Классный час на тему «Конфликты» (11 класс)
Оценка 4.9

Классный час на тему «Конфликты» (11 класс)

Оценка 4.9
docx
29.12.2021
Классный час на тему «Конфликты» (11 класс)
Классный час в старших классах на тему.docx

Классный час на тему «Конфликты»

 

Класс: 11.

Цели: расширить представление детей об основных типах и причинах конфликтов.

Задачи:

·         познакомить с различными способами выхода из конфликтных ситуаций;

·         формировать позитивную оценку таких нравственных качеств, как выдержка, хладнокровие, вежливость, уважение к людям;

·         развивать навыки анализа собственного поведения в ситуациях выбора, разрешения внутриличностных противоречий;

·         побуждать к самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию.

Оформление: вывести на слайде таблицу «Стратегии поведения при конфликтах» (с перепутанными позициями).

Приспособление

Избегание

Соперничество

Сотрудничество

Поиск решения, устраивающего обе стороны

Стремление добиться своего за счет другого

Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого

Уклонение от принятия решений

Люди, неуверенные в себе

Сильные, зрелые, уверенные в себе люди

Мирные, уступчивые люди

Люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, тексты с ситуациями на каждую парту.

План классного часа

1. Вступительное слово.

2. Работа с понятиями.

3. Восстановление логических цепочек. «Стратегия».

4. Ролевая игра «Контакты и конфликты».

5. Первая часть. Оценка ситуаций.

6. Вторая часть. Разыгрываем конфликты.

7. Интерактивная беседа.

8. Заключительное слово.

9. Подведение итогов.

Ход классного часа

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Вступительное слово

Тема нашего классного часа - конфликты. Какие эмоции и ассоциации вызывает у вас это слово?

Как видим, преобладают отрицательные эмоции и ассоциации. Неужели ничего положительного нет в конфликтах?

Могут ли люди обходиться без конфликтов?

Учащиеся отвечают на вопрос.

Ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры и т.д.

 

 

Открытия, самоутверждение и т.д.

 

 

Да/нет.

2. Работа с понятиями

В толковом словаре слово «конфликт» означает «столкновение, серьезное разногласие, спор». Давайте поработаем с этим понятием в группах.

Учитель делит класс на 3 группы.

Первая группа объяснит, кого мы называем «конфликтным человеком»?

Вторая группа объяснит, что значит «конфликтовать».

Третья группа найдет значение выражения «конфликтная ситуация».

Четвертая группа пояснит значение слова «компромисс».

Вам 3-5 мин обсудить в группах.

Теперь предлагаю высказаться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В течение 3-5 мин учащиеся обсуждают задания в парах.

Учащиеся высказываются.

3. Восстановление логических цепочек. «Стратегия»

Конфликт - это столкновение интересов. И, как любое столкновение, конфликт может принести и радость победы, и горечь поражения. Поведение людей в конфликтных ситуациях изучает наука конфликтология. С точки зрения этой науки, есть 4 стратегии поведения в конфликтах: приспособление, избегание, сотрудничество, соперничество. Их характеристики занесены в таблицу (показывает на слайд). Только все позиции в этой таблице перепутались. Нам нужно восстановить логические цепочки и стрелочками указать правильное расположение позиций. Угадайте по описанию, о какой стратегии поведения идет речь.

Учитель читает описание поведения.

Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Эта стратегия характеризует мирного, уступчивого человека.

Уклонение от принятия решений. Чаще всего стратегию используют люди, неуверенные в себе.

Поиск решения, устраивающего обе стороны. Этой стратегии обычно придерживаются сильные, зрелые, уверенные в себе люди.

Конкуренция - стремление добиться своего за счет другого. Чаще всего эту стратегию используют люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные.

Какова же результативность этих стратегий? Какая стратегия приведет к конструктивному решению конфликта? А какая только осложнит его или заведет в тупик?

Определите по описанию результативности, о какой стратегии идет речь.

Учитель читает описание поведения.

