Классный час «Как подготовиться к экзамену» для учащихся 9 класса
Цель: психологическая подготовка учащихся к экзамену.
Задачи:
1. Помощь преодолеть негативные эмоции перед экзаменом.
2. Продолжить работ над развитием памяти.
3. Помочь подготовиться к ОГЭ.
Форма: психологическая беседа.
1.Вступительная беседа.
Сегодня на классном часе мы будем говорить о том, как подготовиться к экзамену, как преодолеть этот психологический барьер. Вам будут предложены советы, как развивать память, как преодолеть страх и волнение.
Итак, как подготовиться к сдаче экзамена?
Экзамены требуют большого напряжения сил, ясной мысли, смекалки. Режим дня, по мнению психологов, во многом определяет физическое и психическое состояние школьников во время подготовки к экзаменам.
2. Что такое экзамен?
Техника «Ассоциация». Этот прием поможет учащимся настроиться на обсуждаемую тему. Ассоциации – это первое, что приходит в голову, когда вы слышите какое-то слово или видите какой-то предмет. Необходимо написать слово «ОГЭ» и написать любую ассоциацию на это слово. Постарайтесь не задумываться подолгу, говорите первое, что приходит в голову.
Задание:
Экзамен – это … (напишите несколько ассоциаций). (время 3 минут)
Далее учитель записывает на доске все ответы учащихся: например: экзамен – это проверка знаний, испытание, страх, волнение и т.д.
· Знаками «+» или «-» обозначьте ваше отношение ко всем ассоциациям, которые вы написали в списке, какие эмоции они у вас вызывают, например, «страх»- это «минус», «боюсь»- «минус» и т.д.
· Подсчитайте количество «+» и «-». Сделайте вывод, какие эмоции вызывает у вас предстоящий экзамен.
Вывод: у многих учащихся слово «экзамен» вызывает отрицательные эмоции, так как «минусов» больше, чем плюсов. С экзаменами ассоциируется тревога, страх и гнев. Наличие негативного эмоционального фона осложняет подготовку к экзамену для всех участников образовательного процесса.
3.Упражнения для снятия стресса:
Если обстановка вокруг накалена и вы чувствуете, что теряете самообладание, этот комплекс можно выполнить прямо на месте, за столом, практически незаметно для окружающих.
1. Так сильно, как можете, напрягите пальцы ног. Затем расслабьте их.
2. Напрягите и расслабьте ступни ног и лодыжки и так до живота
7. Напрягите и расслабьте живот.
8. Расслабьте спину и плечи.
9. Расслабьте кисти рук.
10. Расслабьте предплечья.
11. Расслабьте шею.
12. Расслабьте лицевые мышцы.
13. Посидите спокойно несколько минут, наслаждаясь полным покоем. Когда вам покажется, что вы медленно плывете, – вы полностью расслабились.
14. Послушайте любимую музыку
15. Сходить в душ. Контрастный душ, помогает отвлечься и снять напряжение, либо налейте себе ванну и успокаивающими травами.
16. Если негатив и раздражение переполняет можете побить подушку, порвать листок бумаги, покричать, выжимать полотенце, что бы весь негатив вышел из вас и вам станет легче.
17. Хороший способ, просто сходить подышать свежим воздухом.
4.Рекомендации по поведению до и в момент экзамена.
1. За день до начала экзамена постарайся ничего не делать. Если ты чего-то недоучил, лучше не пытайся – «перед смертью не надышишься».
2. Перед экзаменом обязательно хорошо выспись.
3. И вот ты перед дверью класса. Успокойся! Скажи несколько раз: «Я спокоен! Я совершенно спокоен. У меня все получится». Иди отвечать в первых рядах. Чем дольше ты не будешь заходить и оставаться в окружении переживающих одноклассников, тем больше будет нагнетаться напряжение, чувство неуверенности, страха.
4. Приведи в порядок свои эмоции, соберись с мыслями.
5. Входи в класс с уверенностью, что все получится.
