Классный час на тему "День снятия блокады Ленинграда"
Оценка 4.9

Классный час на тему "День снятия блокады Ленинграда"

Оценка 4.9
docx
01.06.2021
Классный час на тему "День снятия блокады Ленинграда"
Классный час День снятия блокады Ленинграда.docx

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

пгт. Ноглики имени Героя Советского Союза Г. П. Петрова

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА

 

 

 

Тема «Снятие блокады Ленинграда»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила учитель математики,

 Сливкова Юлия Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пгт. Ноглики,  2020 г.

КЛАССНЫЙ ЧАС

Тема: Снятие блокады Ленинграда

Цель урока:

-       обучающая формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 г., ее защитниках и подвигах;

-       развивающая  –  развивать выразительность речи при чтении стихов, историческую память школьников, коммуникативные навыки;

-       воспитательная  – воспитать в детях чувство гордости и сострадания за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны.

Возрастная категория участников: 13-14 лет

Место проведения: учебный кабинет.

Форма проведения: час общения.

Методы: словесный, наглядный.

Оборудование: ноутбук, проектор; презентация по теме, видеоматериал «Блокада Ленинграда глазами детей», «Стук метронома», черный хлеб, чашечные весы.

Предварительная подготовка: подбор материала; составление презентации; работа с ведущими и с учениками, которые будут разучивать стихи.

I. Структура урока/занятия

1. Вступительное слово учителя (5 минут)

2. Основная часть (35 минут)

3. Итог классного часа (5  минут)

II.       Ход урока/занятия

 

1. Вступительное слово учителя

 

(Слайд 1)

Российское правительство объявило 27 января Днем воинской славы России. 27 января, исполняется 76 лет  со дня снятия блокады города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга). Оборона Ленинграда – одна из самых героических страниц отечественной истории и одновременно самая трагическая. И наша встреча посвящена всем ленинградцам, пережившим эти страшные дни, отстоявшим свой родной и любимый город, и тем, кто не дожил до этого долгожданного светлого дня. Тема нашего внеклассного мероприятия «Снятие блокады Ленинграда».(слайд 2)

И так наш классный час посвящается:

Вам, героическим защитникам Ленинграда,

Вам, участникам прорыва и снятия блокады любимого города,

Вам, пережившим 900-дневную блокаду,

Всем, ныне живущим и павшим смертью храбрых.

(Звучит стук метронома)

 

2. Основная часть

 

Ведущий 1:

22 июня 1941 года  в 4 часа утра  без объявления войны гитлеровские войска атаковали границы Советского Союза. План ведения кампании против Советского Союза получил название "Барбаросса".

Против нас полки сосредоточив,

Враг напал на мирную страну.

Белой ночью, самой белой ночью

Начал эту страшную войну.

Ведущий 2:

Фашистское командование рассчитывало за 6-7 недель согласно плану «Барбаросса» захватить нашу страну до Уральских гор. На дальних подступах к Ленинграду бои развернулись в первых числах июля 1941 года.

Вероломное нападение фашистов оборвало мирную жизнь нашей страны.

(слайд 3)

Учитель:

 Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба "О будущности Петербурга" от 22 сентября 1941 года: "Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли: После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерий всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей"(слайд 4).

Для осуществления этого варварского замысла гитлеровского командования бросило к городу огромные силы - более 40 отборных дивизий, 1000 танков, 1500 самолетов (слайд 5).

Ведущий 1:

На защиту города поднялись все его жители: 500 тысяч ленинградцев строили оборонительные сооружения, 300 тысяч ушли добровольцам  в народное ополчение, на фронт и в партизанские отряды.

Ведущий 2:

Вместе с взрослыми сражались с врагом и ленинградские мальчишки  и девчонки. Они  рыли окопы, делали светомаскировку, собирали цветной металл. Ребята дежурили в госпиталях, выполняли разные просьбы раненых, читали им газеты и книги, писали письма домой, помогали врачам и медсестрам.

