Конспект урока по Основам инженерной графики

  • Разработки уроков
  • docx
  • 04.05.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Общая часть, Тема Прямоугольное и аксонометрическое проецирование. Тема урока: Построение трех проекций модели по её наглядному изображению
Иконка файла материала Конспект урока Графика.docx

Конспект урока

Дисциплина: ОП.01 Основы инженерной графики

Ф.И.О. преподавателя: Гаврилова Светлана Павловна

Курс, группа: 1 курс, 318 группа

Профессия: 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)

Тема программы: Раздел 1. Общая часть, Тема 1.3 Прямоугольное и аксонометрическое проецирование (6 часов)

Тема урока: Построение трех проекций модели по её наглядному изображению (6 урок в теме)

Цели:

         Образовательная: Формирование умения выполнять и читать чертежи, применяя правила проецирования.

         Развивающая: Развитие пространственного представления. Способствовать развитию профессиональной компетенции, читать чертежи средней сложности (ПК 1.1).

         Воспитательная: Способствовать воспитанию настойчивости в достижении качества работы, трудолюбию, формирование положительной мотивации к изучаемой дисциплине, к профессии в целом, формирование ОК.

 

Задачи

1. Ввести студентов в учебно–познавательную деятельность: выявить и актуализировать опорные знания, обеспечить принятие и осознание целей урока

2. Активизация познавательной деятельности студентов через выполнение чертежа детали, использование 3D модели, беседу, упражнения.

3. Организовать практическую деятельность и ее коррекцию в процессе работы.

4. Проанализировать итоги урока

 

Тип урока: комбинированный

Ведущие методы:

 

Изучение нового материала с опорой на знания студентов, обсуждение выполненных работ, репродуктивный; частично-поисковый, словесный, наглядный, проектный, практический; применение элементов здоровьесберегающей технологии (смена видов деятельности, создание ситуаций успеха, создание благоприятного психологического климата в коллективе); технология интегрированного обучения, активное использование ИКТ.

 

Оснащение урока

- компьютеры Intel Core i3;

- интерактивная панель;

- презентация «Комплексные чертежи»;

- тест «Комплексные чертежи» (программа MyTestX);

- САПР КОМПАС-3D LT V12;

-  3-D модели деталей;

- карточки – задания.

 

Организация учебно-познавательной деятельности обучающихся

-фронтальная, индивидуальная

-самостоятельная работа студентов под руководством педагога.

 

Уровень усвоения____репродуктивный_____________________________

 

 

Формируемые ПК, ОК:

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством

ПК 1.1. Читать чертежи средней сложности и сложных сварных металлоконструкций.

ПК 1.2. Использовать конструкторскую, нормативно-техническую и производственно-технологическую документацию по сварке.

 

Планируемые результаты/ показатели достижения поставленных задач:

В результате студенты должны

уметь:

- читать чертежи несложных деталей/отвечать на вопросы к чертежам;

 

знать:

 

- правила проецирования;

- приемы построения чертежей деталей на три плоскости проекций. 

 

Литература для студентов:

1 Вышнепольский, И. С. Техническое черчение [Электронный ресурс]: учебник для СПО / И. С. Вышнепольский. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 319 с. — (Серия : Профессиональное образование). Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/27D4A301-44CD-4041-8636-72308A9A8E85/tehnicheskoe-cherchenie

2 Чекмарев, А. А. Инженерная графика [Электронный ресурс]: учебник для СПО / А. А. Чекмарев. — 12-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 381 с. — (Серия: Профессиональное образование). Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/44B1832E-3BAC-4CC7-857F-F659588B8616/inzhenernaya-grafika

 

 

Структура урока

Этап урока

Время, мин

1

Организационная часть

2

2

Актуализация опорных знаний, мотивационно-целевая установка

3

3

Изучение нового учебного материала

12

4

Выполнение упражнений – чтение получившегося чертежа, определение изображенной плоскости детали на чертеже

8

5

Выполнение практической работы – построение трех проекций модели по её наглядному изображению

15

6

Подведение итогов, рефлексия

5

 


Ход урока

№ п/п

Этапы урока, t

Задачи этапа

Деятельность

преподавателя

Деятельность обучающихся

Применяемые методы

Ожидаемый

результат

 1

 Организационная часть, 2 мин.

Задача – выявить наличие и готовность студентов к уроку.

 Приветствие, проверка явки студентов, готовности их к уроку

Приветствие преподавателя

 словесный

 Эмоционально - психологический, положительная мотивация

2

Актуализация опорных знаний, мотивационно-целевая установка, 3 мин.

