М
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8 Г. КИЗИЛЮРТ
Классный час
«Права детей».
Подготовила: Далгатова Анжела Шагимардановна
учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ № 8 г. Кизилюрт
Цели: ознакомить учащихся с правами несовершеннолетних (Конвенция о правах ребенка); способствовать формированию у подростков правовой культуры, общечеловеческих ценностей, воспитанию уважения к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства, справедливости.
Ход мероприятия.
1. Вступление.
1-й ученик. Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и с юга, из богатой страны и из бедной. Здесь были и мужчины и женщины. Они отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках, поклонялись разным богам.
2-й ученик. Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды.
3-й ученик. Всех собравшихся объединяло одно желание: чтобы никогда не было воин, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины.
4-й ученик. Поэтому они все вместе написали Закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе и ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права.
Учитель. С правовыми вопросами мы сталкиваемся гораздо чаще, чем это кажется на первый взгляд. Ошибочным является мнение, что область применения прав ограничивается наказанием лиц, совершивших различные правонарушения. Наши повседневные поступки часто име6ют правовую оценку.
1-й ученик. Декларация прав ребенка была принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года.
2-й ученик. Во всеобщей декларации прав человека сказано, что каждый человек должен обладать всеми указанными в ней правами и свободами. Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества.
3-й ученик. С 1990 года Россия является участницей Конвенции ООН о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка вступила в силу 2 сентября 1990 года.
4-й ученик. В соответствие с этим международным договором Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребенка.
5-й ученик. Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному их осуществлению и защите.
2.Практическая работа.
Сейчас вы по группам выполните следующее задание.
1. Составьте список потребностей ребенка, которому 2 месяца. Что ему необходимо для жизни?
2. потребности человека со временем меняются. И в 12 лет, как вам сейчас, у ребенка могут быть и другие потребности. Напишите список потребностей 12-ти летнего ребенка.
3. Обсуждение. На экране появляется таблица потребностей 2-х месячного и 12-ти летнего ребенка.
Потребности 2-х месячного ребенка
|
Потребности 12-ти летнего ребенка |
Имя Уход Медицинская помощь Питание Любовь и ласка Забота Защита
|
Медицинская помощь Образование Друзья, общение Жилище, питание Родители, семья Свобода слова Свобода мысли Поддержка родителей Собственность |
Учитель. Как с возрастом изменяются потребности ребенка?
Учитель. Сейчас вам будет предоставлен небольшой перечень прав ребенка, признанный Конвенцией.
- «Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-ти летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее» (ст.1, согласно определению Конвенции);
- Каждый ребенок имеет право на жизнь (ст.1);
- С момента рождения ребенок имеет право на имя, приобретение гражданства (ст.1);
- Ребенок имеет право свободно выражать свою мысль (ст.13);
- Ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии (ст.14);
- Ребенок имеет право на образование (ст.28);
- Государства – участники Конвенции обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания (ст.37);
- Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг (ст.31).
Учитель. Сравните свои списки, вы заметили, что много совпадений.
3. Сценка «Чужое письмо»
(На передний план выходят несколько человек с портфелями и кладут их).
Вика: А ты не пойдешь на физкультуру?
Лена: Нет, я освобождена.
(Все уходят кроме Лены. Она садится и начинает рисовать.)
Лена: Ой, ластика нет. У кого же взять? У Вики посмотрю. (Лена роется в портфеле Вики. Находит блокнот, читает его. Затем находит письмо и начинает его читать. В это время входит Вика.
Вика: Почему ты открыла мой портфель? И почему читаешь мое письмо?
Лена: А что такого? Я же ничего не взяла, только посмотрела?. Разве нельзя?
Учитель. На первый взгляд, казалось бы, обычное дело. Всего лишь прочитать письмо, посмотреть блокнот. А каково ваше мнение?
4. Ситуация «Громкая музыка»
(Имеет ли право мальчик включать громко музыку, даже если он считает, что таким образом проводит свой досуг?)
5. Ситуация. «На уроке истории»
Ученик. Марья Ивановна! Я к вам на историю больше ходить не буду. Зачем она мне, если я шофёром буду? Да и Вы сами истории не знаете, путаетесь часто, уроки у Вас неинтересные. Пусть нам другого учителя истории дадут, который поумнее Вас.
Учитель истории. Как ты смеешь, Иванов, так со мной разговаривать?
Ученик. Смею, Марья Ивановна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А ваше преподавание меня касается, потому что я вчера от него пострадал: меня за вашу двойку наказали и не разрешили в кино сходить. Так что слушайте: преподаватель вы плохой, неумелый.
Учитель. Конечно, все мы понимаем, каково быть наказанным. Часто сердимся на учителя – он виноват во всех наших бедах. Однако в данной ситуации закон на стороне Марии Ивановны. Чего нельзя допускать, заявляя о своих правах? (Чтобы пострадала репутация других людей. Статья 13)
6. Ситуация. «Я получаю образование»
Мама. Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.
Сын. Мама, у меня завтра контрольная.
Мама. Да решишь ты свои задачки! Нельзя же оставлять в доме бардак!