Учитель:

Несмотря на героизм наших воинов и отвагу партизан, благодаря перевесу в технике и живой силе в сентябре 1941 года врагу удалось подойти в плотную к Ленинграду и окружить его. Гитлеровское командование приступило к осуществлению своего кровавого замысла - уничтожению города и его населения (слайд 6).

Начались ежедневные артиллерийские обстрелы и бомбежки (слайд 7). Днем фашисты обстреливали Ленинград из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы. В течение сентября, октября и ноября 1941 года на город было совершено около 100 налетов  (слайд 8).

Ведущий 1:

В перерывах между обстрелами, бомбежками и радиопередачами по Ленинградскому радио транслировался равномерный, четкий как приказ, стук метронома  (слайд 9).

Жители не выключали радио круглые сутки. Стук метронома напоминал им ритмичные удары сердца города - звучит радио, значит, город живет и борется.

Поэт Николай Тихонов обратился к своим землякам с таким стихотворением:

(звучит стук метронома).

Ученик:

Пусть тянет руку дерзкий враг

 К нам в Ленинградские пределы.

 Их было много, тех волков,

 Чья рать сюда войти хотела.

 На непреступном берегу

 Отрубим руку мы врагу.

 На крыльях черные кресты

 Грозят нам нынче с высоты.

 Мы стаи звезд на них пошлем,

 Мы их таранить в небо будем,

 Мы те кресты перечеркнем,

 Зенитным росчерком орудий.

 Стой, ленинградец, на посту,

 Смотри в ночную высоту,

 Ищи врага на небосклоне, -

 С тобой на вахте боевой,

 Стоит суровый город твой,

 И дни и ночи в обороне!

Учитель:

8 сентября 1941 года, захватив город Шлиссельбург, фашисты прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался блокированным с суши.

Ведущий 1:

"Началась блокада: Всего только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. В городе были введены специальные продовольственные карточки.(слайд 10)

Ведущий 2:

Властями Ленинграда был введён норматив по отпуску продуктов питания. Размер продовольственного пайка составлял:

Рабочим — 250 грамм хлеба в сутки;

Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет — по 125 граммов;

Личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов, ремесленных училищ и школ ФЗО, находившемуся на котловом довольствии — 300 граммов

Войскам первой линии — 500 граммов.

При этом до 50 % хлеба составляли примеси, и он был почти несъедобным. Все остальные продукты почти перестали выдаваться. Начался голод!..Зимой он усугублялся холодом… Люди умирали…

Посмотрите на этот кусочек хлеба! Он весит 125 грамм. (слайд11)

Учитель: Давайте с помощью чашечных весов отмерим этот кусочек хлеба в 125 грамм.

(Ученик отмеряет на весах кусочек хлеба до последнего грамма).

Ученик:

Блокада…. Далеко как это слово

От наших мирных светлых дней.

Произношу его и вижу снова –

Голодных умирающих детей.

Ведущий 1:

Почти все ленинградцы стали дистрофиками. Одни распухли и блестели, как будто покрытые лаком. Это первая степень дистрофии. Другие - высохли - вторая степень(Слайд 12). В конце декабря хлебная пайка стала почти вдвое тяжелее - к этому времени значительная часть населения погибла. Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах. Весной 1942 года при таянии снега на улицах и площадях нашли около 13 тысяч трупов (слайд 13).

Ученик:

Скрипят, скрипят по Невскому полозья.

 На детских санках узеньких, смешных

 В кастрюлях воду голубую возят,

 Дрова и скарб, умерших и больных.

  Вот  девушка с лицом заиндевелым,

 Упрямо стиснув почерневший рот,

 Завернутое в одеяло тело

 На Охтинское кладбище везет.

 Везет, качаясь, к вечеру добраться б :

 Глаза бесстрастно смотрят в темноту.

 Скинь шапку, гражданин!

 Провозят Ленинградца,

 Погибшего на боевом посту.

 Скрипят полозья в городе, скрипят:

 Как многих нам уже не досчитаться!

 Но мы не плачем: правду говорят,

 Что слезы вымерзли у ленинградцев.