Задача – введение студентов в учебно – познавательную деятельность: выявление и актуализация опорных знаний, обеспечение принятия и осознания целей урока.

 

Актуализирует опорные знания, путем просмотра презентации (слайды 1-9) и используя вопросы к слайдам:

- какие геометрически тела здесь изображены?

Название и объемное изображение на экран выводится только после правильного ответа студентов

 

 

Молодцы!

 

Организует беседу, задает проблемные вопросы, которые способствуют точному определению темы урока и постановке целей:

 

-А теперь посмотрите вокруг и скажите много ли нас окружает предметов, которые имеют форму геометрического тела?

-Какую форму имеют предметы?

 

Создает мотивацию учебной деятельности для обоснования значимости рассматриваемого материала в практической деятельности

-Как вы думаете, в вашей профессии надо уметь читать чертежи отдельных геометрических тел или более сложных изделий?

-Надо ли знать правила построения чертежей, чтобы уметь читать их?

- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока и цель

 

 

Корректирует название темы

 

смотрят презентацию, читают чертежи,

отвечают на вопросы:

- конус

-цилиндр

-пирамида

-тор

-призма

-куб

-шар

-усеченный конус

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнивают,

анализируют,

 отвечают

-сочетание геометрических тел

 

 

 

 

 

 

Принимают участие в анализе, отвечают на вопросы

 

 

 

самостоятельно

формулируют тему урока, формулируют цель, принимают значимость темы

Записывают в тетради тему урока

словесные, наглядные

 

 

 

 

 

Использование ИКТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

поддержка благоприятного психологического климата -

Элементы здоровьесберегающей технологии

 

 

 

 

Технологии интегрированного обучения

 

 

 

 

 

беседа

 

 

 

 

Анализ, дедуктивный,

частично-поисковый

(Метод проектов)

 

знают:

- характерные признаки изображения геометрических тел, читают чертежи с геометрическими телами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование целостного восприятия мира

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Изучение нового учебного материала, 12 мин

Задача – развитие пространственного представления. Формирование умения читать чертежи, применяя правила проецирования

Демонстрирует слайд с изображением детали и чертеж, диктует определение комплексного чертежа (чертеж, выполненный в трех совмещенных плоскостях проекций)

Переходит в программу КОМПАС -3D и ставит проблемные вопросы:

- Перед нами модель. Как бы мы описали форму этой детали?

-Какую форму имеет паз в этой детали?

- Как правильно построить чертеж?

- Как лучше всего расположить деталь, чтобы изобразить фронтальную проекцию?

Поворачивает в программе КОМПАС – 3D модель с разных сторон

Переходим к следующему этапу:

- Мы уже строили три проекции для геометрических тел, с чего начинается построение чертежа?

 

Выполняет чертеж на доске:

- оси и вспомогательная прямая (450)

-фронтальная проекция

- линии связи

-горизонтальная проекция

-линии связи

-профильная проекция

При построении горизонтальной проекции и профильной проекции спрашивает:

Как показать паз, который есть у детали? (поворачивает деталь в программе КОМПАС -3D)

  

Записывают определение в тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривают деталь в новой программе, отвечают на вопросы.

Примерные ответы:

-форма призматическая,

-паз у детали тоже призматической формы,

-расположить лучше так, чтобы видны максимально были контуры детали

 

 

 

 

 

 

Вспоминают, отвечают:

-строим оси и вспомогательную прямую

Студенты выполняют чертеж в тетради, повторяя за преподавателем алгоритм построения детали

 

 

 

 

отвечают на вопросы

-невидимые контуры выполняют штриховой линией

Наглядный метод, словесный метод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Частично-поисковый

Активное использование ИКТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Репродуктивный

 

 

практический

Активные методы обучения

 

 

 

 

репродуктивный

частично-поисковый, наглядный, словесный,

Развитие пространственного представления. способствует развитию профессиональной компетенции, читать чертежи средней сложности (ПК 1.1, ПК1.2)

 

 

 

 

Развитие ОК5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование знаний приемов построения чертежей деталей на три плоскости проекций

4

Выполнение упражнений – чтение получившегося чертежа, определение изображенной плоскости детали на чертеже, 8 мин.

Задача – развитие пространственного и плоскостного представления. Формирование умения читать чертежи, применяя правила проецирования.

Предлагает студентам прочитать получившийся чертеж.

На интерактивной панели в программе КОМПАС -3D подсвечивает разные плоскости, предлагает студентам найти на чертеже эту плоскость

  

     

Преподаватель одобряет правильные ответы студентов, предлагает не бояться ошибиться.

