Классное мероприятие "Семейное чаепитие"

  • Работа в классе
  • Работа с родителями
  • doc
  • 06.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Работа с родителями - одно из важных направлений деятельности классного руководителя. Как известно, традиционно она сводится к проведению родительских собраний, консультаций. Но ничего так не сплачивает треугольник "учитель-ученик-родитель" как совместные дела. "Семейное чаепитие" поможет сблизить и сплотить классный коллектив, поможет в непринужденной обстановке решить воспитательные задачи и раскрыться всем участникам воспитательного процесса.
Иконка файла материала чаепитие.doc
Семейное чаепитие. Цель – формирование культуры общения с одноклассниками, с родителями. Задачи:   приобщение к народным традициям,   формирование качеств, от которых зависит культура поведения,   организация здорового образа жизни,   развитие творческих способностей,   расширение кругозора. Оборудование – интердоска, компьютер, чайные приборы, самовар, цветные  бумажные жетончики, сладости к чаю. Вед. – Добрый вечер, уважаемые родители, добрый вечер, дорогие ребята! Сегодня у нас не просто классный час и не просто родительское собрание.  Сегодня у нас классное семейное чаепитие. Наш вечер я хочу открыть  стихотворением Конст. Бальмонта  На вечереющем балконе Собрались все – и млад, и стар, Сближает всех в одном законе Кипящий бурно самовар. Цветут лиловые сирени, Чеканит золото закат И в мыслях разгоняет тени Китайский травки аромат. Приглашение на чай имеет многовековую традицию. Чаепитие не устраивают по поводу торжественных дат. Основное назначение таких вечеров – общение с  родственниками, приятелями, сослуживцами в домашней обстановке. Даже  психологи говорят, что общение за чайным столом сближает, укрепляет  родственные связи, расширяет круг друзей. В некоторых странах (Японии,  Индонезии, Китае, Бирме) чаепитие стало  ритуалом, которое доставляет хозяевам и гостям глубокое духовное наслаждение,  особенно если соблюдаются все традиции. В Японии, например, говорят: «Встреча  за чаем – встреча чувств». Ребята, скажите, как вы себя сейчас чувтсвуете? )ответ)  А когда человек может чувствовать себя хорошо? (ответ) Скажите, а кто из вас знает, где родина чая? (ответ) Правильно, родина чая­ Китай. Там его стали использовать под названием «ча»  пять тысяч лет назад как лечебное средство. В Европу его завезли португальские и  голландские мореплаватели. ( подарок маме – рассказать) В 1635 году чай появился в Париже, а три года спустя царский стольник  Василий Стариков преподнес царю Михаилу Федоровичу подарок монгольского   Алтын­хана – несколько пудов чая.Согласно   древнему  обычаю   не  полагалось   расспрашивать  гостя  даже  об  его имени,   не   накормив   и   не   предоставив   ему   отдых.   Об   этом   свидетельствует   и русский фольклор. Даже такой зловредный персонаж народных сказок как Баба Яга и то подчинялась правилам гостеприимства. В одной из сказок Иван­царевич, забредя в густые леса, встречает избушку на курьих ножках, в которой сидит Баба Яга: Б.Я. – Что, добрый молодец, от дела лытаешь или дела пытаешь? И.Ц. –Не ты бы говорила, не я бы слушал. (садится за стол). Ты прежде напои­ накорми, да тогда и спрашивай! Б.Я. – (ворчит) – Напои – накорми. (собирает на стол, поит И.Ц. чаем). Какие новости, сказывай, куда путь­дорогу держишь? И.Ц. – Через горы, через дальние моря, за невестой своей спешу, выручать ее надобно. У Змея Горыныча она. Б.Я. – Да­а­а. Путь неблизкий. Ну, да не тужи. Помогу тебе, чем могу. Дам я тебе своего крылатого коня. Ты на нем вмиг моря и горя перемахнешь. Пойдем покажу. (уходят!) Вед –как вы думаете, а почему Б.