в конце. Как вы думаете, от чего это зависит? 4. Найдите абзац, в котором А. Чехов рисует, как меняется на тонкий, и не только он, но  даже его вещи. Какая часть речи помогав­ ярко представить? 5. Найдите в тексте вводные слова, определите их значение. Обьяг ните пунктуацию при  них. 6. Охарактеризуйте предложения по цели высказывания и эм> нальной окраске. Какие из  них преобладают? С чем это связано, на ваш взгляд? 7. Найдите предложение, соответствующее схеме________, О! Сделайте его  синтаксический разбор. ­с в таких обращениях? 8. В тексте тонкий в обращении к толстому прибавляет ­с. Что это означало? Чем является 9. Значение каких слов вам непонятно? Обратитесь за помошы толковому словарику. Какие из этих слов снова вошли в совреме­н лексику? 10. Выпишите однокоренные слова к глаголу  служить.  Выделите них морфемы, укажите способ образования. Сделайте их морфологический разбор. 11. Обратите внимание, в какой части речи чаще встречаются приставки. Какую роль они  играют в тексте?        КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ № 1 по теме «Однородные  члены предложения» с грамматическим заданием Март   —   первый   весенний   месяц.   Назван   он   так   в   честь   мифологического   бога   войны Марса,   который   вначале   прославлялся   древними   римлянами   как   бог   земледелия   и скотоводства. Название сохранилось у многих народов. На Русь оно пришло из Византии. Издавна март отличался праздниками и обрядами. На Руси к празднику выпекали печенье в виде   жаворонков,   олицетворяющих   приход   весны.   Строили   неприступные   снежные   или ледяные   крепости.   Встречающие   весну   делились   на   две   группы.   Одна   защищала   крепость, другая ее штурмовала. Смех, шутки не смолкали ни на минуту в течение всего дня. В   России   март   не   всегда   бывает  т е п л ы м . И н о г д а   в   начале   месяца   возвращаются морозы.   И   все   же   мало­помалу   снег   тает.   Повсюду:   по   овражкам,   по   склонам   холмов   — блестят на солнце, сливаясь в небольшие болотца, ручейки.* В лесных чащобах, на опушках рощ   —   везде   слышатся   шорохи.**   Это   падает   с   веток   подтаявший   снег,   освобождая   из снежного плена деревья. (134 слова.) задание:  (По материалам «Календаря».) Грамматическое  1. Начертите схему предложения, отмеченного в тексте I   в а р и а н т | I I   в а р и а н т * | * * 2. Подчеркните грамматические основы в предложении, отмеченном V Надпишите, чем они выражены. 3. Объясните графически постановку знаков препинания I V V во 2­м предложении второго абзаца. в последнем предложении. КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ № 2 по теме « Обособленные  члены предложения» Василий Поленов, один из популярнейших русских художников, создал картины, ставшие любимыми   представителями   многих   поколений.   Всеобщее   признание   принесли   ему   такие хорошо известные картины, как «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд». Эти полотна, наполненные тонким лиризмом, привлекают своей простотой и правдивостью. Поленова отличала удивительная разносторонность интересов. Незаурядный архитектор, музыкант и композитор, он обладал и вокальным дарованием, пробовал себя на любительской сцене как актер, был талантливым педагогом. Широта взглядов Поленова, позволявшая ему легко входить в разные области искусства, была заложена в детстве. Его мать — художница­любительница, отец — известный археолог, страстный любитель и ценитель искусства. С теплотой вспоминал впоследствии художник об атмосфере преклонения перед образованными людьми, царившей в доме Поленовых. С   раннего   детства   мальчику   прививалась   любовь   к   природе.   Уже   первые   зарисовки, сделанные шестнадцатилетним юношей во время путешествия по древним русским городам, свидетельствовали о таланте будущего художника. (132 слова.) (По Э. П а т с о н.) ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА  № 3 Прочитайте текст и выполните задания:   (1)Триста   лет   тому   назад   в   маленьком   итальянском   городе   Кремоне,   на   площади Святого Доминика, стоял старый двухэтажный дом. (2)Мостовая перед ним всегда была устла­ на соломой, чтобы заглушить звук проезжавших экипажей. (3)В окне второго этажа утром, днём и вечером можно было видеть погружённого в работу высокого худого человека в белом кожаном фартуке, с циркулем или ножом в руках.  4)Время от времени человек этот клал на плечо скрипку, проводил смычком по струнам, и   тогда   из   окна   лились   удивительные   звуки:   то   нежные,   то   жалобные,   то   страстные... (5)Прохожие   почтительно   останавливались   перед   домом   и   шёпотом   говорили   друг   другу: «Слушай, Страдивари построил новую(скрипку».   (6)Это   был   Антонио   Страдивари,   величайший   скрипичный   мастер.   (7)Рафаэль скрипичного мастерства, как назовут его потомки. (8)Всю свою жизнь посвятил он скрипкам. (9)Первую он сделал в 13 лет, а последняя датирована 1731 годом, годом смерти Страдивари. (10)Ему тогда было 93 года. (11)Около трёх тысяч инструментов вышло из его мае терской, но среди них не было и двух одинаковых...  (12)Многие мастера пытались проникнуть в «тайну Стра дивари». (13)Они в точности копировали его скрипки, но успеха не достигли. (14)Тогда родилась легенда о «душе Стра­ дивари, заключённой в его скрипках». (По Л. Кафановой) Задания 1. Озаглавьте текст, выразив его тему. 2. Определите основную мысль текста. 3. Укажите стиль речи текста и тип речи 1­го абзаца. 4, Назовите средство связи предложений 1 и 2. 5. Найдите предложение с прямой речью во 2­м абзаце текста. Напишите его номер. Составьте  его схему.  6. В какие предложения последнего абзаца введены цитаты? Напишите номера этих  предложений.  7. Переведите прямую речь предложения 5 в косвенную речь.  8. Составьте схему связи однородных членов предложения 3.  9. Среди предложений 11­14 найдите предложение с обособленным определением. Напишите  номер этого предложения. Чем выражено определение? 10. Найдите во втором абзаце предложение с обобщающим словом при однородных членах.  Напишите номер этого предложения. Постройте схему связи однородных членов. 11. Найдите в первом абзаце текста предложение с уточняющим обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения. Уточняющее обстоятельство выпишите.  12. Выпишите из предложения 6 приложение. 13. Сделайте синтаксический разбор предложения 13. Определите, какими частями речи  являются слова этого предложения.

