Классный час «Буду делать хорошо, и не буду - плохо».
Класс: 5класс
Продолжительность мероприятия: 45 мин.
Функции классного часа.
1.Формирующая - классный час формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, навыки ведения диалога и построения высказывания, отстаивания своего мнения. Способствует формированию дружеских отношений в детском коллективе.
2.Просветительская - классный час расширяет кругозор обучающихся. Объектом обсуждения стали вопросы связанные правилами поведения в обществе.
3.Ориентирующая - классный час формирует ценностные ориентации у обучающихся, определенное отношение к окружающему миру, к тому, что в нем происходит.
Цель: повышение правовой грамотности учащихся 5 класса на основе игровой деятельности.
Задачи:
1. В ходе игры расширить знания учащихся об их правах и обязанностях, изложенных в Конвенции о правах ребенка, российских законах.
2. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.
3.Развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников.
4.Способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности.
5.Содействие сплочению детского коллектива, вовлечение их в жизнедеятельность классного сообщества.
Оформление и оборудование:
1. Пиктограммы.
2. Презентация.
3. Игровое поле, фишки - магниты, кубики.
4. Выставка рисунков и литературы «Права и обязанности детей».
Форма проведения классного часа: интеллектуальная игра.
Ожидаемые результаты: классный час поможет детям осознать значимость существующих законов государства.
УУД
Личностные: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Познавательные: умение излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; умение устанавливать причинно - следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы.
Коммуникативные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
Регулятивные: поиск, анализ и отбор нужной информации.
Сценарий классного часа.
«Крошка сын к отцу пришёл, и спросила кроха: — Что такое хорошо и что такое плохо»? А как вы объяснили бы малышу, что такое хорошо, а что такое плохо.
Обсуждение.
Ведущий 1.
По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.
Ведущий 2.
Рядом мама крепко за руку держала,
В путь – дорогу умницу свою сопровождала.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают их на свете.
Зачем гражданам нашей страны необходимо знать законы, права и обязанности?
Обсуждение.
Правила игры.
Формируем 4 команды. Устанавливаем фишки (цветные магниты) на белый квадрат в центре игрового поля. По очереди капитаны команд бросают кубик. Какое число выпадает на кубике, такое количество «шагов» отсчитываем. Смотрим, какой цвет клетки выпал. Согласно цвету выдаем задание. Если ответ неправильный или ответа нет, ход переходит к следующей команде. Дальнейшее движение происходит по направлению стрелок.
Зеленое поле. «О правах в числах».
Ответь на вопросы.
1. До скольких лет, согласно Конвенции ООН, человек считается ребенком? (18 лет)
2. Во сколько лет человек получает паспорт? (14 лет)
3. С какого возраста молодые люди могут начать работу? (16 лет)
4. Во сколько лет молодых людей призывают в армию? (18 лет)
5. Во сколько лет молодые люди могут жениться и выходить замуж? (18 лет)
6. Сколько лет учат в школе? (11 лет, если не остался на повторное обучение)
7. Со скольких лет наступает уголовная ответственность? (14 лет)
8. С какого возраста дети идут в школу? (6-7 лет)
9. Как долго детей учат в 5 классе? (1 год, если не остался на повторное обучение)
10. Сколько и какие права ты знаешь?
11. Сколько и какие обязанности ты знаешь?
Синее поле. «Умные мысли о правах, обязанностях и законе».
Дополни пословицу.
1. Волка… (ноги кормят)
2. Сколько волка не корми… (он все в лес смотрит)
3.Змея меняет шкуру… (но не натуру)
4.Ворон ворону… (глаз не выклюет)
5. Волков боятся…. (в лес не ходить)
6. Не все то золото,…(что блестит)
7. Что посеешь,…(то и пожнешь)
8. Как аукнется,…(так и откликнется)
9. Без труда…(не вынешь и рыбку из пруда)
10. Не по виду суди, ….(а по делам гляди)
11. Что делаешь,…(то и имеешь)
12. Не всегда вор крадет,…(а всегда берегись)
Красное поле. «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Ведущий 1.
«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Сказки любят все: и дети, и взрослые. Сказок написано великое множество, но среди огромного количества обязательно найдется несколько самых-самых любимых.
Ведущий 2.
Народная сказка – это кладезь мудрости. И пусть сказка является вымыслом от начала и до конца - в ней обязательно присутствует мораль и нравоучение. Прочитайте сказку и примите урок главных героев, ведь там содержится намёк на то, что можно сделать, чтобы не попадать в неприятности.
Ведущий 1.
Народные сказки учат детей поведению в обществе, объясняя, что такое хорошо, а что такое плохо.
Ведущий 2.
О каком нарушении прав или преступлении говориться в сказке.
1. Русская народная сказка «Гуси-лебеди»
«Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, а сама побежала на улицу гулять. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях».
Ответ. «Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей скрадывали; девочка угадала, что они унесли ее братца, бросилась их догонять». (Похищение детей)
2. Русская народная сказка «Колобок» «Колобок полежал, полежал, взял да и покатился — с окна на лавку, с лавки на пол, по полу к двери, прыг через порог — да в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше».
Ответ.
«Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел…»
Нарушено право на жизнь. Бродяжничество.
3. Русская народная сказка «Лисичка и скалочка».
«Вот она легла сама на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку.
Рано утром лисичка встала, сожгла свою скалочку, а потом и спрашивает:
- Где же моя скалочка? Давайте мне за неё курочку!