Ведущий 2:

 Все эти нечеловеческие тяготы, лишения и муки голода  наравне со взрослыми переносили дети и подростки (слайд 14).

Ученик:

Девчонка с ведерком пустым

 Чуть движется :

А за Невою  клубится пожарища дым.

 А там меж сугробов горбатых,

 Где трудно и взрослым шагать,

 На саночках узких ребята

 Везут свою мертвую мать.

(звучит стук метронома)

Ведущий 1:

 Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой.(Слайд 15) Кто же они, Савичевы, жившие на 2-ой линии Васильевского острова в доме № 13?

 Женя, старшая сестра Тани, работала в конструкторском бюро на Невском машиностроительном заводе. Лека, то есть Леонид, брат Тани, работал строгальщиком на судостроительном заводе. Дядя Вася и дядя Леша, братья Таниного отца, работали в книжном магазине. Мать Тани Мария Игнатьевна и бабушка Евдокия Григорьевна домовничали. Большая дружная семья Савичевых погибла на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой.

Ведущий 2:

Во время блокады  Таня сделала в своем дневнике 9 коротких трагических записей.(Слайд 16)

"Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч. утра 1941 года"

"Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 года"

"Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 года"

"Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апреля 1942 года"

"Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 года"

"Мама умерла 13 мая в 7 ч. 30 мин. утра 1942 года"

"Савичевы умерли"

"Умерли все"

"Осталась одна Таня"

Ведущий 1:  

При первой же возможности Таня Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но истощение и стресс сломали ее, и она вскоре умерла. 19 мая на могиле Тани был поставлен памятник. Ее дневник хранится в городском историческом музее.

Ведущий 2:

Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие дети работали (Слайд 17), помогали красной армии боеприпасами (Слайд 18-19) и учились(Слайд 20-21). В осажденном городе работали 39 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий.

 В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев (Слайд 22).

Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась цинга. Дети умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но случалось - и прямо в классе.

Ученик:

Девчонка руки протянула

 И головой -

 На край стола.

 Сначала думали -

 Уснула,

 А оказалось -

 Умерла:

 Никто

 Не обронил ни слова,

 Лишь хрипло,

 Сквозь метельный стон,

 Учитель, выдавил, что снова

 Уроки -

 После похорон.

(Видеоролик «Блокада Ленинграда глазами детей»)

Ведущий 2:

 Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой Земли в осажденный город доставляли продукты питания и топливо (Слайд 23). Не занятой фашистами осталась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью полоска замерзла и эта единственная ниточка, связывающая город со страной, оборвалась (Слайд 24).

Ведущий 1:

Тогда по Ладожскому льду проложили автомобильную трассу. 22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой. Эту трассу называли ДОРОГОЙ ЖИЗНИ (слайд 25).

Ученик:

Дорогой жизни шел к нам хлеб,

Дорогой жизни многих к многим.

Еще не знают на земле

Страшней и радостней дороги.

Учитель: Послушайте рассказ. «Во время ночного рейса машина Филиппа Сапожникова стала посреди озера – заглох мотор. Мороз около 30 градусов. Филипп работал без рукавиц, устраняя неисправность в моторе. Рукавицы мешали. Побелели пальцы. Чтобы подогреть коллектор, Филипп облил бензином свои рукавицы и поджёг их. Пламя жгло обмороженные кисти, но он работал, а потом голыми руками крутил рукоятку. К месту назначения Сапожников привёл машину, управляя локтями».

Ведущий 2:

Вплоть до снятия  блокады Ленинграда в 1944 году  по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя Ленинграду продукты, а из города на большую землю вывозили детей, раненных, ослабленных людей (Слайд 26).

Ведущий 1: Блокада продемонстрировала не только чудеса мужества, стойкости, героизма. Блокада показала чудеса человеческого духа. Потому что люди не только работали, выживали — они творили, создавая прекрасное, и сохраняли для потомков величайшие ценности культуры, сокровища мирового искусства.

