Классный час Джеоргуыба
Оценка 4.9

Классный час Джеоргуыба

Оценка 4.9
docx
28.04.2022
Классный час Джеоргуыба
1Джеоргуыба нужная разраб..docx

Открытый классный час «Джеоргуыба- народный осетинский праздник»

 

http://faboroxy.com/index.php?q=aHR0cDovL3M0MS5yYWRpa2FsLnJ1L2kwOTQvMTAwNi8zMi9jOWI5NTdkMzM5YTMuanBn

 

 

Цели:

- приобщение воспитанников  к традиционной

народной культуре посредством народных праздников;

- развивать интерес к малой Родине; традициям Осетии.

- воспитывать у ребенка чувство любви и привязанности к дому, родной улице, городу.

-патриотическое воспитание детей.

Задачи:

- рассказать об истории возникновения народного осетинского праздника, об особенностях и обычаях праздника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитанники смотрят презентацию о Северной Осетии.

 

                         Ведущий 1: «Благодарю судьбу свою за то, что на этот свет родился Осетином» - так сказал Коста Хетагуров, которого по гениальности приравнивают к Леонардо да Винчи и А.С. Пушкину. Именно он воспел красоту родного края.

Природа щедро одарила Осетию. Величественные горы, покрытые вечными снегами, бурные реки, неугомонные водопады, темные глубокие ущелья, светлые зеленые долины, ледники, опускающиеся прямо к заповедным лесам, неповторимые по своей красоте и буйному травостою альпийские луга, звенящие хрустальной чистотой стремительные родники - все это создает удивительную по красоте картину. А Терек?

Рядом с такой красотой невольно и люди, которым Богом дано жить в этом раю, становятся красивыми.

                    Педагог-организатор: Как вы уже догадались ребята, сегодня, мы будем праздновать наш народный праздник «Лагты дзуар» - «Покровитель мужчин». Мы узнаем о истории возникновения этого праздника, об особенностях и обычаях празднования. Мы хотим, чтобы вы ещё больше гордились и любили свою малую Родину.

                    Ведущий 2: Осетины, как известно, очень чтят своих дзуаров, но особо почетное место в пантеоне осетинских святых, да и в сердцах людей занимает Уастырджи - покровитель мужчин, путников, защитник бедных и обездоленных, наставник молодежи.

Олицетворением этих праздников воистину являются танцующие в плавном танце парни и девушки в танце «Симд».

                                                    танец «Симд» в исполнении ансамбля «Алания»

                 Ведущий 2: Осетин, где бы он ни был и чтобы с ним не случилось, обязательно заручится поддержкой Уастырджи. А уже за приветственным столом или свадебным столом второй тост непременно произносят во славу покровителя мужчин. Образ Уастырджи пришел к нам из нашего далекого прошлого, от наших предков - Нартов. Он дал  жизнь и  Сатане, героине нартского эпоса, которая является олицетворением мудрости и красоты женщины.

Кто такой Уастырджи? Как известно, праздник Джеоргуба у осетин посвящен одному из святых нашей нации. Это великий Уастырджи, пришедший их нартских эпосов. Его нередко сравнивают со святым Георгием, который фигурирует в христианских письменностях. Он представляет собой покровителя мужчин, путешественников и воинов. Скорее всего, такое отношение к Уастырджи основывается непосредственно на том, что святой жил точно так же, как и остальные люди. Он вел привычный образ жизни, был горцем. Еще до смерти сделал много хорошего. Являясь посланником Всевышнего, он всегда наставлял на истинный путь каждого, кто к нему обращался.

 

 

 

 

 

 

 

 

стихи Лены Лавровой «Праздник Джеоргуыба- народный осетинский праздник».

Он был и он есть 
И он будет всегда
Праздник Великий Джеоргуыба!

Нет не изменим традициям мы!
Так же как прежде духом сильны.
Мы победим лишенья и горе,
Нас воспитали кавказские горы.
Южной Осетии дочки сыны,
Сердце в нас бьётся, а в нём Уастырджи.

Он защищает нас много веков,
С ним не боимся коварных врагов.
Он не покинет нас никогда,
Да здравствует праздник Джеоргуыба!!!

Увидишь хоть раз
Будешь помнить всегда
Праздник Великий Джеоргуыба!!!

 

Ведущий 1:  Люди наделили любимое божество лучшими человеческими качествами, а чтобы показать свое доброе расположение, называют его «Золотой Уастырджи», «Доблестный Уастырджи», «Золотокрылый Уастырджи» и т.д. В их воображении он предстает высоким, стройным, седобородым мужчиной, восседающем на белом коне.

Женщины не смеют произносить его имя, обращаются к нему «Лагты дзуар» - «Покровитель мужчин».