КИМЫ Русский язык. Е.А.Быстрова. 8 класс. ФГОС

КИМЫ Русский язык. Е.А.Быстрова. 8 класс. ФГОС

КИМЫ Русский язык. Е.А.Быстрова. 8 класс. ФГОС

КИМЫ Русский язык. Е.А.Быстрова. 8 класс. ФГОС

КИМЫ Русский язык. Е.А.Быстрова. 8 класс. ФГОС

КИМЫ Русский язык. Е.А.Быстрова. 8 класс. ФГОС

КИМЫ Русский язык. Е.А.Быстрова. 8 класс. ФГОС

КИМЫ Русский язык. Е.А.Быстрова. 8 класс. ФГОС

КИМЫ Русский язык. Е.А.Быстрова. 8 класс. ФГОС

КИМЫ Русский язык. Е.А.Быстрова. 8 класс. ФГОС

КИМЫ Русский язык. Е.А.Быстрова. 8 класс. ФГОС

КИМЫ Русский язык. Е.А.Быстрова. 8 класс. ФГОС

КИМЫ Русский язык. Е.А.Быстрова. 8 класс. ФГОС

КИМЫ Русский язык. Е.А.Быстрова. 8 класс. ФГОС

КИМЫ Русский язык. Е.А.Быстрова. 8 класс. ФГОС

КИМЫ Русский язык. Е.А.Быстрова. 8 класс. ФГОС

КИМЫ Русский язык. Е.А.Быстрова. 8 класс. ФГОС

КИМЫ Русский язык. Е.А.Быстрова. 8 класс. ФГОС

КИМЫ Русский язык. Е.А.Быстрова. 8 класс. ФГОС

КИМЫ Русский язык. Е.А.Быстрова. 8 класс. ФГОС

КИМЫ Русский язык. Е.А.Быстрова. 8 класс. ФГОС

КИМЫ Русский язык. Е.А.Быстрова. 8 класс. ФГОС

КИМЫ Русский язык. Е.А.Быстрова. 8 класс. ФГОС

КИМЫ Русский язык. Е.А.Быстрова. 8 класс. ФГОС

КИМЫ Русский язык. Е.А.Быстрова. 8 класс. ФГОС

КИМЫ Русский язык. Е.А.Быстрова. 8 класс. ФГОС

КИМЫ Русский язык. Е.А.Быстрова. 8 класс. ФГОС

КИМЫ Русский язык. Е.А.Быстрова. 8 класс. ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2017