Ведущий 2: Давайте попытаемся представить себе изможденных, голодных людей, которые, шатаясь от слабости, спасали коллекции Эрмитажа, Русского музея, Петропавловки… Тех, кто вел экскурсии для солдат в нетопленых залах, демонстрируя порой пустые рамы — и страстно, ярко рассказывая о картинах, которые висели в этих залах. Для этого нужна была великая вера — вера в то, что настанет время, и эти картины вернутся, и люди, затаив дыхание, снова будут стоять перед ними…(Слайд 27).

Ведущий 1: Давайте представим себе тех, кто выходил на сцену в холодных залах, играл великую музыку, тем самым даря людям, которые ее слушали, великую веру в то, что наш народ, наша культура непобедимы. Великий композитор Дмитрий Шостакович - житель блокадного Ленинграда - как все жители защищал город. А ночью сочинял музыку. И в Большом зале филармонии состоялся концерт.

Звучит отрывок Ленинградской симфонии Д.Шостаковича (Слайд 28-29).

Ведущий 2: А еще давайте вспомним тех, кто спас библиотеки, коллекции в научно-исследовательских институтах. Говорят, коллекции картофеля и злаков никто не рассматривал как пищу, а книги — как растопку.

Ведущий 1: Давайте склоним головы перед памятью тех, кто писал стихи в умирающем городе, кто говорил с его жителями со страниц газет и из динамиков радиоточек. Их голоса спасали от одиночества, страха, страданий, а порой — и от безумия.

(Слайд 30)

Ученик:

Мы рыли рвы – хотелось пить.

Бомбили нас - хотелось жить.

Не говорилось громких слов.

Был дот на каждом из углов.

Был дом - ни света, ни воды.

Был хлеб – довесочек беды.

Сон сокращался в забытье.

Быт превращался в бытие.

Была одна судьба на всех.

Мы растеряли светлый смех.

Мы усмиряли темный страх.

Мы умирали на постах.

Мы умирали…

Город жил –

Исполнен малых наших сил.

Ведущий 1:

Вот и наступил долгожданный разрыв кольца. Войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ - перейти в наступление, пробиваясь навстречу друг другу, разбить осаду города Ленина и соединиться (Слайд 31).

Ведущий 2:

14 января 1944  начали операцию по ликвидации вражеской группировки. За 2 недели они разгромили 18-ую немецкую армию, отбросили оккупантов на 65-100 километров от Ленинграда, освободив более 800 городов и населенных пунктов. Город был полностью освобожден от врагов.

 

В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта.

(Слайд 32)

Учитель:

Ленинградцы показали себя истинными патриотами. Они несли огромные жертвы, но ни минуты не сомневались в победе. В суровые дни блокады умерло от голода более 600 тыс. человек.  Многие из них похоронены на Пискаревском кладбище, где к 15-летней годовщине Победы советского народа над фашистской Германией - 9 мая 1960 года был торжественно открыт мемориал. Пискарёвское мемориальное кладбище, где захоронено почти 500 тысяч людей, стало одним из наиболее значительных национальных военных памятников (Слайд 33).

Битва за Ленинград закончилась (Слайд 34) . В течение почти 900 дней ленинградцы и советские воины при поддержке и помощи всей страны в боях и упорном труде отстаивали город. Ни голод, ни холод, ни авиационные бомбардировки и артиллерийские обстрелы не сломили славных защитников города. Родина высоко оценила заслуги города-героя. 26 января 1945 года он был награжден орденом Ленина. Более 930 тыс. человек удостоились медали "За оборону Ленинграда".

(Слайд 35)

Учитель:

В память о 900 днях блокады ленинградцы посадили аллею из 900 березок (Слайд 36).

 Ученик:

 Мне кажется:

 Когда гремит салют,

 Погибшие блокадники встают.

 Они к Неве

 По улицам идут,

 Как все живые,

 Только не поют.

 Не потому,

 Что с нами не хотят,

 А потому, что мертвые

 Молчат.

 Мы их не слышим,

 Мы не видим их,

 Но мертвые всегда

 Среди живых.

 Идут и смотрят,

 Будто ждут ответ:

 Ты этой жизни

 Стоишь или нет?

Мы чашу горя выпили до дна.