Эта стратегия используется, когда цена вопроса невелика или нужна пауза для принятия решения. При таком типе поведения в конфликте сохраняются отношения, ни одна из сторон не получает преимущества, конфликт не разрешен, а только притушен.

Эта стратегия является самой эффективной, потому что в этом случае выигрывают обе стороны. Стратегия укрепляет отношения и дает взаимные выгоды.

Эта стратегия оправдана в критических ситуациях, когда решаются жизненные вопросы, а также в том случае, если вас используют в своих интересах. Выигрывает тот, кто сильней. Цена победы - разрыв отношений, страдания проигравшего.

Эта стратегия уместна, когда ради сохранения отношений человек готов жертвовать своей выгодой. В этом случае сторона, идущая на уступки, проигрывает другой стороне. Сохранение истинных партнерских отношений в этом случае проблематично.

Таким образом, при избегании ни одна из сторон не достигает успеха. При соперничестве и приспособлении одна сторона оказывается в выигрыше, а другая проигрывает. И только при сотрудничестве в выигрыше оказываются обе стороны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся  угадывают поведение.

 

 

Приспособление.

 

 

 

 

 

Избегание.

 

 

 

Сотрудничество.

 

 

 

 

Соперничество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети угадывают стратегию.

 

 

 

Избегание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сотрудничество.

 

 

 

 

 

 

 

 

Соперничество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приспособление.

4. Ролевая игра «Контакты и конфликты»

5.  Первая часть. Оценка ситуаций

 

Как же выглядят эти стратегии в конкретных жизненных ситуациях?

Это мы узнаем в ходе нашей ролевой игры «Контакты и конфликты». Первая часть игры - оценка ситуаций. Рассмотрите ситуации и оцените поведение их участников. Попробуйте спрогнозировать последствия каждого инцидента.

Вопросы:

- Можно ли назвать эту ситуацию конфликтной?

- Есть ли из нее выход?

- При каких условиях возможен конструктивный выход из этой ситуации?

- Спрогнозируйте развитие ситуации при таких вариантах развития конфликта:

а) если оба будут настаивать на своем (соперничество);

б) если оба захотят погасить конфликт (сотрудничество);

в) если одна из сторон захочет уклониться от конфликта (избегание);

г) если одна из сторон подчиниться обстоятельствам (приспособление).

Каждая группа будет проводить разбор различных ситуаций, показанных на слайде.

После каждой сценки учитель проводит разбор ситуации по вопросам.

«Грамотные стали»

Покупатель. Почему вы продаете стограммовые упаковки майонеза по цене двухсотграммовых?

Продавец. С чего вы взяли?

Покупатель. «Ну вот же, на ценнике написано: вес - 200 г, Цена - 10 руб. А упаковки стограммовые. Я вчера купила, думала, вы ошиблись. А сейчас вижу, что вы просто ценники перепутали.

Продавец. Ничего мы не перепутали. По сколько надо, по столько и продаем. А не нравится - идите в другой магазин, поищите подешевле. Грамотные стали.

«Только не надо нас пугать»

Учитель. Я пригласил вас, чтобы выяснить, почему ваш сын пропускает уроки литературы.

Мама ученик а. А что ему делать на ваших уроках? Толстого и Достоевского читать? Вы знаете, что он у меня профессионально занимается танцами, его ждет артистическая карьера. Пусть он лучше поспит лишний часок или погуляет.

Учитель. Но вы понимаете, что оценка по литературе в аттестате будет стоять не за его танцевальные успехи. Он получит то, что заслуживает.

Мама ученика. Ой, только не надо нас пугать. Думаете, на вас управа не найдется?

 «Вас никто здесь не держит»

Представитель рабочих. Я пришел к вам от имени трудового коллектива, чтобы выяснить, почему нам третий месяц не платят зарплату.

Начальник. Мне очень жаль, но денег нет - предприятие, которому мы поставляем нашу продукцию, обанкротилось.

Представитель рабочих. Но администрация предприятия исправно получает зарплату, вы недавно поменяли мебель в офисе и приобрели новую иномарку.