Наверное, в Осетии нет такого ущелья, такого селения, где бы не было святилища в честь Уастырджи. Особенно известны Реком, Ныхас, Коб, Хурхор, Дзывгис, Роща Хетага, Святилище Дигорского Уастырджи и святилище Джер.

                                                  танец «Хонга».

Ведущий 2: Уастырджи был так почитаем нашими предками, что даже месяц, на который приходится его праздник, называли «Джеоргубайы май» - месяц Джеоргуба. Поскольку праздник продолжается неделю, то эта неделя носит название - «Неделя поклонения Уастырджи». Чаще всего праздник приходится на 19 - 21 ноября.

Начинается он в воскресенье с заклания быка, которого откармливают к этому дню. Праздник, как мы уже отметили, длится неделю - с воскресенья по понедельник. В понедельник устраивают проводы Джеоргубы: накрывают стол, и глава семьи возносит молитву Уастырджи, поручают его попечительству свою семью, просят здоровья и счастья младшему поколению, высказывают пожелания встретить следующий праздник более достойно, с большими почестями.

Во время празднования непосредственно за столом старший член семьи говорит тост за Всевышнего. Вторую рюмку выпивают за божественного посланника Уастырджи. К каждому из них во время произнесения тоста обращаются со словами, чтобы они сохранили всю семью в целом и каждого ее члена в частности.

 

 

1 куывд.                                                           ÆРТÆ ЧЪИРИЙЫ КУВГÆЙÆ 

-Хуыцау, табу дæуæн!

-Оммен, Хуыцау!

-Хуыцау,баххуыс нын кæн!

-Дунескæнæг,,зæххыл дын зын ницы у,

Куыд раст стæм., куыд сыгъдæгзæрдæйæ дæм куывæм,

Ахæм сыгъдæг æмæ нын раст цард ратт.

_-Оммен, Хуыцау!

_Ацы кувинæгтæ дæу тыххæй сты ,

Æмæ хуыздæр кæй кувинаг æмæ курдиат райстай

Уый æмбал нæ фæкæн!

Дæ кувæг адæм стæм ,

Æмæ нын нæ зæрдæйы маст макуы бауадз.

Хъæлдзæг, амондджын , æнæниз цард нын ратт.

- Оммен, Хуыцау!

-Барст  дын фæуæнт не ртæ чъирийы!

 _-Оммен, Хуыцау!

 

2.Стыр Хуыцау!

Бæрæгбон у, æмæ ныл афæдзæй –афæдзмæ домбайдæрæй куыд цæуа,

Уастырджийы бонтæ сты, æмæ Уастырджи  хуыздæр ахъаз кæмæн бакодта ,

Уымæн æмбал куыд уæм!

Сызгъæринбазыр Уастырджи , табу дын уæд!Ацы бон дæм бирæ адæм кувдзæн.

Æмæ уыдонæй хуыздæр кæй куыд райсай, мах куывд дæр уый æмбал фæкæн!

-Уастырджи ! Тыхгæнæгæй нæ бахиз!

-Уастырджи ! Нæ цот , нæ кæстæртæ – де уазæг!

Амондджын уазджытæ нæм куыд цæуа!

Нæ бæлццæттæ дæр – де уазæг!

-Уастырджи ! Мæгуыр лæгæн æхуысгæнæг дæ, æмæ мах дæр дæ хорзæх уæд!

_-Оммен, Хуыцау!

 

3. -Стыр Хуыцау!

Нæ кæстæртæ фылдæрæй-фылдæр куыд кæной,

Амондджынæй –амондджындæр куыд  кæной!

_-Оммен, Хуыцау!

-Афæдзæй –афæдзмæ  дын кусæрттæ куыд кæнæм!

Уастырджи  нын кæддæриддæр æххуысгæнæг куыд уа.

Ахæм амонд нæ уæд!

_-Оммен, Хуыцау!

-Хæхæй быдырмæ  цы дзуæрттрæ ис,

Уыдон нын кæддæриддæр æхуысгæнæг куыд уой,

Ахæм амонд нæ уæд!

_-Оммен, Хуыцау!

-Бæркад нæм куыд уа,

Дуне сабыр куд уа!

_-Оммен, Хуыцау!

 

Ведущий 1: Как и на другие большие всенародные праздники в эту неделю не принято забивать птицу, ставить на стол рыбу, свинину. Эти продукты в неделю Джеоргуба не принято употреблять вообще.  

 

Ведущий 2: В воскресенье перед началом праздника забивают быков, поэтому этот день называют "галæвгæрдæн".  В понедельник торжество ориентировано только на семейный круг. К столу подаются голова убитого животного, а также три пирога,. Старший в семье произносит слова благодарности, после чего приступают к празднованию.

