Классный час – практикум для учащихся 11 класса
«Чтобы не ошибиться при выборе профессии»
Цели:
· Изучение личностных особенностей учащихся и оценка их профессиональных возможностей;
· Организация рефлексии ими своих способностей и возможностей;
· Выявление проблем и вопросов, возникающих у учащихся;
· Актуализация потребности учащихся в профессиональном самоопределении.
Оборудование
Стенд с иллюстрациями в мире профессий, высказывания великих людей «Карты интересов», карточки с названиями профессий, рисунки учащихся, карточки с изображением «Знака качества».
Мультимедийная презентация.
Ход классного часа
1.Организационный момент
Здравствуйте те, кто весел сегодня,
Здравствуйте те, кто грустит,
Здравствуйте те, кто общается с радостью,
Здравствуйте те, кто молчит
Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей. Здравствуйте!!!
2. Вступление
Ежедневно каждый из вас несколько раз совершает привычное, будничное дело – перешагивает порог дома, школы, класса. Но есть в жизни каждого человека такие пороги, через которые перешагнуть незаметно невозможно. Вы когда-то перешагнули порог школы, и пройдёт совсем немного времени, когда вы перешагнёте порог, ведущий в самостоятельную жизнь, порог, на котором надо будет сделать один из самых трудных выборов в вашей жизни – выбор профессии.
И сегодня мы все вместе можем обсудить волнующие нас вопросы, что-то предложить, посоветовать друг-другу, предупредить возможные ошибки, высказать своё мнение.
3. Разминка
Начнём наш практикум с небольшой разминки.
Работать будем в группах, выявляя, какая лучше других ориентируется в вопросах из мира профессий. Группа, сумевшая чем-либо отличиться, получает «Знак качества».
3.1. Перед вами названия профессий: юрист, эколог, парикмахер, модельер, сварщик, строитель, электрик, бухгалтер, шофёр, психолог, учитель, врач, агроном, ветеринар.
За 1-2 минуты составьте синквейн к каждой из них.
Напрмер:
1. Учитель.
2. Терпеливый и деликатный.
3. Знающий, умеющий, целеустремлённый.
4. Счастье находит в детях.
5. Свет.
3. Есть такая телевизионная передача «Профессия - репортёр».
У нас сегодня её представляет …
Я её попросила провести опрос среди учащихся вашей школы на тему «Мир профессий». О том, какие результаты она получила мы сейчас и узнаем.
Например ( показывает снятое видео)
В коридорах школы на переменах было многолюдно и немного шумно, но всё-таки мне удалось провести опрос. Результаты проведённого опроса оказались очень интересными, они удивили и озадачили. На вопрос: «Кем вы хотите стать?» - получены следующие ответы:
· Экономистом -25%
· Юристом-20%
· Программистом-16%
· Менеджером-11%
· Дизайнером-10%
· Шофёром-7%
· Психологом -6%
· Учителем-4%
· Военным -3%
· Модельером -1%
На вопрос, почему они выбирают именно эту профессию, ребята отвечали по – разному.
Меня интересовало, какие профессии ребята считают профессиями 21 века. Результаты впечатляют! Почти половина опрошенных назвали компьютерщика, что неудивительно, ведь зависимость человека от этого чуда техники только возрастает. На второе место ребята поставили бизнесмена,(25%) и хотя это не профессия, а род занятий, именно с ним ассоциируются дело, успех, деньги. На третьем месте профессия банкира. Актуальная надо сказать профессия, поскольку практически все платежи сегодня можно осуществлять по кредитным карточкам. Может быть наступит время, когда люди забудут, как выглядят настоящие деньги, и будут пользоваться только виртуальными. На последнем месте социолог (12%), специалист по изучению общественного мнения.
К числу профессий уходящих в небытиё, ребята отнесли профессию трубочиста, кузнеца, печника и другие.
