Классный час « Популяризация произведений поэтов родного края
(реализация проекта «Жеткіншектің Жеті жарғысы»)
Цель урока: к
концу урока ученики смогут оценить вклад в науку и культуру выдающихся
просветителей Казахстана.
Задачи:
• сформировать знания о жизни и деятельности
выдающихся просветителей Абая Кунанбаева, Ыбырая Алтынсарина
• воспитывать патриотизм, гордость и интерес к
событиям отечественной истории
• развивать образовательно-информационную и
коммуникативную компетентность, умение работать в коллективе, развивать
лидерские качества у учащихся и умение оценивать себя и друг друга, диалоговую
речь, возрастные особенности.
Методы: открытые вопросы, мозговой штурм,
кроссворд.
Ход урока
I. Организационный момент.
Психологический настрой
- Начиная урок, давайте поприветствуем
друг-друга.
Ребята, готовы вы к уроку?
На вас надеюсь я, друзья!
Мы хороший, дружный класс,
Все получится у нас!
-Покажите с каким настроением вы приступаете к
уроку.
(на карточках желтый – радость, зеленый-
уверенность, красный- тревога).
II. Основная часть,
Абай Кунанбаев (1845—1904).
Абай Кунанбаев — выдающийся казахский
поэт-просветитель. Большое значение Абай придавал народному просвещению. Он
требовал открытия школ для казахской молодежи, в которых она могла бы учиться
светским наукам. «Надо взять детей у родителей, отдать ребят в школы, направить
одних на одну специальность, других — на другую. Надо создать школы, надо,
чтобы все учились, даже девушки»— писал Абай.
Роль Абая в истории казахского народа
исключительно велика. Абай — классик казахской литературы, создатель казахского
литературного языка. Он обогатил казахскую литературу прекрасными переводами
русских классиков, способствовал росту духовной культуры казахского народа
Физкульт
минутка
Учитель: Вот что говорили великие люди об Абае
Кунанбаеве.
Ахмет Байтурсынов: Первый поэт казахов Абай
Кунанбаев. Ни в раннем, ни в позднем периоде истории казахов нет поэта,
превосходящего его по величию духа.
Сабит Муканов: Не все гении- поэты, не все поэты-
гении. Абай был и тем и другим.
И чем дальше уходит то время, в котором жил
Абай, тем сильнее чувствуешь его присутствие. Абай был зеркалом общественной
мысли казахов, носителем духовного богатства своего народа. Он всегда будет
сияющей вершиной в казахской литературе. И сегодня мы хотим отдать дань
прозорливости мысли, поэтическому мастерству Абая.
Пройдя свой путь раздумий и страданий,
Он стал у основанья снежных гор,
Как дружбы свет, как прошлому укор,
Величественным и строгим изваяньем.
Поэт глядит на нас издалека
В открытом взоре мысли созиданий,
И поколеньям новым на века
Он держит книгу мудрых назиданий.
Прослушивание «Көзімнің
қарасы»
Учитель: на уроках литературного чтения мы
познакомились ещё с одним поэтом и писателем.
Очень много в области развития народного
образования в Казахстане сделал Ибрай Алтынсарин (1841 —1889)—выдающийся
казахский педагог и просветитель. Он родился в Затобольском районе Кустанайской
области, воспитывался у деда, т. к. рано лишился родителей.
В своих произведениях он призывал казахский
народ к просвещению, науке, осуждал темноту и невежество. Девизом Алтынсарина
были слова: «Долг каждого из нас — принести посильную лепту на пользу своей
Родине».
Знаний увидев свет,
Дети, в школу идите!
В памяти крепко, навек
Прочитанное сохраните.
Учение даст вам счастье,
Оно озарит, как свет,
Каждое ваше желание,
Яркий оставит след.
Учитель:
Это отрывок из стихотворения «Посвящение»,
которое было напечатано в первой «Казахской хрестоматии» для школьников,
полностью составленной самим И. Алтынсариным. Стихотворение сыграло большую
роль в воспитании подрастающего поколения. Оно быстро облетело казахскую степь
дойдя до самых отдаленных районов и аулов, помогая привлечь детвору в школу.
Поэтом создано более ста больших и малых литературных произведений. Среди них
35 стихотворений, 50 рассказов и много других образцов казахского фольклора.
Хорошо знал и ценил Ыбрая Абай Кунанбаев. В
рукописях Абая, наряду с переводами произведений Пушкина, Лермонтова включались
и стихотворения Ыбрая Алтынсарина. Его стихотворения и рассказы по языку и
содержанию глубоко народны. В них автор талантливо выражает, общечеловеческие
идеи, поэтому эти произведения близки и понятны не только для его
современников, но и для нас, потомков.
III.Заключение
• Рефлексия.
-Покажите при помощи карточек, изменилось ли
ваше настроение.
(на карточках желтый – радость, зеленый-
уверенность, красный- тревога).
• Оценивание
• Прощание
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.