Классный час на тему:
«Как сказать «Нет» и отстоять своё мнение».
Цель:
Ориентировать учащихся на здоровый образ жизни.
Задачи:
1. Научить ребёнка отстаивать своё собственное мнение и противостоять давлению со стороны кого бы то ни было.
2. Формировать умение отказываться от предложенных случайными людьми вещей, в том числе сигареты, алкоголя, наркотиков.
3. Выработать отрицательное отношение к попытке попробовать дурманящие вещества.
Оборудование:
Плакаты, карточки со словами, ящик для жетонов, жетоны с изображением клоунов.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! (…)
- Что обозначает это слово, которое мы говорим и слышим каждый день по несколько раз? (Пожелание здоровья).
- Давайте вспомним, от чего зависит здоровье человека? ( … )
- Да, ребята, здоровье человека во многом зависит от его образа жизни. Значит, мы должны знать, что полезно для нас, а что нет. Прочитайте, пожалуйста, хором утверждение на плакате: «Я умею думать, я умею рассуждать, что полезно для здоровья, то и буду выбирать».
II. «Мозговой штурм».
1. Распределите эти слова на две группы.
(Спорт, жизнь, алкоголь, здоровье, курение, книги, наркотики).
ДА! НЕТ!
спорту курению
здоровью алкоголю
жизни наркотикам
книгам
- Чему мы ещё можем сказать «ДА!»? (Движению, хорошему настроению, режиму дня, правильному питанию, закаливанию … )
- Все слова, собранные под словом «НЕТ!», называются дурманом. Дурман – это то, что туманит сознание, отупляет ум. Посмотрите, какое слово спрятано в нём. (…)
2. Перечисление преимуществ людей, которые не курят, не употребляют алкоголь и наркотики. (Крепкое здоровье, ясный ум, не надо обманывать, белые зубы, уверенность в себе, хорошее настроение … )
III. Оздоровительная минутка.
- Прошу вас ладонями достать пол. Сцепите за спиной руки и присядьте несколько раз.
- Как можно назвать то, что мы с вами проделели? (Разминка, зарядка)
- То есть, другими словами – активный образ жизни. Он способствует укреплению здоровья или нет? ( … )
IV. Игра «Да или нет».
- Я задаю вопрос, вы дружно одним словом отвечаете.
1. Вы хотели бы всю жизнь просидеть дома, не выходя на улицу?
2. У вас есть желание съесть горькое мороженое?
3. Вам хотелось бы сейчас услышать обидное слово?
4. А хотелось бы другу сказать обидное слово?
5. А если я буду заставлять вас это делать, как вы поступите?
6. А если я буду настаивать, оказывать на вас давление? Просто вам будет отказать?
- Да, ребята, отказывать, действительно, трудно.
V. Сообщение цели классного часа.
- Сегодня мы узнаем, как люди могут давить друг на друга и принуждать к плохим делам и как можно отказать в случаях давления.
VI. Знакомство со способами давления и формами отказа.
- Давайте поиграем. Представьте себе, что в классе есть ученик, который не желает петь. Но мы сговорились заставить его петь.
(Каждой группе учащихся раздаю карточки с фразами).
Спой! У тебя голос лучше, чем у Пугачёвой!
Спой! Мне так нравится твоё пение.
Если споёшь, я подарю тебе игрушку.
Если не споёшь, я не буду с тобой играть.
- Обратите внимание, каким способом заставляют ученика петь и как происходит отказ.
На доске появляется запись:
Способы давления:
Лесть
Угроза
Обещание награды
Дружеское давление
Авторитет
- Я предлагаю некоторые формы отказа.
Нет! (объяснение причины).
Нет! (предложение чего-то другого).
Не буду! Не хочу!
Уйти в сторону.
Сделать вид, что не услышал.
- Вот, ребята, точно так же можно предлагать заставлять делать другие вещи.
VII. Ролевая игра в группах.
- Сейчас поучимся применять полученные знания в конкретных жизненных ситуациях. Каждая группа получает карточки, в которых описаны ситуации. Ученикам необходимо разыграть сценки, самим придумать формы отказа.
· Тебе предлагают покурить, но ты знаешь, как это вредно, и отвечаешь отказом. Каким образом ты это сделаешь?
· К тебе подходит незнакомый человек и предлагает понюхать какую-то жидкость и попробовать на вкус. Как ты ответишь?
· По дороге домой после кружка старшеклассники предлагают тебе какие-то приятно пахнущие таблетки. Как ты поступишь?
VIII. Беседа.
- Иногда человека не заставляют, он сам может попробовать одурманивающие вещества от скуки, за компанию. Чем это опасно?
(Мы все разные, неповторимые. Часто бывает достаточно одного раза, чтобы приобрести трудноизлечимую болезнь).
- Значит, какой вывод сделаем? (Лучше не пробовать).
- Во всех рассмотренных случаях все предложения прозвучали в вежливой форме. Но в жизни бывает так, что иногда возможно грубое, насильственное давление. Что делать тогда? (Кричать, звать на помощь, убежать …)
- Дома об этих неприятных встречах, разговорах обязательно расскажите родителям. Они ваши лучшие друзья и советчики.
IX. Работа с памятками.
ПАМЯТКА.
1. Никогда не соглашайтесь пробовать вкусную конфетку, витаминку или сладкий компот, если предлагает их незнакомый человек, а рядом нет родителей. Никогда не соглашайтесь спуститься с незнакомыми людьми в подвал или зайти в чужую квартиру.
2. Никогда не соглашайтесь «чуть-чуть» покурить или выпить вина, даже если предлагают это знакомые. Пусть говорят вам, что ничего не произойдёт, что вместе со старшими всё можно, - не поддавайтесь! А на настойчивые уговоры ответьте: «Мне хочется «Фанты» или лимонада, или в-о-он ту конфетку в блестящей обёртке. Передайте мне её, пожалуйста».
3. Никогда не соглашайтесь попробовать сигарету или пахучее вещество в компании сверстников или старших ребят. Вас будут уговаривать, рассказывать о приятных ощущениях, утверждать, что это неопасно, - не верьте!
4. Никогда не соглашайтесь с тем, кто обзывает вас малышом за отказ попробовать дурман (сигарету, вино или наркотик). Вы уже достаточно взрослые и серьёзные, потому что знаете, что это такое.
5. Никогда не соглашайтесь с тем, кто называет вас трусами и слабаками за отказ познакомиться с дурманом. У вас сильная воля, так как вы не поддались уговорам.
6. Никогда не соглашайтесь с теми, кто называет вас несовременными. Современный человек сильный, красивый, умный, удачливый. Разве может быть таким раб дурмана?
7. Никогда не соглашайтесь с тем, кто утверждает, что употребление дурмана приносит человеку удовольствие. Помните, что употребление дурмана влечёт за собой болезнь, безвременную старость, дряхлость.
8. Никогда не соглашайтесь с теми, кто говорит, что дурман может помочь в беде и горе. За советом в трудную минуту лучше обратиться к близким людям. Посмотрите, их так много вокруг: улыбающаяся мама, добрая бабушка, сильный папа, мудрый дедушка.
X. Итог занятия.
- Предлагаю нарисовать клоуну такую форму рта, чтобы это выражение лица соответствовало вашему настроению после проведённого занятия.
- А теперь кто уверен в себе, что сможет сказать «Нет!» любому предложению что-то попробовать, опустите своих клоунов в этот ящик. Я посмотрю их и верну вам.
- Я думаю, что вы не растеряетесь, если окажетесь в трудной ситуации. Будьте сильными и рассудительными.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.