«ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К МИРУ»
Щербак Ольга Анатольевна
Учитель физики
Донецк – 2023
Пояснительная записка.
Данная работа по воспитанию толерантности у подрастающего поколения велась всегда, во все времена. И наше время не является исключением. Потому что уважение учащихся к одноклассникам, полноценное общение на примерах равноправия, оказание необходимой помощи, внимательное отношение к его нуждам в решении возникающих проблем - вот одна из главных ценностей человеческого существования.
Современный мир жесток. Поэтому данная проблема – проблема толерантности, становится особенно актуальной. Без формирования толерантности движение к цивилизованному гражданскому обществу не возможно.
Классный час направлен на знакомство учащихся с основами бесконфликтного общения, на формирование представлений о различных вариантах человеческого общения, на устойчивое развитие таких личностных качеств, как рефлексия, толерантность, на практическое применение полученных знаний.
Данная разработка может представлять интерес для воспитателей и классных руководителей в воспитании толерантности у подрастающего поколения.
Задачи:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:
1. Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих.
2. Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы
мирным путём.
РАЗВИВАЮЩАЯ:
1.Обогащать словарный запас учащихся, развивать речь.
2. Развивать умения высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение, уметь слушать собеседника.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:
1. Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям,
одноклассникам, желание и умение прощать.
«Теперь, когда мы научились
Летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой, как рыбы,
Нам не хватает только одного:
Научиться жить на земле, как люди».
Бернарда Шоу
1.Организационный момент.
Классный руководитель:
Доброе утро, мои дорогие ребята! Я рада видеть вас, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к нашему общению? Тогда вперед! (слайд2)
Наш классный час я хочу начать притчей (слайд 3)
Давным-давно в одной восточной стране жил мудрый человек. Часто своими советами он помогал людям: бедным и богатым, умным и глупым, молодым и пожилым. И только одному человеку он не мог помочь – своему сыну. Молодой человек был несдержан, груб, зол. Он насмехался над любыми слабостями других людей, нисколько не заботясь о том, что ранит их этим; он мог спокойно ударить котенка или бросить камень в собаку. Он не почитал ни мать свою, ни отца, ни сестру. У него было несколько друзей, но и они постепенно отвернулись от него. И вот настал день, когда он остался совсем один. Какой бы ни был человек, но быть одному трудно и он прибежал к отцу за советом:
- Отец, скажи, что мне делать? Со мной никто не хочет общаться!
Задумался мудрый человек. Как помочь сыну? Пошел он на восточный базар и купил мешок гвоздей. Подвел сына к воротам и сказал:
- Вот тебе, сын, молоток и гвозди. Как только ты обидишь кого-нибудь, не сдержишь свой гнев или совершишь плохой поступок, ты придешь сюда и вобьешь в ворота один гвоздь.
В первые дни сыну приходилось вбивать очень много гвоздей. Но со временем он смог преодолеть себя и настал день, когда он вбил один - единственный гвоздь (кстати, он был последним).
Пришел сын к отцу и говорит:
- Отец, я делал все, как ты меня учил! У меня закончились гвозди. Что мне делать дальше?
- А теперь, каждый раз, когда ты сдержишься, не обидишь кого-нибудь, а наоборот, поможешь кому-нибудь в его беде, ты будешь вытаскивать из стены по одному гвоздю.
Трудно было сыну. Обидеть человека легко, а вот успокоить, ободрить, помочь в нужную минуту намного сложнее. Но он старался! И настал день, когда все гвозди были вытащены из ворот.
Пришел сын к отцу. Но глаза его были печальны. Результаты его не радовали. Друзья так и не вернулись к нему. И люди по-прежнему сторонились его! И впервые сын заплакал.