Я. стала такой добренькой ? Что   же   это   за   напиток   такой   –   чай?   Почем   он   пользуется   такой популярностью? Рассказ детей. Ученик ­ Прежде всего у чая очень мягкий, неповторимый  аромат, а также ни с чем несравнимый вкус. Но запах и вкус чая – еще не все. Чай – это богатейшая аптека чудодейственных средств. Чайный лист содержит стимулирующее вещество –теин, а также полезные для желудка дубильную и щавелевую кислоту, эфирные масла, витамины. В свежих листьях чая витамина С в 4 раза больше, чем в лимоне. Конечно, в процессе обработки листьев часть витаминов теряется, однако даже и того, что сохраняется вполне достаточно для того, чтобы считать чай одним из носителей   витамина   С.   Чай   повышает   умственную   активность   и   устраняет усталость,   тонизирует   нервную   систему,   усиливает   кровообращение,   улучшает пищеварение,   укрепляет   стенки   сосудов.   Отваром   чайных   листьев,   особенно зеленого чая, лечат дизентерию. Вед – Вот какой полезный чай. Скажите,  а какие название чая вам известны?. Давайте проведем конкурс. Каждый столик будет называть название чая. Только не повторяться. (идет игра). Молодцы. Оказывается вы много сортов чая знаете. А вот сколько различных видов чая существует? Рассказ детей. Ученик – Существует множество различных видов чая. Одних только черных сортов   чая   насчитывается   несколько   сотен   наименований.   Кроме   черного   чая имеется   зеленый,   желтый,   красный.   Чай   бывает   рассыпной   (байховый), прессованный,   плиточный   и   даже   растворимый.   Лучшие   сорта   чая   те,   что приготовлены   из   верхних   листьев   куста.,   притом   из   смеси   нескольких   сортов. Необходимо помнить о том, что  сухой чай легко впитывает посторонние запахи,которые могут испортить его вкус. Нельзя хранить чай рядом с мылом, табаком, сыром, пряностями. Вед  –   Сколько   существует   сортов   чая,   столько   существует   способов   его заварки. А знаете ли вы, как нужно заваривать чай? Рассказ детей, помощь родителей.  Вед   –  Молодцы.   Вот   сегодня   мы   предлагаем   вам   несколько   национальных способов подачи чая и организации банкета­чая. 1группа детей – Мы хотим познакомить вас с французским способом чаепития. Все приглашенные собираются в большой комнате и ведут оживленную беседу. По   традиции   форма   чайного   стола   овальная   или   круглая.   Стол     покрывается цветной   скатертью,   чаще   желтых   оттенок.   Салфетки   в   тон   скатерти.   Чайник устанавливается   на   большом   подносе.   Рядом   сливочница,   ваза   с   вареньем, сахарница,   лимон   в   специальной   вазочке   –   лимоннице.   Фрукты   выкладывают   в высокие   вазы.   Чай   разливает   хозяйка,   а   помогает   ей   ее   дочь   или   близкая родственница. За стол в первую очередь приглашают старших по возрасту людей. 2 группа – Мы хотим рассказать, как пьют чай в Англии. В   Англии   чай   принято   пить   только   в   17­00.   Для   англичан   это   самый распространенный способ общения с родственниками, друзьями. Чай с молоком – это можно сказать национальный напиток англичан. Его пьют иногда с горячими сливками. Причем именно чай должен вливаться в молоко, а не наоборот.   Если   вы   влили   молоко   в   чай,   то   англичане   вас   сочтут   невежами   и дилетантами.   Чай   англичане   заваривают   крепко.   К   чаю   принято   подавать подогретые сливки и горячее молоко, мармелад, кексы, сдобное печенье, булочки.   