Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 имени Владимира Ступака
станицы Крыловской МО Крыловский район
Конкурс методических разработок
«Технопарк методических идей» в 2020 году
Номинация: методическая разработка образовательного мероприятия.
Киноурок по фильму «Мандарин» Е Дубровской
«В душе нет места зависти».
для 5-6 классов
Цель: формирование основ нравственного самосознания личности - способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль.
Задачи:
1. Обсудить с учащимися, что такое зависть и как она влияет на жизнь человека;
2. Помочь учащимся осознать необходимость самовоспитания;
3. Воспитывать у учащихся положительные качества характера.
Форма проведения: нравственная беседа с элементами дискуссии и ситуативного практикума.
|
Автор работы: Бондарь Наталья Николаевна, учитель английского языка, МБОУ СОШ №3 ст.Крыловской МО Крыловский район. |
ст.Крыловская 2020г.
Эпиграф:
Нет ни одного порока, который так вредил бы благополучию людей, как зависть, ибо те, которые им заражены, не только огорчают самих себя, но и омрачают также радость других.
Р. Декарт
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, словарь С.И. Ожегова.
ЭТАПЫ РАБОТЫ
1. Вступление. Подготовка к восприятию фильма.
- Отгадайте загадку:
(Радость) [слайд 2]
- Каждый из вас испытывал в жизни чувство радости. Когда вы его испытали?
- Какое это чувство? Попробуйте описать его словами.
Оно светлое, лёгкое. Когда радуешься у тебя хорошее настроение, легко на душе.
- Давайте прочитаем, что такое радость. [слайды 3-4]
- Подумайте, какое чувство противоположное радости? (Зависть)
- Обратите внимание на эпиграф. Как вы понимаете его значение?
Толковый словарь С.И. Ожегова
Зáвисть. Чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого.
Дрýжба. Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Любóвь. 1. Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство.
2. Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности.
Простить. Не поставить в вину чего-либо, забыть вину, обиду.
2. Создание доверительной атмосферы в группе.
- Сегодня мы будем смотреть фильм «Мандарин». Этот фильм снят по одноименному рассказу Елены Дубровской из её книги «Детская книга о самом главном». Иллюстрации к книге рисовали дети.
[слайд 7: обложка книги, фото писательницы]
3. Задание, фиксирующее внимание на теме.
- Смотрите фильм внимательно. Подумайте, почему фильм назвали «Мандарин»? Определите главную мысль и тему фильма. Чему он учит? Для чего был создан этот фильм?
4. Просмотр фильма.
5. Обсуждение.
- Поднимите руки, кому понравился фильм? Как вы поняли тему фильма? Чему он учит?
- Какие чувства вы переживали в момент просмотра фильма?
- Какой эпизод вам понравился больше всего?
- Как звали главных героев фильма? (Кристина, Тимофей и Настя)
- Кем они были друг для друга? (Одноклассниками)
- Расскажите, что мы узнали о ребятах из фильма? (Ответы детей)
Кристина (в начале фильма):
- эгоистка, высокомерная, гордая, завистливая, «модная», из состоятельной семьи, злая, хвастливая;
Тимофей и Настя:
- обычные, честные, добрые, выдумщики.
- Почему не складывается дружба между Тимофеем и Кристиной?
Кристина считает Тимофея скучным. Она только приказывает ему, что делать, причём именно то, что ей нужно в данный момент (сцена с качелями).
- Почему Тимофей из девочек класса выделил Кристину?
Так как она красивая и «модная», то он думал, что она и добрая, то есть судил о человеке по внешнему виду.
- Какой эпизод в фильме нам показал, какая Кристина на самом деле? Какими качествами характера она обладает?
Когда она сломала сделанного из мандарина человечка и обидно отозвалась в адрес Насти. Игры других детей для неё лишь мусор. Она обвинила Настю, что та выслуживалась перед учительницей, что у неё кнопочный телефон и наверняка нет компьютера.
- Как повела себя Настя? Почему?
Промолчала и убежала.
- Какой вывод сделал для себя Тимофей?
Кристина не такая, как он о ней думал прежде. Тимофей увидел настоящую Кристину.
- Тимофей понял, что внешний вид человека обманчив. Кристина красивая, но злая, высокомерная.
- Как началась дружба между Тимофеем и Настей?
С превращения мандарина в человечка.
- Как развивалась дружба между ребятами?
Им было интересно и весело проводить время вместе. Они придумывали разные игры, запускали фонарик, показывали во дворе кукольный спектакль для малышей.
- Как вела себя в это время Кристина?
Она наблюдала со стороны за дружбой Тимофея и Насти.
- Какое чувство испытывала Кристина в своей душе, каждый раз видя дружбу Тимофея и Насти?
Она испытывала зависть к их дружбе. У Кристины было всё: красивая, модная одежда, дорогой телефон, компьютер. Она многим нравилась, но в душе была несчастным человеком. Именно дружбе Тимофея и Насти завидовала Кристина. Вспомните классный час, когда Тимофей сказал, что можно завидовать дружбе, а не каким-то дорогим вещам, машинам, деньгам. Ценить надо, прежде всего, качества человека, а не вещи или деньги.
- Кроме чувства зависти что ещё происходит в душе Кристины? Докажите это.
Борьба с завистью, гордостью. Она понимает, что завидовать другим плохо и хочет измениться, побороть свою зависть. В разговоре с учительницей Кристина призналась себе, что она завидует и хочет измениться.