 

Ведущий1: Праздник в честь любимого Святого приходится на осень, когда собран хлеб и закончены все осенние работы, т.е. наступает время отдыха, время свадеб и кувдов. В последние годы Джеоргуба стал национальным осетинским праздником. Каждая семья готовится к нему заранее. В каждом доме в зависимости от материального достатка, приносят жертву в честь праздника, приглашают соседей, родственников, друзей. Во многих местах стало традиционным устраивать общесельские кувды.

 

Ведущий 2: Даже тогда, когда неделя торжеств заканчивается, никто не забывает про святого Уастырджи. Тосты и молитвы в его честь произносятся постоянно, независимо от того, какое происходит событие. Это может быть день рождения, юбилей, свадьба.

. В 1995 году Уастырджи поставили памятник – образ человека верхом на коне. Это очередной раз доказывает, что праздник Джеоргуба в Осетии действительно почитается.

 

Ведущий 1: В современности женщины тоже принимают участие в праздновании, только они садятся за другую часть стола. Тосты и молитвы не произносят, однако могут выпивать и радоваться наравне с остальными. Заключение Осетины очень почитают каждого из своих святых. Однако есть тот, который стал ближе народу, простым людям. Мужчины, путники, обездоленные, несправедливо обиженные – каждый человек мог обратиться к святому Уастырджи в своих молитвах. И на протяжении многих десятилетий он всегда помогал нуждающимся.

 

Ведущий 2: Традиции и обряды праздника Джеоргуба проводится каждый год.

Разница заключается только в том, что не все семьи могут себе позволить большой размах. Нередки случаи, когда на празднование скидываются все отмечающие. Но в современности нет старых проблем с деньгами, поэтому эта традиция осталась только в деревеньках и небольших населенных пунктах.

Итог: Осетины очень почитают каждого из своих святых. Однако есть тот, который стал ближе народу, простым людям. Мужчины, путники, обездоленные, несправедливо обиженные – каждый человек мог обратиться к святому Уастырджи в своих молитвах. И на протяжении многих десятилетий он всегда помогал нуждающимся. А то, что праздник Джеоргуба у осетин до сих отмечается с большим размахом и соблюдением национальных традиций и обрядов, – прямое тому подтверждение.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: Наше мероприятие подошло к концу. Надеюсь, вам понравилось.

-Что вам понравилось?

-Что именно?

-Что вы узнали нового для себя? Абон нæ равдыст Джеоргуыбайы фæдыл фæцис. Нæ гыццыл лæджы бындзæфхæдтæ, Уастырджи уæ йæ рахиз базыры бын дарæд, рæсугъдæй рæзут, рæствæндагыл лæуд ут,æнæнизæй, дзæбæхæй куыд бахъомыл уат. Абон ардæм чи æрбацыдис,стæй нæ зынаргъ уазджытæ , иу азæй иннæ азмæ уыл рæсугъдæрæй, хъæлдзæгдæрæй куыд цæуа,ахæм арфæ уын Стыр Хуыцау ракæнæт.

 

Мировоззренческие верования осетин отражены не только в их эпосе, ритуалах и летописях – они буквально окружают национальную жизнь в самых мелких деталях. В том числе – и в осетинских пирогах. Здесь все имеет символическое значение: форма, количество, способ приготовления.

Символика формы осетинского пирога

 Осетинские пироги бывают либо круглыми, либо треугольными. Круг – символ земли, и в то же время – знак бесконечности. При выпечке круглого пирога принято обращаться с благодарственной молитвой к Создателю и покровителям семейной жизни. Треугольные по форме пироги символизируют плодородие и созидательную силу нашего мира: их, как правило, посвящают отдельным духам-покровителям.

 Есть и еще одна разновидность формы – небольшой овал: его пекут из остатков теста как гостинец ребенку.

Магия чисел

 На праздничный стол в осетинском доме принято подавать три пирога, при этом ставят их друг на друга. Это отражает трехуровневую структуру мироздания: сверху – солнце, посередине - боги, а снизу – земля. Одновременно три пирога олицетворяют неумолимый бег времени: вчера, сегодня и завтра сменяют друг друга бесконечно.

 На поминках используются два пирога, символизирующих, что в земле находится лишь тело усопшего, а его душа – уже с богами.

 Строгие правила есть и в отношении того, как нужно разрезать осетинский пирог: делать это надо крестообразно, деля его на 4 части. Это – четыре направления, разбегающиеся из центра мироздания: именно так и развивается все живое. Помимо этого, числовая магия просматривается и в следующем: 3 пирога, 4 части – получается 7. Семерка, как известно, магическое число у многих народов, считающееся самым счастливым и гармоничным.

 Можно заметить, что круглые осетинские пироги часто режут и на 8 частей. Что ж, неудивительно: во-первых, это дробное число от четырех, а во-вторых, восьмисегментный круг (колесо) во многих культурах олицетворяет солнце.

 К слову, треугольные и овальные пироги обычно не разрезают, а разламывают руками на нужное количество частей (например, по числу членов семьи).