3 группа  – А мы хотим познакомить вас с церемонией чаепития в Японии. Если   французский   и   английский   способ   чаепития   распространились   по   всей Европе,   то   японский   способ   чайного   банкета   не   смог   преодолеть   границ   Азии. Чайный ритуал японцев остался за семью замками среди многочисленных японских национальных тайн. В 15 веке в японских домах появились маленькие пристройки для чаепития – «тясицы». Чай обязан готовить хозяин в общей чашке, которую торжественно передавал почетному гостю. Тот делал глоток, вытирал край чашки и передавал следующему гостю. И так  ­  по кругу. Сейчас в Японии каждому гостю подают отдельный чайник с заваренным чаем и пиалу. Ни сахар, ни мед, ни варенье в чай не кладут. Редко подают сухие фрукты и сухие изделия из теста. Во время чаепития у японцев совершенно отсутствуют разговоры между гостями. Каждый погружен   в   свои   размышления.   Многие   считают,   что   в   такой   глубокой сосредоточенности и состоит прелесть японского чаепития. 4 группа –  В нашей стране чаепитие за 300 лет, а это короткий срок, стало настолько   популярным,   что   превратилось   в   один   из   национальных   обычаев. Особенно интерес к чаю возрос после того как были построены чайные заводы. В России прочно укоренился обычай приглашать в гости на чай. Чай с пряниками, коврижками,   леденцами,   куличами,   баранками   и   калачами   стал   очень распространенным видом угощения.Один   из   иностранцев   заметил,   что   русские   до   того   наупражнялись   в приготовлении чая, что неожиданно для себя изобрели самовар. (вносят дровяной самовар) Внутри самовара есть труба, в нее накладывают шишки, щепки или древесный уголь. Поджигают, вода в самоваре закипает. Сверху самовара есть углубление, куда ставится заварник. Говорят, что вкус чая из самовара не может сравниться с чаем, приготовленном в чайнике. Хозяйка обычно занимала место на краю стола, справа от самовара. Раньше чай был   редкостью,   стоил   дорого.   Поэтому   появилась   поговорка   –   чайком побаловаться.  У русских отсутствует строгий ритуал чаепития. Простота, скромность наряда, возможность близкого общения – все это популярно и в наши дни. Вед ­ Знаменитые художники Перов, Кустодиев, Рябушкин на своих полотнах изображали ритуал чаепития.(демонстрация картин). Что подавали раньше к чаю, а что подают сейчас? Я приглашаю вас накрыть столы. (накрывают)  Чтобы приступить к чаепитию, надо пригласить гостей на чай. У меня в руках чайная чашка. Идет приглашение друг друга к чаю.  Затем пьют чай. Игра «Цветок вежливости». Учитель выносит ромашку, на лепестках которой написано: Приветствия Прощания Извинения Просьба Благодарность Ученики делятся на группы, каждая группа берет лепесток и выполняет задание:  «Вспомнить обороты речи, которые будут уместны в данных ситуациях».  Побеждает та группа, которая больше таких оборотов вспомнит. Задание  оценивается по десятибалльной системе. Вед – Сейчас каждому столу я загадаю загадку. Отгадку должны сказать все  вместе , и громко. 1 стол – Растает даже ледяная глыба               От слово теплого (спасибо) 2 стол ­  Зазеленеет старый пень,                Когда услышит  (добрый день) 3 стол­  Если больше есть не в силах               Скажем маме мы  (спасибо) 4 стол – И во Франции, и в Дании               Говорят все (до свидания) Вед.­ Молодцы! Вед – Во время банкет­чая  часто пели песни, частушки. Я предлагаю вам тоже  спеть песни, по куплету. Так как на улице весна, распускаются цветы,то песни нужно вспомнить такие, в которых поется о растениях. (каждый стол поет по очереди) Вед – Вот и подошел наш банкет­чай к концу. Ребята и взрослые, скажите, что  нового вы узнали сегодня на нашем вечере? У вас в руках карточки двух цветов –  зеленого и желтого. Если вам понравился наш вечер – то прикрепите зеленую  карточку, если нет – то желтую. Спасибо всем.