Классный час
Тема:
«Медовая сказка»
.
Цель: Продолжать знакомить детей с насекомыми – пчелой; дать представление о месте обитания пчел, знания о том, для чего нужны пчелы. Помочь детям проникнуть в тайны происхождения меда.
Задачи:
-Уточнить представления о внешнем виде пчелы. Формировать представления:
о том, как пчелы приспособились к окружающей среде, делают запасы меда на зиму, защищаются от врагов ядовитым жалом, живут большими семьями;
о взаимосвязи насекомых с цветущими растениями (пьют нектар, опыляют цветы).
-Продолжать воспитывать у детей любовь к родной природе, бережное отношение к насекомым, уважение к труду взрослых.
Активизация словаря: пасека, пасечник, улей, нектар.
Материалы и оборудование.
Для ознакомления с окружающим: Иллюстрации с изображением пчелы, улья, пасеки; банка с медом, презентация.
ХОД ЗАНЯТИЯ
.
- Ребята, недавно ко мне в гости приезжал из деревни мой папа Смолянинов Василий Федотович, он опытный пчеловод с 40 летним стажем. Он оставил для вас угощение. А что это за угощение, вы догадаетесь сами.
Учитель показывает детям банку с мёдом. Дети дают ответ.
- Правильно, это – мёд. Кто из вас уже пробовал мёд?
- А какой мед на вкус? (Сладкий, душистый, приятный...) В конце классного часа мы обязательно попьем чай с этим мёдом
А сейчас понюхайте мед и попробуйте догадаться, чем он пахнет. (Травой, лесом, конфетами)
- А кто из вас знает, откуда берётся мёд? (ответы детей)
Правильно, мёд дают полезные насекомые, которые называются – пчёлы.
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком
И поделится медком.
Давайте вспомним, как выглядит пчела.
Учитель выставляет иллюстрации с изображением пчел.
У неё есть голова, грудь, брюшко, ножки. Тело пчелы покрыто волосками чёрного и жёлтого цвета. Пчелиные крылышки полупрозрачные, перепончатые. У пчёлки большие глаза, которыми она прекрасно различает окраску цветов. Особенно хорошо видят пчёлы синий, фиолетовый, белый и жёлтый цвета. А язычок пчелы имеет форму желобка и покрыт волосками. Пчелы имеют длинный хоботок. Они находят цветущие растения и садятся на них. Опускают свой тоненький хоботок вглубь цветка и высасывают из него сладкий сок – нектар.
- Как называется сок, который добывают пчелы из цветка? (Нектар)
У пчелки на задних лапках есть корзиночки, в них она складывает пыльцу с цветов.
- А вы знаете, как пчелки помогают растениям? (Ответы детей)
Правильно, пчелки переносят на своих лапах пыльцу c одного цветка на другой, они их опыляют и от этого растения дают семена и плоды. Если бы не было насекомых, то не появились бы плоды на яблони, вишни и других цветущих растениях.
А теперь я вам расскажу одну историю. Очень давно человек заметил, что пчелиный мед - это полезный и вкусный продукт. И он решил пчел приручить. Раньше пчёлы устраивали свои гнёзда в дуплах старых деревьев. Но доставать мёд с деревьев человеку было не очень удобно, и тогда он нашёл красивую полянку и построил пчелиный город и назвал его пасекой.
- Как называется город, в котором живут пчелы? (Ответы детей)
- А дома в этом городе назывались ульями. Сначала люди делали ульи из ствола дерева. Распиливали ствол на чурбачки, в каждом выдалбливали углубление, делали маленькое отверстие, для того, чтобы только пчелы могли залетать внутрь. Сверху улей накрывали соломенной крышей. Современные ульи – это довольно большие деревянные ящики на четырёх ножках с открывающейся крышей. Их делают удобными и теплыми, чтобы пчелки могли в них зимовать.
- Как называется домик у пчелы? (Улей). А если их много? (Ульи)
Рассматривают презентацию с изображением ульев, пасеки.
- В каждом улье живет отдельно большая пчелиная семья. Большую часть улья составляют рабочие пчёлы. Дел у них очень много! Они добывают сладкий нектар и цветочную пыльцу, заботливо кормят подрастающих личинок, строят и ремонтируют восковые соты. Ранним летним утром из улья вылетают несколько самых смелых пчёлок. Это пчёлы – разведчицы. Они отправляются на поиски медовых трав, полян желтеющих одуванчиками, лугов, где распустились цветы. Потом разведчицы возвращаются в родной улей, и начинают весёлый и затейливый танец. Они жужжат, кружатся, выделяя капли нектара помещая его в восковые ячейки, которые называются сотами.
Вскоре все рабочие пчёлы вылетают из улья и устремляются вслед за пчёлами-разведчицами.
А ещё в пчелиной семье есть самая крупная и главная пчела. Это царица пчёл, её называют маткой. Пчелу-царицу окружает целая свита придворных пчел. Они кормят матку и ухаживают за ней. Матка никогда не покидает улей, не собирает мёд и пыльцу цветов. Она откладывает яички в приготовленные рабочими пчёлами восковые ячейки. А в начале лета из ячеек появляются молодые пчёлы.
- А теперь я приглашаю вас, ребята, на лесную полянку, представьте, что вы пчелы.
Физкультминутка:
Дети выполняют движения соответствующие тексту.
С утра проснутся пчелки,
Потом причешут челки,
Умоются над лужицей
И по лесу закружатся.