Начальник. Эти средства взяты не из фонда заработной платы.

Представитель рабочих. Нам все равно, из каких фондов вы нам заплатите - выплатите наши деньги. Если бы не школьные завтраки, наши дети падали бы в голодные обмороки.

Начальник. Я же сказал вам, что денег пока нет. И неизвестно, будут ли вообще. Не хотите ждать - вас никто здесь не держит. Тогда точно ничего не получите.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При условии сотрудничества обеих сторон конфликта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждая группа читает ситуации.

 

6. Разыгрываем конфликты

 

Разыграйте эти сценки, используя более эффективные стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

Учитель раздает по рядам листочки с текстами ролей. Дети репетируют в течение 5-7 мин.

Репетиции окончены, даю слово участникам конфликтов.

Что вы можете сказать о результативности стратегии поведения, выбранной участниками этих конфликтов?

Три пары участников из каждой группы выходят к доске, разыгрывают ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся высказываются.

7. Интерактивная беседа

 

Вспомните случай, когда ваше поведение в конфликтной ситуации привело к неприятным для вас последствиям - разрыву отношений с близкими, вызову родителей в школу, проблеме с правоохранительными органами и т. д.

Как бы вы поступили, если бы можно было повернуть время вспять?

Чему вас научила эта ситуация?

Как вы понимаете эпиграф?

В школах верховой езды не хвалят наездника, который может удержаться на вздыбленной лошади, как вы думаете, почему?

Так же и с конфликтами. Конечно, умный, знающий человек найдет выход из любого положения, но мудрый в него не попадет. А значит, мудрый не доведет отношения до конфликта. Какие приемы и способы существуют для предотвращения конфликта?

А какие черты характера нужны, чтобы следовать этому золотому правилу? Эти черты характера даны нам от рождения или их можно воспитать в себе?

Учащиеся высказываются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Под опытным жокеем лошадь никогда не встанет на дыбы.

 

 

 

 

 

 

 

Золотое правило общения: всегда поступай с другими так, как ты бы хотел бы, чтобы другие поступали с тобой.

 

8. Заключительное слово

 

Жизнь не прожить без конфликтов, но разумный, культурный человек всегда сможет эффективно уладить споры и разногласия, гибко используя различные стратегии: в одних случаях жестко настоит на своем, в других - уступит, в третьих - найдет компромисс. А чтобы не ошибиться в выборе стратегии поведения, нужен жизненный опыт, мудрость и знания. Надеюсь, толику этих знаний вы получили в ходе сегодняшнего часа общения.

 

9. Подведение итогов

 

Какая стратегия выхода из конфликтных ситуаций вам ближе всех?

Какой стратегии хотели бы научиться?

Что этому мешает?

 

Учащиеся высказываются.

 


 

Классный час на тему «Конфликты»

Классный час на тему «Конфликты»

Могут ли люди обходиться без конфликтов?Учащиеся отвечают на вопрос

Могут ли люди обходиться без конфликтов?Учащиеся отвечают на вопрос

Их характеристики занесены в таблицу ( показывает на слайд )

Их характеристики занесены в таблицу ( показывает на слайд )

Определите по описанию результативности, о какой стратегии идет речь

Определите по описанию результативности, о какой стратегии идет речь

Таким образом, при избегании ни одна из сторон не достигает успеха

Таким образом, при избегании ни одна из сторон не достигает успеха

Каждая группа будет проводить разбор различных ситуаций, показанных на слайде

Каждая группа будет проводить разбор различных ситуаций, показанных на слайде

Мама ученик а. А что ему делать на ваших уроках?

Мама ученик а. А что ему делать на ваших уроках?

Представитель рабочих. Нам все равно, из каких фондов вы нам заплатите - выплатите наши деньги

Представитель рабочих. Нам все равно, из каких фондов вы нам заплатите - выплатите наши деньги

Как бы вы поступили, если бы можно было повернуть время вспять?

Как бы вы поступили, если бы можно было повернуть время вспять?

Заключительное слово

Заключительное слово
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.12.2021