«Иван – царевич на сером волке»
(Классный час, 4 класс)
Автор: Саранцева Ирина Ивановна, г. Бутурлиновка, Воронежская область, учитель начальных классов КОУ ВО «Бутурлиновская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Цель:
- развитие у детей художественного восприятия произведений живописи.
Задачи:
- формировать представление о выразительных средствах, используемых художником при создании картины,
- учить детей высказывать свои впечатления о картине.
Оборудование: репродукция картины В.М. Васнецова «Иван – царевич на сером волке».
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Сегодня мы познакомимся с творчеством замечательного русского художника В. М. Васнецова и его картиной «Иван – царевич на сером волке».
2. Беседа о художнике.
Воспитатель. Виктор Михайлович Васнецов провёл своё детство среди русской природы Вятской губернии. Он родился в селе Лепьял (Уржумский уезд). Его отец – сельский священник не препятствовал своим сыновьям дружить с их сверстниками – крестьянскими детьми. В детстве Виктор Васнецов слышал много песен, рассказов и сказок о разных чудесах, о русских богатырях и их подвигах. По решению семейного совета сына стали готовить к званию священника – определили в духовное училище, откуда он перешёл в Вятскую духовную семинарию. Но сан священника никак не отвечал склонностям и желанию Виктора Васнецова. Поэтому он бросил семинарию и уехал в 1876 году в Петербург, где начал учиться в рисовальной школе, а через год поступил в Академию художеств. В академических классах он занимался старательно и успешно и одновременно для заработка давал уроки и выполнял рисунки для книг и журналов.
На всю жизнь сохранил Васнецов любовь к былинам и народным сказкам, написал на эти темы немало картин. Некоторые из них вы знаете по книжкам, где сказки иллюстрированы произведениями Васнецова: «Алёнушка», «Ковёр – самолёт», «Иван – царевич на сером волке»
3. Знакомство с картиной Васнецова «Иван – царевич на сером волке».
Воспитатель. Иван – царевич и Елена Прекрасная мчатся на Сером волке в дремучем лесу, где так тесно переплелись корявые ветки и сучья, что выбраться из него кажется невозможным. Но лес расступается перед ними, чтобы Серый волк мог стрелой пронестись по нему, и снова смыкается, чтобы защитить их от врагов. Волк, стремглав выскочил из лесной чащи, неся на спине Ивана – царевича и Елену Прекрасную. Неожиданному появлению матёрого волка с седоками удивились даже краснобровые тетерева, сидящие на ветке старого, замшелого дерева. А Серый волк на ходу перепрыгивает болотную топь с белыми чашечками водяных лилий, с острой травой – осокой. Сказочный, чудесный помощник юноши с девушкой волк со своей широкой грудью, жёсткой посеребренной шерстью. Раскрыв пасть, высунув язык и пригнув к короткой шее уши, несётся так быстро, что меч Ивана – царевича в тёмно – красных разукрашенных ножнах далеко откинулся назад, ударяясь о стволы деревьев.
Столетние стволы деревьев, словно протянувшимися руками столетних стариков, обросли седым мхом и лишайниками. Тихо и одновременно тревожно в такой чащобе. Воздух наполнен болотными испарениями, дышать тяжело. В таком лесу страшно, подозрителен каждый шорох.
Высоко над головой гудит ветер, и от этого становится ещё более жутко. И птицы, кроме тетеревов, не заглянут в такую глушь, не оживят её разноголосым пением. Единственно, что ободряет человека, - это просветы в глубине леса. Там занялась вечерняя заря, тускло освещающая дальние деревья.
По – царски нарядное одеяние молодых людей резко выделяется на фоне леса. Молодой царевич с добрым и отзывчивым сердцем и Елена Прекрасная вызывают желание помочь им, защитить от злых людей. Художник сочувствует своим героям и верит, что тёмные силы будут побеждены, что Иван – царевич с Еленой Прекрасной будут счастливы. В картине неразрывно соединены сказочное и реальное. «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет», хочется сказать, глядя на эту картину».
4. Беседа по вопросам:
- Кто изображён на картине?
- Почему Иван – царевич и Елена Прекрасная оказались в глухом лесу?
- Опишите лес. Что о нём сказано в сказке?
- Что выражает лицо Ивана – царевича? Чем он встревожен?
- Почему Елена названа Прекрасной?
- Как художник показал трудности и опасности, которым подверглись герои?
- Удалось ли им спастись от врагов?
- Кто им помог?
- Почему лес и волк помогают Ивану – царевичу?
- Расскажите, как одеты Иван – царевич и Елена Прекрасная.
- Что вам нравится в картине?
5. Подведение итога.
6. Рефлексия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.