Учитель
В мире насчитывается около 40 тысяч разных профессий. Ежегодно 25 миллионов человек меняет своё место работы, 12% из них спустя некоторое время возвращаются обратно на прежнее место работы. Означает ли это, что к выбору профессии можно идти путём проб и ошибок? А может надо сознательно готовить себя к профессиональной деятельности. Как же найти среди такого количества свою профессию? Что нужно учитывать, чтобы не ошибиться?
Интересы и склонности. Если нет интереса к определённому виду деятельности, не помогут никакие методики.
4. Склонности и интересы в выборе профессии (методика «Карта интересов»-раздаётся учащимся заранее и обрабатывается учителем. На уроке у них только обработанная таблица см. ниже).
Если тебе нравится то, о чём говорится в том или ином высказывании, поставь в бланке ответов рядом с соответствующим номером знак «+», если не нравится – «-».
Нравится ли тебе, хочешь ли ты?
№ |
Вопрос |
плюс |
минус |
1. |
Читать книги по занимательной физике, занимательной математике |
|
|
2. |
Читать об открытиях в химии |
|
|
3. |
Выяснять устройства электроприборов |
|
|
4. |
Читать технические журналы |
|
|
5. |
Узнавать о жизни людей в разных странах |
|
|
6. |
Знакомиться с жизнью растений и животных |
|
|
7. |
Читать произведения мировой литературы |
|
|
8. |
Обсуждать политические события в стране и за рубежом |
|
|
9. |
Читать книги о жизни школы |
|
|
10. |
Знакомиться с работой врача |
|
|
11. |
Создавать уют в доме, школе, классе. |
|
|
12. |
Посещать театры, музеи, выставки. |
|
|
13. |
Читать книги о войнах и сражениях |
|
|
14. |
Читать об открытиях в физике и математике |
|
|
15. |
Выполнять домашнее задание по химии. |
|
|
16. |
Исправлять бытовые электроприборы |
|
|
17. |
Посещать технические выставки, знакомиться с новинками техники |
|
|
18. |
Ходить в походы, изучать родной край |
|
|
19. |
Изучать зоологию, ботанику, биологию. |
|
|
20. |
Читать критические статьи по литературе. |
|
|
21. |
С удовольствием участвовать в школьных делах. |
|
|
22. |
Объяснять товарищам домашнее задание |
|
|
23. |
Читать о том, как люди борются с болезнями. |
|
|
24. |
Шить, вышивать, готовить. |
|
|
25. |
Читать об искусстве. |
|
|
26. |
Принимать активное участие в жизни школы. |
|
|
27. |
Проводить опыты по физике. |
|
|
28. |
Проводить опыты по химии. |
|
|
29. |
Читать статьи о радиотехнике. |
|
|
30. |
Собирать и ремонтировать механизмы (часы, велосипеды). |
|
|
31. |
Собирать коллекцию минералов. |
|
|
32. |
Работать в саду, на огороде. |
|
|
33. |
Письменно излагать свои мысли. |
|
|
34. |
Читать книги по истории. |
|
|
35. |
Рассказывать детям сказки, играть с ними. |
|
|
36. |
Ухаживать за больными. |
|
|
37. |
Помогать дома по хозяйству. |
|
|
38. |
Принимать активное участие в концертах, выставках. |
|
|
39. |
Участвовать в военно-спортивных играх |
|
|
40. |
Посещать дополнительные занятия по физике и математике. |
|
|
41. |
Готовить химические растворы . |
|
|
42. |
Ремонтировать компьютеры. |
|
|
43. |
Изготавливать модели кораблей, самолётов |
|
|
44. |
Участвовать в географических и геологических экспедициях. |
|
|
45. |
Наблюдать за живой природой. |
|
|
46. |
Изучать иностранный язык. |
|
|
47. |
Выступать с докладами на исторические темы. |
|
|
48. |
Организовывать общешкольные мероприятия. |
|
|
49. |
Ухаживать за детьми. |
|
|
50. |
Делать разные покупки. |
|
|
51. |
Беседовать с другими людьми об искусстве. |
|
|
52. |
Заниматься в спортивных секциях. |
|
|
53. |
Участвовать в физико-математических олимпиадах. |
|
|
54. |
Решать задачи по химии. |
|
|
55. |
Выполнять работы с измерительными приборами. |
|
|