Студенты размышляют, выходят к доске и показывают на чертеже соответствующую плоскость. Остальные проверяют, в случае ошибки - подсказывают

 

Наглядный,

Словесный,

активное использование ИКТ,

создание ситуаций успеха

интегрированный метод,

элементы здоровьесберегающей технологии

(Интерактивные методы обучения, когда студенты взаимодействуют не только с педагогом, но и друг с другом)

Формирование умения читать чертежи, применяя правила проецирования.

Развитие пространственного и плоскостного представления, что способствует развитию профессиональной компетенции, читать чертежи средней сложности (ПК 1.1)

 

 

частая смена видов деятельности, создание благоприятного психологического климата в коллективе

Выполнение практической работы – построение трех проекций модели по её наглядному изображению, 15 мин.

Задача – развитие общих и профессиональных компетенций.

Сообщает задание практической работы на построение чертежей по наглядным изображениям:

- выполнить чертежи представленных на карточке наглядных изображений под номером 1 и 2 обязательно для всех, под номерами 3,4,5 – выполнить одну на выбор, здесь детали представлены по мере возрастания сложности. Желающие, могут выполнить чертежи для всех представленных деталей.

Осуществляет контроль за процессом и результатом учебной деятельности, оказывает помощь.

В случае затруднений у студентов преподаватель демонстрирует модель на интерактивной панели, поворачивая ее в программе КОМПАС -3D, чтобы студентам было проще перенести объёмное изображение в плоскостное

1 2

3 4

5

Преподаватель хвалит за правильно выполненные работы, подсказывает.

выполняют практическую работу,

спрашивают в случае затруднений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практические,

метод проектов, технология интегрированного обучения

частично-поисковый,

элементы здоровьесберегающей технологии

(- систематическое создание ситуаций успеха, проведение рефлексии для поступательного снижения уровня стресса;

- создание благоприятного психологического климата в коллективе

 

 

 

 

 

Активное использование ИКТ

Формирование умения выполнять и читать чертежи, применяя правила проецирования

Развитие пространственного представления, что способствует развитию профессиональной компетенции, читать чертежи средней сложности (ПК 1.1)

воспитание настойчивости в достижении качества работы, трудолюбию, умению рационально планировать рабочее время, формирование положительной мотивации к изучаемой дисциплине, к профессии в целом, формирование ОК

6

Подведение итогов, рефлексия, 5 мин

Задача – формирование умений анализировать и делать выводы, оценка результатов деятельности.

 

Подводит итоги урока

- Какую цель мы ставили сегодня на уроке?

- Цель Достигнута?

- Надо ли еще поработать дома самостоятельно?

 

Объявляет домашнее задание

(доработать чертежи дома)

 

Отвечают на вопросы

Дают оценку своей деятельности на уроке, осознают, что надо еще поработать дома

словесные

воспитание настойчивости в достижении качества работы, трудолюбию.

 

 

 

Для пропустивших этот урок предлагает выполнить тест «Комплексные чертежи» в программе (MyTestX) во внеурочное время

Самостоятельное изучение темы, выполнение теста

Использование ИКТ технологий

качественное усвоение материала всеми студентами,

активное использование ИКТ

 

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ А

Вопросы теста по теме: Комплексные чертежи

 

Тест: Тесты по графике\Комплексные чертежи.mtf

 

Задание #1

Вопрос:

Дан чертеж детали и ее наглядное изображение.

Определить под какой цифрой будет изображаться поверхность  на ФРОНТАЛЬНОЙ плоскости проекций.

 

Укажите соответствие для всех 5 вариантов ответа:

1) Под цифрой 1

2) Под цифрой 2

3) Под цифрой 3

4) Под цифрой 4

5) Под цифрой 5

 

__ Поверхность А

__ Поверхность Б

__ Поверхность В

__ Поверхность Г

__ Поверхность Д

 

Определить под какой цифрой будет изображаться поверхность  на ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ плоскости проекций.

 

Укажите соответствие для всех  вариантов ответа:

1) Под цифрой 7

2) Под цифрой 8

3) Под цифрой 9

4) Под цифрой 10

5) Под цифрой 11

6) Под цифрой 12

 

__ Поверхность А

__ Поверхность Б

__ Поверхность В

__ Поверхность Г

__ Поверхность Д

 

Определить под какой цифрой будет изображаться поверхность  на ПРОФИЛЬНОЙ плоскости проекций.

 

Укажите соответствие для всех 5 вариантов ответа:

1) Под цифрой 13

2) Под цифрой 14

3) Под цифрой 15

4) Под цифрой 16

5) Под цифрой 17

 

__ Поверхность А

__ Поверхность Б

__ Поверхность В

__ Поверхность Г

__ Поверхность Д

 

Задание #2

Вопрос:

Дан чертеж детали и ее наглядное изображение.