- Что мешает Кристине побороть зависть?
Гордость. Она так и говорит: «… трудно справиться с собой»
- Смогла ли, Кристина победить зависть, гордость в своей душе? По какому эпизоду из фильма вы это узнали?
Смогла. [слайд 8] Она сделала такого же человечка из мандарина, которого сломала, подошла к Насте и Тимофею и позвала их с собой, чтобы показать.)
- Как отнеслись дети к предложению Кристины?
Тимофей идти не хотел, а Настя согласилась.
- Почему ответ детей был разным?
Тимофей не верил Кристине, он ждал от неё только плохого. Насте же было интересно, она не обижалась на Кристину за её слова, она простила Кристину.
- Какие чувства испытали Настя и Тимофей, увидев человечка, сделанного из мандарина?
Удивление, радость.
- Какие слова произнесла Настя?
«Это же друг нашего мандарина!»
- Чем закончился фильм? Почему вы так думаете?
Дружбой детей.
Настя и Тимофей посадили рядом с человечком из мандарина свои игрушки, показывая тем самым, что они принимают дружбу Кристины и не обижаются на неё, радуются её победе над своей гордостью и завистью, её хорошему поступку.
6. Обобщение результатов обсуждения.
- Скажите, для чего был снят этот фильм? Какова тема фильма?
[слайд 9]
Посмотрите сценку, которую подготовили ребята нашего класса, и скажите, к чему может привести зависть.
Сценка «В аптеке»
Дочка:
- Мама, купи мне такие же джинсы, как у Кати!
Мама:
- Даша, мы ведь идём в аптеку за дорогим лекарством для бабушки. Я не рассчитывала в этом месяце на такую дорогую покупку для тебя, и потом мы недавно купили тебе новые джинсы.
Дочка:
- А я хочу такие же, как у Кати!
Мама:
- Но бабушка серьезно больна, и ей поможет только это лекарство.
Учитель:
- Как вы думаете, чем закончился этот разговор? Ответы детей.
- Что вы чувствуете, если взрослые вам отказывают в чём-либо?
- Давайте посмотрим, чем закончился разговор Даши и мамы.
Продолжение сценки
Дочка:
- А если ты мне не купишь такие джинсы, то я перестану с тобой разговаривать!
Мама:
- А я обижусь на тебя.
Учитель:
- Итак, к чему может привести зависть? Ответы детей.
- Зависть может привести к обиде, к ссоре с самыми дорогими для вас людьми.
-Как вы думаете, надо ли избавляться от зависти? Да.
- А почему? Это плохое душевное качество.
7. Рефлексия.
- С давних пор люди старались справиться с завистью. Преодолеть её нелегко, но этому можно научиться. А я предлагаю вам немного отдохнуть. Сядьте удобнее, закройте глаза и представьте себя на лесной полянке.
На фоне негромкой музыки учитель читает текст:
«Солнечные лучики»
Вы лежите на мягкой траве, вокруг вас на поляне растут цветы. Вот стрекочет кузнечик, кукушка где-то далеко считает года. Вы чувствуете теплые лучики солнца. Лучики согревают ваши руки, ноги, лицо. Один из лучей коснулся ваших губ и нарисовал вам улыбку. Вам приятно от этих прикосновений. Эту улыбку вы пронесете и подарите своим друзьям. Потяните руки вверх, вдохните и откройте глаза. Ваша прогулка была чудесной.
- Вам понравилась наша прогулка? Ну, вот вы и познакомились с одним из способов избавления от зависти. А ещё, ребята, можно нарисовать зависть. Придумайте образ зависти и нарисуйте его, выбрав только один цвет.
Ученик рисуют.
- Покажите свои рисунки. Вам нужна зависть? Чтобы избавиться от зависти, я предлагаю разорвать или измять рисунки и выбросить их.
- Ребята, если вы почувствовали зависть, то не должны ей подчиняться. Ещё один способ избавления от зависти вам предлагают ученики класса.
Стихотворение читают подготовленные ученики:
1.
Как здорово, что мой дружок
Пятёрку в школе получил.
Ведь с ним пойдём мы на каток,
Играть, пока нам хватит сил.
2.
Мой друг сегодня победил,
Он лучший среди всех!
Его поздравить я спешил!
И рад был за его успех!
3.
У моей подруги Кати
Очень длинная коса.
Я любуюсь ей всегда!
У меня, конечно, хуже…
Но зато мы сильно дружим!
- Как относятся дети из стихотворений к чужим успехам и внешним достоинствам друзей? Они гордятся ими, радуются за них.
- Мы нашли самое лучшее лекарство от зависти. Это … научится радоваться чужим успехам.
-Итак, какой совет мы дадим детям, чтобы они перестали завидовать?
Нужно научиться радоваться чужим успехам.
- Правильно, ребята. Давайте хором прочитаем.
Радуйся ты за Никиту
-У него красивый свитер.
Радуйся и за Егора –
У него игрушек горы.
И любуйся на Сережу –
Он на Бэтмена похожий.
Погордись ты за Олега –
Лучший в классе он по бегу.
Восхищайся ты Олесей –
С нею вместе интересней.
-Наш киноурок подошёл к концу. И завершить его мне хочется такими словами:
Давайте, друзья, будем радостней жить,
О зависти, сплетнях нам стоит забыть.
Друг другу ты руку свою протяни
И ссора, как птица, от вас улетит.
- Пусть радость, добро и благополучие всегда будут рядом с вам.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.