56. |
Выполнять работы по механике. |
|
|
57. |
Разбираться в географических, геологических картах. |
|
|
58. |
Проводить опыты по биологии. |
|
|
59. |
Обсуждать прочитанные книги и увиденные фильмы. |
|
|
60. |
Изучать политику и экономику других стран. |
|
|
61. |
Обсуждать вопросы воспитания и обучения. |
|
|
62. |
Знакомиться со строение человеческого организма. |
|
|
63. |
Убеждать людей в чём –либо. |
|
|
64. |
Знакомиться с историей искусств. |
|
|
65. |
Быть организатором в походах и играх. |
|
|
66. |
Производить математические действия. |
|
|
67. |
Отмечать химические явления в природе. |
|
|
68. |
Разбираться в радиосхемах. |
|
|
69. |
Выполнять чертежи. |
|
|
70. |
Производить топографические зарисовки местности. |
|
|
71. |
Ухаживать за животными. |
|
|
72. |
Выступать с докладами по вопросам литературы. |
|
|
73. |
Знакомиться с историей культуры. |
|
|
74. |
Давать объяснения младшим школьникам. |
|
|
75. |
Изучать причины возникновения различных болезней. |
|
|
76. |
Знакомиться, общаться с разными людьми. |
|
|
77. |
Участвовать в концертах. |
|
|
78. |
Соблюдать режим дня. |
|
|
Обаботка карты (заранее выполняет учитель)
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
|
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
|
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
|
40 |
41 |
42 |
43 |
44 |
45 |
46 |
47 |
48 |
49 |
50 |
51 |
52 |
|
53 |
54 |
55 |
56 |
57 |
58 |
59 |
60 |
61 |
62 |
63 |
64 |
65 |
|
66 |
67 |
68 |
69 |
70 |
71 |
72 |
73 |
74 |
75 |
76 |
77 |
78 |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13 колонок в бланке – это 13 направлений профессиональной деятельности (1-физика и математика; 2 - химия; 3-радиотехника; 4-механика и конструирование; 5-география и геология, 6-биология; 7-филология; 8-история и политика; 9-педагогика; 10-медицина; 11-домоводство; 12-искусство; 13-спорт и военное дело).
По каждой из колонок подсчитывается арифметическая сумма плюсов и минусов.
Вопросы сгруппированы таким образом, что первые два в каждом вертикальном столбце дают возможность выяснить, есть ли у тебя желание ознакомиться с той или иной областью знаний видов деятельности. Вторые два означают стремление к углублённому познанию предмета. Своих интересов, последние два - практическую деятельность в этой области.
Составьте общую характеристику своих интересов на отдельных листах: что нравится, чем любите больше всего заниматься.
А теперь возьмите каждый свою «Карту интересов» и обратите внимание на выделенные маркером столбики:
· Жёлтый цвет –у вас есть желание ознакомиться с той или иной областью знаний и видом деятельности;
· Зелёный –ты стремишься, как можно больше узнать о предмете своих интересов;
· Красный – ты хотел бы работать в этой области.
Поднимите, пожалуйста руки те, у кого характеристика своих интересов совпала с «Картой интересов» или есть какие-то расхождения.
Что мы можем посоветовать этим ребятам?
Чётко определить круг своих интересов, как можно скорее поставить перед собой достижимую цель. Имея перед собой цель, вы сможете достичь успеха быстрее, чем ваши ровесники, которые только начинают шевелить мозгами: чем бы таким заняться?
Очень мудро по этому поводу высказался английский философ 16-1вв., Фрэнсис Бэкон: «Хромой путник может обогнать скакуна на лошади, если знает, куда идти».
5. «Выбери правильный путь» - так называется наше следующее задание. Одного из учеников мы попросим выйти из класса. Всем группам школьников предлагаю «подобрать» профессию вышедшему ученику.
Общее обсуждение: докажите, что индивидуальные особенности вышедшего учащегося соответствуют требованиям профессии.