Подвел отец плачущего сына к воротам, которые были усыпаны отметинами от гвоздей, и сказал:
-Посмотри на эти ворота! Видишь сколько здесь отметин? Их оставили гвозди, которые ты вбивал. Столько же отметин ты оставил в сердцах и душах людей, которых ты обидел. На воротах эти отметины так и останутся, как напоминание о твоих «подвигах». Ну а у людей раны со временем рубцуются, затягиваются. Только для этого нужно время. Твоя задача ждать и жить так, чтобы тебе больше никогда не пришлось вбивать гвозди в ворота. Твори добро, не жди благодарности. Со временем люди тебя простят, и вернуться к тебе. И ты будешь счастлив!
ТАК И БЫЛО!
Классный руководитель:
Мир – это Вселенная. Мир – это наша Земля. Мир - это наша Республика. Мир – это наш Донецк. Мир – это наша школа. Мир – это я. Как разнообразен мир вокруг нас. Мы все разные: взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые, толстенькие и худенькие, кудрявые и с косичками, умные и не очень. И все мы должны жить и понимать друг друга. Существует такое красивое слово «толерантность» (слово появляется на доске).
Как вы его понимаете?
2. Буквенный
анализ понятия «Толерантность».
Классный руководитель(слайд4)
-Давайте попробуем вспомнить, что означает понятие толерантность, путем
проведения буквенного анализа данного слова:
Ученики называют понятия и записывают на доске
Т- терпение.
О- ответственность.
Л- любовь.
Е- единство.
Р- радость.
А- активность.
Н- надежность
Т- товарищество.
Н- нравственность
О- общение.
С- сострадание, сотрудничество, справедливость.
Т- терпимость.
Ь- мягкость, отсутствие злости
А теперь давайте посмотрим значение слова «толерантность» с разных языков мира: (слайд 5)
В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идей или мнения.
Во французском языке – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.
В английском языке – быть терпимым и снисходительным. В китайском языке – великодушие по отношению к другим.
В русском языке – способность уметь мириться и терпеть что-то и кого-то.
В арабском языке – прощение, мягкость, милосердие, сострадание, расположенность к другим.
В персидском языке – терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению.
На немецком языке – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
Классный руководитель: что общего в этих определениях?
Дети: умение жить в мире и согласии со всем миром.
3. Упражнения на закрепление понятия «толерантность»:
Тестирование (слайд 6- слайд8)
А сейчас мы с вами проведем тестирование и определим, насколько вы
толерантны. Если вы выбираете первый ответ, загибайте палец.
1.Один товарищ тебя предавал
1)ты пытаешься поладить с ним.
2) ты отомстишь ему
2.Цвет кожи у мальчика с соседнего двора отличается от твоего…
1)Ты стремишься лучше узнать его.
2)Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.
3.Пожилая женщина медленно идет…
1)Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
2)Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
4.Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком…
1)Ты разговариваешь с ним.
2)Ты говоришь, что все мальчик - нули.
5.На твоих глазах на кого – то обижают …
1)Ты пытаешься защитить его.
2)Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
6.Ты приводишь в компанию друга (подругу), который становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?
1) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внимание
отвлечено от меня;
2) я лишь радуюсь за него (нее).
(слайд 9)Загнул 6 пальцев? Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить своемнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинаетсясвобода других.
Если от 3 до 6, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе длятого, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и современем у тебя все получится.
Меньше трех? Ай – ай – ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешьсялучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящемусчастливым!
Составление правил толерантного учащегося
5-Б класса (слайд 10)
1. Не обижать окружающих.
2. Выслушивать мнения других и считаться с ними.
3. Уметь прощать обиды и просить прощения.
4. Уметь договариваться без ссор и
разрушительных конфликтов .
5. Нельзя унижать достоинство человека.
6. Не стоит заставлять человека с помощью силы
делать то, что хочется вам.
Классный руководитель:Я хочу предложить вам памятку, которая поможет вам в любых ситуациях оставаться толерантными людьми:
· Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого человека. Особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием.
· Помните, если другие не разделяют ваших точек зрения, это не показатель их несостоятельности.