 Но враг не взял нас никаким измором

 И жизнью смерть была побеждена

 И победили человек и город!

 Год сорок второй:

 Полгорода лежит в земле сырой

 Неугасима память поколений

 И память тех, кого так свято чтим,

 Давайте, люди, встанем на мгновенье

 И в скорби постоим и помолчим

Учитель:

Давайте почтим светлую память жителей Ленинграда, отстоявших его и не доживших до наших дней, минутой молчания.

(Звучит стук метронома)

Учитель:

Нескончаемым потоком идут и идут люди на Пискаревское кладбище, к Вечному огню, чтобы выразить свою благодарность тем, кто отдал жизнь за Родину, за счастье нынешних поколений (Слайд 37).

 

3. Итог занятия

 

Учитель:

Ребята, о чём мы сегодня говорили?

Ученики: Мы говорили о Ленинградской блокаде.

Учитель:Когда началась блокада Ленинграда?

Ученики: Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года.

Учитель: Сколько дней длилась Блокада Ленинграда?

Ученики: Блокада Ленинграда длилась 900 дней и ночей.

Учитель: Что называли «Дорогой жизни»?

Ученики: «Дорогой жизни» называли дорогу через Ладожское озеро, по которому подвозили продукты в блокадный Ленинград.

Учитель: Кто такая Таня Савичева?

Ученики: Таня Савичева, это девочка, которая вела дневник, в котором записывала трагические события своей семьи. В честь Тани воздвигли памятник, её дневник хранится в городском историческом музее.

Учитель: Когда началась операция по ликвидации вражеской группировки под Ленинградом?

Ученики: Ликвидация вражеской группировки вокруг Ленинграда началась 14 января 1944 года.

Учитель: Когда полностью был освобождён город Ленинград от блокады?

Ученики: Город Ленинград был освобожден от блокады 27 января 1944 года. Этот день Российское правительство объявило Днем Воинской Славы. 26 января 1945 года город был награждён орденом Ленина и стал городом-героем.

Учитель: Какой памятник посвятили люди героям-ленинградцам?

Ученики: 9 мая 1960 года был торжественно открыт мемориал на Пискарёвском кладбище, где захоронено почти 500 тысяч людей, которые стали жертвами блокады в Ленинграде.

Учитель:

На этом наше занятие,  посвященное подвигу города-героя Ленинграда закончено. 
Мы не слышали взрывов бомб, сигналов воздушной тревоги. Мы не стояли холодными ночами за хлебом. Мы не знали, что такое похоронки. Над нами  мирное чистое небо над головой. И мы должны его сберечь.

 


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

КЛАССНЫЙ ЧАС Тема: Снятие блокады

КЛАССНЫЙ ЧАС Тема: Снятие блокады

И наша встреча посвящена всем ленинградцам, пережившим эти страшные дни, отстоявшим свой родной и любимый город, и тем, кто не дожил до этого долгожданного светлого…

И наша встреча посвящена всем ленинградцам, пережившим эти страшные дни, отстоявшим свой родной и любимый город, и тем, кто не дожил до этого долгожданного светлого…

Вместе с взрослыми сражались с врагом и ленинградские мальчишки и девчонки

Вместе с взрослыми сражались с врагом и ленинградские мальчишки и девчонки

И дни и ночи в обороне! Учитель: 8 сентября 1941 года, захватив город

И дни и ночи в обороне! Учитель: 8 сентября 1941 года, захватив город

Завернутое в одеяло тело На

Завернутое в одеяло тело На

Осталась одна Таня" Ведущий 1:

Осталась одна Таня" Ведущий 1:

Дорогой жизни шел к нам хлеб,

Дорогой жизни шел к нам хлеб,

Бомбили нас - хотелось жить.

Бомбили нас - хотелось жить.

Учитель: В память о 900 днях блокады ленинградцы посадили аллею из 900 березок (Слайд 36)

Учитель: В память о 900 днях блокады ленинградцы посадили аллею из 900 березок (Слайд 36)

Ребята, о чём мы сегодня говорили?

Ребята, о чём мы сегодня говорили?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2021