Совпадает ли подобранная профессия с выбранной учащимся?
К чему может привести искажённое представление о своих способностях?
К неправильному выбору.
А ещё какая причина может привести к ошибке?
Искажённое представление о будущей профессии.
6. Оптимисты и скептики – ещё одно задание, позволяющее избежать ошибок при выборе профессии.
Проанализируйте профессию журналиста, записав в колонку «Оптимисты» положительные качества профессии, а в колонку «скептики» - отрицательные. Я предлагаю выходить к доске тому, кому приходит в голову умная мысль.
Профессия – журналист.
Оптимисты (люди, которые видят во всём светлые стороны, верят в успех, в победу добра) |
Скептики (люди, которые ко всему относятся критически, недоверчиво; всё подвергают сомнению) |
Работа имеет огромное общественное значение, встречи с интересными людьми, командировки, возможность увидеть новые места, быть в гуще событий, возможность использования современной техники… |
Трудности, связанные с устройством на работу, частые командировки, осложняющие личную жизнь, большая ответственность, нервные перегрузки, ненормированный рабочий день, постоянное общение с людьми… |
Итак, вы выбрали профессию, но у неё столько отрицательных признаков! А вы как-то раньше не задумывались. Может наступить разочарование.
Что же нужно предпринять чтобы этого не произошло?
Выбирая профессию, подумай соответствует ли она наиболее привлекательным характеристикам; узнай как можно больше о данной профессии из достоверных источников; взвесь свои возможности.
7. Конверт «Качества».
А теперь каждый из вас обратиться к той профессии, которая ему нравится, которую он выбрал для себя.
Перед вами 20 качеств характера человека: доброта, любознательность, критичность, аккуратность, справедливость, остроумие, дисциплинированность, внимательность, эрудиция, вежливость, целеустремлённость, инициативность, исполнительность, общительность, находчивость, настойчивость, логичность мышления, память, расчетливость, практичность, принципиальность, строгость, решительность, любовь к природе, коллективизм.
Подчеркните 5 из них, наиболее необходимых настоящему профессионалу выбранной вами группы профессий.
Некоторые из вас подчеркнули такие слова, как доброта, справедливость, вежливость. Скажите, эти качества характера нужны людям какой-то определённой группы профессий?
В любой профессии нужно оставаться человеком с большой буквы. По этому поводу хорошо сказал Александр Раскин: «Прежде всего надо быть хорошим человеком. Это важнее всего и для летчика, и для пастуха, и для артиста».
8. Творческий конкурс «Портретная Галерея» (портреты можно заранее нарисовать дома)
Некоторые из вас уже чётко определились с выбором профессии. Я попрошу таких ребят нарисовать свой портрет, изображая себя как представителя той или иной профессии. На обратной стороне разместите короткую рекламу выбранной профессии. Ваша задача – узнать героя произведения.
10. Итог.
Очень хочется, чтобы вы вот так же узнали в лицо свою профессию, как узнали сейчас портреты одноклассников. Часто от вас приходится слышать слова: «Я ещё не нашёл себя». Американский психиатр Томас Сас однажды мудро заметил: «…Найти себя невозможно – себя можно только создать». Создавайте же себя сами для будущей профессии.
11. Рефлексия.
Закончите высказывания:
· Больше всего мне запомнилось сегодня…
· В сегодняшней встрече мне не удалось…
· Пожалуй, для себя я возьму…
В конце классного часа ребятам раздаётся памятка
Памятка
чтобы не ошибиться при выборе профессии:
1. Учесть Интересы и склонности,
2. Поставить перед собой достижимую цель.
3. Прислушиваться к мнению родителей, учителей, друзей, родственников,
4. Иметь представление о будущей профессии.
5. Подумать, соответствует ли она наиболее привлекательным для тебя
характеристикам.
6. Узнать как можно больше о выбранной профессии из достоверных
источников, взвесить свои возможности.
И, главное, помните! «…Найти себя невозможно – себя можно только создать»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.