Определить под какой цифрой будет изображаться поверхность  на ФРОНТАЛЬНОЙ плоскости проекций.

 

 

Укажите соответствие для всех 5 вариантов ответа:

1) Под цифрой 1

2) Под цифрой 2

3) Под цифрой 3

4) Под цифрой 4

5) Под цифрой 5

6) Под цифрой 9

 

__ Поверхность А

__ Поверхность Б

__ Поверхность В

__ Поверхность Г

__ Поверхность Д

 

Определить под какой цифрой будет изображаться поверхность  на ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ плоскости проекций.

 

Укажите соответствие для всех 5 вариантов ответа:

1) Под цифрой 6

2) Под цифрой 7

3) Под цифрой 8

4) Под цифрой 10

5) Под цифрой 11

 

__ Поверхность А

__ Поверхность Б

__ Поверхность В

__ Поверхность Г

__ Поверхность Д

 

Определить под какой цифрой будет изображаться поверхность  на ПРОФИЛЬНОЙ плоскости проекций.

 

Укажите соответствие для всех 3 вариантов ответа:

1) Под цифрой 12

2) Под цифрой 14

3) Под цифрой 15

 

__ Поверхность В

__ Поверхность Г

__ Поверхность Д

 

Задание #3

Вопрос:

Дан чертеж детали и ее наглядное изображение.

Определить под какой цифрой будет изображаться поверхность  на ФРОНТАЛЬНОЙ плоскости проекций.

 

 

Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:

1) Под цифрой 1

2) Под цифрой 2

3) Под цифрой 3

4) Под цифрой 4

 

__ Поверхность А

__ Поверхность Б

__ Поверхность В

__ Поверхность Г

 

Определить под какой цифрой будет изображаться поверхность  на ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ плоскости проекций.

 

Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:

1) Под цифрой 5

2) Под цифрой 6

3) Под цифрой 7

4) Под цифрой 8

 

__ Поверхность А

__ Поверхность Б

__ Поверхность В

__ Поверхность Г

 

Определить под какой цифрой будет изображаться поверхность  на ПРОФИЛЬНОЙ плоскости проекций.

 

Укажите соответствие для всех 3 вариантов ответа:

1) Под цифрой 9

2) Под цифрой 10

3) Под цифрой 11

 

__ Поверхность Б

__ Поверхность В

__ Поверхность Г

 

Задание #4

Вопрос:

Дан чертеж детали и ее наглядное изображение.

Определить под какой цифрой будет изображаться поверхность  на ФРОНТАЛЬНОЙ плоскости проекций.

 

 

Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:

1) Под цифрой 1

2) Под цифрой 2

3) Под цифрой 3

4) Под цифрой 4

 

__ Поверхность А

__ Поверхность Б

__ Поверхность В

__ Поверхность Г

 

Определить под какой цифрой будет изображаться поверхность  на ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ плоскости проекций.

 

Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:

1) Под цифрой 5

2) Под цифрой 6

3) Под цифрой 7

4) Под цифрой 8

 

__ Поверхность А

__ Поверхность Б

__ Поверхность В

__ Поверхность Г

 

Определить под какой цифрой будет изображаться поверхность  на ПРОФИЛЬНОЙ плоскости проекций.

 

Укажите соответствие для всех 3 вариантов ответа:

1) Под цифрой 9

2) Под цифрой 10

3) Под цифрой 11

 

__ Поверхность А

__ Поверхность В

__ Поверхность Г

 

Задание #5

Вопрос:

Дан чертеж детали и ее наглядное изображение.

Определить под какой цифрой будет изображаться поверхность  на ФРОНТАЛЬНОЙ плоскости проекций.

 

 

Укажите соответствие для всех 3 вариантов ответа:

1) Под цифрой 1

2) Под цифрой 2

3) Под цифрой 3

 

__ Поверхность А

__ Поверхность Б

__ Поверхность Г

 

Определить под какой цифрой будет изображаться поверхность  на ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ плоскости проекций.

 

Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:

1) Под цифрой 4

2) Под цифрой 5

3) Под цифрой 6

4) Под цифрой 7

 

__ Поверхность А

__ Поверхность Б

__ Поверхность В

__ Поверхность Г

 

Определить под какой цифрой будет изображаться поверхность  на ПРОФИЛЬНОЙ плоскости проекций.

 

Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:

1) Под цифрой 8

2) Под цифрой 9

3) Под цифрой 10

4) Под цифрой 11

 

__ Поверхность А

__ Поверхность Б

__ Поверхность В

__ Поверхность Г


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также