6. Сядь удобно, выпрями спину. Мысленно произноси слова: «Я спокоен, я совершенно спокоен, у меня все получится». Повтори их, не спеша, несколько раз. В завершение сожми кисти в кулаки.
7. Выполни дыхательные упражнения для снятия напряжения:
– сядь удобно;
– глубокий вдох через нос (4–6 секунд);
– задержка дыхания (2–3 секунды).
8. Слушай внимательно, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать лишних вопросов по оформлению тестирования. Тебе все объяснят: как заполнить бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т. д.
9. Постарайся сосредоточиться и забыть об окружающих. Для тебя существуют только часы, регламентирующие время выполнения теста, и бланк с заданием. Читай задания до конца и не думай, что ты поймешь задание по первым словам, а концовку придумаешь сам.
10. Просмотри все вопросы и начни с тех, в ответах на которые ты не сомневаешься. Тогда ты успокоишься и войдешь в рабочий ритм. В любом тесте есть вопросы, ответы на которые ты прекрасно знаешь, только соберись с мыслями.
11. Когда приступаешь к новому заданию, забудь все, что было в предыдущем, – как правило, задания в тестах не связаны друг с другом.
12. Действуй методом исключения! Последовательно исключай те ответы, которые явно не подходят.
13. Если ты сомневаешься в правильности ответа, тебе сложно сделать выбор. Доверься своей интуиции!
14. Оставь время хотя бы для беглой проверки своей работы, чтобы успеть заметить явные ошибки.
15. Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Ведь тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, а для хорошей оценки достаточно одолеть 70 % заданий.
5.Умеете ли вы следовать инструкции? (работа в парах, тестирование)
Техника: учащимся нельзя сообщать тему этого задания. Учащимся раздается карточка с заданием. На отдельных чистых листочках учащиеся читают и выполняют по необходимости все пункты инструкции. Время 3 минуты. Учитель следит за временем и сообщает через каждую минуту, сколько осталось. В это время несколько учащихся - наблюдателей ведут наблюдение за поведением тех, кто выполняет задания карточки.
Карточка - задание: умеете ли вы следовать инструкции?
Выполните этот тест, имея в распоряжении 3 минуты.
До того, как что-нибудь сделать, внимательно все прочитайте.
Напишите печатными буквами ваше имя в правом верхнем углу листа.
Обведите ваше имя.
Под именем напишите свой адрес.
Своим обычным голосом сосчитайте вслух от 1 до 10.
В левом углу нарисуйте 3 треугольника.
В каждом треугольнике нарисуйте кружочек.
В нижнем левом углу нарисуйте круг.
Заключите круг в прямоугольник.
В правом нижнем углу проделайте острием карандаша или ручки три маленькие дырочки.
Громко крикните: «Я закончил!»
Теперь, когда вы все внимательно прочитали, выполните только задания 1 и 2.
Далее следует беседа учителя с учащимися:
Вопросы наблюдателям:
Что вы можете сказать о поведении ваших друзей при выполнении задания?
Как они себя вели? Как проявлялось волнение?
Вопросы исполнителям:
1. Что вы чувствовали, когда начали выполнять задание?
2. Почему вы волновались?
3. Как вы себя сейчас чувствуете?
4. Каково было ваше состояние, когда вы узнали, что нужно было сделать только 1 и 2 пункты задания?
5. Что понравилось, что не понравилось?
6. В чем смысл этого упражнения?
Вывод учащихся: это упражнение учит внимательно читать инструкцию и задание. Выполнив его, вы поняли, что отдельные пункты инструкции достаточно прочитать, а другие необходимо выполнить в обязательном порядке. Надеюсь, что на экзамене вы вспомните это упражнение и будете внимательны при прочтении инструкции.
-Будьте внимательны! Выслушайте и постарайтесь запомнить все необходимые инструкции. Ведь от того как вы их запомните, зависит правильность ваших ответов.
- Сосредоточьтесь! Забудьте об окружающих! Для вас существуют только задание и часы, регламентирующие время его выполнения!