Мужик - делать нечего! - отдал ей за скалочку курочку».
Ответ.
«Шла лисичка по дорожке,
Нашла скалочку,
За скалочку взяла курочку,
За курочку взяла гусочку»! (Мошенничество)
4. Русская народная сказка «Лиса и заяц».
«Жили-были лиса да заяц. У лисы была избенка ледяная, у зайца — лубяная.
Пришла весна - красна — у лисы избенка растаяла, а у зайца стоит по-старому.
Вот лиса и попросилась у него переночевать, да его из избенки и выгнала. Идет дорогой зайчик, плачет».
Ответ.
«О чем, зайчик, плачешь?
— Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала».
Нарушение прав собственности. Захват жилья.
5. Русская народная сказка «Три поросенка».
«И братья опять развеселились и запели:
Нам не страшен серый волк,
Серый волк, серый волк!
Где ты ходишь, глупый волк,
Старый волк, страшный волк?
И вдруг они увидели настоящего живого волка! Он стоял за большим деревом, и у него был такой страшный вид, такие злые глаза и такая зубастая пасть, что у Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа по спинкам пробежал холодок и тонкие хвостики мелко-мелко задрожали».
Ответ.
«Волк приготовился к прыжку, щёлкнул зубами, моргнул правым глазом, но поросята вдруг опомнились и, визжа на весь лес, бросились наутёк».
Нарушено право на неприкосновенность жилища. Покушение на жизнь.
6. Шарль Перро. Сказка «Красная шапочка».
«Тогда
она подошла к постели, раздвинула полог, видит – лежит бабушка, надвинут чепец
у неё на самое лицо, и выглядит она странно.
– Ой, бабушка, отчего у тебя такие большие уши? – спросила Красная Шапочка.
– Чтоб лучше тебя слышать!
– Ой, бабушка, а какие у тебя большие глаза!
– Это чтоб лучше тебя видеть!
– Ой, бабушка, а что это у тебя такие большие руки?
– Чтоб легче тебя обнять.
– Ох, бабушка, какой у тебя, однако, большой рот!
– Это чтоб легче было тебя проглотить!
Сказал это волк, вскочил с постели – и проглотил бедную Красную Шапочку».
Ответ. Посягательство на жизнь, нарушается право на жизнь.
7. Сказка «Волк и семеро козлят».
«Только ушла коза, волк опять шасть к избушке, постучался и начал причитывать тонюсеньким голосом:
- Козлятушки, ребятушки!
Отопритесь, отворитесь!
Ваша мать пришла - молока принесла.
Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу и всех козлят съел. Только один козленочек схоронился в печке».
Ответ. Посягательство на жизнь, нарушается право на жизнь.
8. Шарль Перо сказка «Золушка».
«Бедную падчерицу заставляли делать всю самую грязную и тяжелую работу в доме: она чистила котлы и кастрюли, мыла лестницы, убирала комнаты мачехи и обеих барышень – своих сестриц. Спала она на чердаке, под самой крышей, на колючей соломенной подстилке».
Ответ. Нарушается право на отдых и досуг.
9. Ганс Христиан Андерсен. Сказка «Дюймовочка».
«Скоро у нас будут гости, - сказала ей однажды полевая мышь. - Раз в неделю меня приходит навестить мой сосед. Он очень богат и живет куда лучше меня. У него большой дом под землей, а шубу он носит такую, какой ты, верно, и не видывала, - великолепную черную шубу! Выходи, девочка, за него замуж! С ним не пропадешь! Одна беда: он слеп и не разглядит, какая ты хорошенькая. Ну, уж ты зато расскажешь ему самую лучшую сказку, какую только знаешь. Но Дюймовочке вовсе не хотелось выходить замуж за богатого соседа: ведь это был крот - угрюмый подземный житель».
Ответ. Право на свободу и свободное передвижение, так как крот хочет заточить Дюймовочку в «подземелье», без солнечного света.
10. А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане.
«Делать нечего: бояре,
Потужив о государе
И царице молодой,
В спальню к ней пришли толпой.
Объявили царску волю -
Ей и сыну злую долю,
Прочитали вслух указ
И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в Окиян -
Так велел-де царь Салтан».
Ответ. Нарушено право на жизнь и свободу, неприкосновенность личной жизни.
11.А. Толстой. Сказка «Золотой ключик, или приключения Буратино».
«Услышав весь этот шум,
из-за сцены высунулся человек, такой страшный с виду, что можно было окоченеть
от ужаса при одном взгляде на него.
Густая нечёсаная борода его волочилась по полу, выпученные глаза вращались,
огромный рот лязгал зубами, будто это был не человек, а крокодил. В руке он
держал семихвостую плётку.
Это был хозяин кукольного театра, доктор кукольных наук синьор Карабас Барабас».
Ответ. Нарушаются права героев в театре Карабаса, он их притесняет. Нарушение
трудового кодекса (законодательства).
Желтое поле «С подсказкой и без…»
Угадай слово. Расшифруй пиктограмму.
Что означает данный рисунок. Какое слово спрятано? Рисунки прикрепить магнитами к доске.
Итог. Мальчик радостный пошёл, и решила кроха: «Буду делать хорошо, и не буду - плохо».
Награждение.
Рефлексия «Весы». Поставить перед выходом весы. На чашу весов надо положить белый (хорошо) или черный (плохо) жетон из картона. Сравнить. Какая чаша перевесит.
Игровое поле.
Литература.
Интернет-ресурсы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.