· Относитесь с иронией к значимости своей персоны, чаще улыбайтесь.
· Не страдайте оттого, что не все правильно вокруг, принимайте окружающий мир таким, какой он есть, ведь для нас этот мир - единственный.
· Взаимоотношения с единомышленниками и оппонентами стимулируют творческие процессы, больше общайтесь с разными людьми.
· Обращайте внимание только к позитивному, что есть в людях. Никогда не критикуйте личность, а давайте оценку только негативному поступку (не “ты плохой”, а “ты плохо поступил”).
· Будьте терпимы к человеческим недостаткам и слабостям. В любой конфликтной ситуации учитесь находить и предлагать справедливое решение. Умейте признавать свою неправоту и при необходимости - извиняться.
ПОМНИ ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО:не делай людям то, чего не желаешь себе.
Классный руководитель:
А сейчас давайте заглянем в «шкатулку мудрости». Давайте послушаем, что говорили по этому поводу великие и мудрые люди. Попытаемся их понять. (Вытаскивать из шкатулки по одному высказыванию и объяснять их смысл (слайд 11)
· Самый несчастный человек тот, кто считает себя всегда правым.
· Других не суди – на себя погляди. (Пословица)
· Когда двое ссорятся, всегда виноваты оба. (Л.Н.Толстой)
· И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. (Евангелие)
· Всякое существование – это сосуществование. (Древняя мудрость)
· Огонь тушится не огнём, а водой.
· Как аукнется, так и откликнется. (Пословица)
· Куда несчастнее тот, кому никто не нравится, чем тот, кто не нравится никому. (Ларошфуко)
· Уважение к людям есть уважение к самому себе. (Голсуорси)
· Не людей сотворили ради тебя, а тебя создали для людей. (Персидская мудрость).
И в заключении я хочу рассказать вам притчу:
- Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке – миллионы морских звезд, берег был усеян ими на много километров.
– Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? – спросил человек, подходя ближе.
– Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, – ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
– Но это просто глупо! – закричал человек. – Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:
– Нет, мои попытки изменят очень много... для этой звезды.
Одно Солнце обогревает весь мир. Но один человек не может сделать мир лучше. Но, если каждый из нас будет добрее, милосерднее, терпимее к ближнему, всем станет уютнее, теплее, все будут жить в мире и согласии. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее.
Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани.
А что же для этого нужно?
· любовь;
· прощение;
· терпение.
ДОБРОТА И ТЕРПИМОСТЬ СПАСЕТ МИР!(слайд 12)
4. Рефлексия: «Дерево толерантности»
А сейчас проведем творческую работу. Создадим «Дерево толерантности».
«Я раздаю вам листья, а вы напишете на них, что по вашему, надо сделать каждому из нас, чтобы наш класс стал пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными».
Затем листочки приклеиваете на дерево. И поместим его в Классный уголок(слайд13)
Я очень
надеюсь, дорогие мои дети девизом нашего класса всегда будут следующие слова
(вместе повторяем)
Прийти вместе – это начало,
Остаться вместе – это развитие,
Работать вместе – это успех.
Спасибо за внимание (слайд 14)
ПРИЛОЖЕНИЕ
слайд 2
Слайд3
ПРИЛОЖЕНИЕ
слайд 4
Слайд 5
ПРИЛОЖЕНИЕ
слайд6-слайд9
ПРИЛОЖЕНИЕ
слайд 10
Слайд
11
ПРИЛОЖЕНИЕ
слайд 12
слайд13
Литература
1.Герасимова В. А. Классный час играючи. - М.: ТЦ «Сфера». - 2003.
2.Морозова Л. П. Классные часы.5 класс. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 2008
3.Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А.. Воспитание толерантности у школьников. Ярославль, 2003.
4.Солдатова Г.У., Шалгерова Л.А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков.
5. Фопель К., Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. [Текст] – Пер. с нем - М. : Генезис, 2005. - 336 с. ISBN 5-85297-046-8
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.