- Торопитесь не спеша! Перед тем как написать ответ, перечитайте вопрос дважды и убедитесь, что вы правильно все поняли, что от вас требуется.
- Читайте задание до конца!
- Начните отвечать на те вопросы, в знании которых вы не сомневаетесь, не останавливайтесь на тех вопросах. Которые могут вызвать долгие раздумья. Когда вы успокоитесь, голова начнет работать более четко и ясно, вы войдете в рабочий ритм. Так вы освободитесь от нервозности, и вся энергия будет направлена на более трудные вопросы.
Если у вас тестирование
- Пропускайте трудные и непонятные задания! Помните, что в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми вы обязательно справитесь.
- Думайте только о текущем задании! Когда вы видите новое задание, забудьте все, что было в предыдущем. Думайте о том, что каждое новое задание – шанс набрать баллы.
- Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный ответ, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет сконцентрироваться на 1-2 вариантах, а не на 5-7.
- Запланируйте 2 круга! Рассчитайте время так, чтобы за 2/3 отведенного времени пройтись по всем легким заданиям(1 круг). Тогда вы успеете набрать максимум баллов на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными вопросами, которые сначала пришлось пропустить(2 круг).
- Следует доверять своей интуиции!
- Оставьте время для проверки своей работы!
- Не огорчайтесь, если вы выполнили не все задания! Помните , что это не реально1 Учитывайте , что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности и количество решенных вами заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки!
6.Рекомендации по эффективной подготовке к экзаменам.
1.Режим дня.
Раздели день на три части:
– готовься к экзаменам 8 часов в день;
– занимайся спортом, гуляй на свежем воздухе, сходи на дискотеку, потанцуй (8 часов);
– спи не менее 8 часов; если есть желание и потребность, сделай себе тихий час после обеда.
2. Питание.
Питание должно быть 3–4-разовым, калорийным и богатым витаминами. Употребляй в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад. Еще один совет: перед экзаменами не следует наедаться.
3.Место для занятий.
Правильно организуй свое рабочее место. Поставь на стол предметы или картинку в желтой или синей тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность.
4.Что делать, если устали глаза?
В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал и организм: ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Чтобы глаза отдохнули, нужно выполнить два любых упражнения:
– посмотри попеременно вверх-вниз (25 секунд), влево - вправо (15 секунд);
– напиши глазами свое имя, отчество, фамилию;
– попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 секунд), затем на листе бумаги перед собой (20 секунд);
– нарисуй квадрат, треугольник – сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону.
5.Как запомнить большое количество материала.
Повторяй материал по вопросам. Вначале вспомни и обязательно кратко запиши все, что знаешь, и лишь затем проверь правильность дат, основных фактов. Читая учебник, выделяй главные мысли – это опорные пункты ответа. Научись составлять краткий план ответа отдельно на каждый вопрос на маленьких листочках. В последний день перед экзаменом просмотри листочки с кратким планом ответа.
6. Некоторые закономерности запоминания.
1. Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.
2. При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.
3. Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.
4. Эффективнее больше времени тратить на повторение по памяти, чем на простое многократное чтение.
7. Условия поддержки работоспособности.
1. Чередовать умственный и физический труд.
2. В гимнастических упражнениях предпочтение следует отдавать кувырку, свече, стойке на голове, так как усиливается приток крови к клеткам мозга.
3. Беречь глаза, делать перерыв каждые 20–30 минут (оторвать глаза от книги, посмотреть вдаль).
4. Минимум телевизионных передач!
7. Обмен мнениями.
В конце занятия все садятся в круг. Учитель предлагает ряд вопросов:
Понравилось вам занятие?
Что нового для себя вы узнали?
Была вам эта тема интересна? Почему?
8.Заключительное слово учителя:
До экзаменов осталось немного времени, чтобы выучить то, что пропустили, запомнить важные даты и события. Готовьтесь к экзаменам, ходите на консультации, занимайтесь самообразованием. Не рассчитывайте на "списать" или "на ответы из интернета». Экзамен будет действительно сложным. Рассчитывайте только на свои силы!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.