Кто пчелок уважает,
Кто к ним не пристает,
Того они не жалят,
Тому приносят мед.
- Ребята, а как вы понимаете слово «жалить»? (Ответы детей)
Действительно, у пчёлок в брюшке прячется острое жало, через которое они выпускают яд и могут очень больно ужалить. Но для человека укус пчелы не опасен. Пчелиным ядом даже лечат больных людей. Он входит в состав многих лекарств. Но всё же, чтобы пчёлка вас не ужалила (это очень больно), не надо размахивать руками и громко кричать там, где есть пчелы.
- А как вы думаете, для чего пчёлам жало? (Защищаться от врагов)
Правильно, им они защищаются от врагов.
- А какие враги есть у пчёл, как вы думаете? (Ответы детей)
Врагами пчелы считают всех, кто забирает их мёд и разоряет их ульи.
Не только люди любят мёд, не упустит случая полакомиться им и медведь, причём привлекает Топтыгина не только мёд, но и сами пчёлы и их личинки.
Был случай, что в улей с пчёлами пробралась ловкая, проворная куница, правда, это чуть не стоило ей жизни – еле ноги унесла сластёна от пчёл, разозлённых таким нахальным разбоем.
Некоторые думают, что человек тоже враг пчелы, потому что он забирает у них мёд. Но, это не так.
Пчеловоды, которые занимаются пчёлами, долго учатся этому ремеслу, и называют их пасечниками. Пасечники забирают из улья только часть меда, обязательно оставляя мёд и для пчелок. Причем собирают они мед очень аккуратно, не разоряя улей и не нанося вреда пчёлам.
Когда пасечник хочет заглянуть в улей, чтобы убедиться в том, что мёду пчёлами собрано уже достаточно и его нужно извлечь из сот, он пускает в улей небольшую струю дыма. В пчелином доме сразу начинается страшный переполох: пчёлы «думают», что где-то рядом начался пожар и на всякий случай набирают в желудки как можно больше мёда. А если желудок пчелы доверху набит мёдом, она не может изогнуть брюшко и выпустить своё жало, то есть, попросту говоря, с полным желудком пчела не может укусить. Этим и пользуются пчеловоды, когда достают из улья рамки с сотами.
С наступлением прохладных осенних деньков ульи переносятся с пасеки в тёплые сараи на зимовье. Зимой пчёлы не спят, но становятся медлительными, вялыми. Заботливые пчеловоды утепляют ульи и следят за тем, чтобы у трудолюбивых помощников всегда была пища. Если оставленного медку не хватает на всю долгую морозную зиму, то они подкармливают их сахарком.
Ребята, а для чего пчелы собирают мед? (Ответы детей)
Мед – это зимняя пища для пчел, ведь зимой пчелы спят, цветы не цветут и нектар негде взять. Поэтому пчелы все лето трудятся, делают запасы для себя и человека. Мед помогает людям при простуде, им лечат раны. Мед добавляют в конфеты и торты. Так что люди не враги пчеле, а её друзья.
Физкультминутка
Чтоб головка не болела,
Ей вращаем вправо-влево.
(вращение головой)
А теперь руками крутим –
И для них разминка будет.
(вращение прямых рук вперёд и назад)
Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим.
(потягивания – руки вверх и в стороны)
Повороты вправо-влево,
Плавно производим
(повороты туловища вправо и влево)
Наклоняемся легко,
Достаем руками пол.
(наклоны вперёд)
Потянули плечи, спинки.
А теперь конец разминке.
(Дети садятся за парты)
Учитель:А еще пчелки в своих домиках строят себе квартиры из воска. Когда приходит время строить квартиры, из брюшка пчелки начинают сыпаться красивые прозрачные восковые пластиночки. Эти квартиры называются соты.
Предлагаю взять в руки воск и рассмотреть его, помять, понюхать.
Какого цвета воск? (Желтого).
Какой материал на ощупь?
Мягкий или твердый?
У меня есть настоящие пчелиные соты, их даже можно пожевать (дети делятся впечатлениями).
Ребята, а для чего пчелы собирают мед? (Ответы детей)
Мед – это зимняя пища для пчел, ведь зимой пчелы спят, цветы не цветут и нектар негде взять. Поэтому пчелы все лето трудятся, делают запасы для себя и человека, Мед помогает людям при простуде, им лечат раны. Мед добавляют в конфеты и торты.
Предлагаю детям игру “Паутина жизни”:
Каждому ребенку дается эмблема, на которой изображены: человек, пчела, ульи, полянка, цветок, соты и мед. В руках ведущего клубок ниток. Ведущий начинает рассказывать сказку: “Человек очень любил мед. Он построил для пчел домики-ульи. В домики поселились пчелы. Пчелы летали на полянку, находили самые красивые цветы, добывали нектар, приготовили вкусный мед и угостили человека”.
Вот, ребята, мы с вами и построили паутинку жизни – человек помогает пчелам, ухаживает за ними, оберегает в морозные дни. А пчелы за это благодарят человека, одаривают его своим вкусным продуктом. Чем пчелка одаривает человека? (Ответы детей)
А сейчас мы загадаем загадки про пчёл, которые вы приготовили:
Чудодейственный наш мёд
От беды любой спасёт!
Ложку мёда скушай с чаем,
И тотчас же полегчает!
Чай с медом пейте и никогда не болейте!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.