Обрядовые мотивы в приготовлении осетинских пирогов

 Пожалуй, главная традиция в приготовлении осетинских пирогов – в том, что их делают только из натуральных и экологически чистых продуктов.

 Выпечка осетинских пирогов перед большим праздником превращалась в настоящий торжественный ритуал. Тесто месили в полном молчании; женщины должны были прикрывать рты платками и часто мыть руки. Что-то из этого ритуала осталось и по сей день: так, к процессу выпечки можно приступать лишь после того, как волосы убраны под чистый платок, а все помыслы заняты только предстоящим процессом .

РЕКОМЕНДУЕМ:

750

 

Пирог для аланов, это не просто пища. Осетинские пироги являются особым ритуалом пира и как бы— застольной литургией Богу.

Такое отношение к пирогам у осетин уходят корнями еще в древность, во времена скифов и аланов. Когда основными продуктами питания в их рационе являлись сыр, зелень и злаковые культуры. В древние времена приготовление пирогов имели свои трудности, ведь у кочевников не всегда имелись печи и возможность приготовить выпеченный пирог часто отсутствовала. Поэтому пироги пеклись только по особым и торжественным случаям.

Осетинский пирог — это символ. Может иметь только две формы: круглую и треугольную. Круг является символом земли, треугольник - олицетворяет плодородие земли, её силу и стабильность.

На праздниках подаются одновременно три пирога, уложенных один на другой. Верхний - это Бог, средний - Солнце, нижний — Земля. При принятии христианства появились и другие олицетворения, как Божественная Троица: - Бог-Отец, Бог-Сын и Бог - Святой Дух, т.е. уже сама трапеза стала являться значимой и что-то напоминающее Тайную Вечере.

На траурных мероприятиях подаются только два пирога, нет пирога — символа Солнца, так как считается что со смертью нарушена гармония Вселенной , вызванная переходом усопшего в царство мертвых. Поэтому здесь четное число — 2.

Пироги необходимо разрезать особым способом и здесь свой ритуал. Режутся одновременно все три пирога, двумя разрезами крестом. Получается восемь треугольников, а если сложить число разрезов и количество пирогов, то 4+3 = 7. Цифра семь - это магическая в Осетии, являющаяся символом центра Вселенной и вечной её гармонии. Поэтому при разрезании пирогов, нельзя нарушать эту гармонию и нельзя поворачивать блюдо с пирогами и совершать другие лишние движения.

 

 Говорят, что это символ единения Бога, земли и солнца. На поминальном обеде подают лишь два из них, оставляя символ солнца для праздников.

 

 

 

 

 

 

 

небо, солнце и землю.- трехмерное строение мироздания

 

--Сколько пирагов бывает на праздничном столе?

--Что символизируют 3 пирога? (1.Солнце Небо  Земля

                                                                        .Солнце Вода Земля

--Какой формы бывают пироги (Круглые- символ Земли и в то же   

                                                     время – знак бесконечности,;

                              треугольные-   символизируют плодородие их, как правило,

                                                      посвящают отдельным духам-покровителям.

 

--треугольные и овальные пироги обычно не разрезают,

                                         а разламывают руками

         

--Сколько пирагов бывает на траурном столе?

--Какой пирог убирают (Символ солнца

--Скоько старших бывает за праздничным  столом?


 

Скачано с www.znanio.ru

Открытый классный час «Джеоргуыба- народный осетинский праздник»

Открытый классный час «Джеоргуыба- народный осетинский праздник»

Воспитанники смотрят презентацию о

Воспитанники смотрят презентацию о

Лены Лавровой «Праздник Джеоргуыба- народный осетинский праздник»

Лены Лавровой «Праздник Джеоргуыба- народный осетинский праздник»

РТÆ ЧЪИРИЙЫ КУВГÆЙÆ -Хуыцау, табу дæуæн! -Оммен,

РТÆ ЧЪИРИЙЫ КУВГÆЙÆ -Хуыцау, табу дæуæн! -Оммен,

Ведущий 1: Как и на другие большие всенародные праздники в эту неделю не принято забивать птицу, ставить на стол рыбу, свинину

Ведущий 1: Как и на другие большие всенародные праздники в эту неделю не принято забивать птицу, ставить на стол рыбу, свинину

Учитель: Наше мероприятие подошло к концу

Учитель: Наше мероприятие подошло к концу

К слову, треугольные и овальные пироги обычно не разрезают, а разламывают руками на нужное количество частей (например, по числу членов семьи)

К слову, треугольные и овальные пироги обычно не разрезают, а разламывают руками на нужное количество частей (например, по числу членов семьи)

Сколько пирагов бывает на праздничном столе? --Что символизируют 3 пирога? (1

Сколько пирагов бывает на праздничном столе? --Что символизируют 3 пирога? (1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2022