Сын. Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.
Учитель. Как вы разрешите подобную ситуацию? (Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В статье 32 речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приеме на работу и условиях работы.)
7. Путешествие.
Ребята, сейчас мы с вами отправимся с небольшое путешествие.
Наша первая остановка будет на станции «Право на жизнь».
В Конвенции о правах ребенка записано, что «главное право каждого человека – право на жизнь». Маленький человек – ребенок - тоже имеет право жить. Но так думали не всегда.
1-й ученик. В древности было государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живет. А если родился слабым, больным – бросить его вниз со скалы.
Учитель. Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? Объясните свою точку зрения.
Ученик 2. Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым - помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В. Суворов родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил все свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. В военных переходах он переносил все тяготы наравне с солдатами. Под руководством А.В.Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения.
2. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
(У окна на лавке с зеркальцем в руках сидит царица и любуется своим отражением. Перед нею ларец с украшениями).
Царица. Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее.
Зеркальце. Ты прекрасна, спору нет, но царевна всех милее, всех румяней и белее.
(Царица вздрагивает, вскакивает с лавки. Замахивается и бьет по зеркальцу рукой.)
Царица. Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло. Признавайся: всех я краше. Обойди все царство наше, хоть весь мир: мне равной нет. Так ли? (Сердито смотрит на зеркальце.)
Зеркальце. А царевна все ж милее, все ж румяней и белее.
(Царица бросает зеркальце. Топает ногами, кличет служанку.)
Царица. Эй, Чернявка! Веди царевну в глушь лесную и, связав ее, живую под сосною там оставь на съедение волкам!
(Девушка, покланявшись, уходит. Царица радостно потирает руки.)
Ведущий. Вот Чернявка в лес пошла и в такую даль свела, что царевна догадалась и взмолилась…
Царевна. Жизнь, моя! В чем, скажи, виновна я? Не губи меня, девица! А как буду я царица, я пожалую тебя.
Ведущий. Та в душе ее любя, не убила, не связала; отпустила и сказала…
Чернавка. Не кручинься. Бог с тобой, ну а я пошла домой.
Учитель. Вспомнили название сказки? А кто ее автор? Чем закончилась сказка? Погибла ли царевна?
Ученик 1. В наше время о сохранении жизни ребенка заботится государство, родители, воспитатели, врачи, милиционеры и многие другие люди. Никто и никогда не имеет права ле6шить ребенка жизни. Право на жизнь в международной конвенции о защите прав ребенка законах России, и все обязаны соблюдать это право.
А теперь давайте с вами попытаемся в рисунках передать содержание Конвенции. Как можно в рисунке изобразить право на жизнь? Что вы представляете, когда слышите слово «жизнь»?
3. «Право на защиту от разлучения с родителями»
Ребята, давайте вспомним сказки, где их герои были насильно разлучены с родными.
(«Гуси-лебеди», «Маша и Медведи», «Снежная королева». Возможен вариант просмотра отрывков из названных мультфильмов)
Учитель. Кто героям наших сказок помог вернуться домой? Кто поможет вам, если случиться беда?
Никто не имеет права разлучить ребенка с родителями без серьезных на то оснований.
8. Подведение итогов.
Подведем итог и проверим, как вы усвоили сегодняшний урок.
1) Иллюстрация сказки «Гадкий утенок» ( фрагмент мультфильма).
- Все ли герои сказки «Гадкий утенок» относятся друг к другу по-братски?
- Кто из обитателей двора пользуется самым большим авторитетом и почему?
- Должны ли все герои иметь равные права независимо от своего происхождения?
Почему обитатели двора обижали гадкого утенка? Выберите правильный ответ:
А) он был самый умный;
Б) он был всем не похож на других;
В) он был самый красивый;
Г) он был самый вежливый.
- поступают ли ребята нашего класса как обитатели двора?
2) Иллюстрация сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» ( фрагмент мультфильма).
- Выберите право, которое нарушила ведьма в этой сказке:
а) право на жизнь;
б) право на получение образования;
в) право на владение имуществом.
- Чьи права нарушены в этой сказке?
3) Иллюстрация сказки «Серая Шейка» ( фрагмент мультфильма).
_ Чья жизнь в опасности?
- Кто посягает на жизнь?
- Назови героев этой сказки.
4) Иллюстрация сказки «Теремок».
- Выберите право, которое изображено на экране (рисунке):
а) право на жизнь;
б) право на свободу;
в) право на справедливый суд;
г) право на труд.
- Кто нарушал это право?
- Кто защитил зайца и помог ему восстановить свои права?
5) Иллюстрация сказки «По щучьему веленью» (фрагмент мультфильма).
- Вспомните сказку «По щучьему веленью». Прав ли был Емеля, велев дубинке поколотить офицера?
- Какое право нарушил офицер, ударив Емелю по щеке?
- Прав ли был Емеля, велев дубинке поколотить народ?
- Какое право нарушил Емеля в этом случае?
Какие документы защищают ваши права?
Куда вы можете обратиться, если будут нарушены ваши права?
9. Заключение.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.